Бытие в целом. Платон-Аристотель

Владимир Бутков
               Как показала вся история человечества, человек не может жить, не соотнося себя с миром (бытием в целом), не определив своё место в этом мире. И соотнесение это началось ещё с досократиков, а может быть и раньше.

               Как самостоятельное понятие «бытие» возникает у элеатов. «Метафизик» Парменид считает бытие вечным и неизменным единством, а противостоящее ему подвижное многообразие считает небытием. С точностью до наоборот понимает, как известно, бытие «диалектик» Гераклит.

               По-своему решает антиномии «бытия» Платон в своём учении об «идеях» - сущностях, отражением которых является всё многообразие вещественного мира. Это решение впервые объединяет идеальное и реальное бытие в одно целое.

               Аристотель отвергает учение Платона об идеях как общих сущностях-эталонах, существующих до предметов материального мира (стоящих "позади" реального бытия, как сказал бы Гартман). Но его собственные представления о сущности противоречивы: сущность у него и самостоятельна, единична (конкретна) и – одновременно – выступает, как нечто общее, целое (абстрактное).

               Интересно, что Платон выступает в своём учении и как метафизик (самостоятельность «идей», их сущностность, фундаментальность), и как диалектик (превращение качеств, количеств, отношений, действий), и это мало общего имеет с эклектичностью Аристотелевского взгляда на бытие.

               Вершиной мысли Аристотеля является энтелехия – способ бытия вещи и свойство бытия в целом – форма, осуществляющаяся в материи, активное начало, превращающее (исчерпывающее) возможность в действительность, актуальность.

               Энтелехия Аристотеля – это вторая после Платона попытка единого взгляда на идеальное и реальное бытие. Разница лишь в том, что у Платона идеальное бытие объективно, а у Аристотеля - субъективно, «привязано» к вещи, к бытию реальному.

               Энтелехия Аристотеля - это первое название активного начала Природы - название идеи, с помощью которой можно объяснить в этом мире практически всё. Что стоит за этим "активным началом", человечество пытается понять до сих пор...

                Продолжение (Бытие в целом. Декарт-Спиноза):   http://www.proza.ru/2009/06/18/925