Служба и жизнь на Дальнем Востоке, часто была сопряжена с дорогами и переездами, поездами и самолётами. Я ни когда не боялся ездить на автомобилях и поездах, а так же летать на самолётах, и всю жизнь мне везло, все происшедшие аварии обошли меня стороной.
Но, есть ещё один необычный транспорт, которым мне приходилось регулярно пользоваться. Это - вертолёт. Вертолёты используются при охране границы в пограничных отрядах. Один раз в месяц в пограничном отряде вертолёт менялся, соответственно и менялся его экипаж. Экипаж вертолёта нужно было познакомить с воздуха с участком границы, который мы охраняли, и научить вести радиосвязь с пограничными нарядами, заставами, кораблями и катерами. Вот такую задачу, мне и приходилось выполнять. Я всегда с удовольствием летал, почему бы на дармовщинку, не полетать на таком экзотическом виде транспорта, да и виды сверху на наши Дальневосточные просторы изумительнейшие.
Вертолётчики ребята рискованные, всегда разговорчивые, веселые, гостеприимные, любят байки. Вот одну из таких баек они мне однажды и рассказали. Правда это была или выдумка, я не знаю, но, вертолётчики утверждали, что это истинная правда.
Экипажи вертолётов, которые обслуживали наш участок, всегда состоял из трёх человек. Командира вертолёта, штурмана и механика. Во время полёта, все трое загружены - каждый своей работой. Управляет вертолётом командир, он же несёт связь с базой, штурман – следит за маршрутом и несёт связь с ближайшим аэродромом и пограничным отрядом, механик – следит за работой двигателей, расходом топлива …. и несёт связь с заставами, кораблями, нарядами …, в общем, работы у них у всех много. Каждый взлёт и посадка осуществляется с разрешения базы, база же следит за их продвижением по маршруту.
Бывает, правда очень редко, так, что вертолётчики теряют своё местоположение, и тогда они немедленно запрашивают его на базе, и им, в этом случае, его немедленно дают. Современные радары видят летающие объекты очень далеко и непрестанно наблюдают за ними. Но, при разборе полётов, это будет считаться как негатив, а от этого зависят и звания, и классность и, самое главное, премиальные.
И вот, однажды, когда день катился к закату и в домах уже зажигали свет, экипаж вертолёта потерял своё место. Что делать? Можно конечно запросить его на базе, но тогда премиальные и классность под угрозой. Подумали, прикинули кое-что к носу и решили, приземлиться без разрешения около небольшой деревушки и спросить у жителей, - как она называется? А по названию деревушки привязаться к карте. Приземление в незнакомом месте, да ещё в полумраке, очень чревато. На месте приземления могут оказаться электрические провода, незамеченное дерево, яма, да мало ли что может негативно сказаться на посадку вертолёта. Но они решились, и очень аккуратно приземлили вертолёт около крайней хаты.
Механик выскочил из вертолёта и побежал к ближайшему домишку. Двигатель вертолёта работал на холостых оборотах, лопасти по инерции продолжали вращаться, свет в салоне вертолёта горел, и вращающие лопасти прерывали свет, и он как будь то бы, мигал. В полумраке, вертолёт казался чем-то необычным, сверкающим, мигающим, вращающимся, каким-то космическим пришельцем.
Механику некогда было наслаждаться этой красотой, он спешил. Немного бежал, немного шел быстрым шагом. Вдруг из полумрака, от крайнего дома показалась неясная тень. Постепенно тень превратилась в огромного деда с бородой. Дед степенно шел в сторону вертолёта, голова его была гордо поднята, руки подняты вверх.
Приблизившись к деду на расстояние, когда он уже мог, из-за гула вертолёта, слышать голос механика, он крикнул:
- Дед, подскажи, где мы есть?
Дед, четко, произнося каждое слово отдельно, несколько раз прокричал:
- Это пла-не-та Зем-ля!!!
- Это пла-не-та Зем-ля!!!
- Это пла-не-та Зем-ля!!!
Вот так дедок и помог нашим вертолётчикам. Он точно указал, очевидно, слабо подготовленным военным, где они находятся.