Попутчики, искатели и гастролеры

Борис Бем
               

                Житейские истории

Три встречи, три судьбы, три клубка жизней эмигрантов, но с абсолютно разными философскими платформами.

                Халява мне по душе…

Я гулял вдоль набережной Рейна, любуясь вечерним небом. Проходящий мимо меня молодой человек бросил фразу: «Закурить не найдется?»
–Сам не курю уже много лет и Вам не советую. Наши взгляды встретились. Оба мы говорили на далеко не совершенном немецком языке, выдавал сильный акцент. Мой неожиданный собеседник развязно спросил по русски:
–Давно в Германии обретаешься?
Я ответил. Очевидно, молодой человек был под легким «шафе», хотел выговориться. Александр, так назвался парень, приехал в Кельн шесть лет назад. Привезла жена, немка по национальности. Сам он оказался с Алтайского края, где слесарил в совхозных ремонтных мастерских. Здесь, как и положено, пышущий здоровьем сибиряк окончил языковые курсы и даже успел пару лет поработать подсобником на одном небольшом заводе.
–За семь евро в час я пахал на чужого дядю ,–с горькой обидой рассказывал Александр.–Месяц проходит, подоходный отдай, налоги всякие вместе с церковными, отчисления в пенсионный фонд, страховку медицинскую оплати, а итог плачевный. Не выгодно здесь работать на дядю…
–Так работай на себя ,-предложил я ему.–Открой свою мастерскую по ремонту автомобилей.
–Нет, брат, эта ниша уже схвачена. Но на государство я работать больше не буду, не дурак . Жена моя «чернит» уборкой, клиентов хватает. А мы с тестем по квартирам обои клеим, малярим, ламинат настилаем. Тесть, правда, пенсию получает, а я мизерную помощь по безработице, однако на жизнь хватает. Государство здесь простое, как штаны пожарника, все делает для того, чтобы работать было невыгодно…
Я спросил у нового знакомца, не стремится ли он к знаниям, не собирается ли овладеть новой престижной профессией. Ответ я услышал обескураживающий:
–Я свой букварь на задней парте скурил, наука мне не в климат.–На свои руки,–он поднял вверх свои заскорузлые, с почерневшими ногтями пальцы,–я муки найду, только не прямым путем, я не пальцем деланный, а в обход закона…
С такой моралью у него вряд ли будет хорошее будущее,–с горечью подумал я. Стал накрапывать мелкий дождик. Мы поднялись и зашагали к Кельнскому собору, каждый , размышляя о своем…

                Мне стыдно сидеть на шее…

В очередной раз у меня сломался компьютер. Один мой давнишний знакомый порекомендовал специалиста и дал его телефон…
Высокий, спортивного вида, молодой человек с чемоданчиком в руке представился Геннадием. По хозяйски осмотрев компьютер, мастер быстро устранил неполадку. От денег он дипломатично отказался, сказав, что моя надуманная проблема–сущий пустяк. Я все же сунул Геннадию в карман куртки десять евро на бензин и предложил выпить со мной кофе…
Компьютерщик оказался бывшим офицером из Риги. Геннадий окончил высшее военное училище и получил квалификацию инженера, еще когда Латвия входила в состав Союза. В Германию попал пять лет назад, приехал сюда с женой ми с сыном-школьником. Уже здесь, на новой родине. Родился еще один ребенок. В свои , без малого, сорок лет, бывший военный выглядел, как мальчишка с озорными искрами в глазах. Инженер окончил здесь языковые курсы, добился направления на курсы усовершенствования по специальности «компьютерные сети» и получил, наконец, долгожданный немецкий диплом.
–А с немецким , у тебя как–полюбопытствовал я.
–Словарный запас неплохой, грамматика немножко хромает, но я этот ухаб как ни будь разровняю. Мне страшно стыдно  сидеть на шее у государства, предоставившего мне и моей семье приют…
…Не так давно поздно вечером мне позвонил возбужденный Геннадий и радостно сообщил:
Старик, я зарегистрировал свою собственную компьютерную фирму, буду внедрять новые технологии, так что можешь поздравить, с меня причитается…

                Земля, до востребования…

Путешествуя по Европе, я частенько встречал на оживленных площадях уличных музыкантов , виртуозно игравших на скрипках или залихватски раздувавших меха баяна. Проходя  по широченной площади, раскинувшейся вокруг Домского собора, я заворожено остановился. Мое внимание привлек слегка хрипловатый голос, отдаленно напоминавший великого барда Высоцкого. Молодой мужчина , примерно тридцати лет, сидел на раскладном стуле и в легкой задумчивости, перебирая аккорды баяна, пел нашу русскую песню под названием «Катюша» Торопиться мне было некуда и я решил послушать уличного музыканта. В одну из пауз я подошел к парню, и мы разоткровенничались. Баянист оказался родом из Винницы. Уже четвертый год он мотается по Западной Европе в поисках заработков со своим кормильцем-баяном. Дабы не привлекать внимания полиции, справил себе польскую прописку, заключив за определенную сумму фиктивный брак с гражданкой из Варшавы. Так и переезжает из города в город, ночует, где Бог пошлет.
У меня в Виннице, признается Василь ,так назвался словоохотливый музыкант, остались мама с младшими ребятишками. Сестренке – шестнадцать лет, а младший братик еще школьник, окончил  только восьмилетку. Так уж вышло,  я  вдвое его старше. Мать гнет спину с тряпкой в руке, получает гроши, вот мне и приходится изворачиваться наизнанку. Каждый месяц я им, что ни будь , отсылаю через украинских водителей-дальнобойщиков. Вообще, то у меня биография криминальная. В восемнадцать лет я подсел, правда ненадолго, на нары за «фармазон» Так на блатном жаргоне называется подделка документов. Там, на зоне, научился мастерски играть в карты, пригодилось ремесло после отсидки. «Катал» лохов по всей Украине, а потом сбежал на дикий Запад. Здесь «криминалить» опасно, вот музыкой и пробавляюсь. Не скажу, что жизнь сладкая, но на хлеб с маслом  остается. На родину, в Хохляндию, меня пока не тянет. Там царит полный бардак. Заводы и фабрики стоят, заработать денег негде. А здесь, в Европе, житуха послаще. Тут даже вонючий  местный бомж с мобильником ходит. Конечно, хочется тихой жизни. Возраст такой, вроде бы пора жениться, а кому я без кола, без двора нужен?  Да еще без языка. Вот и приходится кочевать из страны в страну, благо Европа она большая. Как здорово, что я имею польский паспорт. Уже третий год по Германии болтаюсь, а «фараоны» меня не трогают, видать есть дела у них покруче . Я даже адреса почтового не имею, потому что все время куда ни будь переезжаю, домой иногда периодически звоню, чтобы знали, что еще жив здоров . А как хочется найти постоянное пристанище. Надоело на вопрос, где живу, отвечать:
–Пишите, адрес прежний, «Земля, до востребования….»

                Вместо эпилога…

Три судьбы, три эмигрантские жизни , однако как они непохожи друг на друга. Жизненная практика свидетельствует, что дорогу осилить сможет только идущий и ищущий свой путь. Что же касается попутчиков и «романтиков» легкой жизни, то судьба их не завидна, а перспектива весьма туманна.  Кто сможет оспорить мою точку зрения?

P-S:  Три года минуло с той поры, когда были написаны эти строки. Давно уже сменились музыканты на площади у Домского собора, да и Александра, парня с иждивенческой философией , я тоже не встречал. А вот, что касается Геннадия?! На днях я пролистал очередной номер информационного журнала «Партнер». В нем я натолкнулся на объявление о предоставлении компьютерного сервиса. Я позвонил по указанному номеру телефона и услышал знакомый голос. Да, это был Геннадий. Бывший офицер мне сообщил, что дела у него продолжают идти в гору и фирма набирает обороты. А это значит, что пытливый инженер верит в завтрашний день. И как здорово, что такие люди заражают других своим сограждан вирусом , который называется надеждой...

                Кельн, Германия.2004 год.