Веселие на руси есть пити

Ольга Голубь
 ВЕСЕЛИЕ НА РУСИ ЕСТЬ ПИТИ

   

   Мама  моя после окончания работы в школе, стала работать корреспондентом в районной газете “Сельская новь». Писала в основном о колхозных достижениях и проблемах. Председателем колхоза имени ХХ! сьезда тогда был некто Данилов. Дядя решительный, инициативный, требовательный и т.д. Инициативный, кстати, настолько, что решил померяться с природой- взял небольшую речушку Кара –су в такой оборот, что потомки офигели и до сих пор поминают его «не злым, тихим словом».

  Речка была неширокая, но быстрая,  спускалась с гор , и очень прихотливо петляла по яблоневому саду. Весной разливалась широко, в одном месте сада (тут еще надо Крымские сады знать, это ж несколько десятков гектаров, а не два, три дерева, как на дачах) образовывалась болотце. Летом в речке можно было даже купаться и ловить на закидушку пескарей. Но мешала она председателю и он решил перенести русло! Влупил денег не меряно и , естественно, все испортил. Теперь там где было русло заболотилось, ибо внизу были ключи, которые речку подпитывали, а новое русло стало в своей бетонной одежке постылое и совсем не радующее глаз.

 С хозяйственной точки зрения, как оказалось, почему-то?!, ( с трех раз угадаете почему?) толку не было никакого от этого переноса, а только убытки.  Причем немалые.  Собственно-   этого и следовало ожидать.  Ну, мы  имели богатый опыт по перевоспитанию растений, так что осудить трудно. Пшеницу, речку, опять же нового человека, опыт по воспитанию и перевоспитанию  богатый, уникальный.
 
 Данилов уже давно в Симферополе, в управление сельского хозяйства, и про речку уже наверняка забыл, а  мы теперь уже никогда не сможем прежней Кара-су полюбоваться. Да и сады уже почти все заброшены и пропадают. Жутко и больно смотреть.

  Так вот этот Данилов сам работал как вол, и от людей хотел того же. Он знал- за что пашет, (он сейчас  богатенький Буратинка) а крестьянам за мизерную зарплату убиваться было вовсе не с руки.
 Чего делать?  Чего делать?  А бухать. Тем более,  сухое крымское вино стоило 52 коп. бутылка,  крепленое, знаменитое «Биле мицне» – 1 руб и 7 коп. А  вставляло  «по- взрослому» за такие деньги. Это ж, сами понимаете,- Шара! Кроме того, многие вино делали сами. Это вообще был нектар- благоухающая Изабелла.  Папа с мамой тоже делали домашнее вино, так гости от этого вина никак на море  не хотели уезжать.

 

  А тут подкатывает  печально-знаменитый период для Крымских виноградников и любителей выпить - борьба с алкоголизмом и пьянством. Очередной абсурд!  Партия призвала и … и все толстолобые ринулись «бороться»!

  «Боролись»  всевозможными способами. Это отдельный разговор. Расскажу только историю, в которую бедная  мама  попала.
 Прослышал председатель , что в Феодосии объявился врач Довженко, прямо-таки-  кудесник, который очень успешно кодирует  алкоголиков. Проводит один сеанс своего знаменитого гипноза и  любители Бахуса после этого в рот не берут!!!? Нечто сверхестественное- Чудеса.
 
–Посидел, доктора послушал, подремал и возвращаешься новый. Именно  - строитель развитого социализма, т.е. окончательно победившего, не знамо правда, кого.  И от вина прямо-таки воротит!?

  Денег этот процесс стоил немало, но для дела не жалко. Перевел колхоз денежки, организовал автобус «ЛАЗ», собрали всех алкоголиков в одну кучу, сказал им председатель слово с устрашением и поехали они в  славный древний город Кафу лечиться от этого самого, которое их смысл жизни составляет. Некоторых жены приодели и пришли провожать. И Маме пришлось ехать, т.к. редакционное задание было дать в газету материал о таком славном почине, который имеет место в колхозе имени ХХ1 Съезда Партии.

     (По маминому рассказу)
   Утро. Народ у автобуса стоит угрюмый, без опохмела все, как деревянные. Водитель шутит, а  пациентам не смешно. Подогнал  Сашка свой автобус к конторе.
А у конторы вертелся фельдшер  Тужик и рекомендвал диету, которая им на фиг  была не нужна.  Даже небольшую лекцию прочел о вреде алкоголя, пока его  не послали.
- Варежку закрой, мля, пропагандист,  твою мать, безалкогольный.   Отвянь!!
- Слышь ты, марамой, можно подумать сам не пьешь!
 А Яков Сергеевич (наш дальний родственник, бывший шахтер)  утешал
-Мужики, вы, это, вернетесь… и будете  -от и до. 
 Они действительно, когда вернулись, сделали – от  и до!

 Если по-человечески разобраться, то это  все унизительно. Но крестьяне у нашего правительства, начиная со Сталина, были вроде рабов или плебеев- их не спрашивали.  Охлос. Согнали, как быдло и давайте, добровольно-принудительно, шуруйте лечиться.  Рапортовать  надо об успехах и урожаях, а кто работать будет?

 Расселись, бедолаги, поехали. Мама добросовестно начала строчить. Вот, дескать, началось.   Великий почин! Как обычно в таких случаях - стиль железный, да слог телеграфный.

   А среди этой  синюшной гоп-компании ехал  Иван Политицкий, бывший главный экономист. Он с председателем не сработался... и, если раньше любил залить за воротник, то теперь стал пить запоями,    как говорится, по-черному. Дядька, между прочим, знающий, битый и с большим чувством юмора. Так вот он в автобусе  один  не имел скорбного вида,  посмеивался  и все время повторял-
-Ничего, мужики, не дрейфь. Наше дело правое.

 Знал - чего говорил. Приехали в Феодосию, в эту клинику злосчастную, пошли всем скопом «лечиться», а Мама пошла по Феодосии прогуляться.
 
  Ну, а после сеанса, опять в автобус и домой. Едут мрачные, тишина, только водитель расспрашивает и Мама, как да чего, а народ и слова молвить  не хочет. Политицкий говорит
-Ничего Вера Илларионовна, нормалек, все будет тип-топ,-
 и улыбается.  А у самого сумка и оттуда что-то серебристое выглядывает. Приехали  к Дворцу Культуры. Такое в центре громадное сооружение выстроили, что не дай Бог. Церетели со своими с монументами- мальчик миниатюрист. Вокруг Дворца парк и рядом стадион весь окружен  софорами. Теперь их нет, чахлые елки и  дрок, а тогда было зелено и густо.

  Мужики вылезли из автобуса и прямиком под предводительством Вани Политицкого в эту рощу пошли и так, между прочим, скоренько. Мама пошла в свой кабинет по горячим следам черновик заметки писать, смотрит из окна- что такое?  - Один гонец сбегал куда-то с котомкой, потом второй. Выходит бедная с блокнотом и ручкой интервью небольшое взять, чтобы из первых уст - Елки-палки, а вся компания на лавочках за этими софорами расселась и …похоже, что уже давно не по-первой и второй.  Гулянка идет полным ходом. Люди добросовестно кодирование обмывают. Шум, гам, дым, друг друга перебивают, смеются, некоторые уже благополучно  «отдыхают» на травке.  Короче- хорошо сидят.
 Ваню далеко слышно
-Он,  (председатель)  падла, думал, что он нас закодирует. А шиш! Я не первый раз кодируюсь,  знаю.  Если бы не взял шампанского, тогда – неперка;  тут, ребя, -главное код раскачать. А сейчас, мужики, нам все тип-топ.
-Дули ему! Как что выписать в колхозе- нету! А как этому гребаному Довженко платить и деньги есть.
- Иван, так мы без подссс-леддд-ствий ?
-Говорю тебе- тип-топ!
-От и до!- как  Яша говвв-в-ворил. Наливай!
-Я ттожже говорю- мне онно не наддо. Сам пусть слушает  этого Довженко (далее нецензурные выражения).
-Вера Илларионовна давайте к нам, по стакашику! Мы вам расскажем все, без утайки….Бросайте блокнот к Богу в рай,  мы вам шампанского нальем…

  Короче,  вся фишка в том, что Политицкий  с самого начала не собирался кодироваться. И Довженко с его способностями был ему по бантику. Методика у Вани  простая. После этой кодировки нужно  медленно попить шампанского, не спеша и разбавляя его водой. Когда потихоньку начнет догонять, то сделать паузу, зафиксировать, что с телом ничего особенного не происходит, а потом  - опять  «Налей полней бокалы, кто врет, что мы, брат пьяны, мы веселы просто..» « и …и до положения риз.  Именно  «от и до» ,  «без последствий.»   
  Как у поэта - Ты не смотри, что Сережа все кивает, он сображает, он все понимает.  Раскодировка   до такого, примерно, состояния.
А какая ж пьянка без компании- тоска, вот он всем и помог справиться с кодированием, провел разъяснительную работу. Не зря все-таки человек руководящую должность занимал. Хватка осталась.

  Возвращается вечером мама домой, а телефон уже разрывается. Из отдела сельского хоз. Звонит Валя Вишневская- непосредственный мамин руководитель.
-В.И. готов материал?
-Нет, Валечка.
???
-Прямо не знаю что делать. Ведь они все  после этого кодирования напились.
-  ЧТО-О-???Как так?? Не может быть!   Им же нельзя.  Должно же быть отвращение..
-Не знаю, вот только сейчас пришла от Дома культуры, сидят  в кустах, гуляют.  Все как один пьяные в  дрезину. В.с.е.!  Пьяные!
-Так их точно возили  к Довженко?
-Валечка, я сама с ними ездила. Точно.
-В.И. я ж верстке место оставила под статью.  Что делать? Боже мой! Что делать?
Мама (виновато ,как будто это она напилась)
-Не знаю.
А потом в лицах начала ей рассказывать всю эту историю. Мы с папой  слушали, и я смеялась до колик..
  Вот тебе и Довженко!  Ай да Пушкин, ай да сукин сын- это я про Ивана Политицкого! Плакали колхозные денежки.  Да, не зря говорят- веселие на Руси есть пити, многовековое, историческое.

  А тут какой-то Довженко наших Кулибиных решил остановить в питие. Да они что хочешь изобретут, но от зеленого змия не откажутся. Никогда.
.Отвращение?!  Наивные- и Мама, и Валя. Блажен, кто верует- тепло ему на свете.
Но доктор молодчага- капусту рубит - мольто престо!  Кот Бегемот у Булгакова- уплочено, а гарантий никаких.
  А председателю с главбухом каково? Они каждую копейку считали, а тут такие деньги даром пропали. Вот уж точно неперка. Продинамили Крымские бухари  доктора Довженко вместе с его прославленной методикой. Легко!!!
  Теперь имею право заявить- если человек не хочет бросить  бухать, кирять, пить и т.д. никакой Довженко, Бурмака и великая Ксения им не помогут. Со всей ответственностью!               
               
           09.  07 г.  О.Голубь.