Мы строили, строили... о судьбах России

Марк Сандомирский
Нынче в жж А. Хохлов пишет о судьбах страны: мол, у нас произошел окончательный выбор стратегии "сырьевой державы". Означает ли это, "что Россия деградирует в тоталитаризм? Нисколько! Страна встраивается в общемировой тренд, где общества "третьего мира" трансформируются в более жесткие и социально инертные политические образования, отказываясь от "цветущей сложности" в пользу серой простоты"
Во многом соглашаясь - хочу все таки уточнить: не все так просто, и с серостью, и с простотой. Наша простота - она, как известно, хуже воровства. И коррупции, и рейдерства, и бюрократии, и конформизма вместе взятых... ибо и создает для них основу.
А наша серость - это наша гордость! Наша серость - особенная, внутренне сложная, композитно-двуликая. Серость - как способ выживания, приспособления к Системе. Ведь она - наследница СССРости, хотя и нынче - с человеческим лицом. Это внешняя серость ("как все") скорее есть показной конформизм, скрывающий внутреннюю сложность. Этакое маскировочное оруэлловское "двоемыслие". Исторические корни его глубоки, заложены в культуре - это баланс, "единство и борьба противоположностей" - рациональности и иррациональности, левополушарного и правополушарного мышления, логики фактов и "логики чувств". Еще Ключевский писал: "Великоросс часто думает надвое, и это кажется двоедушием... Незначительное меньшинство мыслит, остальная часть чувствует, в итоге же получается общее движение"
И в идеологии, и в государственном устройстве - та же двойственность. Мы на самом деле
идем своим особым путем, даже если со стороны кажется, что топчемся на месте. И пока другие строили индустриальное общество и начали переходить к постиндустриальному - через кризис в экономике и постмодерн в идеологии... мы успешно построили сырьевое общество и начали переходить к постсырьевому.
И политическая культура, и социальная система наша - двойственная. Суверенная - извне, для чужих, и карго-культовая - изнутри, для своих. Собственно, такова наша традиция: при внешней непохожести на других - внутреннее стремление к подражанию. Куда ни посмотри, все у нас соткано из противоречий, парадоксов. Человек у нас такой - парадоксальный, как говорят философы. За это и надо его уважать, за парадоксальность. И тем он являет пример миру: в человеке все должно быть прекрасно, и самое прекрасное в нем - парадоксальность. Ведь она является отражением тех внутренних противоречий, которые именно и становятся движущей силой развития.  И наша ментальность, и культура, и люоаз жизни - образец холистичного сочетания несочетаемого, когда внутренние противоречия не искореняются (как на Западе), а относительно мирно уживаются друг с другом, создавая потенцию развития.
И выходит, что наша двойственная социально-политическая система - такая, какой и должна быть. Никаких сомнений и сожалений по поводу судеб страны быть не должно. Мы не только имеем то, что  имеем - мы это заслужили долгим, упорным трудом, ценой многих жертв и лишений, ценой исторического подвига - принеся себя в жертву в соревновании двух систем. Ради осуществления своей миссии. Какой именно?
Транзит - наша миссия. Все - на экспорт, все - на вынос. Транзит - это наше все. И государство у нас транзитное, и  демократия - транзитная. Транзит на Запад и транзит на Восток. Транзит природного сырья и человеческого продукта (экспорт мозгов). Транзит - вот то, что делает нас нужными окружающим. То, что позволит нам выстоять и сохраниться в грядущих мировых катаклизмах. И перейти к транзиту и экспорту идей. Тогда наша миссия и будет выполнена.