Запретная зона

Владимир Чантуридзе
«Леса предшествовали человеку,
пустыня остается после него»
                Ф.Шатобриан               
               
  Июльское солнце припекало хоть и было не позднее девяти утра. Я шел берегом Куры на рыбалку. Настроение было не из лучших. Я проспал. Когда подошел к Милицейским дамбам, неожиданно передо мной вырос огромный волкодав. Он рванулся ко мне. Я даже не успел испугаться- сработал инстинкт, отпрянул назад. "Кавказец" был на цепи, прикрепленной железным кольцом к толстой стальной проволоке, что позволяло псу бегать вдоль нее. Все это я заметил позже. К счастью, я не был в пределах досягаемости клыков собаки. Волкодав заливался лаем, рвался ко мне- проволока угрожающе прогибалась. Я сделал несколько шагов назад. Перевел взгляд на чахлую траву, редкие, убогие деревья, на ревущий бульдозер, эскалатор с гравием. Кто-то из городских дельцов открыл здесь камнедробилку, в некогда запретной,заповедной зоне...
  Память унесла меня в далекую юность: перед 8 Марта мы решили сбежать с уроков. Саша С., Сергей Г., Сашка М. по неласковому прозвищу Баран, Баламут (Андрей Т.) и Ваш покорный слуга пошли в Запретную зону. Мы звали с собой Юрку Д., но он отказался: «У меня плохое предчувствие». Юрка даже попробовал отговорить нас. Мы все равно пошли.
           Расположились на берегу маленького озера. Побросали портфели, забросили пару удочек- устроились основательно. Стали играть в ножички.
Места были очень живописными. Было солнечно. Природа оживала под весенним солнцем. Восторг добавляла мысль о том, что все это взамен уроков. Идилию уничтожил сержант милиции, неожиданно появившийся перед нами. Крепкого телосложения, в бараньем тулупе, с  пистолетом в кобуре на заднице- он был похож на демона из ада, явившегося по наши души. В Запретной зоне были колодцы с питьевой водой. Наряд милиции круглосуточно проводил охрану Зоны. Вот почему дамбы до сих пор называются Милицейскими...
          Мы горестно переглянулись.
- Собирайте пожитки и идите вперед,- сержант был немногословен.
Мы начали ныть, говорили, что сбились с дороги, в запретке оказались случайно, не видели проволочного забора, шли берегом Куры...
- Вперед!- сержант повысил голос.
 Шли гуськом. Наш конвоир замыкал шествие. Не знаю, как другие, я представлял себя карбонарием, которого жандарм ведет на расстрел.
- Баран, может, рванем врассыпную?- прошептал я Барану,шедшему передо мной,- можно предупредить ребят по цепочке и рвануть.
- Нет, будет стрелять. Еще подстрелит, как Сизого.
Сизому прострелили печень в запретке.Он шел на рыбалку через зону. На приказ остановиться не отреагировал- патрульный открыл стрельбу.
         Через четверть часа мы были на месте, перед казармой. Нас ввели в просторную комнату- кабинет начальника. Старшина встретил нас радостной улыбкой. Мы внесли разнообразие в их монотонный, караульный мирок.
- Шпионов, диверсантов поймал?- весело спросил он сержанта.
- Каким ветром занесло? Почему не на уроках?-обратился к нам.
- Мы во второй смене,-  начал «гонку» Баран.
- А в какой школе учитесь?
-В Первой,- не моргнув глазом продолжал врать Баран.
Мы учились в Третьей. Все, кроме  Барана и Баламута, те учились в ПТУ.
В несостоятельности такого вранья нас тут же убедил старшина.Он взял один из портфелей и вытащил из него дневник.
- Ученика 9 «а» класса школы номер три,- прочитал он вслух,- да, нехорошо врать. Вот сейчас позвоним в школу и узнаем, в какой вы смене.
          Он протянул руку к телефону.
- Подожди, начальник, может дадим им шанс?- придержал его руку сержант.
- Какой шанс?- старшина веселился вовсю.
           Рядовой-азербайджанец расхохотался, ослепив нас блеском двух рядов золотых зубов.
- Какой шанс?! Пусть лучше скажут, где яд?
- Какой яд?- пробурчали мы.
- Отрава!- ликование старшины достигло апогея.
- Какая отрава?
- Та, которую вы хотели засыпать в колодцы. На кого работаете? За сколько согласились отравить полгорода? Сейчас найдем отраву,- старшина вновь взялся за портфели.
- Это что такое? Чей?- он вытащил из портфеля комсомольский билет Сергея.
- Ты комсомолец?!- взялся старшина за воспитательную работу.
Из нас только Сергей  был комсомольцем.
-Комсомолец! Как ты очутился с ними?!-старшина увлекся ролью замполита.
- Ладно, толку от вас никакого...Сержант просил дать вам шанс. Хотите, чтобы мы не сообщили в школу, чем вы занимаетесь в учебное время- вы из первой смены. Для второй вы слишком велики.
- Хотим!- мы ответили дружным хором.
-Уберете казарму и можете убираться,- старшина хлопнул по голове свернутой трубочкой газетой золотозубого подчиненного, который продолжал слепить нас, хохоча по любому поводу.
           Мы оглядели казарму, больше похожую на хлев.
- Согласны,- перспектива звонка в школу не радовала.
          Менты принесли ведра, тряпки,швабры. Мы взялись за работу. Пол был грязным, потолок весь в паутине. Когда очищали потолок, на голову сыпались мертвые насекомые,куски побелки, всякая дрянь.
- Ты и ты,- старшина указал на меня с Саней,- вынесите диван из моего кабинета наружу и протрите его влажной тряпкой.
          Мы взялись за диван- уборка потолка была невыносимой...Когда закончили уборку, старшина отпустил нас. Мы пошли в школу, гадая по дороге: сдержат ли менты слово?
- Где вы были?- тон Елены Федоровны, нашей классной руководительницы не предвещал ничего хорошего. Мы сказали, что бегали на зарядку перед уроками. Побежали к Куре, там кто-то тонул, мы спасали тонущих- врали напропалую.
- Вы были в Запретной зоне. Оттуда звонили. Идите сейчас на урок. Я позже с вами поговорю.
           Мы поплелись на урок, проклиная старшину, милицию и собственную глупость...
- На твоем месте я стал бы зарабатывать деньги,-сказал я Юрке Д., когда мы вошли в класс.
- Как зарабатывать?- воззрился он на меня.
- Гаданием, предсказаниями.
           Эта выходка дешево обошлась нам. Нас немного пожурили и только.Даже не вызвали родителей...
           Недавно я говорил с нынешним директором нашей школы. Я рассказал ему о нашем происшествии. Сказал, что до сих пор удивляюсь мягкости наказания.
- Слишком тяжкое политическое преступление вы совершили,-с улыбкой ответил он,- если бы о нем узнали в Отделе просвещения. Не хотели огласки и замяли дело...
           Ни на секунду не умолкавший пес вернул меня на бренную землю.Я стал обходить сферу его влияния- ориентировался на проволоку.Она была натянута- собака рвалась ко мне. Ноги зарывались в двухсантиметровый слой пыли.Клубившаяся за спиной пыль была похожа на мрачную эпитафию по некогда бывшему здесь земному раю.