Мастера ужасов - рецензия на сериал

Оксана Аболина
США, Канада, Япония, 2005      Проект Мика Гэрриса


Хотелось, чтобы продрало до костей. Однако, не продрало. Адреналин не взыграл. Волосы дыбом не встали. Мурашки не бросились врассыпную по коже. И кошмар приснился только единственный раз. И то лишь потому, что я дико боюсь крыс, а в одном из фильмов бегала ведьма-крыса с человечьим лицом. Сериал оставил смешанное чувство, но явно не то, которое задумывалось авторами. И это несмотря на то, что Мик Гэррис собрал под крышей проекта самых разных режиссеров ужас как известных ужастегов. Среди них Дарио Ардженто и Джон Карпентер. Выделил каждому по часу времени, равной доле денег и дал возможность самовыразиться. Общее впечатление от "Мастеров ужасов" - не ужасает. По большей части вызывает здоровый смех и неясное томление - ну когда же, когда же меня наконец напугают?! Тем не менее, я не скажу, что сериал плох. Просто он не страшен. В целом это хорошие небольшие по размеру картины-новеллы, в которые режиссеры, словно вдруг внезапно вспомнив о том, что им задан определенный жанр, начинают громоздить кровавые сцены с жуткими ландшафтами и нездоровым цветом глаз и кожи у некоторых из героев. Всё хорошо-хорошо, и тут - бац! - словно чувство вкуса вдруг изменило и ушло к другому. Посему обидно: часто вполне реалистические картины бывают гораздо страшнее того, что получилось в этом сериале.


"Возвращение домой" (реж.Джо Данте). Острая политическая сатира. Предстоящие выборы в Штатах, продажные СМИ накручивают рейтинг президенту и безбожно врут, врут, врут... В том числе, по телевизору озвучивается мысль, что если бы погибшие в Персидском заливе солдаты воскресли, они бы сказали, что поддерживают президента. И солдаты восстают из мертвых. Столица заполняется зомби в военной форме, желающими проголосовать. Что у зрителя, что у местных жителей эти несчастные вызывают не ужас, а сострадание. (7 из 11)


"Дженнифер" (Реж. Дарио Ардженто) По жанру - чисто ужастег. Полицейский, пытаясь предотвратить убийство девушки, стреляет в занёсшего над ней мясницкий нож мужчину, и убивает его. Девушка страшно уродлива и невменяема. Её признают душевно больной и отправляют в психушку. Полицейский, движимый жалостью, вызволяет ее оттуда, но не может никуда пристроить. Оставляет у себя. И тут для него начинается кошмар. Девушка оказалась разновидностью баньши. То и дело она соблазняет и насилует главного героя, а питается преимущественно соседями и окружающими его людьми. Финал предсказуем с самого начала фильма: баньши перейдёт по наследству к следующему спасшему ее человеку. Несколько сцен с расчлененкой и жесткой эротикой, что, в общем, соответствует жанру, но сцены эти смотреть как-то не вдохновляет. Актерская игра посредственная. Хорош грим. (6 из 11)


"Женщина-олень" (Джон Лэндис). Комедия-детектив с элементами пародии на "Секретные материалы". Ещё одна бессловесная женщина-обольстительница, только в отличие от Дженнифер, она видится всем прекрасной девушкой, самая большая радость для нее - затащить мужчину в постель, а там быстренько отдубасить оленьим копытом (оказывается, ноги у нее не человеческие, а звериные), превратив в кровавое месиво. Фильм веселый, со здоровым и звонким юмором. Заставляет задуматься о том, почему мужчины подозревают в женщинах насильниц гораздо больше, чем женщины в мужчинах. Генетическая память об эпохе матриархата? Хорошие сценарий и актерская игра. (8 из 11)


"Отпечаток" (Такаши Миике) Фильм местами очень красивый и поэтичный, местами очень жестокий и неприятный. 19 век. Европеец ищет по борделям Японии свою потерянную любимую женщину. А находит изуродованную проститутку, которая рассказывает ему весьма неприятную историю. Подробно и натуралистично изображена сцена пытки. Фильм был запрещен в Соединенных Штатах. (7 из 11)


"Сны в доме ведьмы" (Стюарт Гордон) По рассказу Лавкрафта. Старый, обросший плющом, особняк, в котором небогатые люди снимают комнаты, а с ними происходят странные вещи. Тревожная и душная атмосфера "Жильца" Романа Полански. Ощущение, что попадаешь в первую половину XX в., но время четко обозначено сегодняшнее: главный герой - владелец ноутбука. Больше о современности ничто и не напоминает. Сюжет. Подобное притягивает подобное. Вот и оказалось, что в доме, где пересекаются различные измерения, появляется новый жилец, студент, изучающий физику. Где-то тут же присутствует ведьма, положившая глаз на его бессмертную душу и старательно пытающаяся ее заполучить. Фильм полностью соответствует жанру и действительно страшноват. Как раз он-то мне и приснился. (7 из 11)


"Происшествие на горной дороге" (Дон Коскарелли) Ночью на шоссе происходит ДТП: машина молодой женщины сталкивается с другой, которая стоит себе посреди дороги, а ни в ней, ни поблизости никого нет. Храбрая леди смотрит вниз, под откос, и пытается докричаться до владельца пострадавшей машины. Однако, на ее голос вылезает монстровидный убийца, которому ей и предстоит противодействовать в течение всего фильма. Сюжет динамичный, острый, игра хороша, очень понравились флэшбеки, где муж главной героини, инструктор по выживанию, учит ее умению защищать свою жизнь. Вот теперь ей это умение и пригодилось. Всё было бы замечательно, но режиссер словно постеснялся того, что его фильм может выгодно выделиться на фоне всего сериала и смазал его: явный перебор - зомбиобразная внешность злодея, кладбище, забитое распятыми людьми, сцена высверливания глаз. Если бы не это, было бы 9, а так - 6 из 11.

"Танец мертвых" (Стюарт Гордон) Жанр - постапокалиптика. Атмосфера выродившегося и стремительно умирающего мира. Еще чуть-чуть и остатки цивилизации распадутся, в людях человеческого уже ничего не осталось. Не только тела, но и души их гниют заживо. Последний нормальный человек - девушка, помогающая матери в кафе, кафе редко уже кто посещает, они еле сводят концы с концами. Однажды здесь появляется компания отморозков. Один из них красив и в отличие от остальных не циничен и не груб. Естественно, девушка тут же влюбляется и отправляется с ним на прогулку. Ей многое не нравится в новых "друзьях", но к концу прогулки она становится, как все. Очень мрачный фильм. (6 из 11).

"Сигаретный ожог" (Джон Карпентер) Все дружно выделяют этот фильм как лучший в сериале, но откровенно говоря, меня он совершенно не впечатлил. Хороша работа актеров, опять-таки присутствует определенная атмосфера, но всё время ощущение, что режиссер пытается нагнетать страх, а он не нагнетается, слишком это всё делается явно. Мне кажется, это потому, что сюжет, хоть в нем и присутствует действие, не особенно кинематографичен. Это чисто литературное произведение (6 из 11).


"Длинноволосое дитя" (Уилльям Мэлон) 13-летняя девочка-подросток, не от мира сего, посмешище в классе. Однако, кому не везет, тому не везет уж на полную катушку. Ее похищают обезумевшие родители погибшего много лет мальчика, которые с помощью демонических сил пытаются вернуть его к жизни. Условием для этого является принесение в жертву некоторого числа детей. Кто приносит детей в жертву, а кто финал фильма заради соответствия жанру. Я не любитель хэппиэндов, но и откровенный цинизм мне претит. (7 из 11)


"Странная девушка" (Лаки МакКи) Не очень удачная попытка смешения жанров. Комедия с элементами черного юмора, слегка разбавленная хоррором. Повествует о странных поворотах лесбийской любви, которая приводит влюбленных друг в друга девушек по стечению обстоятельств к перерождению в чудовищ. Хоррор присутствует только в конце, но он не страшный. В фильме есть смешные места, но и только. (6 из 11)


"Подвезите" (Ларри Коэн) Триллер. Фильм очень напоминает "Попутчика", только маньяков на дороге не один, а два. Так что проезжающим мимо не позавидуешь. Харизма каждого из убийц по отдельности не дотягивает до Хауэровской, но вместе они смотрятся очень даже неплохо. Потенциал у картины огромный, а воплощен далеко не на полную катушку. Конец вообще слабоват. Как будто режиссер испугался того, что в фильме слишком сильное влияние "Попутчика" и решил сделать вид, что это пародия на него. Однако, на твердые 8 из 11 фильм вполне тянет.


"История Хэккеля" (Джон МакНатон) Готичная атмосфера, неторопливое действие, печальная история, красивые пейзажи и люди, занимательная интрига, но опять-таки, в угоду жанру, съехавшее с рельс чувство меры. Фильм хорош до самого финала, а там и смотреть не хочется, отвратительная сцена совокупления женщины и оживших трупов. Ну што такое? Просто обидно - так начать, и так закончить. Впечатление испорчено. Жаль. (6 из 11).