Запишите меня... в академики!

Борис Бем
                Борис  БЕМ

                Фельетон

Что и говорить, в век ускоряющегося технического прогресса, мысль о том, что реклама есть двигатель торговли, и впрямь имеет право на жизнь. Ну, ладно периодическая пресса, от корки до корки пестрит разными предложениями типа «купи-продай» или еще хлеще:
«Дворянский собор предлагает приобрести графский или княжеский титул, например».
 Не так давно и  во всемирной паутине я натолкнулся на такого рода рекламный проспект:
« Международная академия  новых технологий приглашает к сотрудничеству творческую интеллигенцию».
Для вступления в эту общественную научную организацию и требуется всего-то пару пустяков: наряду с перечнем выполненных работ нужно заплатить какую нибудь сотню евро, да столько же членских взносов за два-три года вперед, вот и вся процедура оформления. Еще вчера, ты скажем, по диплому был простым инженером, а сегодня можешь смело козырять академической корочкой на английском языке, где черным по белому обозначено, что обладатель сего привиллигированного документа является не колхозным пастухом Ванькой, а достопочтимым действительным членом академии «околовсяческих» наук. В том же рекламном проспекте был обозначен номер телефона и я отважился туда позвонить, не без сарказма памятуя о том , что ученым можешь ты и не быть, а вот кандидатом стать обязан. На другом конце телефонного провода звонкий женский голос меня обнадежил:
« Мы работаем безо всяких бюрократических формальностей. Вы нам присылаете перечень опубликованных работ, а мы Вам незамедлительно высылаем в Ваш адрес диплом академика. Если же научных публикаций Вы еще не наработали, не беда. Будете  принимать участие в творческих секциях, накапливая научный материал. Только  у нас одна просьба наперед. Сообщите свой домашний адрес и я Вам вышлю извещение об оплате. Эту сумму Вы должны перечислить на расчетный счет нашего банка...»
Вот ведь как просто, –изумился я оперативному решению. Раз, два и ты уже в дамках. Однако, если титул действительного члена академии дается такой малой кровью, то может быть стоит его, этот самый титул, подкрепить другой не менее солидной коркой кандидата, а еще лучше-доктора наук.
В том же интернете я обнаружил несколько международных докторских Советов. Мое внимание привлекла заманчивая реклама Международной академии  народного целителя и писателя по совместительству, Андрея Левшинова. Нервно  кручу диск телефона,  дозваниваясь в Московский офис этого Европейского Совета. И вновь, милая секретарша соединяет меня с высоким начальником, обладателем зычного баритона. Узнав, что я звоню из Германии,  начальник от науки, весь расплылся в улыбке. Я скромно представился и сообщил, что у меня есть написанная научная монография, по которой я хотел бы защититься на  степень доктора философии, что по российским меркам соответствует уровню кандидата наук.
–Если Вы имеете готовый реферат диссертации, то проблем у Вас не будет,–заверил меня  чиновник. – Стоить это будет по европейским меркам, сущие пустяки, какие –то восемь тысяч евриков.
Услышав в трубку «с ног сшибательную сумму» я инстиктивно схватился за голову, потом взял себя в руки и поинтересовался о том, сколько будет стоить защита полной докторской диссертации. По европейски этот научный титул звучит как гранд-доктор философии.
–Если Ваша работа потянет на докторскую, это будет стоить ненамного дороже,– заверил меня мужской голос. Кстати, в эту сумму входит  оказание помощи докторанту в доведении работы до кондиции. Так что я советую Вам не размениваться на мелочи, а сразу браться за максимум...
Да, –усмехнулся я. Может быть,  в самом деле я пошел по ложному пути. А не поискать ли мне вариантов решения этой проблемы в кругах, имевших аккредитацию государственных структур. Один мой знакомый профессор социологии, ныне живущий в Баварской земле, подсказал мне интернет-сайт Белгородского государственного университета. Зайдя на страницу этого уважаемого учебного заведения я поразился диапазону услуг. Здесь предлагались на выбор возможности приобретения кандидатских и докторских степеней по более чем двадцати специальностям, включая точные науки, общественно-политические, вплоть до медицины и биологии. И стоит это удовольствие не в пример Левшиновской академии в три раза дешевле. Кандидатская степень оценивалась в три тысячи евро, а титул доктора почти вдвое выше–5000 евро. Все бы ничего, только Высшая аттестационная Комиссия, раздающая эти звания, была явно сомнительного свойства. В рекламном проспекте она прозвучала, как международная, а это значит, что у нее тоже нет легитимной аккредитации. В сердцах, я решил позвонить в Санкт-Петербург, в старейший государственный педагогический вуз, ныне  переименованный в Российский государственный педагогический университет им. Герцена. Я и сам родом из этого города-колыбели трех революций. Еле дозвонился до отдела аспирантуры, номер телефона на протяжение получаса выдавал короткие сигналы. И здесь мне опять не повезло. Буд-то все вузы сговорились между собой. Выслушав мою просьбу, дама на другом конце провода с металлом в голосе отчеканила:
«Наш  вуз бюджетный и государство нас бросило в свободное плавание. А потому –Вы для нас лакомый кусочек. Привозиите готовую работу, сдавайте кандидатский минимум, и мы за три тысячи  условных единиц в кассу университета, конечно, поможем реализовать Вашу мечту стать кандидатом наук...»
Дополнительные комментарии, как говорится, излишни. Если на территории Российской Федерации кроме именитых вузов с незапятнанной репутацией, благополучно сосуществует еще десяток-другой таких «фуфлыжных» Советов,–стал размышлять я, то, очевидно, есть они и в сопредельных республиках бывшего Союза. А если добавить к этим «кузницам кадров» и докторантские Советы, осуществляющие свою деятельность в Европейских странах, то без лишних слов становится ясной истинная цена такому диплому и его горе обладателю, супер-специалисту в махровых кавычках.
...Пожалуй, не гоже, вначале приобретать академический титул, а потом подтверждать его ученой степенью. Логичнее было бы сделать с точностью до «наоборот». Что же касается меня лично, то я уже, прямо скажем, засомневался. На излете шестого десятка стоит ли  вступать на научную стезю, может повременить или оставить эту затею совсем? Во всяком случае лавры «дутого» академика меня нисколько не прельщают.
В заключение фельетона, думаю , будет в цвет, расскажу короткий анекдот.
В отделе кадров одного завода идет беседа с молодым специалистом.
–Скажите, господин Гогоберидзе, только честно, Вы купили свой диплом о высшем образовании?
Молодой человек возмутился:
 « Вах, если грузин, значит купил. А вот и нет, не Ваша правда,не купил! На день рождения подарили»
Вот такая грустная картина, не добавляющая оптимизма. Здесь, пожалуй, можно и поставить жирную точку.  И все же в моей душе еще теплятся искорки надежды на то, что если мне и вздумается в ближайшем будущем попытаться расширить свой образовательный диапазон,  и я захочу сделать шажок, другой вперед, навстречу науке, то предпочту, пожалуй, такой ученый Совет, который бы имел не только государственную аккредитацию, но и не липкие    руки. Так-то оно вернее будет, и надежней, наверно...

P-S: Почти за всеми эпизодами этого фельетона стоят реальные люди, которых нельзя назвать иначе, как дельцами от науки. И в этой связи хочется дать практический совет:
 «Будьте бдительны и не поддавайтесь легким и хитрым соблазнам, ибо излишняя  людская доверчивость– есть питательная среда для жуликов и всякого рода проходимцев, которым  не следует делать рекламу.»

   г. Кельн 2006 г.