Плата за счастье

Ирина Кореневская
-Архангел, почему судьба или провидение всегда ставит нас перед выбором? Почему нельзя дать всё сразу, сделав человека счастливым? Зачем наградив чем-то, надо обязательно что-то отнять? Разве это справедливо?
-Ангел, ты задала вопрос из разряда философских…
-Это удивляет тебя? Насколько я помню, первыми философами были как раз ангелы.
-Хорошо, давай пофилософствуем. Почему ты думаешь, что счастье будет неполным, если у обладателя его забрать что-либо?
-Что за вопрос? Счастье ведь состоит как раз в законченности, полноте жизни, вкуса, радости…
-Это твоё счастье. Но не счастье для других. И посуди сама, разве может быть что-то законченное, полное? Разве можно, например, надышаться на всю жизнь, напиться воды, чтобы больше не мучила жажда? Насмеяться вдоволь? Всё имеет свойство иссякать и снова дополняться.
-Я не совсем тебя понимаю.
-Хорошо, я объясню проще. Счастье ли для тебя исполнение мечты?
-Конечно!
-Но вот, твоя мечта, заветная мечта исполнена и что же дальше?
-Дальше? Дальше я счастлива.
-Вовсе нет. Хочешь уничтожить кого-то – отними у него цель, исполни все его желания… Если стремиться больше не к чему, смысл жить, существовать?
-Но ведь после исполнения одной мечты, появляются другие желания…
-Правильно! Это я и имел в виду, говоря о невозможности законченности.
-Хорошо, я поняла! Но как быть с платой за счастье? Иногда она чересчур высока!
-За подобное всегда платят подобным, цена никогда не оказывается больше, чем полученный в результате её уплаты товар. Если позволишь, я расскажу тебе одну историю… На примере человека, с которым она произошла, ты поймёшь, что плата за счастье никогда не бывает слишком высокой.
-Говори.
-Итак, это история бывшего ангела, ныне – почти обычного человека.
-Бывшего?!!! Разве это возможно?
-В этом мире возможно всё. И если ты не станешь перебивать меня, вскоре разберёшься, что к чему и поймёшь, как так получилось, что ангел стал человеком.
-Я слушаю.
-Это случилось давным-давно, тебя тогда ещё не было даже в планах, а я только отпраздновал своё двадцатитысячелетие и был простым ангелом. Случай этот тогда потряс многих. В том числе и меня. И до сих пор я помню эту историю – настолько она была необычна.
Ангел, звали его Наир, один из немногих имел право спускаться в мир людей. Впрочем, стоит отметить, он не особо рвался туда. В то время человечество только начинало развиваться. История эта случилась почти сразу же после потопа. Люди лишь начали осваиваться заново, и им требовалась помощь в выживании. Ты же знаешь, ангел, люди, по сути своей – маленькие дети, которые самостоятельно не могут и шагу ступить.
Итак, Наир часто спускался в мир людской, выполняя поручения Небесной канцелярии. Долго он там не задерживался, стремясь скорее вернуться на облака. Так продолжалось довольно долгое время. Но потом мы начали замечать, что наш ангел стал чаще спускаться на землю и оставаться там дольше, чем полагается.
Если раньше он отправлялся к людям примерно раз в пятилетие и задерживался там максимум на день, а потом со всех крыл стремился домой, теперь Наир почти ежедневно бывал на земле. А когда возвращался на облака, мы все поражались переменам, происходившим с ним. Раньше это был смешливый, весёлый ангел. Он никогда не упускал возможности подшутить над кем-либо, развеселить окружающих. То и дело из разных углов райского сада раздавался его весёлый беспечный смех.
Но потом ангел очень резко изменился. Стал молчаливым, серьёзным. Со скучающим видом бродил по небесам, невнятно отвечал на вопросы и тоскливо смотрел в ту сторону, где жили люди. Ангелы, обеспокоенные этим его странным состоянием, стали строить предположения: что случилось с Наиром? Уж не обидел ли его кто? Но это невозможно! Ангелы не умеют обижаться. Может, Наир заболел? Те, кто думал так, почти угадали причину этого его странного состояния.
Как гром среди ясного неба на нас обрушилась новость – Наир влюбился! И влюбился не в ангела, что могло бы спасти его от недовольства архангелов. Наир влюбился в человека и тем самым обрёк себя на изгнание из рая.
-Но почему, архангел?! Разве любовь, самое великое, светлое и чистое чувство – это грех? – возмутилась ангел.
-Любовь к подобному тебе – это прекрасно! Но земная любовь несколько отличается от любви ангельской. В ней присутствует ревность, страсть, те чувства, которые не должны испытывать ангелы. И потом, есть устав ангелов, первый закон в котором гласит о том, что ангелу запрещено влюбляться в смертных.
-Но разве любовь можно контролировать? Сердцу не приказать, кого любить. Оно, сердце, само выбирает себе хозяина.
-Ты слово в слово повторила то, что сказал Наир, когда его вызвали *на ковёр* и потребовали отречься от его возлюбленной. Он отказался. Тогда было принято решение об его изгнании. Если бы Наир продолжал оставаться ангелом, то со временем он преобразился бы в тёмного ангела, так как им свойственны человеческие чувства, привычки и поступки. Так же и возлюбленная Наира не могла стать ангелом – ибо изначально была человеком, существом, в котором есть и светлое и тёмное. А тёмное никогда не станет светлым до конца.
Ангела поставили перед выбором: либо он остаётся ангелом и забывает о своей любимой, либо теряет крылья, память и отправляется на землю простым человеком. Он выбрал второй вариант.
-Но получается, он потерял всё. И вечность и любовь…
-Не спеши с выводами. Если хочешь, мы можем посмотреть на бывшего ангела и узнать у него – жалеет ли он о том, что случилось, не думает ли о том, что ошибся в своём выборе…
-Но архангел, ты же говоришь, что история это произошла давно. Неужели мы отправимся в Царство мёртвых?! - от перспективы подобного путешествия, ангел, мягко говоря, в восторг не пришла.
-Ангел, не забывай о том, что любовь – это тоже в своём роде некоторое бессмертие. К тому же Наир хоть и бывший, но всё же ангел…
С этими словами архангел перенёс себя и собеседницу на лестничную площадку обычного многоэтажного дома.
-Вот квартира, где живёт бывший ангел. - сказал архангел, указывая на совершенно непримечательную деревянную дверь.
-Никогда бы не подумала.- заявила ангел, оглядывая дверь. – а мы не могли появиться сразу в квартире?
-Во-первых, это невежливо… - начал архангел, но тут дверь открылась, и он молча воззрился на возникшего на пороге юношу.
Ангел так же с любопытством принялась разглядывать человека. Обычный парень, высокий, длинные светлые волосы, карие глаза…
«Скорее всего,» - подумала ангел, - «мы немного ошиблись. Этот парень явно не ангел, уж слишком он обычный…»
*Не ангел* спокойно посмотрел на незваных гостей и поинтересовался:
-Вы по какому поводу?
Ангел удивилась. Простые люди не могли увидеть ангела, если только он сам этого не захочет. Значит, всё же перед ними Наир, ангел, изгнанный из-за любви.
-Ты позволишь нам зайти? – поинтересовался архангел.
-Проходите. – посторонился парень.
Ангел протопала в комнату, с любопытством оглядываясь по сторонам. Ей было интересно, чем же жилища бывших ангелов отличаются от жилищ обычных людей? Как оказалось – ничем.
Архангел тем временем разговорился с человеком. Ангел, навострив ушки, начала прислушиваться к разговору.
-Как же всё сложилось? – вопросил архангел.
-Наилучшим образом. – кивнул парень. – когда меня лишили памяти и крыльев, оставили на земле – первое время мне было чрезвычайно тяжело. Я не помнил, кто я, откуда, как жил раньше и не знал, как жить далее. Кроме того, в сердце будто была заноза не до конца забытого чувства. Как бы ни сильны были те, кто сидят в Канцелярии, даже им не под силу стереть из сердца любовь. Можно заставить забыть о ней, загнать это чувство в самый потайной и тёмный уголок, но забыть – никогда! И рано или поздно, любовь напомнит о себе. Главное, чтобы не было слишком поздно…
Ниар вздохнул, загрустил, но через минуту встрепенулся и продолжил.
-Я скитался по городам, пытаясь найти то место, где мне будет уютно, где мне захочется провести остаток дней своих. И нигде, ни в замках и дворцах, ни в хижинах не мог спокойно засыпать и просыпаться. Будто что-то подсказывало мне: моё место не здесь. И я снова шёл вперёд. Так я дошёл до города, где всё – и кривые узкие улочки и маленькие дома и даже люди – всё показалось мне знакомым. А когда вдруг мне на шею бросилась до боли родная и знакомая девушка – память сразу же вернулась ко мне. Как вспышка в темноте – осветила всю мою предыдущую жизнь. Я вспомнил, кто я. А ещё раньше понял, что девушка, которую сейчас держу в своих объятиях – моя возлюбленная, та, из-за кого я отказался от крыльев…
-А что же было дальше? – спросила ангел.
-Дальше всё, как у людей. Я взял её в жёны и мы жили вместе долго и счастливо. – улыбнулся бывший ангел.
-Но это было очень давно. Где сейчас твоя возлюбленная? – поинтересовалась ангел.
-Со мной.
-Как это? – удивлённо распахнула глаза ангел.
-Понимаешь, крошка ангел, для тех, кто любит, не существует времени. Прошло уже много жизней, но я всё так же люблю и всё так же живу с той, кого люблю. Оказаться вместе нам помогли, в том числе, некоторые мои связи там, наверху. – с этими словами парень благодарно посмотрел на архангела.
-И ты не жалеешь? – спросила ангел. – не жалеешь о том, что больше не летаешь, что пришлось покинуть райский сад, отказаться от бессмертия?..
-Нет. – серьёзно глядя на неё, ответил бывший ангел. – теперь мне не хочется летать, а хочется быть рядом с той, кому принадлежат моё сердце и душа. Мне не нужен райский сад. Ибо с моей возлюбленной мне гораздо лучше, чем в самом распрекрасном уголке рая. И пусть тут не поют райские птицы и не текут молочные реки… Они и не нужны. Когда любимый человек рядом – это единственное, что нужно для счастья. А бессмертие – те, кто любят, тоже бессмертны по-своему. А те, кто связал свою жизнь с ангелом, уже никогда не расстанутся с ним. Поэтому, чтобы ни произошло, я всегда буду рядом с той, кого люблю.
-Значит, потеряв крылья, ты вовсе ничего не лишился?
-Нет. Я обрёл гораздо большее. И я счастлив, по-настоящему счастлив.
Оставив по-настоящему счастливого бывшего ангела, архангел с ангелом снова переместились на облака.
-Какой вывод ты сделала, узнав эту историю и увидев Наира? – вопросил архангел.
-Я поняла, что у каждого своё счастье и для того, чтобы быть счастливым, можно пожертвовать многим. Плата за счастье, за истинное счастье, никогда не бывает слишком большой. Правильно?
Да, это так.