Ксения, дочь царя Бориса - страницы истории

Владимир Разумов
Историческая справка
    Ксения Борисовна Годунова (1582—1622), царевна, дочь царя Бориса Годунова и внучка Малюты Скуратова. Она была красива, статна, Борис дал дочери хорошее воспитание и образование.Она покоряла всех обходительностью, разумностью речей. Борис искал ей достойного жениха, но неудачно. После убийства на глазах Ксении (по требованию Лжедмитрия) матери и брата, царя Федора Борисовича, она становится наложницей Лжедмитрия I. Затем ее постригли в монахини и отправили в монастырь на Белом озере; при царе Василии Шуйском поселилась в Троицком монастыре в Москве. Находилась в Троице-Сергиевом монастыре (70 километров от Москвы) во время его шестнадцатимесячной осады польско-литовскими войсками (1608—1610). Умерла в 1622 году монахиней в Суздале, погребена в Троице-Сергиевом монастыре  вместе с отцом, матерью и братом.

    Сохранились две песни начала XVII века о царевне Ксении Годуновой. В них выражается искреннее сочувствие к трагической судье девушки после смерти ее отца - царя Бориса. Эти песни схожи со свадебными плачами невесты, и в книгах  о памятниках литературы Древней Руси эти песни печатаются под условными названиями как « плачи»: «Первый плач царевны Ксении Борисовны Годуновой» и «Второй плач Ксении Борисовны Годуновой».
 Эти песни (в числе шести песен) были записаны для англичанина Ричарда Джемса в 1619 – 1620 гг. каким-то русским грамотным человеком великорусской скорописью, и сохранились в его самодельной записной книжке. Черный кожаный переплет с клапаном и узеньким ремешком- обмоткой был сделан для англичанина в Архангельске. В книжке на  73 страницах- русско- английский  словарь; в записную книжку вплетена особая тетрадка из 8 листов, они несколько меньшего размера. Вот в этой тетрадке и записаны шесть песен, в том числе две – о Ксении Годуновой.Песни нередко приписывают самой Ксении.   
    Эти исторические песни использованы при   написании стихотворения «Плач Ксении Годуновой». Их легко найти в литературе или в интернете.

    Цитата из  "Летописной книги" С.И.Шаховского, русского писателя первой половины XVIIв.:
"Царевна Ксения, дочь царя Бориса, девушка, почти ребенок, удивительного ума, редкостной красоты: щеки румяны, губы алы (ягодами румяна, червлена губами- на древнерусском); очи у нее были черные, большие, лучезарные, когда  в плаче слезы из очей проливала, тогда еще большим блеском они светились; брови были   у нее сросшиеся (бровми союзна –на древнерусском), тело полное, молочной белизной облитое, ростом ни высока, ни низка; косы черные, длинные, как трубы по плечам лежали. Была она благочестива, книжной грамоте обучена, отличалась приятностью в речах. Воистину во всех своих делах достойна!Петь по гласам любила и песни духовные с охотой слушала".


Плач Ксении Годуновой


Сердце с болью внимает колокольному звону.
Как любила я прежде золотой перезвон!
Но в багрянице красной к государеву трону
Самозванец идет, и народ – на поклон!

Боже,Спас Милосердный!Ну,за что распинают?
Ведь  царевич- там, в Угличе небреженьем  погиб.
Почему же отца-то до сих пор проклинают?
Отчего в тишине  слышу жалобный крик?

Знаю, были на царстве его прегрешения!
Но за что на расправу всю семью обрекли?
Если  матушка, правда, чуралась моления,
В чем вину перед боженькой мне нарекли?

Кто способен свирепость душегубов измерить?
Не могла и подумать, как придется  страдать!
Никогда не забуду, налетели, как звери!
Задушили и Федю, и несчастную мать.

Покидаю навеки  хоромы   высокие!
Кто  палатами станет по-хозяйски владеть?
В Кремль иные придут, бессердечно-жестокие,
И пасхальные  песни  разучатся петь.

А куда подевать бы дорогие убрусы?
Белоствольну  березу всю шелками облечь?
А фата для чего мне, прятать пышные косы?   
Для кого эти косы  тугие беречь?

Не нужны  с жемчугами золотые сережки!
На сучки   ли  деревьев буду их надевать?
Да кому  похвалиться, разбежались подружки,
А вельможи обходят, боясь повстречать.

Далеко  городишко, Устюжна Железная,
Приневолят черницей уйти в монастырь.
За оградой останется  суета бесполезная,
В темной келье утешит  напевный псалтырь.

Нецелованы губы через год побледнеют,
Огрубеет и  девичья гибкая стать.
За  невинную кровь небеса беспощадно карают,
Знать, судьба мне грехи не свои искупать.
(Владимир Разумов)