Беседы с бесом. Акт 3

Олег Игрунов
         Акт 3
Автор / читает /:  «Не могу я ложку эту вашу проглотить. Пусть хоть и за океаны мороженого. Не могу!»
Друг автора / покашливая в кулак /:  Не остановимся?
Автор:  «И пусть….»…   А?
Друг:  Давай завтра?
Автор: Такая дрянь?
Друг – Не скажи, не скажи. Если честно, то здорово. Дрянь?! Совесть-то надо иметь?! Сам же чувствуешь, что вещь настрогал. Вещь! И какую?! Просто поздно уже. О! Два ночи! На работу ж.…  Давай завтра? Нет, ну, правда?! Ну, давай: сыпь на посох!
Автор / наливая /:  Будь здоров! Рад был тебя увидеть! Ну? Давай?! / Выпивают /:  Слушай! Серьезно: заскакивай почаще!
Друг:  Ну…. Ты же знаешь….  Пора... / Поднимается /
Автор:  Так что совсем не понравилось?
Друг / опускаясь на табурет /: Я тебе когда-нибудь врал?
Автор:  Соврать?
Друг / смеется /:  Молодец! Вот ты молодец! Давай что ли еще по капле…. / выпивают /: Слушай меня! Достань огурчик…  не последний? Так вот запомни: то, что ты написал – вещь! Это сильно! Ты уж поверь: друг ты мне или не друг, а дрянь  я слушать не стал бы. Сильная вещь! Действительно сильная. Особенно первая часть: этакий русский Фауст….
Автор:  Плагиат?
Друг:  Так бы в глаз и заехал! Нет, ну что за мерзавец?! По духу говорю, по духу!
Автор:  Меня тревожил Люцифер…
Друг/ дожёвывая /:  Ага. Тёмная сторона?
Автор:  Не…. Не то. Как бы тебе….  По чуть-чуть?
Друг:  Чисто символически. Хватит, хватит. Рано ж вставать… / выпивают /: Так что ты имеешь в виду? Самостоятельность зла? … Ух, гадость! Как ее?.. Ну, то есть дуализм мира. Или служение зла пусть против воли благу: “Часть силы той, что вечно хочет зла…”
Автор / закуривая /:  Ты, закусывай. Давай-давай! Вон грибочков возьми. Я размышлял не о существовании Люцифера…. Может, холодца? А кому лезет? Нет, не существование его, а именно возникновение.  И именно как падшего ангела.
Друг:  То есть, почему всезнающий Бог…. Это селедка? … не предвидел?..
Автор:  Да нет, не с позиций Бога.  Удивляет меня позиция самого Люцифера. Какие основания были у него сомневаться во всемогуществе Бога? Понимаешь?
Друг:  Ага. Действительно пора. /Начинает подниматься /
Автор:  А то нет? По последней?! Чего ей киснуть?
Друг / плюхаясь обратно /: Лей! Куда? Краёв не видишь?
               / Выпивают /
Автор:  Так ты понял?
Друг:  А то?.. Поставь охладиться! Может, гордыня? Может, считал себя столь же всемогущим?
Автор:  Столь же?! Речь не о могуществе, где возможно: больше, меньше, равенство…  нацепи мне селедку! / Поднимая вилку с куском иваси /:  Это всемогущество: не убавишь, не прибавишь! Оно одно! Сама возможность второго отпадает, иначе оно б ограничивало первое. Всемогущество  не ограничимо! Может еще? Шучу, шучу! Оно беспредельно! Оно лишь в одних руках! Понимаешь? И тот, какая б ни была гордыня, понимал. Он же гордец и злодей, а не кретин безмозглый.
Друг:  Он нет, а я?.. соответственно?..
Автор:  Ты? Ты тоже нет! Впрочем, я не специалист…  / оба смеются / Так-вот: раз он пошел против воли Господа,  значит, сомневался, что тот всемогущ. Почему сомневался? Что дало ему повод?
Друг:  Повод? Если есть повод – надо усугубить. Доставай! Охладилась уже. По пять грамм…. Не больше! / Выпивают. / За повод! Ах, зараза!.. Не…. Ну, ты, конечно,  молодец…. Но, ты ж знаешь, я вилять не люблю….. Как актер скажу – не постановочна.
Автор:  Да?
Друг:  Нет, вещь хорошая. Сильная. Говорил и говорить буду, что надо вещь! Но, действия-то нет. Диалоги, монологи… мысль-то видна. Но вот с действием  беда. Нет действия.
Автор:  А на чёрта оно? Его везде итак выше крыши.
Друг:  Не. Тут ты, пойми…. Наливай!
Автор:  Сбавь обороты.
Друг:  А? Ну, да. Так вот: в театре (ты-то не знаешь, а я  знаю) там действие необходимо. Без действия не раскроешь характер. Нет, не раскроешь. И рад бы раскрыть, ан нет. Увы-с.
Автор:  Да, на хрен он этот характер? Один характер, другой… интересно, конечно, чем же этот характер отличен от моего; гляди- ка – и мое здесь есть.  Вот же, я полагал, что один такой дерьмовый,  нате вам: есть и другие – не лучше. Проку-то,  что угадал я и раскрыл в персонаже то, что и персонаж в себе не понимает, и другой не понимает ни в нем, ни в себе? Что  даже если и показал я, что на самом деле никто никого не понимает и каждый, даже самый пустой, вроде бы, человек, совсем не тот, каким он представляется окружающим и себе? Показали уже многажды. Что ж с того, что будет еще один верно раскрытый характер? Мысль мне важна(в этой во всяком случае драме).  Мысль…. Тут на дне уже / разливает / Ничего, там еще одна початая  есть. Только там самогон.
Друг:  Ни-ни! Эту и ни-ни. За мысль! / выпивают /: Х - Х-А.  Менделеев… Х-химик! Делал бы чемоданы… Мысль это, конечно, хорошо.  Только не театр это. Театр это сила!  Ты-то не знаешь, я – знаю! Это тебе не чемоданы делать! Театр это храм! Храм – храм – храм: и нет артиста. Нет! Понимаешь? Нет! Схрамали! А у тебя не театр. Вещь  хорошая! Славная этакая вещица! Но не театр. И не искусство. Думаешь, искусство? А нет! А зажигалка где? Ага. / Закуривает. /: Это у тебя скорей трактат философский. В смысле псевдофилософский.  Не поставить! Нет-с! Нельзя-с! Действия-то тю-тю: нетути  действия. Заснут. И читать не будут: характеров нет. А мысль? Мыслей у каждого и своих: о-го-го – не протолкнешься.  Этак без характеров ты будто говоришь: ты, мол, читатель, дурак и кретин безмозглый  не додумался, а я, мол, вот какой умный и не кретин безмозглый – додумался. Кому ж тебя читать захочется? Да и до чего ты додумался? Ты уж поверь, кому надо, те давно уже обо всём, о чём надо,  додумались.
Автор: Значит – дрянь!
Друг:  Хто, сказал? Нет,  ну я тебе точно в глаз дам! Или в ухо. Хочешь в ухо?
Автор:  Нет! Не хочу.
Друг: Почему? Тогда  поцелую!
Автор:  Закуси лучше. Хоть сыра…
Друг: Ага / жуёт / Отличная вещь! И не спорь! От-лич-ная! С большой буквы, вещь! Не Фауст, конечно: сам понимаешь. Но  вещь! Вещага! Но читать не будут. Давай самогон! /подняв стакан /: За самость! И за её гон! Гон самости! Гонки наперегонки с собой! Гони свою самость! Вперед! На штурм! На преодоление! Сам гони! Мы же самцы! / выпивает /: ХА / занюхивает головой автора /:  Но вещь отличная! В целом. Но читать не будут: скука.
Автор:  Ну и Бог с ней.
Друг / смеясь /:  Значит, для себя? В стол? Мне-то зачем тогда читал?
Автор:  Кто ж знает, что он гений, пока другие не скажут?
Друг:  Молодец! Вот так и надо. Главное – не унывать!
Автор:  Вот для того и читал.
Друг:  Ну, не расстраивайся. Ну не рассчитывал же ты в самом деле…. И все же повторю: вещь действительно не плохая. Доработать, конечно, надо,… но в целом: не так уж и плохо. Мне, так и понравилось кое-что. Нет, действительно понравилось…. О-о, уже четыре! Баста! По пять грамм и все! Отличная вещь! А доливай уже всю! А знаешь? Пиши стихи! Не…  серьёзно: мне стихи там понравились. Ну, давай, родной! За тебя! /Поднимает стакан /: Ты главное про стихи  не забудь. Вот тут ты  дока. Да и короче они.