Библейская экономическая политика

Евгений Каширский
Библия уделяет значительное внимание повседневной жизни народа Божиего, в том числе вопросам экономики. В благословение народа, о котором говорит Ветхий Завет, составной частью входит экономическое процветание (Вт. 28:12), а составной частью проклятия является нужда (Вт. 28:44).

Несмотря на благословенную землю, на благоволение Бога к Своему народу, не исключается существование на этой земле бедных. Сказано: «нищие всегда будут среди земли твоей» (Вт.15:11). Откуда же они возьмутся в земле обетованной, если там, так сказать, повсюду молоко и мед? Дело в том, что Господь не избавляет Свой народ от необходимости напряженного труда даже в земле обетованной.

По этой причине Господь учит проявлять милосердие по отношению к обедневшим:

«Если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя, то поддержи его, пришлец ли он, или поселенец, чтоб он жил с тобою; не бери от него роста и прибыли и бойся Бога твоего; чтоб жил брат твой с тобою; серебра твоего не отдавай ему в рост и хлеба твоего не отдавай ему для получения прибыли» (Лев.25:35-37);

«Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста. Если возьмешь в залог одежду ближнего твоего, до захождения солнца возврати ее, ибо она есть единственный покров у него, она – одеяние тела его: в чем будет он спать?» (Исх.22:25-27).

«Господь, Бог твой, благословит тебя, как Он говорил тебе, и ты будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы; и господствовать будешь над многими народами, а они над тобою не будут господствовать. Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим. Но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается; […] за то благословит тебя Господь, Бог твой, во всех делах твоих и во всем, что будет делаться твоими руками; Ибо нищие всегда будут среди земли твоей; потому я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей» (Вт.15:6-8,10-11).

Как следует из текста Писания, возможность давать взаймы является благословением.

Господь учит давать взаймы бедному, но не притеснять его, не налагать на него роста. Попутно заметим, что вопрос социальной помощи возложен Писанием на общество, а не на государство. Каждый член общества обязан участвовать в благотворительности. Что же касается государства, то история показала: государство не столько помогает преодолеть бедность, сколько низводит всех до одного уровня.

В Ветхом Завете отдельно говорится о залоге, который дает бедный человек в виде его одежды. На первый взгляд, кажется не вполне вразумительным, зачем нужно брать одежду, да еще каждый вечер отдавать ее? Это делается для того, чтобы бедный не соблазнился впасть в долги, занимая одновременно у нескольких человек. Кроме того, характер залога показывает, что благотворительный заем дается лишь местным жителям (только живущий неподалеку может каждый вечер приходить за одеждой), другими словами, кредит дается тому, кто лично известен. Отметим ограничение на залог: «у вдовы не бери одежды в залог» (Вт.24:17). Вдова имеет преимущество перед другими должниками.

* * *
Закон о беспроцентном кредите применяется исключительно по отношению к бедным. То есть по отношению к тем, кто не имеет экономической защиты. Закон подразумевает запрет на косвенное пользование услугами бедного человека. Например, нельзя вынуждать его покупать свой товар, принуждать его к работам в своем доме, и т.п.

Очевидно, что в таком случае возникает необходимость точного определения, кто есть богатый и бедный, ибо только тогда мы сможем определить, кто имеет право получить льготный беспроцентный заем. Другими словами, у нас должен быть надежный критерий богатства и бедности. Бедные – это люди, впавшие в бедность не по причине лени или мотовства. На нас не возлагается моральное обязательство поддерживать лентяев и мотов, растративших свое состояние на женщин и скачки.

Заем помощи бедному носит целевой характер: на удовлетворение непосредственных нужд семьи, заем не предназначен на расширение и развитие бизнеса.

Заметим, что Закон не обязывает помогать бедному. Но если нет обязательности и выгоды попользоваться чем-либо от бедного (трудами его рук, если только тот добровольно сам не захочет что-либо сделать для благодетеля), то возникает вопрос: как побудить потенциального кредитора оказать помощь? Писание дает ответ на этот вопрос: Бог содействует благотворителям бедных. «Ибо Господь, Бог твой, благословит тебя, как Он говорил тебе» (Вт.15:6).

* * *
Обратим внимание на различное отношение Закона к народу Завета и иноземцам. Писание говорит: «Один закон да будет и для природного жителя и для пришельца, поселившегося между вами» (Исх.12:49). Вместе с тем, в другом месте мы читаем: «Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост. Иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост, чтобы Господь, Бог твой, благословил тебя» (Вт.23:19-20).

Первое правило относится к тем, кто живет на земле обетованной, в сфере действия Законов Божиих, будь то иудей или пришелец, живущий по законам Израиля. Благотворительный заем, даваемый пришельцу, живущему в Израиле, вдохновлял язычников поселяться в земле обетованной, принимать ее законы и религию. Притча о самарянине, оказавшем милость иудею (Лк.10:37), являет хороший пример пришельца, живущего по законам Израиля и принявшего веру народа Божиего. Пришелец, живущий по Слову Божиему, оказался лучше многих природных жителей.

Другое дело, заем выдаваемый человеку, являющемуся гражданином страны с иным законодательством. В таком случае возникают вопросы: можно ли выдавать благотворительный заем гражданам языческой страны, в которой бедственное положение наступило по причине Божиего гнева? Нужно ли допускать утечку средств, тратя их на иностранные благотворительные займы, ведь это может привести к ухудшению экономической ситуации в собственной стране?

* * *
До сих пор приходится слышать рассуждения о том, уместно ли христианину иметь богатство? Уместно, только надо тратить богатство не на дворцы и предметы роскоши, но употреблять его для помощи обедневшему брату и ... влияния на окружающий мир. Христиане должны быть экономически могущественными, с тем чтобы стать хозяевами положения в мире. Стать главою, а не хвостом. К сожалению, сегодняшнее экономическое положение многих стран, в которых преобладает христианское население, можно описать в терминах библейского проклятия: они по уши в долгах.


ПРИЛОЖЕНИЕ:
Притча Христа о талантах с экономической точки зрения (Мф.25:14-30)

Хозяин призывает своих слуг и дает им власть управлять и распоряжаться выданными средствами. Разумеется, хозяин заинтересован в собственной выгоде. По возвращении он проверяет, что сделали слуги с его деньгами. Каждый слуга обязан принести прибыль на те таланты, что ему были выданы. Двое первых выполнили свою работу блестяще: принесли 100% прибыли. Третий слуга не принес ничего, закопав талант в землю. Кстати сказать, он горазд на обвинения в адрес хозяина. Один из библейских экономистов заметил, что этот слуга в духе советского марксизма обвиняет хозяина: ты – эксплуататор, не работаешь, но требуешь прибавочного капитала. На это хозяин отвечает ему: да, я таков, и ты знал это. Тем не менее, ты согласился взять деньги, и потому должен был принести прибыль. Если тебе лень трудится самому, отнес бы данный тебе талант к процентщикам, получил бы минимальную прибыль, но ты и этого не сделал.

Как известно, слуга наказан за то, что взял деньги, но не стал с ними работать. По сути, он украл ожидаемую прибыль.