Метро. Загадки и призраки

Виктор Ламм
               
             
     Не будем повторять банальную истину, что метро в Москве – больше, чем просто транспорт. Что без него невозможно представить себе жизнь столицы, что это определенный стиль жизни и поведения, и прочее, и прочее. В этом мы имели возможность убедиться несколько лет назад, когда после аварии с энергоснабжением в течение нескольких часов не работала часть линий. И когда приходится временно, как правило, в выходные, закрывать какие-то участки, то туда сгоняют автобусы со всей Москвы и организовывают временные маршруты.
 
     В течение двадцати лет московское метро было единственным в стране. И в сознание старшего поколения это обстоятельство въелось настолько прочно, что до сих пор, садясь в метро в другом городе, даже в Санкт-Петербурге, как-то странно себя чувствуешь.

     Казалось бы, москвичам известно о метро всё или почти всё. Схемы линий висят в каждом вагоне по нескольку штук. Во Всемирной паутине можно найти сведения о секретном Метро-2. Там же есть схема почему-то  под иностранным названием «all peregons» (кстати, почему не « all stages»?), на которой серым цветом обозначены линии, по которым не возят пассажиров: оборотные тупики на конечных станциях и на тех, которые когда-то были конечными; пути, соединяющие разные линии; въезды в депо; законсервированные участки, и много другого, чего обычно не видят пассажиры. И сверх того, метро таит немало загадок и таинственных явлений.

     1.Древняя арматура
     Метро «Охотный ряд». Ждем поезда в сторону Сокольников. Напротив платформы со стены сбита облицовочная плитка – очевидно, для ремонта. Видна проржавевшая арматура. Бог мой! Ведь это делалось в 1933-34 году, этих монтажников давным-давно нет на свете, а их работа жива! «Каменщик, каменщик, вспомнит, пожалуй, тех он, кто нес кирпичи…»

     2.Загадочные барельефы
     Метро «Динамо», барельефы с фигурами спортсменов. На одном из них – хоккеист с современной прямой клюшкой. Линия пущена в 1938 году, стало быть, барельефы делались несколько раньше. Но ведь хоккей с шайбой у нас в стране появился только после 1945 года, до этого времени был только хоккей с мячом, а ведь там клюшка закругленная. Либо скульптор не знал таких подробностей, либо он был знаком с канадским хоккеем, и предвидел его большое будущее в СССР.

     А если уж вспоминать барельефы, заглянем в Санкт-Петербуг, на станцию «Технологический институт» первой линии. Там на барельефах портреты известных ученых, и среди них – Пржевальский. Ну, о-о- очень похож на Сталина! Наверняка скульптор знал про легенду о происхождении Джугашвили-Сталина и использовал. Но если станция сдавалась в конце 1955 года, то барельефы делались в 1954-м, еще до Двадцатого съезда…

     3.Таинственные пути
     Замоскворецкая линия, станция «Белорусская». С северной стороны – пути для оборота составов. Но ведь «Белорусская» никогда не была конечной, трасса от нынешней «Театральной» до Сокола сдавалась в 1938 году целиком. Нет ли там какой-нибудь стрелки, назначение которой известно считанным единицам, и не находится ли там какой-нибудь гейт типа въезда «Метро-2»?

     На той же линии – станция «Новокузнецкая», которая тоже никогда не была конечной, имеются оборотные пути с южной стороны. Участок Площадь Свердлова – Завод имени Сталина (ныне Театральная – Автозаводская) также сдавался целиком в 1943 году. Правда, там есть служебная ветка для перехода на Кольцевую линию, к Павелецкой кольцевой. А когда в феврале 2004 года случилось несчастье на южной части линии, эти пути очень пригодились – поезда ходили от Речного вокзала до Новокузнецкой.

      4.Ложная сенсация
     Несколько лет назад в какой-то московской газете появилось сенсационное сообщение. Что якобы на одном из мозаичных панно на станции «Киевская кольцевая» (сдана в эксплуатацию в 1954-м) партизан разговаривает по мобильному телефону! Автор не поленился съездить на Киевскую кольцевую и найти это панно. Оказалось, что там партизан пользуется полевым телефоном, которые были в употреблении еще в Первую мировую. Спутать современный мобильник с полевым телефоном – как говорится, пить меньше надо!

     5.Несколько слов о Филёвской линии
     Собственно, речь пойдет об участке Александровский Сад (она же Калининская, она же Коминтерна)  – Киевская. До 1953 года она была частью Арбатско-Покровской линии; с пуском участка глубокого заложения ее закрыли, пять лет простояла законсервированной, потом вошла в состав Филёвской.

     Прочно и надолго закрыт перегон Александровский Сад – Площадь Революции. Темный тоннель, на входе в который горят красные огни с обеих сторон, его только для сообщения с электродепо Измайлово и используют.

     На том перегоне когда-то всё было «самое-самое»: самый короткий, самый крутой уклон, самый малый радиус кривой. И очень интересно было смотреть на тоннель с торца, хоть вперед, хоть назад. Как из темноты тоннеля появляется ярко освещенная станция. Была когда-то такая возможность – в стекле двери меду салоном и кабиной машиниста процарапывали квадратик, через который было прилично видно; причем сделать это можно было только со стороны машиниста. Давным-давно нет ничего подобного. Так же, как нет и поездов ранних типов А и Б, последние из которых ушли в небытие в начале семидесятых.

     Да и сама станция тоже необычная: первая станция берегового типа (платформы по краям), и единственная, расположенная на кривой.

     Недалеко от станции Смоленская, в Большом Новинском переулке еще с 1929 года жили мои родные – предки по боковой линии из позапрошлого поколения, родившиеся в семидесятые годы еще XIX столетия. Формально родня не очень близкая, но по жизни сложилось так, что они сыграли очень важную роль в моей биографии в предвоенные годы, да и после войны немало помогали. Дом тот существует и сейчас, его современный адрес – Новый Арбат, 23. Проект дома был, конечно, индивидуальный, он иногда мелькает в телевизионных фильмах, я его узнАю среди десятков других. Когда бываю в том районе – обязательно зайду во двор того дома поглядеть на довоенные окна, за которыми давно уже живут другие люди, и выпиваю бутылку пива на лавочке.
     Когда-то давно, из окон квартиры на четвертом этаже был хорошо виден первый метромост и проходящие по нему поезда. Сейчас не увидишь – понастроили много высоких домов; да и мост уже не тот…

     А ведь эти мои родные в свое время пользовались именно этой линией метро, иначе и быть не могло. И вот теперь, когда давным-давно нет на свете тех людей, я нередко норовлю проехать по Филёвской линии. И всякий раз кажется, что вот-вот замелькают в двухпутном тоннеле за окном вагона довоенные тени. И ведь именно на этих перегонах! Казалось бы – участок Сокольнической линии от центра до трех вокзалов, по которому езжено-переезжено, тоже такой же давней постройки – ничего похожего не наблюдается.

     6. От Сокольников до Парка…
     Первое в нашей стране метро впечатлило очень многих. И ведь что интересно – практически всё делалось своими силами; возможности использования зарубежного опыта если и были, то весьма ограниченные.

     Представим себе строительство и начало эксплуатации метро в городе, где его до сих пор не было. Заинтересованные лица поедут в Москву, в Петербург, посмотрят, изучат, применят… А потом приедут из Москвы или из Питера опытные метрополитеновцы, посмотрят, посоветуют, подскажут… Словом, обмен опытом. Ничего этого не было в первой половине тридцатых, все создавалось «с нуля».

     Хрестоматийно известный факт – московский метрополитен начал работать 15 мая 1935 года. Но не всем известно, что пробные поездки начались еще в середине октября 1934-го.

     Была построена самая первая секция – моторный и прицепной вагоны. Паровоз притащил ее к гейту, располагавшемуся тогда у Ярославского вокзала. Там было самое первое депо – Северное. После того, как самый первый машинист, инженер М.Н.Шполянский, принял и испытал эту секцию, ему предстояло – впервые в СССР – спустить поезд под землю!

     И ведь на ранних метровагонах была своеобразная система управления –  предварительная установка режима движения селектором и пуск с помощью кнопки включения. Я прекрасно помню эти большие кнопки на контроллере машиниста; позже, в процессе модернизации старых вагонов, от них избавились, унифицировав контроллеры по принципу, принятому на наземных электричках.

     Итак, первый спуск под землю. Осторожно, малой скоростью, правая рука на тормозе…  А если что? А если застрянет по неисправности – как его вытаскивать? Загонять в тоннель паровоз? Сейчас найдут, чем и как отбуксировать, а тогда? Единственный и ненадежный мотовоз на всё депо; было, от чего переживать…

     Но обошлось, первый поезд из двух вагонов благополучно приехал на «Комсомольскую», где его приветствовали рабочие. И начали его испытывать на участке Комсомольская – Сокольники, а уж потом началась опытная эксплуатация от Сокольников до Парка культуры и до Смоленской.

    Старейшее электродепо «Северное» никуда не делось, стоит на прежнем месте. И сейчас на перегоне между Комсомольской и Красносельской можно видеть ответвление в то самое первое  депо. Тот путь, по которому некогда пришел самый первый поезд.

     7.Загадочный поезд
     В одном из российских телесериалов (кажется, это был «Благословите женщину», но я могу и ошибиться) есть эпизод, где дело происходит в довоенные годы в метро. Естественно, в московском – других тогда в стране не было.

     Можно арендовать для съемок станцию метро на ночное время. Можно одеть статистов по моде сороковых годов и пустить их кататься на эскалаторе. Но вот откуда взялся довоенный поезд?

     У вагонов необычная для современника расцветка: оливковый низ и желтый верх. Когда-то таких вагонов было много, но последние из них ушли в конце пятидесятых, и мало кто их помнит. Оригинальных вагонов в таком количестве сохраниться не могло. Если это перекрашенный современный состав, то куда он делся после съемок? Если бы его продолжали эксплуатировать, то наверняка его кто-то видел бы. Перекрасили обратно в синий с голубым? Но зачем? Ведь ходит по Сокольнической линии метропоезд «Красная стрела» - вагоны красного цвета. Спрятали состав в дальнем закоулке депо до следующей киносъемки – вряд ли, поезд не иголка, да и жалко занимать драгоценное место. Вот загадка…


     8.Привет из прошлого
     Однажды один из знакомых автора стоял на станции «Пушкинская» в ожидании поезда в сторону Планерной. Дело было в середине дня, в метро было спокойно, поезда ходили с увеличенными интервалами. Это время нередко используется для движения хозяйственных и других поездов, которые не возят пассажиров. Вот такой поезд и проследовал малой скоростью в противоположном направлении, на восток. В его составе был, помимо прочего, вагон довоенного выпуска соответствующей расцветки. Откуда он взялся? Давным-давно ушли вагоны этих типов, хотя отдельные могли сохраниться и используются для хозяйственных целей.

     Ладно, промелькнул и промелькнул, всяко бывает. Но дело в том, что пассажир, о котором идет речь, ехал на кладбище проведать давнюю любовь, и невольно задумался. Не привет ли это с того света – мягкий, неназойливый – мол, спасибо, что не забыл? Как знать…
                2009