Условия устойчивости Русской цивилизации

            УСЛОВИЯ УСТОЙЧИВОСТИ РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ               

Состоявшийся кризис свидетельствует о факте деградации действующей экономической модели капитализма с нарушением принципов безопасности и устойчивости. Основная ошибка либеральной модели состоит в том, что она   ориентирована не на природные и социальные факторы, а на создание прибыли за счёт операций фиктивного (ничем не обеспеченного) капитала и долговой экономики на основе процента. В настоящей работе изложен ведический, природо-сообразный подход к решению проблем выхода из кризиса на основе комплексной модели устойчивого развития (УР) в триаде «Природа-Общество-Человек» (ПОЧ). При этом понятие «экология» распространяется не только на природу, но и на общество, и на человека – с приоритетом формирования духовно-развитой личности, оказывающей  благотворное влияние как на окружающую природу, так и на общество (ноосферно-экологический аспект). Формирование такой личности в России возможно при условии изменения содержания образования и воспитания на основе ведической концепции УР в триаде «П–О–Ч», организованной на основе современной топологии. Рассмотрим модель такой концепции, изложив представления ведизма о человеке и его месте в Мире и Космосе в эпоху Антропоцена (планетарный подход).

                Человек как микрокосмос
       Мировоззрение наших предков-славян отличается своей глобальностью и космичностью: даже изображение коня на верху крыши («коньке») имеет символический характер, означающий, что дом «едет» в космическом пространстве! В этом – незаконченность пути жизни, её непрерывное развитие, не простая диалектика «да – нет», а эвалектика, развитие по спирали. Но в основе этого развития – круг внутри дома, родовой круг, семья, обустраивающая свой быт и воспроизводящая себя и продукты на основе Труда – в этом материальная основа родоведческого мировоззрения.
      Аюрведа описывает стройную систему 4-х мерного пространства, раскрывает тайну мироздания с циркуляцией в нём вещества, энергии, знания. В качестве первоэлементов принимаются Огонь, Воздух, Вода, Дерево и Земля. С активностью этих элементов связаны периоды года (сезоны) и активность основных ян-инь - органов человеческого тела/ 1 /:
                Весна – дерево – активна печень
                Лето -  огонь  -   активно сердце
                Осень – воздух – активны лёгкие
                Зима -  вода - активны почки
      Каждый сезон содержит 72 дня (три месяца), а в промежутках между сезонами жизненная энергия циркулирует в срединном пути – Земля – селезёнка (по 18 дн.). Рекомендации по исцелению перечисленных органов сводятся к тому, что лечить их нужно в периоды активности (сердце – летом, почки – зимой и т.д.).
      В соответствии с циркуляцией жизненной энергии человеческий организм как пространственное образование (микрокосмос) представлен в Аюрведах совокупностью четырёх пирамид с равными гранями, по которым «течёт» энергия. Соединение этих пирамид основаниями образует сложную объёмную фигуру, в центре которой находится  пятая пирамида «земля – селезёнка». Плоское изображение такой фигуры приведено на рис.1 – в соответствии с принципом подобия - уже применительно к цивилизации в целом.

                Мировоззрение и философия жизни (ведение хозяйства) / 2 /

       В основе мировоззрения древних славян лежит понятие РОДА -  этим именем они называли себя, так же назывался и Бог – Род, представляемый и как Триглав (Троица – в православии). Направлением человека к собственной сути (к Божественному началу – нави), к становлению самим собой (яви) является производительный труд, обеспечивающий возрождение, развитие по пути Прави. Первичной ячейкой рода является индивид – целостное явление, которое может стать Личностью, если служит не только себе: «Себя утверди  в Его роли сверхличной!», т.е. в Божественной роли Вселенского служения.
       Объединённые родом, люди образуют ячейки родового общества: семью, мастерские (артели), общины. Народ есть совокупность всех, кто порождает Благо – отсюда и Благородный! Людей объединяют и предки, а также Земля, породившая, кормящая их и возделываемая ими. Род (в отличие от вида) производительно укореняется вглубь, плодотворно даёт Жизни всё, что необходимо на основе труда и самоорганизации (самоуправления - вече) – основы любой демократии как власти народа. В основе гуманности (человечности) лежит природосообразная созидательность – в единстве Человека и Природы, способность производить необходимое для жизни, каждому производить больше, чем потреблять, не истощая Природу - суть ноосферно-экологической концепции.
       Во всяком деле важна не только почва (земля), но и технология, искусство возделывания (Культура). Ограждённое пространство, на котором произрастает Род, называется гражданством, живущим по правилам  Рода (путь Прави) и Правды (сфера политики). Власть – это прежде всего ответственность! Закон есть то, что за Коном, т.е. за кругом Жизни Рода, это Небо и Навь, то, что не познано и есть внешнее дополнение, находится вне границ необходимого и целесообразного, не связано с непосредственным производством. Земледелец руководствуется не законами, а началами, образующимися в круге Жизни, и правилами его (круга) обхождения – по примеру того, как энергия циркулирует в организме человека ( см. выше).Так, ведение хозяйства строго привязано пентадным циклом движения вещества и энергии к временам года:  производство – распределение – обмен – потребление – воспроизводство. Вопросы владения и управления регулировались стратегемой (аффирмацией, установкой, заговором):
       "Кто контролирует Человека - тот получает право владеть Землёй (Природой); Кто контролирует Землю - тот владеет Небом (Ю:Ноосферой); Кто контролирует Небо, тот развивает Человека!" 
       Изгой и потребитель, живущие в отрыве от народа (гражданства) – преступают за Кон жизни, пытаясь обойти то, что не обходимо, презирают труд, пытаясь жить за счёт фиктивных форм обмена (денег, не заработанного трудом капитала, ссудных процентов по нему). Именно они отчуждают впоследствии орудия и средства производства (включая землю) у непосредственного производителя и пытаются навязать чуждые ему ценности, нарушая законы Прави. Земля, средства производства – должны принадлежать тем, кто производит! – в этом главный смысл справедливости и формирования коллективно- трудовой собственности. Собственность – функция труда, а не капитала - ЭТО ПРИНЦИП "АЗИАТСКОГО" СПОСОБА ПРОИЗВОДСТВА И НАКОПЛЕНИЯ КАПИТАЛА!
       Таким образом, по Ведам необходимость человеческого рода состоит в том, чтобы производить материальные и духовные блага не только для себя, но и для всего сообщества, одухотворяя Природу, Общество и самих себя. Главное – не выходить за Кон Жизни, не отрываться от своей сущности, своей Земли (Отечества) и своего Рода. В этом смысле определяющей деятельностью становится Домоводство или то, что ныне называют экономикой, в основе  которой – производительный труд (воспроизводственное, материнское начало!). Но экономика должна ориентироваться на удовлетворение потребностей людей – и в этом смысле она пересекается с психологией, изучающей эти потребности, и с аксиологией, определяющей систему ценностей Человека и Общества.
        Аюрведа выделяет следующие основные потребности людей/ 1 /:
1 – в устремлении к Божественному началу(БН)(прославление БН и познание Нави у русов)- РЕАЛИЗУЕТСЯ В ТВОРЧЕСТВЕ;
2 – в  накоплении с целью домоустроения( развития  быта и Человека – Яви);
3 -  в расширении свободы деятельности (по пути Прави - Справедливости);
4 – в воспроизводстве себя (продолжение рода) и продуктов (устойчивое развитие).
        Нетрудно увидеть, что первое устремление в современных представлениях относится к сфере Культуры, второе – к сфере Экономики, третье – к Политике, четвёртое – к сфере Управления. Эти сферы есть основа любой цивилизации.
        Целесообразность потребления определяется необходимостью удовлетворения перечисленных жизненных потребностей людей, на их основе выстраивается и модель устойчивого развития (УР) человеческой цивилизации.При этом можно сформулировать 4 основных постулата (Целевые функции), обеспечивающих УР в триаде П-О-Ч(см. на рис.):
  - по оси 1-1: Стремление к Бож. началу есть основа системы ценностей и необходимо для УР Природы, Организации и Человека при балансе материальных и духовных потребностей Общества;Целевая функция (ЦФ)системы Ценностей - мотивация социума на разумное потребление (отдавать больше, чем брать!);
  - по оси 2-2: стремление к накоплению Капитала необходимо для УР Природы, Общества и Организации при балансе живого и овеществлённого труда; ЦФ Капитала - планирование воспроизводства доблестного труда как необходимого условия развития Личности Человека с формированием Ноосферы и Духосферы;
  - по оси 3-3: ЦФ Власти - организация эффективного использования природных ресурсов при соблюдении ноосферно-экологических требований (Власть Природы);
  - по оси 4-4: стремление к воспроизводству есть условие УР Природы, Общества и Человека при балансе систем Государственного и СамоУправления Организаций на основе ЦФ взаимо-контроля. При этом Функции управления (планирование, организация, мотивация, контроль) важнее функций собственности (владение, распоряжение, пользование,контроль).   

   На основе этих постулатов формулируются следующие принципы Этики, обеспечивающие УР любой цивилизации:
   1 - Духовные ценности выше материальных; Общее благо выше индивидуального;
   2 - Живой труд выше овеществлённого, производственный Капитал важнее торгово-финансового;Капитал используется не для эксплуатации труда, а с целью развития Личности Человека В процессе труда (в т.ч. по возделыванию Земли);
   3 - Справедливость выше закона,Власть Природы (Экология на основе соблюдения законов Природы)выше власти Общества и Человека;
   4 - Развитие самоорганизации (самоуправления)выше внешнего управления.

                Модель устойчивого развития цивилизации
         Концепция устойчивого развития явилась объективным продолжением человеческой потребности и способности к самосохранению и развитию, но уже на более высоком уровне-уровне человеческих организаций (цивилизации).
Сказанное справедливо для общества, в котором среднее индивидуальное сознание мало отличается от общественного, не конфликтует с ним и не находиться в непримиримой оппозиции. Это означает, что частные интересы в целом совпадают с интересами общества, а последние с интересами государства, т.е. во всех трех измерениях. Поэтому  необходимы такие модели, которые отражают как интересы общества (государства), так и индивида, применимы как на уровне государства, так и на уровне фирмы (организации) и могут использоваться  как диагностические для определения и разрешения противоречий в триаде «П–О–Ч». Подобная модель была разработана и опубликована автором в журн. Власть,№10, 2000г. с учётом ведических принципов организации Жизни и основных потребностей Личности /3/.
   Эта модель может стать началом выстраивания «государства благосостояния», национальную модель которого можно реализовать в России на основе принципов устойчивости и социально-рыночного хозяйства. При этом устойчивость гарантируется государством, а развитие – самоорганизацией трудовых коллективов с преобладанием производственного капитала над торгово-финансовым. Модель приведена на рис.1
   В основе модели лежат четыре жизненных устремления личности:
В сфере Культуры – к созиданию и творчеству, к познанию Истины;
В сфере Экономики – к накоплению с целью домоустроения и развития Личности Человека на основе Труда при взаимодействии всех форм собственности;
В сфере Политики – к свободе и власти на основе Права (по А.Зиновьеву -
государственного,гражданского и частного),к справедливости, в т.ч. по отношению к Природе;
В сфере Управления – к воспроизводству человеческих и производственных ресурсов с контролем УР в триаде Природа-Общество-Человек.
В модели используется два современных подхода к управлению в социально-экономической системе.
Первый – основан на  общих функциях управления (стратегическое планирование, организация, мотивация, контроль) – это организационная сторона управления, гарантирующая устойчивость социально-экономической системы и контроль над экологической ситуацией.
Второй – основан на функциях собственности (владение, распоряжение, пользование, контроль) – это социально-экономическая сторона, связанная с развитием самоорганизующихся структур общества в условиях рынка.
Приведенные подходы позволили определить:
• приоритетные факторы в 4-х основных сферах общества;
• основные противоречия, присущие любой социально-экономической системе и пути их превращения в факторы развития;
• расширение понятия «экология» до уровня Человека и Общества с точки зрения обеспечения УР на основе этики и законов природы.

         Приоритеты (как условия устойчивости):
В сфере Культуры (науки, образования, религии, искусств) - формирование приоритета духовных ценностей над материальными, созидания над потреблением,познание Истины как Божественного начала(промысла).Предполагается,что познание Божественного промысла(Воли Неба) относительно глобальной цели России возможно на основе смысловых понятий,сформулированных в системе "Древо мысленно" с помощью Софийской азбуки(см. на этом сайте материал "Культура и Православие как синонимы"). При этом отрицается либеральная концепция о приоритете экономики перед другими сферами человеческой деятельности: в качестве базовых элементов принимается триада «П-О-Ч» и её устойчивая организация, а экономика наряду с политикой и управлением рассматриваются как средства, обеспечивающие УР этой триады. При этом следует знать,что в Ведах слово Культура трактуется как составленное из двух слов: «культ» - поклонение и «Ур» - свет, т.е. истинная Культура есть поклонение Свету, всему прекрасному, творческому – потому устремление к Божественному началу и стоит на первом месте!
В сфере Экономики - приоритет производственного капитала над торгово-финансовым (ТФК), введение экологической сертификации на все производственные процессы. Приоритет ТФК в современной модели капитализма явился причиной очередного глобального кризиса долговой экономики и тому есть простое объяснение: оборачиваемость ТФК на порядок выше производственного, особенно в условиях электронной обработки данных и глобальных финансовых (чаще спекулятивных) связей, позволяющих избранным «игрокам», имеющим внесоциальный интерес, действовать по своим правилам, в свою пользу в ущерб своим согражданам,когда долги государства превышают ВВП(В США,в ЕС - в !,5 раза!).
В сфере Политики – приоритет законодательной власти перед исполнительной (особенно в сфере распоряжения природными ресурсами), сочетание прав и свобод с ответственностью Личности (Право и Свобода для исполнение воли Творца).
В сфере Государственного управления – приоритет функций стратегического планирования и управления для обеспечения устойчивости и развития в триаде ПОЧ.

ПРОТИВОРЕЧИЯ(как источники развития – см. штриховые линии на рис.1):

В сфере Культуры – между системой ценностей, соответствующей менталитету общества, его национальной идее «жить своим умом», и системой ценностей, навязанной народу извне (как сегодняшняя либеральная западная модель)  – снимается на основе воспитания духовно-развитой Личности с преобладанием идеи служения, идей патриотизма (истинные цели Культуры) над эгоизмом и потребительским отношением к жизни.Предполагается,что в основе менталитета народов России лежат смысловые связи,определяемые системой "Древо Мыслено",воссозданной Л.И.Сотниковой("Истинная азбука Русского языка"-1999 г.-М.-Элиста)- они же позволяют сформировать национальную идею России как носителя истинной Жизни на Земле - жить по Правде и Совести.исполняя волю ТВОРЦА!
В сфере Экономики – между трудом и капиталом – снимается на основе развития коллективно-трудовой собственности (КТС - в США развивается под названием ESOP), в том числе через справедливую приватизацию.
В сфере Политики – между ограниченными природными ресурсами и стремлением  власти к неограниченному распоряжению ими - снимается признанием за обществом Копного права(распоряжение природными ресурсами с приоритетом СОБОРА - представительной власти народа).
В сфере Государственного управления – между центром и децентрализованными структурами управления – снимается на основе систем контроля сверху и снизу (принцип баланса власти, развитие самоуправления).При этом принимается, что Функции управления (планирование, организация, мотивация, контроль) важнее функций собственности (владение, распоряжение, пользование,контроль).   

   Таким образом, использование  представлений древних славян о структуре человеческого организма как микрокосме, о ведении хозяйства как совокупности общественных отношений в процессах обмена, распределения и воспроизводства с целью формирования Личности на основе труда, о необходимости  удовлетворения жизненных потребностей Человека с приоритетом  духовных над материальными – позволили создать комплексную модель устойчивого развития цивилизации в основе которой -  триада « Природа – Общество – Человек» и её устойчивость.
   Представители Русской цивилизации должны осознать роль своего этического национально-культурного кода как универсального в общецивилизационном процессе устойчивого развития при формировании программ ЕврАзес, для чего необходимо вернуться к своим корням, к организации Жизни на ведических принципах. Сохранив себя, мы сохраним и приобретём все три Мира – как на физическом, так и на духовном плане – Нави+Яви+Прави, или то же самое в Православии – в Троице Единосущной и неделимой!
   В условиях Антропоцена уместно вспомнить и основные принципы добродетельной жизни, предложенной греческими стоиками (Зенон,Сенека):Божественное (разумное) начало,доблестный труд,справедливость и умеренность во всём!
   "В настоящее время недостаточно исходить лишь из анализа политических, экономических, культурных и других социальных категорий вне контекста действия законов Природы. Необходим метафизический подход при исследовании глобальных мировых процессов. Современные доктрины и концепции мироустройства должны опираться на стратагемы, идеологемы и принципы, которые имеют характер топологической заданности. Такого рода параметры объективны по отношению к субъективному фактору исторического процесса, каким выступает человечество. Между тем изначально предназначение человечества состояло в построении некой единой картины мира, в которой ему отводилась особая роль в гармонизации интересов Природы и Человека. Если не решить эти задачи в обозримом будущем, планета Земля может дальше не выдержать таких темпов разрушительных «преобразований» и истребления всего живого" - /ТПП-Информ.
   Рассматриваемая модель может быть использована как для разработки  стратегии и программ устойчивого развития России, так и других стран с формированием образовательных программ, ориентированных на девиз,сформулированный ЮНЕСКО:"ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ!"
«Знания в сочетании с воспитанием духовных ценностей дают мудрость!» – по мнению автора в этом состоит суть концепции образования для будущего, гарантирующего устойчивое развитие в триаде «Природа-Общество-Человек».При этом необходимо использование новых методов обучения - в данной статье предложена комплексная (междисциплинарная) модель с применением семантической топологии, позволяющей строить объёмные модели исследований социально-экономических и социально-культурных процессов.


                Литература
1.Аюрведа: наука самооздоровления. - СПб.: изд. ОВК, 1993. 160 с.
2.Советы человеческого рода. http://master74.com/rod3.htm
3.Соков Ю.А. Устойчивость цивилизации. – М.–Пушкино: СГУ, 2004, 112с.


Рецензии
Сначала нужно правильно сформулировать цель -
и лишь потом появится смысл искать к ней путь.

http://www.proza.ru/2016/11/10/188

Поэтому условием устойчивого развития цивилизации
является правильное определение приоритетов в триаде
"Бог - Общество - Человек" (а не "Природа-Общество-Человек"),
или иными словами, сначала нам надо решить для себя вопрос
какие ценности являются для нас главными:

- духовные (Его мнение о нас),
- душевные (общественная мораль),
- или физические (здоровье, деньги)?

Вот для чего сначала нужно определиться
- есть ли Бог,
- в чём состоит Его воля,
- и обязательна ли она для исполнения нами.

Потому что ошибка при постановке цели
(ошибка при расшифровке слова "Природа")
делает бессмысленным и поиск пути к ней:

http://images.myshared.ru/5/364690/slide_2.jpg
http://pbs.twimg.com/media/C6pq2o2WsAA9sSC.jpg

Вениамин Зорин   11.03.2017 19:50     Заявить о нарушении
ВЕНЯ! Спасибо за внимание и Ваше мнение! Бог в модели присутствует как "Всё во Всём"=88=Богоявление!- ЕГО трудно выделить отдельно! ОН в этом смысле НИЧТО(=77=Господь=С нами Бог!), в Котором ВСЁ! - вот такая философия...

Юрий Сокол   12.03.2017 11:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.