Люди И Тренды V

Николай Коршунов
ДОИГРАЛИСЬ!

Немецкое правительство захлестнула новая волна антигамерской истерии. Причем если раньше блюстители морали выдвигали свои претензии в основном к разработчикам кровавых шутеров, то нынешние законники определенно сделали по этой части большой шаг вперед. Предложив наказывать и производителей, и продавцов, и, самое главное, гамеров за «жестокость к игровым персонажам – людям и человекоподобным созданиям». На первый взгляд, мотивация авторов законопроекта выглядит достаточно убедительной. В немецких школах происходит все больше насилия, косвенно связанного с компьютерными играми, когда школьники – фанаты игр типа «Counter Strike» начинают стрелять по одноклассникам. При этом предполагается, что проявлением жестокости следует считать не только эмуляцию стрельбы или езды по живым людям, как это было в играх «Quake II» или «Carmageddon», но и виртуальное уничтожение зомби, импов, вампиров, кибердемонов, манкубусов и прочей фэнтезийной нечисти, не существующей в природе. Поскольку, с точки зрения отдельных депутатов германского парламента, они обладают отчетливым человекоподобием. Несмотря на бредовую идею преследования за преступления, в которых нет реально пострадавших, в случае, если закон будет принят, «жестокость к виртуальным персонажам» будет караться отнюдь не виртуальным тюремным заключением сроком до одного года. Доигрались, блин.

ИНО-ИСКУССТВО

Культовый английский музыкант, композитор-авангардист, создатель стиля «эмбиент», автор музыки для операционной системы Windows 95 и прочая, прочая, прочая Брайан Ино решился на новый радикальный эксперимент, раздвигающий границы современного искусства в области аудиовизуальных инсталляций. По крайней мере, так считают критики, когда говорят о новом проекте Ино под названием «Семьдесят семь миллионов картин». В недалеком прошлом Брайан совместно со своей группой «Roxy Music», в деятельности которой принимали участие такие звезды психоделии, как Роберт Фрипп и Брайан Ферри, поражал мозги слушателей странными сочетаниями нот и синтетических созвучий. Чуть позже Ино записал несколько новаторских пластинок амбиентной и электронной музыки, продюсировал Дэвида Боуи, «Ultravox», «U2». Нынешним любителям файн-арта предлагается наслаждаться абстрактными образами и музыкой на дому при помощи персонального компьютера, на который установлена «созидательная программа», каковой, по существу, и является новое творение Брайана. В основе действий программы лежит классический прием художественного авангарда – алеаторика. То есть метод, позволяющий строить произведение искусства таким образом, чтобы его можно было связно воспринимать, исполняя, читая или рассматривая в случайном порядке частей. Алеаторикой увлекались композиторы Пьер Булез и Карлхайнц Штокхаузен, с ней экспериментировал Хулио Кортасар в романе «62 – модель для сборки». В случае с «77» программа бесконечно и случайно моделирует видеоизображения из кусочков, нарисованных самим Брайаном Ино и конструирует звуковое сопровождение из отрывков музыки его же авторства. Результатом является бесконечная эмбиентная композиция, уникальная для каждого пользователя программы. Для полного счастья софт укомплектован DVD с интервью автора и буклетом, в котором подробно объясняется, как Брайан Ино дошел до такой жизни. Как говорит сам автор, своим новым релизом он выступает против картин, мертвым грузом висящих на стенах, противопоставляя им «визуальную музыку». Кстати, галерейные инсталляции «Семидесяти семи миллионов картин» также активно готовятся – пока что только в Америке.

КАКОГО ЦВЕТА БУДУЩЕЕ?

Оказывается, есть и такая профессия – предсказатель цветов. Не тех цветов, которые ты даришь своей девочке на восьмое марта, а тех, которые будут модными в ближайшие несколько лет. В которые будут покрашены твои штаны, твоя машина, стены твоей кухни, и, возможно, даже подаренные тобой на восьмое марта цветы. К тому же, в отличие от других предсказателей, например, астрологов или синоптиков, предсказатели цветов ошибаются гораздо реже.
Несерьезным с виду делом занимаются вполне серьезные учреждения, вроде Pantone Color Institute по заказу крупнейших законодателей мод. Почему так – понятно: производителям хотелось бы знать, на какие цвета в ближайшее время ожидается ажиотажный спрос, а в какие лучше не красить даже мусорные бачки. Всем памятна история о том, как в начале семидесятых, одновременно со всплеском популярности модного овоща авокадо множество ни в чем не повинных людей раскрасили свои дома в ядовито-зеленые цвета. Мода незаметно кончилась, а веселый колер еще долго нервировал домовладельцев. Предсказатели цветов следят, чтобы такого больше не повторилось – они находятся в постоянном поиске, анализируя социологические опросы, телепередачи, кинофильмы, интерьеры, картины, граффити и прочие источники, из которых можно почерпнуть инфу о цветовых пристрастиях населения.
К примеру, спрос на теплые желто-зеленые цвета летнего гардероба был удачно предсказан форкастерами на основании коммерческого успеха мультфильма «Шрек». Прогнозисты сделали свои выводы на основании трех факторов. Во-первых, мульт был неимоверно принят детской аудиторией. Во-вторых, почти наверняка будет снято продолжение. В-третьих, другие анимационные полнометражки, типа «Монстерс, Инк.», вышедшие в это же время, были выдержаны примерно в этой же цветовой гамме. Расчет строился на том, что детки наверняка достанут родителей «Шреком» до такой степени, что им придется обратить внимание на мультяшные расцветки. Время показало, что предсказатели поставили на правильную лошадь.
Впрочем, старинные методики прогнозирования также остаются в силе. Сегодня среди предсказателей цвета особенно популярен метод гадания на кофейной гуще в прямом смысле этого слова. Ожидается, что очередной глобальной тенденцией ближайших нескольких лет будет изменение отношения большинства людей к темно-коричневому цвету. Опросы уже показывают, что коричневый начинает ассоциироваться с богатством и здоровьем, а не с грязью и какашками, как это было лет десять тому назад. Говорят, руку к популяризации оттенка приложили крупнейшие специалисты Америки по части кофе – сеть кофеен «Старбак», за последние годы изменившие представления рядового американца о напитке: если раньше кофе существовал только в двух видах – с сахаром и без оного, то нынешний потребитель знает тонкую грань между эспрессо, глясе, латте, капуччино и американо. Кофе от «Старбак» становится национальным символом успеха и позитивной динамики развития, причем не только его вкус, но и его цвет.
Что касается других модных в ближайшем будущем расцветок, то предсказатели обещают возвращение старинных благородных оттенков, бывших актуальными в начале XIX и XX веков – фиолетового и пурпурного. Желтый и белый будут популярны летом нынешнего года, за что надо сказать отдельное спасибо организаторам летней олимпиады 2007 в Китае. Сами понимаете, Великая Желтая река, Великая Китайская стена, чай с жасмином и все такое.

ПОРТ-РОЯЛЬ XXI ВЕКА

Это – единственное на планете Земля государство, территория которого от начала до конца была создана руками человека. В семи милях от берегов Великобритании, на заброшенной морской платформе уже сорок с лишним лет имеет место быть маленькая, но гордая страна Sealand. Или Силэндия, если адаптировать оригинал к русской языковой традиции. Несмотря на нежный по государственным меркам возраст, Силэндия имеет все, что полагается заправской державе – герб, флаг, гимн, золотые и серебряные монеты в качестве валюты, а также богатую историю, пропитанную духом борьбы за свободу и независимость.
Морская платформа Роугстауэр, размерами которой, собственно, и ограничивается территория Силэндии, была построена англичанами во время Второй Мировой для отражения налетов немецкой авиации. После окончания войны форпост забросили, а гарнизон перебазировали на материк. До середины шестидесятых платформа находилась в полном запустении, чем в 1967 году воспользовался майор в отставке Пэдди Бэйтс. Предварительно посовещавшись со специалистами в области морского права, он переехал на Роугстауэр вместе с семьей и объявил ее территорию своим призом, собственностью и суверенной державой. Поскольку Роугстауэр действительно находился за пределами морской границы Британии, с формальной точки зрения все так и выходило: согласно морскому законодательству, человек, спасший брошенное плавсредство вправе предъявить на него права. Военно-морские силы так не думали, поэтому через год Силэндию атаковали, а Пэдди Бэйтса, к тому времени уже Короля Силэндии, доставили на судебное разбирательство. Которое неожиданно для всех закончилось официальным признанием, что за пределами английской границы права трогать гражданина Бэйтса никому не давали. Так Силэндия и ее король получили суверенитет.
Через энное количество времени, в течение которого король Пэдди и его сын, принц Майкл, безбедно тусовались на своих пятистах пятидесяти квадратных метрах, торгуя сувенирами по почте, Силэндией заинтересовались финансовые воротилы. Постепенно кое до кого дошло, что уникальное положение платформы делает из нее идеальное место для оффшорной зоны, элитного казино или размещения абузоустойчивого хостинга. С последней идеей долго носились господа пираты с файлообменника Piratebay.org, даже открывшие в Интернете подписку с целью собрать недостающие 126 миллионов долларов на покупку обжитой платформы. Правда, затея увенчалась пшиком: столько миллионов пираты не собрали и отправились действовать по плану Б – скидываться на менее дорогостоящий остров. А совсем недавно по сети прокатилась инфа, что Силэндию по сходной цене прикупил… казахский писатель по имени Данияр. Подробности сделки, так же, как и фамилия «писателя» нигде не фигурируют, поэтому крайне вероятно, что мы еще услышим о том, как экстерриториальная Силэндия станет местом проведения какой-нибудь блистательной финансовой аферы.

РЕТРО БЬЕТ МЕТРО

Пару лет тому назад все было по-другому. Потребителю, казалось бы, уже раз и навсегда объяснили, что мужчина, который носит химический загар, прическу за сто долларов, вещи от Paul Smith и пользуется тонизирующими каплями для глаз Q10 от Nivea – это не гомосек, а метросексуал. Что для того, чтобы иметь с женщинами секс в большом городе, нужно быть обаятельно женоподобным, пристально и самозабвенно ухаживать за своим телом и гардеробом, изящно пахнуть и уметь отличить габардин от кардигана. Записной антипод метросексуала – ретросексуал, он же воплощение хорошо известного афоризма о том, что настоящий мужик должен быть могуч, вонюч и волосат. Характерные приметы ретросексуализма – питье пива с друзьями за просмотром футбола, любовь к милитари-стилю и джинсам, прямолинейная маскулиность внешности и парфюма, и еще многое из того, что было надежно записано в отстой. И вот, наконец, долгожданная сенсация: маятник, похоже, качнулся в обратную сторону. Ретросексуал is back!
Как известно, новые тенденции стиля проще всего внедрять в массовое сознание при помощи масс-медиа. Приметы возвращения ретросексуального тренда в мужской моде многие усмотрели в облике Дэниела Крэйга, имперсонировавшего Агента 007 в очередной серии бондианского мыла. Учинили над собой безжалостный ребрендинг известный в недалеком прошлом метромодник Брэд Питт и ряд звезд размером поменьше – вроде Эролла Флинна и Джимми Стюарта. В то время, как метросексуал будет озабочен поисками итальянского ресторана с аутентичной пастой, от которой не толстеют, грядущий герой стиля предпочтет замочить свой обед собственноручно топором, винтовкой или удочкой, а потом еще и пригласит себе подобных на барбекю. Которое, естественно, будет готовить сам, отгоняя от сковородок женщин, ни черта не соображающих в приготовлении реальной еды.
Смешно звучит, но приметы возвращения мужской сексуальности на круги своя острее всего прочувствовали секс-меньшинства. Модный листинг «Крутая Пятерка» специфического онлайн-издания «Голубой обзор для парней-натуралов» («Queer’s Eye For The Straight Guy») удрученно подводит итог под причинами упадка. Во-первых, метросексуал в чистом виде слишком редкая птица – примерно один мужчина из пяти. Во-вторых, в погоне за совершенствованием любимого себя метросексуалисты утратили mojo – мужское обаяние и сексапил, что оттолкнуло от них потенциальных партнеров. Да, разумеется, метросексуалы – это приложение к семейному кризису, когда мальчики воспитываются женщинами, но и им периодически хочется позиционировать свою мужскую состоятельность в традиционном ключе. Поэтому маркетинговые стратегии крупных компаний также постепенно начинают перестраиваться в «натуральное» русло, создавая рекламу и продукты, явно не ориентированные на нежную метросексуальную психику. К примеру, Procter & Gamble начал выпуск новой линии дезодоранта «Олд Спайс» – «Олд Спайс Высокая Выносливость» с рекламным слоганом: «Когда она потеет, это сексуально. Когда ты потеешь, ты воняешь». Сеть техасских парикмахерских «Roosters», несмотря на название, ориентирована на натуральных мужиков, которым негде пообщаться, выпить пива и посмотреть рестлинг-шоу – кресла обтянуты кожей, пиво стынет в холодильнике, плазменные экраны заменяют зеркала. Идеология компании – «Мужчине нужно место, куда бы он мог сходить ради самого себя», – увеличила за последний год количество «Roosters» вдвое.
В то время, когда феминистки сжигали лифчики, мужчины учились плакать и делать педикюр. Теперь до продавцов мечты наконец дошло, что, ориентируясь на метросексуальную идею, они теряют бОльшую часть своих клиентов, которые не обязательно вонючи и волосаты, но и не видят в пестовании своей внешности смысла существования, играют по выходным в боулинг, смотрят футбол и дуют нескучные напитки. А это, как-никак, почти что наш коллективный портрет.

ЧИСТО-ПОЛИС

Что такое метрополис и почему он маст дай, знают все. Кто-то смотрел стародавнюю, черно-белую скай-фай-ленту Фрица Лэнга про ужасы жизни в большом человейнике. Кто-то, и таковых большинство, прочувствовал прелести урбанизма непосредственно на своем тщедушном тельце, поскольку уже имеет несчастье там проживать. Вряд ли ты будешь спорить с тем, что нынешние крупные города воздуха не озонируют, а напротив, гробят среду нашего обитания всеми доступными способами, и что с этим пора уже что-то делать. Проблема только в том, что лучший способ сделать город чище – это построить его заново, поскольку это будет значительно дешевле и умнее, чем ранее апробированный метод «до основанья, а затем». Именно этим в настоящее время занимаются спецы из китайской консультационной компании «Arup» и Shanghai Industrial Investment Corporation, совместными усилиями создавая проект первого в мире эко-города по имени Донгтан.
Поскольку Донгтан – это все-таки опытный полигон, в самом начале он не будет отличаться масштабами и размахом. При заявленной площади города в восемьдесят шесть квадратных километров к 2010 году планируется освоить только один, с населением в десять тысяч человек. Тридцатку планируется заселить только к 2050-му. Правда, к экологичности Донгтана темпы его роста имеют мало отношения. В первую очередь, новый город будет пропитан заботой о человеке, в нем живущем. Любой дом будет находиться не более чем в семи минутах неторопливой ходьбы от общественного транспорта и социалки типа школ или больниц. Для всех жителей города планируется создать запас рабочих мест, чтобы люди не мотались работать в близлежащий Шанхай. В том числе на массе электростанций нового типа, получающих энергию из восполняемых источников вроде ветра или приливов, которые будут обеспечивать город энергией. Почти весь внутригородской транспорт планируется перевести на батарейное питание или любой другой безопасный вид топлива. Соответственно, и население города будет питаться только экологически чистым топливом, растущим на полях без химических удобрений. Все городские здания будут оборудованы системами экономии и перераспределения тепла и электричества, а на крышах установят солнечные батареи и ветрогенераторы. В ход пойдет даже городской сток, биомасса из которого будет попадать в установки, производящие биогаз для отопления и био-удобрения для ферм. Материал для домостроя планируется брать из местных ресурсов, обращаясь к привозным только в случае крайней нужды: нет, и все тут. Поскольку ожидается, что транспорт не будет пачкать воздух, то в системы воздухоочистки и кондиционирования зданий также не пригодятся. Кстати, о средствах передвижения – в большом почете будут ноги и велосипеды, для которых построят массу пешеходных и вело-дорожек, а для фэнов быстрой езды организуют электробусы и речные трамвайчики на солнечных батареях.
Параллельно вопросами проектирования чистополисов озаботилась компания Gale International, внутри которой были созданы планы еще двух экогородов, правда, с сильным креном в сторону digital technologies – Согндо-сити и Ю-сити в Южной Корее. Оба проекта были тщательно рассчитаны с помощью компьютеров и планируются к вводу в строй чуть раньше – Согндо, например, уже в 2015-м. Фантазия создателей рисует картины города, в котором районы будут связаны беспроводными широкополосными сетями, управляющими электронными замкАми, видеотелефонами, службами доставки. А для того, чтобы пользоваться общественным транспортом, делать покупки, попадать к себе домой или на рабочее место, хватит одной смарт-карты, кошелька и универсального ключа в одном флаконе. Остается только пожелать авторам и инвесторам проектов их успешной реализации. И заодно поинтересоваться, чем бы эдаким занять остальных 99,99% населения планеты, мающихся от нездоровой экологии в метрополисах, в то время, как мудрые китайцы неторопливо возводят свои опытные образцы.

Журнал "Хулиган", февраль 2007.