Глава девятая

Пётр Корытко
в которой ученики седьмого класса средней школы из деревни Устрека категорически утверждают, что космических пришельцев не бывает.


      В понедельник утром, едва только школьники переступали порог, кто-нибудь из учителей, дежуривших у входа, спрашивал их, не знают ли они о том, где находятся Новиков, Фалелеев и Петрова.
      Но никто не знал.
      Школа бурлила. Такого в их деревне еще| не бывало, чтобы сразу трое ребят пропадали на целые сутки. Всем было и страшно, и любопытно.
       Семиклассники влетали в класс и замирали. Там уже находились и Ольга Владимировна, и Анатолий Константинович. На каждого пришедшего они смотрели с надеждой: а не принёс ли тот  хорошую новость? Учителя были встревожены. Они чувствовали себя виновными, и, когда в класс заглядывал кто-нибудь, разводили руками и смущённо качали головой. – «Нет, мол, ничего определённого, никаких новостей…».
      К началу занятий подошли мамы Тани и Игоря. Они  со слезами на глазах умоляли директора отпустить с ними нескольких старшеклассников на поиски таинственно исчезнувших беглецов. Директор, встревоженный не меньше других, обещал обязательно что-нибудь предпринять.
      Прозвенел звонок. Мама Тани надеялась, что её дочь придёт к первому уроку прямо в школу, не забегая домой, и заплакала, не видя дочери среди остальных ребят.
      Урок в такой обстановке, конечно же, не начинался, но ученики сидели тихие и присмиревшие. Все понимали, что сейчас не до уроков. 
      Вместе с учительницей математики в класс вошёл директор. Четверо учителей и четверо родителей стояли у доски и совещались, как вдруг дверь широко распахнулась, и в класс бочком втиснулся… Мышкин.
      -  Можно? – привычно, и сонным голосом спросил он, и, ни на кого не глядя и не дожидаясь ответа, своей знаменитой шаркающей походкой направился к последней парте.
      В классе стояла говорливая тишина; и учителя, и ученики говорили шёпотом и вполголоса, но, когда появился Мышкин, кое-кто не сдержался и захихикал, зажимая рты ладошкой.
      -    Явление Христа народу. – Только и смогла сказать Ольга Владимировна.
      После её замечания раздался дружный смех, немного разрядивший обстановку. Разве это не смешно? Есть у них в классе вот такой Мышкин, человек, которому все нипочём. Такого и во всей школе, может быть, не сыскать. Хоть кол на голове теши, а он только почешется да потешится.
      Странное дело. Оказывается, Мышкина тоже не было в школе с самого утра, но никто на это не обратил особого внимания. И напрасно: фигура-то заметная, – Мышкин! Одни кулачища чего стоят. А вот не заметил никто, что его нет! И на экскурсии вчера его не было, но никому и в голову не могло прийти, что с Мышкиным что-то могло случиться. «Где Мышкин? – Тоже мне, вопрос! – Да спит он, где же ещё!» Давно у всех сложилось мнение, что если Мышкина нет, если он опаздывает, то это ничего, так себе, подумаешь, – сейчас заявится! – Идёт где-нибудь, сонный и ленивый, загребая своим джинсовым клёшем уличную пыль.               

-    Довольно смеяться, - укоризненно покачал головой директор и поднял руку. Но и он не сдержался от шутки и сказал:
- Доброе утро, Мышкин!
- Здравствуйте! – Громко ответил тот и кивнул в ответ, чем вызвал новую
вспышку смеха. Он подошёл к парте и стоял, не решаясь сесть на свое место.
- Садись, Мышкин. – Сказал директор. – А теперь, когда мы вдоволь погоревали
и посмеялись, приступим к делу. Нам надо организовать поиск ваших друзей. Надо заметить, голодных друзей. Возможно, сутки они ничего не ели. – (При этих словах мама Тани Петровой всхлипнула). – Хотя, я все-таки думаю, ничего страшного не произошло. Поблуждали ребята в лесу, и забрели в соседнюю деревню. Родственники у них там есть?
       -   Есть,  –  сказала мама Игоря Фалелеева. –  Есть, но они тоже ничего не знают. Звонили.
       -   Ну, может быть, они не у родственников находятся. Забрели в лесной домик какой-нибудь, охотничий, или в сарай заброшенный, не знаю, и, уставшие, сладко уснули. Или в соседней деревне на сеновале…
       -   Нет-нет, Таня обязательно домой бы пошла, даже ночью! – ещё громче всхлипнула мама Петровой.
       -    Ну, хорошо, хорошо, - успокаивающим тоном сказал директор. – Все это наши предположения. На самом деле мы ведь ничего пока не знаем? Не знаем. И мы их обязательно найдём. Вот тогда во всём и разбёремся. А сейчас я предлагаю следующий план. Разделимся на три группы. Первую группу, в которую войдут самые сильные и выносливые, возглавит Анатолий Константинович.
       -    Вы, Анатолий Константинович, - обратился директор к учителю физики, - возьмёте на себя поиски на самых дальних лесных участках  вдоль дороги на деревню Столбово. Хорошенько осмотрите берег озера и все лесные дороги. Пораспрашивайте людей, если они там  встретятся.
       -   А вы, Ольга Владимировна, - продолжил директор, - с несколькими девочками обойдите всю деревню, не пропуская ни одного дома, ни одного строения. Расспросите всех. Может быть, они сейчас сидят у кого-нибудь в гостях и пьют чай со свежим медком. – При этих словах директор улыбнулся, но было заметно, что он и сам не верит своим словам. – Загляните всюду, куда только могут забраться любопытные дети! Да, и вот ещё что: попытайтесь выявить всех людей, которые вчера видели Таню, Игоря и Андрея. По их рассказам мы сможем проследить их маршрут, а если будем располагать такими сведениями, то обнаружим и место их нахождения.
     И тут в класс вбежал взволнованный десятиклассник и с порога сказал директору, что его немедленно вызывают к телефону.
     «Вызывал» участковый Митин. Старший сержант созвонился со своим начальством и попросил директора объяснить наконец-то районным властям, что происходит в деревне и в школе. Поговорив с минуту, директор вернулся в класс, и пригласил в учительскую Ольгу Владимировну, Анатолия Константиновича и обеих мам.         

     Как только они вышли, семиклассники вскочили с мест. Заговорили одновременно все, но очень шумно не стало: не тот момент, чтобы веселиться. По поводу пропажи своих одноклассников строили самые разные предположения, но все они, казалось, были нереальными и тут же отвергались.
     И только один-единственный человек молчал. Мышкин. Он ошалело таращил глаза и непонимающе вертел головой. Он никак не мог взять в толк: звонок прозвенел, но урок не только не начался, но даже учителя вышли из класса! Что происходит? Кто пропал? Куда пропали? Он, конечно, слышал, что Танька Петрова с приятелями не была на экскурсии. И что из того? Подумаешь, история с пропажей! Он лично, Мышкин, тоже не был на экскурсии. Но я – вот он, сижу, как ни в чём ни бывало, и никуда не пропадал. И они так же!
     -   Кого они искать собираются? – спросил Мышкин у своего соседа по парте щуплого Димы Котова. Котов был низкого роста, но довольно плотный, его лицо постоянно излучало лукавство и хитрецу, улыбка целыми днями не сходила с него. Мышкину это не нравилось, и он редко обращался с вопросами к приятелю поневоле.
 
      Дело в том, что это именно классная руководительница настояла на их непременном соседстве. Ольга Владимировна была уверена, что они оба дополняют друг друга. Хотя, надо сказать, друзья к этому относились весьма скептически. Но – что поделаешь? – им приходилось терпеть друг друга. Особенно это было нелегко сделать Мышкину. Он не любил смешливых товарищей и весёлых бесед с ними. А вот Котов,  как раз наоборот, любил подшутить над друзьями, и особенно ему нравилось подтрунивать над своим добродушным соседом Мышкиным. Чаще всего для своих шуток он использовал обе их фамилии. Класс покатывался со смеху, когда Дима начинал игру в «кошки-мышки». И это была совсем не обидная игра! Мышкина она не только не обижала, но это было одним из немногих развлечений, в которых он охотно принимал участие.          

        Так что, задавая свой вопрос, Мышкин даже сегодня рисковал «вызвать огонь на себя».
-       Кто-то будет искать кого-то. – Начал игру Дима. –  Но ты не будешь искать никого. А вот мне поручено найти нору.
- Что? – Переспросил Мышкин. – Какую нору?
- Ну, как тебе сказать, чтобы ты понял. Такую нору, в какой живут они.
- Кто такие – они? – Не унимался Мышкин.
- Мыши, кто же ещё!
- А ну тебя, кот в сапогах!
        Мышкин повернулся к приятелю спиной и хотел сделать вид, что обиделся, но тут же забыл об этом, потому что чувствовал, что в классе происходят непонятные события. До него дошло, наконец, что затеваются нешуточные поиски, и что искать предстоит его одноклассников: Таню, Игоря и Андрея. Сам собой открылся  рот от изумления. «Как это так, - думал он, - разве в нашей деревне можно куда-нибудь так затеряться, чтоб тебя вторые сутки искали и не могли найти?  Если ты, положим, ушёл из дома утром, - рассуждал Мышкин, наморщив лоб и упёршись в  щёку ладонью, - то кто тебе может помешать вернуться вечером? Что можно делать в лесу ночью? Как вообще можно так заблудиться в нашем лесу, чтобы проплутать в нём так долго? Если, тем более,  здесь все тропинки и дорожки давным-давно всем известны! И если ты видишь, что начинает темнеть, то кто запретит тебе пойти домой? Никто. Как же можно так долго не приходить? Это же очень просто – иди себе домой и не пропадай по пути. Вот и всё!» Сделав такой вывод, Мышкин удовлетворённо хмыкнул. Уж он-то бы в подобной ситуации никак не оплошал, и вернулся бы вовремя, и домой к вечеру, и в школу наутро. «Дудки, - радостно думал он о себе, - я не настолько глуп, чтобы меня искать пришлось! Интересно, а смог бы заблудиться в лесу этот умник Котов? Стал бы там, небось, под елями мышиные норы искать, и потерялся бы во времени! Так бы и заночевал у своих нор, кот в сапогах несчастный!»

       До тех пор, пока все в классе говорили наперебой, Мышкин никого не слышал, но вот, округлив глаза и сделав таинственное лицо, заговорила Ира Малинина, и он невольно прислушался к ее словам.
      -    А что если они забрели на Сизое болото? Там есть такие страшные места, что вроде бы и тропинку видать, а по ней не пройдёшь. Мне мама говорила, что идёшь-идёшь по такой тропинке, и всё тебе кажется, что самое опасное место уже прошёл. Но оно всегда впереди! И наступает момент, что человек чуть ли не бегом начинает бежать, чтобы поскорее выбраться на безопасное место. Но с ужасом замечает, что тропинки перед ним нет, а есть открытая вода! И бежать нельзя дальше, и остановиться не можешь, и вернуться уже не знаешь как, – позади тоже страшно. Тут тебе и конец придёт, если не успеешь ухватиться за какое-нибудь деревце или упасть на кочку повыше. Хватайся – и жди помощи. Хоть день и ночь, хоть три дня и три ночи. Сам не выберешься!

      -    Да разве ты станешь ждать целых три дня? – Скептически спросил кто-то из ребят. -  Ты тогда ломай это деревце, за которое держишься, и сама ищи дорогу назад, а то тебя комары и мошкара болотная  ночью заест!
      -    А если рядом нет дерева, а есть только одна кочка, на которой ты сидишь? – возразила Ира и развела руками.
      -      А ну-ка, встань, мы поглядим, на какой кочке ты там так хорошо устроилась, -под общий смех сказал Дима Котов и принялся излагать свою версию. -  Нет, они не на болоте. Что там можно найти? Там даже ягод мало! Нечего туда и забредать. Нет, я думаю, что они в Столбово ушли.
- Ого!
- А там что они забыли?
- Да туда идти надо почти весь день!
- Нет, Котов, это твои выдумки.
       Но Диму Котова, если уж он начинал о чем-нибудь говорить, нелегко было переупрямить или переубедить.
- Шли они по дороге на Столбово? – задал он вопрос.
- Да.
- Правильно, шли. Шли это они так, шли, и ни о чём таком не думали. А тут –
гроза! А к Столбово уже ближе было бежать, чем обратно в Устреку возвращаться! Они и побежали туда. Ясно? Там у Таньки Петровой тётка живёт, я знаю. Она у неё каждое лето бывает. И одна, и вместе со своими родителями. Так что, они и сейчас там. А сейчас, может, сидят за столом, масло на хлеб намазывают да над нами посмеиваются. А потом, когда от души напьются сладкого чая, на попутной машине и приедут прямо к школе. Приветик, мол, - не ожидали?
        -    Да ты что, Котов, того? – сразу отвергли эту версию ребята. – Они могли бы из Столбово еще вчера вечером позвонить родителям, и те не переживали бы так.
        -    Ну, ладно, они не в Столбово. – Согласился Котов. – Тогда что это означает? А означает это тогда то, что они все вместе сейчас находятся в гостях у Андрея! Родителей Андрея вы в школе не видели? Не видели. Есть у них дома телефон? Нет у них телефона, не провели ещё, потому что они живут в стороне от деревни. Вот это и означает, что чай с вареньем они всё-таки сейчас пьют, но не в Столбово, а дома у Андрея. Так ведь не на болоте же они загорают! Что они там не видели?
       -     А может быть, они купались в озере и… их… они попали в воронку и их затянуло туда!.. – решилась-таки произнести и выпалить Ира Малинина.
- Нет, что ты!
- Сразу трое утонуть не могут!
- Да и кто полезет в озеро далеко от дома? И здесь, рядом, у деревни, не каждый
осмелится заплывать далеко от берега. С Карабожей шутки плохи, каждый знает.
       -   Да ну вас всех! – отозвался вдруг Мышкин. Ему надоело вертеть головой и с открытым ртом выслушивать разные глупости. И он решил выдать такое, что, на его взгляд, сразу прекратит все споры. –  Все это сказки. А знаете что? – вдруг их зелёные человечки с летающей тарелки похитили? Для опытов. Или поговорить захотелось. Скучно, видать, им там, в тарелке-то.

        Ребята рассмеялись.
- Скажи лучше, летающая кастрюля!
- Или самовар!
- Или баба-яга в ступе увезла!
- Сейчас есть бабки-ёжки с электромётлами и летают они на  атомных ступах!
- Японские, как томагочи!
- Или снежный человек их увел?
- Так ведь снега ещё нет! Скажи лучше, водяной забрал! Как Садко, помнишь?
-       А может, в Карабоже свое чудище завелось, наподобие Несси?

        Подлил масла в огонь этот несносный Мышкин! А сам сидит и улыбается, довольный, слушая, как новая волна фантастических предположений захватила воображение.
-       А что? – снова вступил в разговор Мышкин, когда фантазии стали иссякать. – Вчера я слышал по телеку, что обнаружились какие-то новые сигналы из космоса. Не от этих ли самых тарелок они исходят? Кто знает!
- Так это же из космоса!
- А космос – это там! – махнул рукой и даже присвистнул Котов, выглядывая из
окна снизу вверх.
-       Одно дело – сигналы из космоса, а другое – деревня Устрека. – Возмутилась Ира Малинина. – Наша-то деревня здесь при чём? Ну, пусть даже и пришли какие-то сигналы. Пусть. Но какое отношение к ним имеют ученики седьмого класса из деревни Устрека? Что, Петрова, Фалелеев и Новиков – наши деревенские  агенты какого-нибудь космического Джеймса Бонда? Чепуха какая-то! – Ира даже руками всплеснула и демонстративно села, отвернувшись от Мышкина и его улыбчивого приятеля.
       Но Мышкин был невозмутим. Он и ещё собирался что-то невообразимое сказать, но в класс вошли директор и Ольга Владимировна с Анатолием Константиновичем.

-    Вот что, ребята. – Официальным тоном начал говорить директор. – На ноги поднят весь наш Мошенской район. Из Боровичей и из Новгорода к нам направили спасателей из МЧС. Выделен транспорт и для нас, школа тоже будет принимать посильное участие в поисках наших товарищей, но до прибытия спасателей нас просили не предпринимать никаких собственных шагов. Почему? Нет, не потому, конечно, что нам не доверяют, но потому что неизвестно, что там, в лесу, или ещё где-то, случилось. Бросимся туда сломя голову, – а там, глядишь, и ещё могут случиться всякие непредвиденные вещи… Одним словом, нам запретили выходить из деревни. Не надо ничего предпринимать самим, кроме опроса местных жителей. Для этого, я думаю, достаточно будет и одного вашего класса. Сейчас Ольга Владимировна и Анатолий Константинович займутся этим делом лично.
-      И я вас очень прошу, - продолжил директор, - отнестись к делу как можно более серьёзно. Оно, смею вас заверить, нешуточное. Обо всем, что узнаете, немедленно ставить в известность своих учителей и меня. Важны мельчайшие детали. И нельзя терять ни минуты времени. Желаю удачи.
       Директор ещё о чём-то вполголоса напомнил учителям и вышел, плотно и бесшумно прикрыв за собой дверь.

Продолжение следует