Гипнагогические образы

Алексей Турчин
глава из книги "учебник по активному воображению"
мой сайт по рискам глобальной катастрофы: http://www.humanextinction.ru/

Яркие короткие картинки, которые мелькают перед глазами на грани сна и бодрствования, называются гипногогическими образами.

Они тоже являются продуктами воображения, однако часто их структура иная, чем у ментальных образов – они дальше он бодрствующего сознания и более символичны.

При погружении в них, эти образы превращаются в короткие фильмы в пол секунды, в них возникают звуки, а затем и эффект присутствия и забывания реальности. Тогда они становятся дверями в сон. Если сохранять при этом осознавание собственной непрерывности, то можно пронести часть своего бодрствующего осознания в сон и получить осознанный сон.

Однако возможен и другой способ соединения сознания и сна – короткие нырки в гипногогические образы. Тогда может возникнуть своего рода диалог между сознанием и бессознательным.

Примером его является взаимодействие между ментальным и зрительным экраном. Иногда образ, который я представляю на ментальном экране, через пару секунд выскакивает на зрительном экране – но в значительно изменённом виде. Например, однажды я представил себе спелое яблоко, а выскочил мешок гнилых яблок. Это изменение можно рассматривать не просто как искажение, а как диалог сознательного и бессознательного. И соответственно воспользоваться им. Получающаяся беседа гораздо более загадочна, чем более понятные события в обычном активном воображении на ментальном экране – однако и более интригующая и красивая. Но и менее контролируемая.

Высказывания разных людей о визуализации:
Горин: Если клиент утверждает, что ничего не может визуализировать, то попросите его рассказать, как бы выглядели картинки, если бы он мог.
Горин: Для того, чтобы заснуть, я воссоздаю признаки сна, главным из которых является наличие ярких картинок.
Беляев о Тоше: В течение нескольких недель мы тренировались визуализировать символы, и вскоре смогли видеть их отчётливо не только с открытыми, но и с закрытым глазами.
Майкл Ньютон, чтобы погрузить человека в транс, в течение часа водит его по воображаемому пейзажу.

Я собрал всю известную мне информацию о том, как сделать образы более зрительными.

Я принадлежу ко второму типу, то есть у меня ментальный экран. Но эти типы – это не сколько типы, сколько разные навыки использования своего мозга. Так как несколько раз я бывал в состоянии, когда образы были устойчивые и светящиеся, как во сне, а я при этом сохранял бодрствующее осознание.

Я решил обобщить свои сведения о том, когда мои образы становятся из ментальных – зрительными.

Я так же хотел бы подчеркнуть, что нет прямой связи между яркостью образов и их истинностью. Это разница между черно-белым и цветным телевизором. Но содержание зависит от ресивера и того, на что он настроен. CRV manual подчёркивает, что яркие образы часто – только продукт ума, в том время как подлинная информация приходит в виде ощущения. То есть настройка на истинность образов – это настройка некой другой части сознания.
Однако, я заметил, что люди, склонные видеть яркие образы, являются более гипнабельными. То есть они легче входят в разные трансы и состояния, и легче из них влияют на реальность (силой создаваемых ими образов). Они чаще видят осознанные сны.
При этом если у человека открылась вдруг способность видеть яркие образы, то он может подумать, что стал ясновидящим и утратить к ним критическое восприятие. Другая опасность – что образы станут настолько яркими, что он может начать видеть их и с открытыми глазами. Для того, чтобы сохранить своё психическое здоровье, важно не приписывать реальности видимым образам и осознавать глюки как глюки.

Сначала я опишу те базовые случаи, которые показали возможность создавать зрительные образы.
Однажды я визуализировал ментально, как я иду по лесу к некой избушке. В тот момент, когда я открыл дверь избушки, картинка превратилась из ментальной в зрительную, и я на миг провалился в кадр сна, где я находился внутри этой избушки, слышал скрип двери. Разумеется, я обрадовался, удивился и испугался и тут же выпал из этого состояния.
Было ещё несколько похожих событий, из которых я сделал вывод – быстрое наполнение ментального экрана приводит к перехлёстыванию изображения в зрительный.

Кроме того, я всегда знал о гипногогических образах – ярких картинках, возникавших перед глазами перед сном. Особенно яркие они были в детстве. Я всегда разглядывал их, и мне удавалось иногда затормозить их бег. И долго разглядывать один и тот же образ в разных ракурсах. Они были ярче под вечер, и когда я устал. Или глубоко ночью. Или только сразу после пробуждения, когда тело и слух проснулись, а перед глазами ещё продолжался некий сон – но здесь он бывает гораздо устойчивее.

Я также знал, что образы могут возникать при концентрации на межбровье – но я этого не достигал.

Кроме того, я читал книжку «Аутогенная тренировка» (Павлов?) ещё советских времён, где сначала давались базовые навыки релаксации через пассивное внимание, а на высшей стадии в состоянии глубокого расслабления давались тренировки на визуализацию силой воли. Сначала надо было вызывать перед глазами пятна, потом простые картинки, а потом целые образы. «Я вижу зелёное пятно». Я экспериментировал с этим внушением, и сначала ничего не видел, а потом иногда стал видеть пятна, но это было очень энергозатратно. Я практиковал это около года, но не постоянно, а когда вспоминал, не парясь. За это время я прошёл путь от полного отсутствия какой-либо реакции на мои команды на зрительном экране, до появления расплывчатых и неярких образов предметов и цифр перед глазами. То есть я понял, что я это могу. При этом я овладел управлением своими руками и телесными ощущениями с помощью команд в духе «Рука сгибайся» до довольно высокой степени. Я могу скомандовать себе танцевать и дальше только наблюдать результат. То есть в области управления телом это получалось гораздо лучше, чем с управлением зрительным каналом.

Кроме того, чем конкретнее команда, тем точнее зрительный канал на неё реагирует. Я научился видеть стаканы и бегущих лошадей сразу по команде. Но команда «Образы» не работала. Интересные были опыты с открывающимися виртуальными дверями – идёшь по воображаемому саду, открываешь дверь и переходишь в другой сад – и там картинка могла быть ярче. Большинство гипнотических аудиокассет и хемисинк звуков на меня не действовали.

Я не буду подробно говорить о воздействии химических веществ на сознание, так как против этого. Но могу сказать, что для меня кофе мешает видению картинок, а валерьянка и другие релаксанты – способствуют.

Я также усиленно тренировал свою воображалку, читая много художественной литературы с приключениями, где много разных зрительных образов подразумевается.

Кроме того, когда я даю себе команду что-то видеть, я напрягаюсь. А образы возникают в паузы между внутренним диалогом. Сама остановка внутреннего диалога может вызвать фонтан образов. Поэтому важно давать команды не по отношению к настоящему моменту, а несколько вперёд, и делать паузы между командами. «Я сейчас увижу луг».

Обратное командывание: смотришь на гипногогические образы, и называешь их: Виду слона, Вижу дом. Так устанавливается связь между образами и командами, которую можно применить потом в обратном направлении.

Если образ возник, к нему можно применить навыки настройки сновидения из Кастанеды: то есть не пялится на него, пока он не рассеется, а плавно разглядывать, переводя внимание туда-сюда и стараясь делать образ более стабильным.

В результате я осознал признаки, способствующие видению картинок.
1. Вечер, темнота, но не лёжа.
2. Самовнушения засыпания.
3. Визуализация ментальных образов – гуляние по пейзажу, с перемещением с уровня на уровень.
4. Обратный отсчёт.
5. Прямое управление конкретными командами.
6. Паузы.

Выглядело это так:
Десять Я засыпаю и вижу озеро….
Пауза десять секунд.
Девять Я засыпаю и вижу озеро…
Итд.


Однако гипногогические образы могут быть довольно строптивыми в ответ на прямое внушение (так как внушение напрягает), и быть более склонны реагировать на просьбы. Например, предложение к темноте перед глазами «Покажи мне кролика» может дать в результате картинку.

Бывают также ворота в гипногогические образы - это некий образ, который всегда устойчиво возникает в ответ на просьбу. Вызвав его несколько раз, можно углубить своё настроение на образы и начать варьировать его. Например, для меня таковыми являются скачущие лошади. Вообще, движущихся животных визуализировать проще, может быть, потому что с этим связаны некие древние механизмы в мозгу. (И поэтому, возможно, в шаманизме приглашают животное силы.)

Мощный способ достижения гипногогических образов посредством утомления взгляда:

1.Расслабленно смотрим на некий предмет перед собой открытыми глазами и считаем до 10.
2.Закрываем глаза. В это мгновение перед ними с высокой вероятностью возникает гипногогический образ, существующий 1-2 секунды. Потом он рассеивается.
3. Открываем глаза и снова смотрим на предмет, считаем до 10. Если при счёте до 10 не было образа, считаем до 20 или 30. И так далее.

В данном упражнении речь идёт не о фотографическом отпечатке предмета, а о возникновении спонтанных сноподобных образов разной тематики в утомлённом созерцанием и счётом зрительном центре. Например, неких пейзажей итд. Можно, наверное, на них влиять неким предварительным внушением.

Смысл этого упражнения в утомлении зрительного анализатора, который от этого начинает как бы засыпать и выдавать фрагменты снов. Точно также работает и вглядывание в темноте в хрустальный шар (вместо него подойдёт сосуд с водой). Обратная сторона этого в том, что если вам трудно достичь визуальных или гипногогичесих образов одним способом, то все остальные способы тоже буду не особенно эффективны.

Один из самых простых и бесполезных способов создать гипногогические образы – это долго собирать грибы в лесу. Тогда на ночь перед глазами можно видеть бесконечный поток листьев и грибов. Однако применить это никак нельзя, и это мешает более глубоким погружениям, как это писал Монро.

Иногда гг-образ возникает, если моргнуть во время чтения серьёзной научной книжке. Это тоже  связано с утомлением анализатора.

Остановка внутреннего диалога в расслабленном состоянии, на ночь, способствует возникновению гг-образов. Тоже можно сказать и о депривации сна.

Стимулировать возникновение гг-образа можно, подвигав глазами, как бы сканируя картину. (как в быстрой фазе сна). Кроме того, проще визуализировать образы сексуальной тематики, поскольку они более заряжены, что ли, визуальной энергией.

С другой стороны, спонтанный приход гг-образов приятнее тем, что иногда приносит образы, как будто бы вообще не имеющие отношения к этой реальности.

Слуховые гипногогические образы имеют более высокий статус в смысле глубины погружения, чем зрительные, поэтому можно попробовать сначала индуцировать их, предполагая, что они притянут за собой визуальные образы.

Насильственная стимуляция гг-образов в состоянии бодрствования может привести к утомлению глаз от «вглядывания в темноту» - и здесь нужно знать меру. Наоборот, лучше позволить образам самим приходит в состоянии расслабления.

Попытки управлять образами делают их менее яркими, а простое наблюдение того, как они сами развёртываются – усиливает их.

Бессмысленно пытаться увидеть гг-образы с утра после чашки кофе. Но если весь день погулять по городу и долго не ложиться спать, то трудности с гг-образами не возникнет.