Клад

Джейхун Кулизаде
Кто в детстве или юности не мечтал найти клад? Вот именно! А я не только мечтал, но и точно знал место на берегу Каспийского моря, где он лежит. Как можно устоять от такого соблазна?
Я ждал, готовился, и наконец отправился за ним.

А всё началось когда мне было лет 13, и мой отец, большой любитель по-охотиться и по-рыбачить, решил познакомить меня со своим хобби.
Обычно он "охотился" со своим другом - корреспондентом очень популярной республиканской газеты, для которого все водоемы и заповедники республики были открыты круглый год, а местное руководство старалось услужить этому "начальнику" из столицы. На этот раз рыбалка должна была состояться на берегу моря, недалеко от устья реки Куры. Приехали мы на место ближе к вечеру. Корреспондент сразу же отправился в расположенную в недалеке рыбацкую деревушку, чтобы нанять какого-нибудь местного лодочника для утренней рыбалки, а я стал помогать отцу установить палатку и разжечь костёр. Собирая вдоль берега деревянные сучья, я обратил внимание на блестящие под лучами заходящего солнца какие-то камешки. Подобрав один из них, я заметил что на камешке имеется рисунок. Вернее не рисунок, а его часть. Я заинтересовался находкой, и, побродив еще немного, собрал штук 7-8 таких же, размером с маленькую лепешку. На одних камешках были какие-то разноцветные узоры, на других видны части воина с копьем, на-третьих птицы, козы и еще какие-то животные. Когда я прибежал обратно к нашей машине, то рядом с ней уже горел костер, а вокруг него сидели мой отец, корреспондент и местный рыбак. Корреспондент хвалил Ахмеда, называя его лодку лучшей в округе.
Рыбак Ахмед совсем не был похож на рыбака, а напоминал мне больше какого-то абрека из "Героев нашего времени" Лермонтова. Он был среднего роста, в черных кожанных сапогах, в черной одежде и черной бараньей шапке, а на кожанном поясе висел большой охотничий нож похожий на маленький меч.

Когда я показал отцу свою находку, глаза у Ахмеда загорелись, а корреспондент заулыбался, и сказал:

- Ну что, Ахмед, расскажешь мальчику откуда эти, и еще другие, камешки берутся? Или ты хочешь, чтобы это сделал я?

Ахмед, как-будто уличенный в чем-то нехорошем, опустил голову:

- Начальник, я рыбак, и отец мой был рыбаком, и отец моего отца тоже был рыбаком. Про камушки ничего особенного не знаю. А то, что участковый говорит, так это он на меня наговаривает.

- И то, что отец твой во время шторма не тонул, а был убит и выброшен в море, он тоже наговаривает? - спросил корреспондент.

- Наговаривает, начальник, - ответил Ахмед не поднимая головы.

- Ладно, сказал, корреспондент, взял у меня один камешек и начал свой рассказ.

- Не камешки это вовсе, а отшлифованные морем части древней керамической и фарфоровой посуды, продолжил корреспондент.
- Вы что-нибудь слышали про затонувшие города Каспийского моря и его сокровищах? А про скифское кладбище и двухметровые каменные гробницы скифских воинов полные золотых изделий?
Не думаю, что вы об этом слышали или много знаете. Есть, конечно, люди из института истории академии наук, которые об этом докладывали в верха, но из-за неимением средств, исследования затянулись на десятилетия.
Писать об этом запрещается, чтобы не поднимать шумихи и ажиотажа среди остального населения. Местные, естественно, молчат. Им конкуренты не нужны. А правительство? Оно объявило наиболее "богатые" места заповедной зоной, поставило пару запрещающих въезд шлагбаумов, и этим ограничилось, в надежде на коммунистическую сознательность местных жителей. А сознательные жители не могут устоять от соблазна, и ловят "золотые рыбки". Ловят и прячут сокровища в своих тайниках. А сокровища коварны, они вмиг превращают друзей в недругов, а саму доброту - в алчность. За последние десять лет очень много рыбаков утонуло. Только, говорят, что не утонули они, а были убиты, за то что оказались уж слишком удачливыми. Говорят, что отец Ахмеда в один из дней нашел большой кувшин полный золотых монет и драгоценных камней. И после этого исчез. Говорят, что во время шторма утонул. Только не правда это. И Ахмед это знает. Надеется убийцу сам найти, и сокровища вернуть. Вот он и подтверждает версию, что отец его во время шторма утонул.

Ахмед молча смотрел на огонь и головы не поднимал.

- Это сегодня море тихое и на берегу никого нет. А вы придите сюда после шторма, когда ветер несколько дней дует с моря, и вы увидите сколько здесь кладоискателей рыщут, и чего только морские волны на берег не выбрасывают! И глазурованную посуду, с изображением птиц, оленей, рыб, звездообразных  орнаментов, серебряные, бронзовые и золотые монеты, кольца, бусы, браслеты и другие всевозможные украшения.

Я слушал рассказы "начальника" с открытым ртом и затаив дыхание. А ночью мне приснился сон : я брожу по берегу моря и нахожу в морском песке золотые монеты, жемчуга, изумруды, и заполняю ими свои карманы.

На следующее утро, когда после рыбалки мы собирались обратно домой, я смотрел на спокойное море, и дал себе слово, что обязательно сюда вернусь .

С того самого дня я стал большим любителем послушать прогноз погоды, и очень радовался, когда передавали, что порывы ветра будут достигать 30-35 метров в секунду. Мое сердце сильно колотилось и я видел в своем воображении огромные волны выбрасывающие на берег сокровища затопленного города.
Через две недели после нашей поездки, я предложил отцу порыбачить опять в том же самом месте. Но отец сослался на то, что он сейчас занят, и, что на то место ехать без друга-корреспондента он вообще не может. Потом, призадумался, как-будто что-то вспоминал, улыбнулся, и добавил, что нас оттуда или участковый попрет или же местные прибьют.

- Забудь!, - отрубил он напоследок, и занялся своими делами.

У меня было такое ощущение, что у меня отняли самое дорогое на свете. Как я могу забыть о том, о чем мечтаю последние две недели? Это невозможно! Я туда обязательно поеду! Только как? И чем больше я об этом думал, тем больше я понимал, что без отца туда сам я не доберусь. Во всяком случае сейчас, когда мне всего 13 лет. Как бы мне не было тяжело это осознавать, я принял решение отложить поездку до лучших времен. Еще какое-то время я мысленно бродил по берегу моря того заповедника, и видел сны, где я находил золотые монеты и другие драгоценности, но со временем я успокоился и стал жить жизнью обычного бакинского подростка.

Прошло три года. Я окончил школу и сдал вступительные экзамены в институт. Как-то днём у нас дома раздался телефонный звонок. Моего отца спрашивал его друг-корреспондент. Я сказал, что отец в Москве, и вернется только через месяц. Он сказал, что очень жаль, так как у него выдалось свободное время и он хотел порыбачить с моим отцом в заповеднике, и попрощался.

Я положил трубку, но никак не мог отвести мысли от телефонного разговора. Как-будто меня что-то беспокоило. Мысли крутились в голове, но на ум ничего не приходило. В это время, порывом ветра и образовавшимся сквозняком, захлопнуло дверь спальни. И тут меня как током ударило. Рыбалка! Заповедник! Сакровища!!!

Я нашел телефон корреспондента в нашей телефонной книге и перезвонил ему. Он удивился моему предложению взять меня с собой, но, подумав несколько секунд, согласился.

- Будь готов. Через час заеду, - коротко сказал он и повесил трубку.

И вот, я оказался там, куда мечтал попасть три года назад.
Мы подъехали к стоянке когда уже стемнело и сразу же развели костер, и установили палатку.
Так как Ахмеда не было, нам пришлось нанять другого рыбака. Он был намного старше Ахмеда, хромал и все время крутил головой, как-будто оглядывался. У хромого, также как у Ахмеда, на поясе висел охотничий нож. Корреспондент что-то рассказывал рыбаку и иногда задавал ему вопросы. Рыбак молча слушал и коротко отвечал, называя корреспондента начальником, точно также  как называл его в прошлый раз Ахмед. Я обратил внимание, что у рыбака нет двух пальцев на правой руке, а на левой щеке огромный шрам с кончика рта и до самого основания глаза. При взгляде на него мне становилось как-то неуютно, и я старался на него не смотреть. Через какое-то время послышались тихие шаги, и из темноты выросла фигура Ахмеда. Он поздоровался за руку с корреспондентом, присел к нашему огню, кивнул мне головой и при этом даже не взглянул в сторону хромого рыбака.

- Ну как жизнь, Ахмедка!, - спросил корреспондент закуривая. - Давненько я тебя не видел.
  Хотя слышал очень много интересного.

- Неправда, это, начальник, наговаривает на меня участковый. Я тебе уже это говорил, - спокойным голосом ответил Ахмед.

- А как же деревенские? Они тоже наговаривают?, - не успокаивался корреспондент. Ведь то, что ты задумал, это уже не игры кладоискателей. За это знаешь что может быть?!

Ахмед резко поднял, опущенную до сих пор голову, и посмотрел сверкающими глазами на хромого.
Рука его несколько раз скользила к поясу, там где висел нож, и опускалась обратно.

- Ахмед, выброси эту идею из головы. Я тебе это как друг твоего покойного отца говорю. Не выйдет у тебя ничего. Погубишь и себя и всю свою родню.

- Пойду я, начальник, идти мне надо. Дела. Прощйте, - сказал Ахмед, резко встал, и исчез в темноте в направлении к морю.

После ухода Ахмеда, корреспондент выкурил еще одну сигарету и завалился спать в палатке.
Я забрался в машину, чтобы немного вздремнуть до рассвета, а хромой продолжал сидеть у огня. Глаза его были закрыты, и казалось что он спит. Я прикрыл глаза, и стал думать о том, как через несколько часов буду бродить по берегу в поисках сокровищ. О своем равнодушии к рыбалке я объявил корреспонденту сразу, и у меня будет как минимум 5-6 часов для разведки берега. Участковый и местные мне были не страшны, так как приехав с "начальником" я стал неприкасаем.
Я уже засыпал, когда мне показалось, что на меня кто-то смотрит через машинное окно. Как-будто хочет убедиться, сплю я или нет. Я чуть-чуть приоткрыл глаза, так, чтобы наблюдаемый этого не заметил, и увидел на себе пристальный взгляд хромого. Поглазев на меня еще немного, он отошел от машины, и направился в том же направлении куда ушел Ахмед.

Моё любопытство не позволило мне находиться в машине больше одной минуты. Переборов страх, я безшумно выбрался из машины, и последовал за хромым. С данной местностью я  уже был знаком, и знал, что до берега моря, сразу после полосы кустарника и песчаной насыпи, не более пятисот метров.
Ночь была не темная, луна довольно неплохо освещала местность. Я нагнал хромого у полосы кустарников, и незаметно для него продолжал следовать за ним. Перед выходом из кустарников хромой остановился и замер без движения. Я не знаю как долго прошло времени, но мне показалось что не меньше часа. Ноги мои ныли и комары готовы были выпить всю мою кровь. Я уже думал было повернуть назад и вернуться к машине, как хромой резко оглянулся назад. В руке у него мелькнул нож. Я упал на землю и замер. Хромой пригнулся и выполз на насыпь. Я выглянул на полоску земли перед насыпью и увидел как в тридцати метрах от меня, рядом с небольшой  ямой, сидит Ахмед, а сзади к нему подползает хромой. Я не знал что делать. Бежать назад и звать корреспондента было уже поздно. Я бы не успел. Закричать и предупредить Ахмеда немедленно я боялся, так как до меня хромому было ближе чем до Ахмеда. Пока я размышлял, как поступить, хромой оказался в метре от Ахмеда. Я решил, что пора, и ... прежде чем я успел закричать, на долю секунду раньше моего крика, я услышал другой пронзительный крик, похожий на крик чайки. Ахмед сидел на хромом и его большой нож глубоко сидел у того в груди. Мне показалось, что Ахмед услышал мой крик, так как он уже смотрел в мою сторону. Я побежал назад к машине, залез во внутрь, закрыл все двери и притворился спящим.

Через минуту, я услышал шаги возле машины, и мне показалось, что я задыхаюсь от страха. Хотелось кричать, но у меня как-будто пересохло горло и пропал голос. Я лежал неподвижно и ждал. Но ничего не происходило. Я не слышал никаких звуков или шагов. Мне показалось, что уже прошло минут десять или пятнадцать, и я слегка приоткрыл глаза. На меня в упор через стекло смотрел Ахмед. Притворяться спящим больше не имело смысла и я приподнявшись стал смотреть на него. Так продолжалось с минуту. Потом Ахмед приложил указательный палец к губам, мотнул головой, и скрылся в темноте.

Я, естественно, до самого утра не сомкнул глаз, ожидая появление Ахмеда в любую секунду. Но Ахмед так и не появился. Не вернулся к машине и хромой рыбак. Утром корреспондент очень долго ругался, что рыбалка сорвалась. Когда я сказал ему, что неважно себя чувствую, и не буду заниматься никакими поисками, он развел руками и сказал, что значит не судьба. Мы быстренько собрались и поехали в город.

Прошло десять лет. Мои родители праздновали серебряную свадьбу. Пришел к нам домой и корреспондент. После того как к концу вечера большинство гостей разошлись и остались только близкие, корреспондент поведал нам историю, которую мне было услышать интереснее чем кому-либо еще. Так вот, был наш корреспондент недавно в командировке в Стамбуле, и по приглашению турецких коллег они отдыхали в замечательном ресторане на берегу Босфора. Когда пришло время оплатить счет и турецкие коллеги подозвали официанта, то оказалось что счет уже оплачен. Турки обиделись на корреспондента, подумав, что это он оплатил счет. Но оказалось, что счет оплатил господин, которому принадлежит этот ресторан и который просит корреспондента зайти к нему в офис. Какого же было его удивление, когда в хозяине он узнал ... Ахмеда. Да, да, вы не ошибаетесь - Ахмед был хозяином этого дорого ресторана, и еще владельцем каких-то зданий в Анкаре. Каким образом? Сокровища? А как же он оказался в Турции, во времена, когда еще существовал железный занавес? Корреспондент сказал, что возможно ему удалось сначала перебраться через Лерикские горы в Иран, а оттуда уже в Турцию. Детали мне неизвестны. А Ахмед, как всегда был немногословен.

Я был счастлив за Ахмеда. Ведь я никому про то что увидел в ту ночь не рассказал. И как мог знать это Ахмед? Ведь расскажи я кому-нибудь увиденное, возможно его планы никогда бы не сбылись.