Про Улыбку Добрую и Щелчок по Носу

Пабелка Потолков
          Было это давно, а, кажется и недавно... В те времена губернатор* устанавливал новый порядок в крае, а алюминиевый магнат** ещё не был завсегдатаем СИЗО-1. Ачинский Глинозёмный уже отошёл к "Альфа-групп", в УВД большие люди лишь пожимали плечами и шептались в кабинетах о правовом беспределе первого рейдерства. Хотелось хоть какой-то стабильности и определённости.
          Мне этой определённости тоже сильно не хватало. Её мне и сейчас не хватает, а тогда и вообще не было… Многое у меня в тот момент висело на волоске, и настроение было соответствующее. Однако всё зависящее от меня я сделал, и оставалось только ждать. Вдруг в октябре месяце, за два года до миллениума, Родина-Мать вспомнила о своём Сыне и отдала ему Частичку Своей Любви Материнской, сразу и в полном объёме. Частичка эта выражалась в круглой сумме, для серьёзных людей она могла показаться несерьёзной, но и не совсем смешной. К серьёзным людям я себя не относил, и не по причине живости характера, по совсем другим обстоятельствам.
          Тогда я выглядел непрезентабельно. Так в тот момент надо было, дабы не раздражать людей, ответственных за Материнскую Любовь, а наоборот, вызывать у них совсем другие эмоции. Бичом я не смотрелся, скорее всего, был похож на затурканного бюджетника. Одет аккуратно, вроде бы и галстук, и костюм, а видно невооружённым глазом многое. Завершающим штрихом был старенький кожаный портфель, в который я Частичку Любви и положил. Эта Частичка придавала мне в тот момент некоей уверенности в завтрашнем дне, какие бы форс-мажоры не проглядывались в перспективе. Заглянул по пути я в один магазин, что находился на улице имени Основоположника пролетарского учения. Собрался прикупить кое-что для Нового Года, а это кое-что там именно и продавалось. Посмотрел на витрины, вижу - вот оно, что ищу. Стоит Мартини "Бьянка" (для жены) и коньяк любимый "Каспий" (себе), да конфеты. С выбором быстро определился. Тут мне вдруг весело так стало и ощущение, словно кто-то вселился в меня и подбивает пошутить. Решил я себя позабавить, благо смотрелся как раз для такого розыгрыша в самый раз. Постоял немного у витрины, принялся спрашивать у продавщицы, какая у неё водка самая дешёвая, да нет ли портвейна 72-го, или хотя бы "Агдама". Окинув меня оценивающим взглядом, продавщица уныло покачала головой, дескать, сам не видишь, что ли - нет на витрине, значит, и нет в продаже. "Эх, девушка, - говорю я ей грустным голосом, - а мне так хотелось поностальгировать, хлебнуть из горлышка приятных воспоминаний где-нибудь на набережной... Ну, тогда вот что…"  И называю ей всё то, что собирался покупать. Она даже и бровью не повела, лишь грустно улыбнулась уголками губ, уточнив объём Мартини. Мне сразу от её улыбки как-то неуютно стало. Представил, как она сутки стоит за прилавком, и сколько хамства или иной гадости приходится выслушивать. А тот гад, который залез в меня и подзуживал на этот подвиг, взял и сиганул куда-то прямо на улицу. Ищи-свищи его теперь. "Что-нибудь ещё будете брать?" - это продавщица вывела меня из раздумий моих. "Да, конечно, ещё вон ту шоколадку, ту, которая побольше". Рассчитался я, сложил всё в портфель, шоколадку (нормальная такая и по размеру King Size) я на прилавке ей оставил. Поблагодарил её за выдержку-терпение и пожелал, чтобы такие капризные клиенты ей никогда не попадались.
          Иду на остановку, а сам кончик носа трогаю, и ощущение такое, точно получил я тогда Щелчок по Носу от её Улыбки, а заодно и урок вежливости. С тех пор стараюсь с продавщицами, да и со всеми, работающими с людьми, говорить вежливо, только в ЖЭКе у меня, если честно, не всегда это получается.
          Коньяк мне снова пришлось покупать, потому что на 10 ноября ко мне приходили сослуживцы, а Мартини до Нового Года достояло. Где-то через год определённость начала потихоньку появляться, да ещё и в лучшую сторону. Волосок мой, на котором всё висело, в толстый канат превратился, а затем и, вообще, стал тросом стальным.
          Магазина того нет давно уже, сейчас на том месте супермаркет "Десятка" стоит, да и лица той девушки не помню, а Улыбка её нет-нет, да и мелькнёт, будто предупреждает она меня, смотри, снова щёлкнуть могу, думай, что говорить собираешься. Щелчки по Носу я всё же от жизни получаю, только не так часто, как раньше, а может, привык и не замечаю уже...
          Частичку Материнской Любви израсходовал достойно, по своему пониманию. Приобрёл малюсенькую недвижимость, да ремонт в квартире сделал. Осталось немного, чтобы гардероб всей семье обновить, да на разные мелочи. Родина-Мать меня и теперь не забывает, каждый месяц раза по три вспоминает, особенно, если к банкомату подойду вовремя…
          Жизнь у меня теперь гораздо веселее, начал я её недавно с чистого листа. Только всё равно иногда она такой грустной покажется, будто вновь вернулись те смутные времена, а может, это и от того, что всё лучшее у меня осталось там, в прошлой жизни, за два года до миллениума…
 


*    Александр Лебедь (слева от "Не болтай!"). Запомнился жителям края надолго...
** Анатолий Быков (над Лебедем и "Не болтай!"), вызывал симпатии у многих красноярцев и не только... 


          Красноярск, декабрь 2008 г.