Экономический менталитет человека Нового времени

Евгений Каширский
Человек Нового времени – это прежде всего человек рациональный. Рационализм не являлся лишь данью науке и философии. Сама жизнь потребовала рационального мышления. В немалой степени этому способствовала изменившаяся экономическая ситуация.

Как же менялась психология людей под воздействием развития торговли и промышленности? Покажем это изменение на примере создания несемейных видов предприятий. В Средневековье большинство купеческих ассоциаций (кроме сообществ семейного типа) создавались лишь для одной сделки, для одной поездки, на срок редко более одного года. У средневекового человека нет и мысли о долговременных инвестициях, непрерывности ведения совместных дел. В Новое время появляются предприятия, в которых постоянно работают чужие друг другу люди. (Попутно отметим, что в Китае и Индии таких предприятий не возникло.)

В связи с этим потребовалась концепция предприятия, работающего так же дружно и с тем же доверием, как и прежняя семейная модель. Но как можно доверить свои капиталы чужому человеку? Кредит, поставка и закупки товаров, участие в расходах и доходах – все это требует гарантий и элементарной честности. Поэтому поначалу работники и компаньоны подбираются из той же религиозной общины, членом которой является предприниматель. На братьев по вере, которые вместе с тобой ходят в церковь, можно положиться с большим основанием. Позднее был выработан общий критерий проверки честности – это обязательность в выполнении соглашений.

Честное ведение дел, выполнение обязательств и верность данному слову, пунктуальность, трудолюбие и прилежание – становятся основой поведения делового человека Западной Европы. Торговцы вырабатывают свой кодекс чести, который прежде всего включает в себя своевременную уплату долгов и верность обязательствам. Именно европейские торговцы выработали пригодную для жизни систему нравственных норм. Без нравственных норм были бы невозможны несемейные предприятия, осуществившие проекты колонизации, развития внешней торговли, строительства каналов и железных дорог.

Возрастает значение уметь вести диалог, быть терпимым. Чтобы вступить в производственные отношения, люди должны были научиться договариваться.

* * *
Бурно развивающийся рынок нуждается в предсказуемости поведения власти, игры по твердым правилам. Это прежде всего относится к законам и налоговой политике. Нелишне напомнить, что средневековая практика правительств характеризуется конфискациями, поборами, произвольными захватами. Даже размер и время сбора пошлин были непредсказуемы. Постоянные угрозы конфискаций приводили к тому, что накопления держались в мобильной и легко скрываемой форме. Низы боялись делать запасы, ибо их могли конфисковать для каких-нибудь нужд.

Экономика Нового времени заставляет власть перейти к внятной налоговой политике. Правительства получают налоги и кредиты, торговцы и промышленники получают свободу. Если в Испании еще господствует, образно говоря, финансовый рэкет со стороны правительства, то в Англии и Голландии война за автономию капитала от финансовых претензий государства успешно завершена. Стабильность налогообложения в этих странах способствует их экономическому подъему.

Для долгосрочных торговых операций (длящихся более года), должны были быть надежные обязательства и правовая защита. Это требовало рационального законодательства, ибо капитализму нужен закон не только надежный, но и рациональный. Закон, не опирающийся на логику, содержит элементы магии, мистики. Например, прощение князем должника выглядит весьма гуманно. Но это приводит к экономическому хаосу, поскольку власть, чтобы возместить потери,  усиливает давление на других собственников. (Сравните с сегодняшними российскими реалиями). О том, насколько была обеспечена правовая защищенность участников рынка, можно судить по тому факту, что даже во время европейских войн участники рынка не слишком страдали от мародерства, ибо войны того времени не отменяли правовые гарантии собственности.

Происходят изменения и в правоприменении: решение судов также становится предсказуемым. Запад вводит предсказуемость в идеал.

Для сравнения укажем, что в Азии того времени по-прежнему господствовала система конфискаций и поборов. Помимо этого, штрафы и конфискации применялись в качестве подавления неугодных представителей богатого класса. Поэтому люди скрывали действительные размеры имущества, вкладывали средства лишь в те сферы деятельности, где можно было соблюсти тайну операций. Разумеется, это негативно отражалось на развитии экономики азиатских империй и мусульманских государств Среднего Востока.

* * *
Рост числа независимых государств дает возможность экономического маневра. Поэтому правительства вынуждены поощрять своих предпринимателей, иначе грозило бегство капиталов, например, в Амстердам, который неплохо на этом наживался. Экономика освобождается от мелочной государственной опеки. Теперь власть поддерживает торговцев. Между правительствами и торговцами возникают взаимовыгодные союзы (так называемая политика меркантилизма).

Отметим, что некоторые католические регионы, под влиянием успехов протестантов, тоже встали, по сути, на протестантский путь экономического развития (Италия, южная Германия, католические районы Нидерландов). Местные католические церкви, в отличие от Ватикана, одобряли бизнес, поскольку получать пожертвования в деньгах было выгоднее.

* * *
Наконец, следует сказать о том, что немало способствовало становлению деловой этики кальвинистское учение. Кальвинизм, руководствуясь Писанием, поддерживал преданность своему призванию (делу жизни), верность товарищам (компаньонам), надежность, обязательность и пунктуальность, усердие и самоотверженность, простоту и бережливость. Все эти качества, несомненно, требовались новой экономике. Таким образом, промышленность и торговля в тех странах, где распространился кальвинизм, получали дополнительный моральный стимул.