Кривое зеркало

Наталья Благушина
                Человек собрал воедино мудрость всех своих предков,
                и, гляди-ка, каков болван
                Элиас Конетти, писатель,Нобелевский лауреат

   
Разместив очередную работу на своей странице, я призадумалась. Следующим порядковым номером публикации должен стать — 13-й. Не то, чтобы я суеверна, но ведь почему-то опасаются люди шутить с этим как-бы инфернальным (латин.infernalis, дьявольский,адский) числом. На всякий случай решила и я не шутить с такими вещами, а воздать им должное. Натолкнула меня на подходящую тему странным образом случившаяся именно в эти дни (24 и 25 мая) демонстрация по TV  фильмов (по разным каналам, разных авторов, но абсолютно схожих по содержанию.  Вот странное дело!) об истории алхимии. Я вообще в последнее время стала замечать, что как только я задумаюсь на какую-либо тему, — тут же самым причудливым образом ко мне начинает стягиваться нужная информация. Да и сами темы всплывают в сознании без особого на то желания с моей стороны, иногда вызывая даже досаду на отвлекающую от житейских забот их назойливость. 
 
Будучи человеком ответственным — надо, так надо - села за работу. Вдохновляли меня на этот труд образы героев вышеуказанных фильмов, буквально в поте лица своего пытавшиеся извлечь золото из простых металлов.

Как следовало из экранного повествования, идея эта зародилась в результате знакомства европейцев с древнейшими античными книгами, письменами, священными писаниями, в которых процесс преобразований простых металлов в золото описывался как в виде текстов, так и в виде символических изображений. При этом  древнейшие тексты, изначально изложенные на языках античного мира, древнего Египта, других архаичных языков,  доносились алхимикам средневековой Европы в более поздних переводах, выполненных европейцами, неточное толкование которых подразумевается само собой. Конечно, наши отважные исследователи химических тайн учитывали это и с завидным усердием повторяли свои эксперименты, варьируя процесс, исходя из  их домысливания древних «инструкций».
 
Так, они меняли исходный продукт переработки, заменяя железо, оловом, свинцом  или другими металлами. Некоторые из них, доведя себя до отчаяния, обращались к дьявольским силам за помощью. И делали они это, по-видимому, не случайно. Полагаю, что в вышеуказанных текстах не обходилось без упоминания этих персонажей.

В общем плане описываемый в книгах процесс превращения простых металлов в золото трактовался ими так. Под воздействием огня тёмная, чёрная, тусклая, грязная  природа простого металла последовательно очищалась сначала до сиятельных красок и переливов цветов, доходя до стадии превращения в сияющее золото благородного, божественного металла. Для наглядности представлений в некоторых текстах применялись символические изображения в виде, например, павлина (демонстрация цветовых переливов) и т.п.

Однако, все многовековые самоотверженные усилия несчастных алхимиков не осчастливили ни одного из них. Правда, для  наиболее удачливых (или упорных) мучения не прошли даром. Так некий Иоанн Фридрих Бёдгер, отчаянно махнув рукой на тщетные усилия по добыванию золота, используя полученный опыт, в 1705 году открыл тайну изготовления фарфора, которую не один век уже скрывали от Европы благоразумные китайцы. Так возник знаменитый мейсеновский фарфор. Да и вся современная металлургия, химия, фармакология, парфюмерия вышли из лабораторий тех самых средневековых алхимиков.

Может быть неудачи алхимиков заключались в ограниченности их возможностей (хотя трудно предположить, что у древних их было больше)? Нет, современные эксперименты добывания золота в условиях новейших физико-химических лабораторий (всключая  атомные ускорители) позволили на основе теоретических разработок получить лишь мизерные его частицы с крайне неустойчивыми свойствами.

Я изложила вкратце содержание фильмов. По мере их просмотра и погружения в  тему тщетной алхимической истории многовековой давности у меня все явственнее возникали ассоциации совершенно из другой области.

Неудачи алхимии по извлечению золота из простых металлов наводят на вопрос —  если тексты древних книг не несут в себе полезной информации, то для каких целей они писались? Может быть в них заключена какая-то другая тайна, разгадать которую не смогли неистовые алхимики? Все дело в том, что другой тайны они и не искали. Им нужно было золото и всё, что, по их мнению, оно несёт с собой - богатство, могущество, власть. Им нужно было только это!

А те древние книги, которые алхимики взяли на вооружение, были, напомню, в большинстве своем священными книгами, писаниями. И речь в них шла совершенно о другом богатстве - о человеке. О его душе, о её преобразованиях, о пути, приводящему человека от тёмной сущности его животного существования к светлому, сиятельному состоянию божественной природы. Ещё Парацельс говорил: "Сделать золото из железа - это не цель алхимика. Цель алхимика - сделать идеального человека. Именно того самого идеального человека из "Золотого века", легенды о котором дошли и в наш железный век "Кали Юга".

Что же так помутило человеческий разум, что не нашли они другого ключа к тайнам древнего  книгописания?  Полагаю вот что — в текстах наверняка упоминался  инФЕРнальный огонь (адский огонь), в  страданиях которого и должна очиститься душа человека. Более поздние горе-переводчики истолковали это понятие по своему. Они извлекли из него только то, что оказалось доступным их пониманию - «огонь» и  «железо» - Ferro(по итальянски), fer(по французски). Именно в этих странах отметились первые алхимики.
      
Но, как извество, железо, являясь самым распространенным  металлическим элементом на земле, часто ассоциируется с общим понятием металлов (железка, железяка — говорим мы о металлическом изделии из любого сплава). Поэтому ряд исходных металлов, с которыми экспериментировали алхимики, был ими расширен.

Из всей этой истории напрашивается исторический урок — вот как тщетно и глупо вверять себя сомнительным идеям достижения недостижимого, приобретения  незаслуженного, служения недостойному. Одним словом, подкинули алхимики своего уголька в инфернальный огонь истории. И думаете это единственная инфернальная ошибка человечества. Как бы не так! Думаю, по подобному сценарию развивались события с жертвенным огнем (огнем жертвенных страданий, преобразующих душу человека). Человек предпочёл бросить в него жертвенных барашков. Бедные барашки!  Все они пострадали за нас и вместо нас.
      
Жалко барашков, жалко алхимиков, но более всего жалко нас - видящих мир в кривом зеркале дьявола. «Свет мой зеркальце, скажи?» - вопрошаем мы. Но ответ зависит от того, из чьих рук мы получили зеркальце. Инфернальное оно или божественное.

                В сердце бедном много зла сожжено и перемолото.
                Наши души - зеркала, отражающие золото.
 
                А. Белый, "Солнце"