Ящик

Евгений Касьяненко
      Последнее время я стремлюсь как можно меньше показываться на своей кухне. У жены там постоянно включен телевизор и приходится – вольно-невольно – поглощать вместе с едой всё, что вещает «ящик».  (Попробовать выключить его – бесполезно, тут же начнется семейная ссора).
      Ежедневный распорядок дня у «ящика».
      Первая обязательная программа – лысый знахарь, вкупе с очаровательной, но несколько поблекшей киноактрисой дает нам рецепты лечения всех возможных болезней, начиная от рака и вплоть до выпадения волос. (Но почему-то сам себе еще волосы не отрастил). Ударная концовка каждой часовой передачи – увязка вашего самочувствия с лунным календарем. (Интересно, а для Дальнего Востока идет эта же передача , или передача следующего дня? Если главное -  фаза Луны?..).
      Следующий обязательный «гвоздь» утренних передач – одетый как цирковой клоун известный модельер прививает нам любовь к высокой моде.  (Ну, по Чехову: «в человеке должно быть всё прекрасно…»). Какое счастье, что не все на улице следуют его примеру. Вынести в нашем городе миллион цветастых попугаев, наверное, было бы невыносимо.  Самое удивительное для меня в этом – уверенность модельера в своем мессианском предназначении для страны.  А я-то ведь, дурак, всегда был уверен, что красавица и в мешке вместо платья выглядит красавицей, а уродина – и в «брюликах» уродина.
      Третья передача (так же ежедневная). Еще одна очень красивая актриса (вернее, бывшая красивой лет тридцать назад) выполняет роль свахи. Забудьте классиков, издевавшихся над свахами. Это почетное и ответственное дело. Каждой жаждущей богатство нужно найти богатого жениха. Каждому денежному тузу – голливудскую кинозвезду. Что естественно – то не стыдно.
      Пора и поужинать.
      Это значит, что сейчас меня ждет самая трогательная передача нашего «ящика». Масса слёз, криков и много-много несчастных людей, от одного вида которых хочется плакать. Больше всего меня каждый раз поражает даже не то, с какой непередаваемой энергией говорит о людском горе этот вихрастый плечистый молодой парень, а то каким чудом ему удается вытащить своих героев на экран телевизора.  Боже, что же их заставляет свою убогость – физическую или духовную – выставлять на обозрение всем? Деньги? Да нет, не похоже. Если он им и платит, то, наверное, немного. Скорее, немыслимое стремление обывателя стать по ту сторону «ящика», хоть как-то выделиться из толпы, хоть как-то заявить о себе.
      Что же такое, немыслимо преступное, должны были сделать со страной, чтобы миллионы людей, забыв про свои житейские дела, проводили день возле «ящика», тупо уставившись в него и поглощая всю эту немыслимую чепуху?
      Свобода?
      Дикое сравнение: вспоминаю вычитанное из книг  -  о том, как в магаданских и сахалинских лагерях зэки-политзаключенные ставили в самодеятельных театрах классику  при поддержке своих тюремщиков. А потом, вернувшись из Гулага в цивилизацию, становились академиками и народными артистами. А что получится из сегодняшних потребителей всей этой телевизионной ереси?
      И вы утверждаете, что всё это – милые случайности рынка?