Психотерапия

Денис Кокнаев
Психотерапия – это комплекс терапевтических воздействий на больных с различными заболеваниями, который направлен на повышение защитных сил организма, на устранение патологических состояний, возникших в результате болезни.
«Медицинская психология»



СЦЕНА 1

Изолированная ярко освещенная комната, интерьер которой составляет лишь зеркало и один стул. На нем сидит человек в больничной пижаме. Звучит композиция Мориса Равеля «Болеро». Пациент медленно вращает головой. Мелодия набирает темп, и он приводит в движение все части тела. Свет в помещении начинает мигать. Больной дергается в конвульсиях. На последней ноте он умирает и свет гаснет.


СЦЕНА 2

Кабинет в психиатрической больнице. Заходят врачи в белых халатах и рассаживаются вокруг стола. Начинается обсуждение.
Врач А. Умер.
Врач Б. Напрашивается вывод, что музыка не лечит.
Встает главврач.
Главврач. Спешу вас всех уведомить, что опыт не удался. Пациент скончался на месте. Напрашивается вопрос: «Почему?» Эту проблему мы будем сегодня и решать.
Врач Б. Музыка была очень угнетающая.
Врач В. Это не из-за музыки.
Главврач. Какое ваше мнение?
Врач В. Это из-за света.
Главврач. Где электрик? Второй день, как там неполадки со светом.
Врач А. Второй день, как вы его уволили.
Врач Б. Нет, это все из-за музыки.
Главврач. А новый?
Врач В. А я говорю, что не из-за музыки!
Врач А. Нового пока не нашли. Не так уж много желающих работать в психушке.
Главврач. Что за выражение?
Врач Б. Меня самого в дрожь бросала эта мелодия.
Главврач. Надо срочно найти нового электрика.
Врач В. Классическая музыка восстанавливает психику. Это уже давно доказано. И нечего тут спорить. Вы тоже слушаете музыку, но ведь не умерли.
Врач Е. Пока.
Врач Б. Мы не сумасшедшие, она воздействует на нас по-другому. Хотя, повторяю, что эта мелодия на меня самого…
Врач Г. Надо было сначала испытать на собаке!
Врач Д. Где ты возьмешь сумасшедшую собаку?
Главврач. Вопрос в том, почему мелодия воздействовала на него именно так, а не иначе.
Врач А. А какой диагноз был у пациента?
Главврач. Действительно. Сестра! (Входит сестра) Принесите мне дело больного.
Врач А. Я думаю, что нужно было использовать музыку Штрауса.
Врач Б. Тогда уж лучше Чайковского.
Врач В. Нет, Моцарта.
Врач Г. Баха!
Врач Д. Вагнера!
Врач Б. Тогда бы он точно скончался.
Врач В. Он итак скончался.
Врач Е. Надо было погасить свет.
Врач Г. В темноте мы бы его не увидели.
Сестра приносит дело.
Главврач. Так-так. Сейчас посмотрим. Больной у нас одинокий. Жил в коммунальной квартире. Считает себя поэтом. Тут есть и кассета. Давайте послушаем.
Включает магнитофон. Поэт читает стихотворение:

Клопы, вокруг одни клопы,-
Подборка, нечего сказать.
Устал от этой суеты:
Давить и в банку собирать.

Пойдите прочь,
Не лезьте с краю,
Сегодня ночью
Сборка урожая!

Клопов я в банку соберу
И завтра на рассвете,
Проснувшись рано поутру,
Ее открою в кабинете.

Дыши прораб,
Судьбы дебил,
Твой жалкий раб
Тебя убил.

Врач А. По стихотворению мы можем судить, что больной, действительно, больной.
Главврач. Музыка подействовала на него не так, как на обычных людей. Вопрос: почему? Мы, как врачи, должны в этом разобраться.
Врач Е. Может, в этой мелодии было для него что-то личное? Ну, там, какие-то воспоминания, которые заново всплыли в его воображении и заставили вновь переживать их?
Главврач. Все возможно.
Врач Б. Его просто переворачивало от этой мелодии. Жалко у нас нет такого компьютера, который мог бы передавать, что творится у пациентов в мозгу в такие моменты.
Врач В. Может, эта мелодия послужила ему, как сигнал? Ну, ему так казалось, что это сигнал к чему-то.
Врач Е. Что за чушь?
Врач В. А у тебя есть версия получше?
Главврач. Надо искать разгадку в его стихотворениях. Давайте послушаем еще одно.
Включает магнитофон. Поэт читает стихотворение:

Ни улучшенья, ни ухудшенья,
Сплошная калия однообразья.
Лишь горький вкус варенья
Спасает медленное тленье.

Ни радости, ни горя,
Ни злости, ни любви,
Ни небо я, ни море,
Лишь тряпка на заборе.


СЦЕНА 3

Палата. В ней пять пациентов: Штирлиц, Тихоня, Профессор, Чук и Гек. Тихоня сидит на стуле, поджав под себя ноги. Профессор на кровати. Чук и Гек спорят между собой. Штирлиц стоит, прислонившись к стене ухом.
Штирлиц. Они о чем-то сговариваются. Тихо вы! Перестаньте спорить! Я чувствую что-то недоброе. Что-то замышляют, гады. Недаром они увели Поэта.
Чук. Они не позволяют нам даже играть в шахматы.
Гек. Говорят, что это игра для старших.
Штирлиц. Сумасшедший не может играть в шахматы.
Гек. Я могу.
Чук. Мы раньше всегда играли.
Гек. Андрей Степанович обещал добиться разрешения.
Чук. Нет, обещал Дмитрий Иванович.
Гек. Нет, Андрей Степанович!
Штирлиц. Тихо вы!
Чук. Я хочу пить.
Гек. Я тоже.
Чук. Я первый это сказал.
Гек. Ну и что?
Чук. Ты повторяешь за мной.
Гек. И вовсе не повторяю.
Чук. Нет, повторяешь.
Гек. Ты сам дурак.
Начинают кидаться друг в друга бумажками.
Профессор. Поэтому вам и не доверяют шахматы.
Штирлиц. Тихо! Кто-то идет.
Прыгает на кровать. Входит Андрей Степанович.
Гек. Андрей Степанович!
Андрей Степанович. Здравствуйте! Как у нас дела?
Профессор. Плохо.
Гек. Пить хотим.
Профессор. Они увели Поэта.
Андрей Степанович. Давно?
Гек. Во рту все пересохло.
Штирлиц. Где-то около часа.
Андрей Степанович. Я вернусь сейчас.
Уходит.
Гек. Андрей Сте-е…  А пить?
Чук. Обойдешься!
Гек. Сам обойдешься!


СЦЕНА 4

Кабинет. Все те же врачи.
Главврач. Думаю, надо повторить опыт.
Врач А. Какую музыку будем использовать на этот раз?
Врач Б. Надо починить свет.
Врач В. Возьмем Моцарта.
Врач Б. Опять вы со своим Моцартом.
Врач Г. Лучше Баха…
Главврач. Нет. Мы будем использовать ту же мелодию.
Врач А. Ту же?
Главврач. Именно. Мы проверим эффект этой мелодии на другом пациенте.
Врач Е. Пойдемте за больным?
Главврач. Да.
Все встают и уходят.


СЦЕНА 5

Палата.
Штирлиц. На улице хорошая погода.
Чук. Почему нас не выпускают гулять?
Гек. Надо сказать об этом Андрею Степановичу.
Чук. Нет, Дмитрию Ивановичу, он поможет.
Гек. Он не поможет, он не помог нам с шахматами.
Чук. Это Андрей Степанович не помог.
Штирлиц. Заткнитесь, дебилы!
Чук. Почему ты обзываешься?
Штирлиц. Я пытаюсь услышать пение птиц, а вы своими глотками мешаете мне.
Гек. Он птичек слушает, а нас гулять не выпускают!
Профессор. А на улице весна!
Чук. А у нас хлоркой воняет.
Профессор. Действительно. Они скоро задушат нас здесь.
Штирлиц. Хоть бы окно открыли, помещение проветрили.
Гек. Надо сказать Андрею Степановичу…
Штирлиц. Заткнись! Еще одно слово про Андрея Степановича или Дмитрия Ивановича, и я вашими тушами выбью это окно.
Тихоня. Скука убьет нас.
Штирлиц. Смотри, Тихоня заговорил.
Профессор. Да, либо воздух задушит, либо безделье убьет. Хоть какое-нибудь бы занятие найти. Ничего не позволяют.
Штирлиц. Уроды, одним словом.
На своей кровати появляется Поэт. Первым его замечает Штирлиц.
Штирлиц. Поэт? Ты?
Все оборачиваются в его сторону.
Профессор. Как ты тут очутился?
Чук. Почему тебя так долго не было?
Гек. Мы думали, что они перевели тебя в другую больницу.
Штирлиц. Почему ты молчишь?
Чук. Его, наверное, пытали.
Гек. Тебя пытали? Ты им ничего не сказал?
Штирлиц. А что он мог им сказать?
Профессор. Почему ты молчишь?
Чук. У него, наверное, шок.
Гек. Сок? Я пить хочу!
Отворяется дверь, и входят врачи. Поэта на кровати уже нет.
Штирлиц. Гестапо пришло.
Главврач. Кого будем брать?
Профессор. Брать?
Штирлиц. Эсесовцы.
Чук. А где Поэт?
Штирлиц. Куда вы увели поэта?
Врач А. Не твое собачье дело.
Гек. Он только что был здесь.
Врач В. Кто?
Чук. Поэт.
Врач В. Какой Поэт?
Гек. Наш Поэт.
Чук. Которого вы недавно увели.
Главврач. Берем того, который на стуле.
Врач В. Гм. Как он у вас мог быть?
Гек. Очень просто. Пришел, посидел, помолчал и исчез.
Главврач. Кого ты слушаешь?
Толкает Гека в сторону.
Чук. Зачем вы его бьете?
Гек (плачет). Вы не разрешаете играть нам в шахматы! А мы уже взрослые! Мы хотим играть в шахматы! Мы хотим пить!
Главврач. Берите его (указывает на Тихоню).
Его хватают под руки.
Штирлиц. Куда вы его забираете?
Тихоня (кричит). Помогите!
Профессор. Оставьте его!
Тихоня. Я не хочу уходить! Я хочу здесь! Пусть пахнет хлоркой, только оставьте меня! Помогите! Они убьют меня!
Уносят и закрывают за собой дверь. Гек с плачем стучится.
Гек. Я хочу пить!
Штирлиц. Не шуми.
Чук. Сейчас тебя тоже уведут.
Гек. Нет!
Чук. Да.
Гек. Тебя унесут!


СЦЕНА 6

Кабинет.
Главврач. Итак, сейчас нам предстоит провести вторую попытку нашего опыта психотерапии. В первый раз воздействие музыки оказалось для пациента смертельным. Больной скончался.
Врач Б. Все же интересно, почему он умер? Сама причина его смерти так и не выяснена.
Главврач. Для этого мы и предпринимаем вторую попытку. Ему ввели уже дозу?
Врач А. Да. Через пятнадцать минут он будет готов.
Главврач. Хорошо. Пройдемте в смотровой зал.
В этот момент в кабинете появляется Поэт. Все врачи смотрят на него в изумлении.
Главврач. Ты не умер? Вы отвезли его в морг?
Врач Г. Да.
Главврач. Зачем ты вышел оттуда?
Врач В. А, может, он вообще не выходил?
Главврач. Как же он тогда сюда попал?
Врач В. Может это дух?
Врач А. Кто?
Врач В. Больные же говорили…
Главврач. Они больные, вот и говорили. А мы врачи, научные работники, можно сказать, и не должны верить во всякую оккультную хренотень.
Врач Б. Эй, ты кто?
Врач А. Молчит.
Врач Е. Жутко.
Главврач. Без паники. Мы сейчас его раскусим.
Дух Поэта начинает читать стихотворение:

Прах, и тлен,
и боль,
намазанные медом.
Слижи его,
тогда узнаешь ты,
что прячется
в том чемодане,
куда не положить
ружья,
рубашки чистой
и златых монет.
Смотри в глаза –
и ты увидишь страх
своей души.
Так бойся же
того, кто за спиной,
кто знает каждый шаг
и у кого ты – раб!

Прочитав – исчезает.
Врач Д. Что это было?
Врач В. Дух.
Врач Б. Даже дух остался больным.


СЦЕНА 7

Изолированная ярко освещенная комната. Два врача, под руки, вносят Тихоню. Сажают его на стул и уходят. Начинает звучать композиция М. Равеля «Болеро». Тело Тихони постепенно приходит в движение. Его начинает трясти. На последней ноте он умирает. Голоса за кадром:
Врач А. Умер.
Врач Б. Все-таки музыка не лечит.
Врач В. Второй подряд.
Главврач. Спешу всех уведомить, что опыт не удался. Пациент скончался на месте.

1995