Мировой рекорд

Михаил Смирнов-Ермолин
     Мировой рекорд
 
 – Ну-ка, покажи, как просмолил лыжи, – на кухню зашел Славик и посмотрел, как Саша газовой плитой держал лыжи, чтобы быстрее впиталась смола, – угу, так, ничего. Пойдет за третий сорт.
 – Почему? – возмутился Саша, посмотрев на брата. – Я все так сделал, как ты объяснил. Глянь, как ровненько смолой покрыл. Осталось еще мазь подобрать и все. Славка, погоду на завтрашний день передавали?
 – Сейчас прогноз слушал, – сказал брат, – минус пятнадцать-двадцать обещают. Хорошо будет бежать. Лыжня ровная, как на коньках скользишь. Пошли, я тебе мазь подберу, стану втирать, а ты запоминай.
 – Фу-у-у! Чем так пахнет? – раздался из прихожей голос матери. – Опять что-то придумали. Ну и запах!
 – Нет, мам, – сказал Славик, выходя из кухни и держа в руках лыжи, – вот, Саньке готовим. Завтра у них отборочные соревнования. Валентин Леонидыч команду из разновозрастных групп готовит. Если Сашка выполнит норматив, тогда он будет выступать на городских гонках, а если выиграет, поедет с нами на республиканские.
 – А я уж, думала, что пожар устроили, – сказала мать и, сняв пальто и обувь, прошла в зал. – Морозец крепчает на улице. Пока с работы добралась, руки замерзли. Как они поедут, если такой холод будет стоять?
 – Ерунда, мам, – усмехнулся Славик, направляясь с Сашей в свою комнату. – Наоборот, бежать легче. Мороза не чувствуешь. Я-то уж знаю! Не первый год в секции занимаюсь.
 – Ну-ну, лыжники! Ладно, готовьтесь, а я ужином займусь.
 Саша убрал со стола все предметы, освободив его.
 Славик осторожно положил на стол лыжи, достал коробку с мазями для разных температур, выбрал нужную и стал ей покрывать ровным слоем темно-коричневую поверхность лыж. Затем взял брусок, сделанный из пробкового дерева и начал равномерно втирать мазь в лыжину.
 – Славка, дай мне, – сказал Саша, глядя, как брат ловко управляется с работой, – мои лыжи. Сам буду делать.
 – Сиди и учись, – проворчал Славик, не отрываясь, – мешаешь. Запоминай, потом самому придется этим заниматься.
 – Ты зачем тут мажешь? – спросил Саша, заметив, как брат стал втирать другую мазь, где будет находиться стопа, – у нее же другая температура!
 – Э-э-э! – с усмешкой взглянул на него Славик, – оказывается, ты ничего в этом не соображаешь, а еще в секцию начал ходить. Я для того делаю, чтобы при толчке лыжи не скользили назад и на пригорки легко забегаешь, не теряя скорости. Завтра сам убедишься. Нас обучил этой хитрости Валентин Леонидыч. Он же бывший биатлонист. На Международных соревнованиях много раз выступал…
 – И места занимал? – перебив, недоверчиво, спросил Саша.
 – Конечно! – ответил Славик. – Он рассказывал нам. Ох, и гоняет! Как метеор.
 – А почему мы не знаем ничего? – сощурившись, с ехидцей спросил Саша.
 – Салаги, еще, – усмехнулся брат. – Мы-то последний сезон откатаем и все. Потом ваша очередь настанет. Расскажет, не волнуйся. И запомни, всегда слушай советы тренера. Понятно?
 – Ага. Только Валентин Леонидович часто к нам придирается. Ох, строгий!
 – Правильно, – сказал Славик, – зря он не станет ругать, а хорошему всегда научит. Я уже имею первый взрослый разряд, а в этом сезоне постараюсь выполнить норматив КМС, и выиграть республиканские соревнования. Может, и на Всероссийские попаду…. Ничего, Санька, у тебя еще все впереди. На, держи, свои лыжи. Завтра общий старт будет или по одному побежите?
 – Сказал, что общий.
 – Это хорошо, – произнес Славик, присаживаясь на стул, – запомни, что участники сразу рванутся вперед, а бежать-то пять километров. К финишу почти все выдохнутся. А ты не торопись. Половину дистанции иди классическим ходом, лишь потом начинай постепенно увеличивать скорость, а когда останется не более километра, гони в полную силу, до конца выкладывайся. Все понятно?
 – Постараюсь. – Сказал Саша, задумавшись.
 – Гляди, Санька, не выдержишь и рванешь, а в конце дистанции язык на плечо вывалишь. Ладно, пошли ужинать, а потом спать завалимся. – Сказал брат и направился на кухню…
 Утром, сразу переодевшись в спортивную форму, Саша взял лыжи и торопливо направился в школу.
 – Саня, привет! – донеслось до него, когда он стал подходить к группе ребят, стоявших около входа.
 – Здорово, пацаны! – сказал Саша, взглянув ребят, – почему так мало народу? Где остальные?
 – Вчера видел Валентина Леонидыча, – ответил Андрей, опершись на лыжи, – он сказал, что от каждого класса будут выступать по двенадцать учеников, а на соревнования отберет трех пацанов и трех девчонок, а остальных отсеет, как выразился.
 – Ничего себе! – воскликнул Саша и взглянул на стоявших неподалеку ребят, – а кто из нашего класса побежит сегодня?
 – Точно не знаю, – сказал Андрей, оглядываясь на остальных, – видел, что тут Валерка Жиляй был, Саня Тихоня, Алка Тисова с Людкой Алехиной стояли. Как я понял, он самых сильных из всех классов выбрал и устроит гонки.
 – Да уж…, – вздохнул Саша. – В «Б» и «Д» здоровые пацаны, как зайцы носятся. Тяжеловато нам придется…
 – Ничего, Санька, обставим, – бесшабашно сказал Андрей, – ерунда! Глянь, вон уже тренер несется…
 К ним приближался Валентин Леонидович: высокий, широкоплечий, с обветревшим лицом, в спортивном облегающем костюме и узкими легкими лыжами в руках, о которых мечтал Саша. Сделав знак, чтобы все встали в одну шеренгу, он хрипловатым голосом спросил:
 – Так…. Никто не опоздал? Все пришли?
 – Все…, да…, на месте…. – Раздались голоса ребят.
 – Хорошо, – тренер обвел взглядом учеников, – повторяться не стану. Трассу я утром уже проверил. Сейчас все легким бегом за мной, чтобы разогреться.
 – Валентин Леонидыч, – крикнул Саша, – а по какой лыжне будем бегать? Там, где уроки физкультуры проходят?
 – Нет, – отрывисто сказал тренер, – по «пятерке», где на тренировках занимаемся.
 – Андрюха, – Саша толкнул друга, – это же отлично! Лыжню-то хорошо знаем. Всех обставим!
 – Приготовились, ребята, – раздался голос тренера, – не отставать! Побежали…
 – Фу-у-у, это не человек, а робот, – запыхавшись, сказал Андрей, когда они остановились на краю небольшого холма, откуда начиналась лыжня. – Возрастом, как папка, а носится быстрее нас. Вот тебе и старик! А наш батя с работы придет, и сидит во дворе, в домино играет с соседями.
 – Славка вчера рассказывал, что Валентин Леонидыч даже на Международных соревнованиях выступал. Во, понял! Эх, нам бы…
 – Становись! – раздался голос тренера. – Смотрите и слушайте внимательно. Видите лесополосу? Ребята бегут до конца, огибают ее и возвращаются. Это будет пять километров. Девочки едут до красных флажков, которые я утром установил, заворачивают около них и через посадку направляются к финишу. Всем понятно?
 – Да, всем. – Вразнобой раздались голоса.
 – Не перепутайте лыжню! А чтобы легче было ориентироваться, начнете стартовать по одному через каждые пять секунд. Первыми побегут те, кто занимается в лыжной секции. Волченков, Ахтямов, Тисова, Грицаевский! Подойдите ко мне.
 – Вот попали! – шепнул Саша, направляясь к тренеру. – Славка говорил, что хуже всего бежать первыми.
 – Что ты бурчишь? – беспечно отмахнулся Андрей. – Мы же всех обставим, как первоклашек. Ха, нашел соперников!
 – Так, Саша, готов? – спросил тренер, увидев, что Саша встал на лыжню. – На старт… Внимание… Марш! – и нажал кнопку секундомера.
 Резко оттолкнувшись палками, чуть согнувшись, Саша быстро заскользил по накатанной лыжне с пригорка, набирая скорость. Сделав несколько толчков, он перешел на классический бег, как велел брат и стремительно стал приближаться к лесопосадке. Через каждые три-четыре скользящих шага, делал одновременный толчок обеими палками. Не оглядываясь, слышал, как позади него ехали Андрей с Ильдаром.
 Мельком взглянув на красные флажки и лыжню, проложенную поперек посадки, он проскочил мимо, направляясь вдоль деревьев по знакомой трассе, где знали наизусть каждый бугорок, кочку, ямку.
 Немного сбавив скорость на крутом повороте, Саша оглянулся назад, удивившись, что за ними едут всего несколько человек да вдалеке мелькали фигуры девчонок, которые должны были стартовать последними. Не понимая, почему получился такой разрыв между ребятами, он прошел поворот, выскочил на лыжню, ведущую к финишу и, посмотрев туда, резко затормозил, взметнув в воздух снежную пыль, искрящуюся под солнечными лучами. Присвистнул, не поверив глазам, и оглянулся, дожидаясь ребят.
 – Андрюха, Ильдар, – крикнул Саша, когда они показались из-за поворота, – глядите.… Откуда они взялись? Вон уже несколько пацанов стоят рядом с тренером. Что за ерунда?
 – Санька, – расхохотался Андрей, – да они лыжню спутали! Смотри, смотри.… Из лесопосадки еще целая толпа вывалилась. Ну, бестолковые! Айда, сейчас мы обставим их. Стартуй, Санек…
 Забыв о советах брата, Саша рванулся вперед и начал быстро догонять ребят. Поравнявшись, спросил на бегу:
 – Вы откуда взялись? Это лыжня для девчонок! Теперь тренер заставит еще раз бежать «пятерку». Ох, молодцы! – и, сбив с ног одного из мальчишек, устремился вперед.
 Задыхаясь, напрягая силы, он взлетел на пригорок и, развернувшись, затормозил около тренера.
 – Волченков, – щелкнув секундомером, нахмурившись, сказал Валентин Леонидович, – случайно, не по «десятке» бежал? Почти все уже финишировали, а ты лишь сейчас подъехал. Что скажешь?
 – Я…. Мы…, – он растерянно посмотрел на тренера, стоявших ребят, оглянулся на Андрея, затормозившего рядом с ним, и неуверенно произнес, ткнув в сторону лесопосадки, – мы бежали, как обычно. Лыжню-то хорошо знаем. Не первый день по ней гоняем. Сам ничего не понял, когда увидел мальчишек.
 Тренер посмотрел на секундомер, заглянул в тетрадь, где были записаны результаты, усмехнулся и, кивнув в сторону ребят, сказал:
 – Проиграли вы с Андреем. Оказывается, плохой из меня учитель. Гонял, гонял вас, думал, что сильных лыжников сделаю, а вы, как черепахи. Вот с кого нужно брать пример. Метеоры! Смотрю на их результаты, и гордость меня распирает…
 – Почему? – перебив, растерянно спросили Саша с Андреем.
 – Потому что они, – тренер указал на небольшую группу учеников, стоявших в стороне, – не только уложились в норматив, но и установили новый мировой рекорд, который никто не сможет улучшить. Стою теперь и думаю, а не отправить ли их на Олимпийские игры? Все золотые медали заберем. Что молчишь, Волченков? Тогда я скажу… Завтра еще раз придется всем бежать. Хочу удостовериться, что секундомер не обманывает. Эх, хорошо бы.… Все слышали? Утром жду возле школы. Может, еще один рекорд установим…. Что скажете, метеоры?
 Но в ответ раздавался хруст снега под ногами, да карканье ворон, пролетавших над головами…