Медвежий угол. точка на карте

Родион Кормановский
МЕДВЕЖИЙ УГОЛ.
Точка на карте – статья.
Родион Кормановский.

Все знают Москву, Париж, Нью-Йорк. Некоторые даже там живут, но не все, разумеется. Русскоязычный люд, думаю даже весь, знает Казань, ибо там Ваня Грозный бился, а Вова Ленин учился. А вот что такое Йошкар-Ола, знает вообще мало кто, разве только те, кто здесь коротает мгновения своей жизни.

Йошкар-Ола – это такая точка на глобусе в 150 километрах к северу от Казани и в полусотне верст от Волги, по левому берегу, столица Республики Марий Эл (РМЭ) в составе РФ.

В 2004 году я дозвонился-таки в утреннее шоу на радио «Европа Плюс» (долго старался, чуть кнопки на телефоне не продавил). Ведущим тогда был небезызвестный Антон Комолов. Так вот, весёлый Антоха меня спросил тогда, откуда я.

- Йошкар-Ола! – мой гордый ответ.
В эфире молчание. Разговорчивый ведущий теряет дар речи. А тишина в эфире недопустима.

- Это столица Республики Марий Эл в Поволжье, - заполняю паузу я.
- И что это означает в переводе? – выходит из комы Комолов.
- Красный город! – говорит во мне честь и совесть РМЭ.

- А у нас в Москве есть Йошкар-площадь! – нашлась звезда эфира.
Вот такие в Москве познания о регионах. Когда милиционер, разглядывая мой паспорт на Ярославском вокзале, потом подозрительно взирает на мой нос и щетину (всего лишь двухдневную), спрашивая строго:

- Марий Эл – это на Кавказе? – остаётся только порадоваться, что москвичи, наверняка наслышаны о Лондоне и Риме, но что им до Анадыря, пусть даже там ворочает миллиардами Абрамович?

Ну ладно, этож только самовлюблённое сердце России. А вот в Нижнем Новгороде, жители которого именуют его не иначе, как Пуп Земли, Йошкар-Олу знают – мы их соседи, лесные братья, так сказать.

В Йошкар-Оле живёт 270 тысяч человек. А это всего пара-тройка забитых до отказа «Лужников». 270 тысяч тел и судеб, про души утверждать не берусь, ибо кто скажет, что есть божественная искра, к примеру, в теле депутата, или алкоголика, или самовлюблённой стервы, или чиновника, скромно принимающего конверты.

Знают Йошкар-Олу в Сыктывкаре, Саранске, Ижевске, Петрозаводске, Ханты-Мансийске и даже (о, Боже!) в Таллине, в Хельсинки и Будапеште (надо отдать должное финно-угорским братьям марийского народа).

А в Ярославле (а это уже почти не провинция – 4 часа на электричке и ты в первопрестольной) несколько лет назад я предложил свои рассказы в газету (был у родственников и заскочил в редакцию). Редактор спрашивает, откуда я. Говорю. Тоже онемел. Впрочем, человек, обладающий должностью, должен реагировать быстро и он приходит в себя. Берёт рассказы. Потом говорит:

- Оставьте телефон, и я позвоню к вам туда, на Колыму, сообщить о публикации.
          Каково, а?

Но ещё каковее, думаю, тем, кто живёт на той же самой Колыме или на Таймыре. Один мой товарищ по переписке из Ангарска, после вопроса, откуда он, обиделся и больше не писал.

Давайте быть внимательнее друг к другу, всёж мы живем на одном шарике и сидя в африканских джунглях можно через паутину управлять Токийской фондовой биржей. Все мы спайдермены (человеки-пауки) третьего тысячелетия.

А самый грозный из Рюриковичей тогда, когда одолел Казань, увидел, что вокруг неё полно лесов и болот, где много партизан, которые могут Казань-то забрать обратно. Вот и придумал он в тех лесах поставить остроги, которые будут стеречь подступы к оной. Тогда и появились Васильсурск, Свияжск, Козьмодемьянск (Васюки у Ильфа и Петрова), Кокшайск, Яранск, Санчурск, Уржум (родина товарища Кирова) и Царевококшайск(Йошкар-Ола).

Полоумный же сын грозного царя Фёдор Иоаннович воплотил всё это в реальность. Воистину говорят: гений от психа отличается только масштабами своего сумасшествия. Если не ошибаюсь, в это же время обозначились на карте Архангельск, Царицын (Волгоград), Самара и Тобольск. Россия ширилась, и изумлённая Европа впервые задумалась:

- А не организовать ли нам НАТО?
Поляки, турки, шведы уже точили зубы, а Царевококшайск как был дырой, так и остался, только сейчас это дыра в красивой рамочке (центр города). Ещё при царях-императорах чиновники пуще Сибири боялись ссылки в Царевококшайск, который получил прозвание медвежий угол.
 
Вот парадокс, город был назван Царёв город на Кокшаге (Царевококшайск), а угол медвежий. Город царя, а дыра. А всё потому, что в лесу , в стороне от Волги и других путей. Мы и сейчас в сторонке. Первое бревно в основание острога заложил князь Оболенский, теперь гордо возвышающийся на одноименной площади.

В 1927 году город получил название Йошкар-Ола, на марийском языке, тогда модно было все красить красной краской. И именно Гитлеру и Сталину Йошкар-Ола обязана своим народонаселением. Эвакуированные сюда в войну заводы, тут и остались, а вождь народов, в свою очередь, исправно направлял к нам строителей коммунизма: комсомольцев, спортсменов и просто красавцев. Может быть, поэтому здесь живут вполне симпатичные аборигены.

Сто лет назад в Царевококшайске жило 4 тысячи, а теперь 270. Небывалый рост достигнут благодаря серпу и молоту. А говорят, что социализм – это плохо. Не всегда и не во всём, господа!

На этой краснознамённой ноте, друзья, позвольте закончить очерк о том, как медвежий угол обращается в никому неизвестный град. Написал я его по той причине, что сеть замирала при виде названия моего города с немым вопросом:
- Что это?!

В заключение скажу:
- Да, и на камнях растут деревья! И из наших болот вылупливаются вполне симпатичные водяные и кикиморы. И да, в Йошкар-Оле есть жизнь, вполне земная.
Счастливо!