Бродвейская мелодия 1929 года, 1929, США

Князь Процент
«Бродвейская мелодия 1929 года», 1929, США.

Режиссер – Гарри Беамон.
Сценаристы – Эдмунд Гулдинг, Норманн Ньюстон.
Композитор – Нашо Херб Браун.
Продюсер – Гарри Рапф. 

В главных ролях:
Куини Махони – Анита Пэйдж.
Хэнк Махони – Беси Лав.
Эдди Кернс – Чарльз Кинг.
Джок Уорринер – Кеннет Томсон.
Френсис Занфилд – Эдди Кэйн.

Первая звуковая лента, получившая премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм». Сюжет сам по себе довольно прост и незамысловат. В Нью-Йорк приезжают две сестры – Хэнк (старшая) и Куини (младшая). Они поют и танцуют и, устав ловить удачу в провинциальных варьете, мечтают о Бродвее. Сестры надеются, что исполнить их честолюбивые мечты поможет им жених Хэнк Эдди Кернс, работающий на Бродвее. Однако все оказывается не так-то просто (а иначе чего бы мы собрались у наших голубых экранов). Для начала Эдди влюбляется в Куини, однако практически до самого конца фильма открыто о своих чувствах не говорит. Затем места в главных сценических номерах дают только Куини, а Хэнк достаются дуэты «с какой-то блондинкой». В довершение всего за Куини начинает волочиться состоятельный ловелас Джок Уорринер, и девушка, вопреки многословным проповедям сестры и Эдди, отвечает взаимностью на эту симпатию…
Фильм довольно живой, музыкальный, по ходу просмотра мы имеем возможность ознакомиться с бродвейскими номерами, которые срывали зрительские овации 80 лет назад. *кстати, Анита Пэйдж, сыгравшая младшую из сестер, умерла в 2008 году в возрасте 98 лет. На момент съемок ей было всего 19* Еще мы неоднократно имеем возможность заглянуть за кулисы и понаблюдать за актрисами в их гримерках, когда они находятся в довольно-таки существенном неглиже.
Любопытно, какие иногда бывают клише и стереотипы. Вот, например, герои, подобные Джоку Уорринеру отчего-то всегда считаются негодяями и персонажами отрицательными. Он из тех, кто «никогда не женится, а если приглашает девушку на пару бокалов вина, то просто так ее не отпускает». Однако кто девушку угощает, тот ее и танцует, а потому в поведении Уорринера ничего вопиюще негодяйского я не вижу. Он попросту охотник до свеженьких молоденьких певичек, делающий им дорогие подарки, срывающий, глум-глум, цветы невинности и расстающийся с ними для того, чтобы искать новую пассию. Порочно ли это? Зависит от того, что мы понимаем под пороком. Греховно ли? Зависит от того, что мы понимаем под грехом (я, к примеру, предпочитаю традиционные христианские представления об этом). Есть ли у Уорринера ученая степень? Для ответа на этот вопрос нам не хватает данных. Да и зачем на него отвечать?
Думаю, главное здесь несколько в другом. На отношения Уорринер – Куини как на типичный пример отношений «богач – юная звездочка» можно посмотреть, по крайней мере, с четырех различных позиций.
Позиция первая, внеличная. Существует некий господин, развлекающийся подобным образом. Каждый смотрящий на него волен примерить на себя эту роль и решить, как бы он поступал на его месте.
Позиция вторая, взгляд Куини. До поры до времени этот человек был мил и щедр, а потом отношение его изменилось. Поэтому он негодяй и обманщик.
Позиция третья, взгляд друзей Куини. Он не мил и не щедр, он попросту расчетливый и опытный развратник, негодяй и обманшшшик.
Позиция четвертая, взгляд Уорринера. Странные люди прикапываются к нему ни за что. Он не соблазнял детей, не пил кровь младенцев, а просто делал то, что ему позволяла данная конкретная девушка. Ибо к каждой девушке относятся так, как она позволяет к себе относиться.
Кроме того, Уорринер, хотя наверняка неосознанно, но играет и положительную роль. Он санитар Бродвея.
Говоря об этом, нельзя не сказать об искусстве и о том, что ему сопутствует. Памятуя о том, что в подобных рассуждениях можно погрязнуть в теоретических дебрях, я бы в целях данной заметки предложил оперировать следующими понятиями. Искусство как выражение актов творчества можно разделить на авторское, реализующее авторское однократно и реализующее авторское многократно. К первому можно отнести написание книг, сценариев, картин – иными словами, это искусство как акт творения. Ко второму относится, к примеру, игра актеров в кино. К третьему – игра на концертах, игра в театрах. Разделение не претендует на научность, оно сугубо авторское, то есть акт моего творения, хи-хи.
Наряду с искусством есть то, что ему сопутствует. Это обстоятельства жизни данного конкретного деятеля. Обстоятельства эти могут занимать большую часть его жизни, а могут занимать меньшую. Они могут способствовать и мешать творчеству, могут оказывать на автора благоприятное и неблагоприятное воздействие. Соответственно, зная об обстоятельствах жизни того или иного деятеля, можно утверждать, совладал ли он с теми или иными обстоятельствами. Из таких утверждений можно делать выводы, какова была качественная реализация способностей того или иного деятеля (но не коэффициент такой реализации). Например, среди писателей с этой точки зрения выделяются А.И. Солженицын и А.П. Чехов; среди певцов, вне всякого сомнения, Фредди Меркьюри (всем большой привет, Фредди Меркьюри не был гомосексуалистом, бисексуалом и наркоманом).
Так вот, нет нужды доказывать, что некоторые виды искусства сопровождаются определенными в конечном счете мешающими творчеству обстоятельствами. Так, например, рок-музыка порой идет рука об руку с наркотиками и алкоголизмом, хотя, конечно, бывает это не всегда (например, уже упоминавшийся Фредди Меркьюри). А выступления на Бродвее сопровождались охотой на юных певичек и танцовщиц, равно как и веселыми попойками с их участием. И типы вроде Уорринера, на самом деле, были санитарами Бродвея, ибо они выявляли слабых и мешали им выступать. Ведь взбалмошность юной певицы, возрастающая по мере ее успехов, до добра ее вряд ли доведет. А уж хорошенькими пьяные девушки бывают, только пока алкоголь не нанесет первых ударов по их здоровью и внешности. Куини, очевидно, спасло лишь то, что она ушла со сцены.
Вот такие вот размышления.
Что Вы там говорите? Ах, чем кино закончилось. Все тип-топ, не беспокойтесь. Эдди таки признался Куини в любви, а потом, хоть и получил по мордасам, но отбил ее у Уорринера, после чего они сочетались браком. А Хэнк продолжила выступления на эстраде, правда, на прежнем невысоком уровне.
Три номинации на «Оскар» в 1929 году и победа в главной из них – «Лучший фильм».