Нилова Пустынь. Записки курортника

Анатолий Просняков
                Если у вас нет проблем, то вы уже умерли.
                (Афоризмы из собрания сына Ивана)
14 декабря 2006 года. 13-53. Читал после обеда Малахова о важности осанки и утренней гимнастики. Обед был чересчур сытный: много приправ на столе – перепробовал все, только перец не сыпал, здесь он слабоват. Через полчаса – массаж. Записался к Тамаре, которая была год назад. Но из пансионата она ушла в лечебный корпус, массаж стал платный. Делаю только массаж поясницы: 5 сеансов по 45 рублей. Уплатил в кассе администрации. В коридоре – объявления. Читаю на доске стихи ангарского автора, потом статья о Ниловке, перехожу на верхний ряд – листы под пленкой отблескивают от света. Мелькает что-то знакомое. Не понял! Глаза возвращаются. Вижу свою фамилию. Поднимаю взгляд. Да это же мое прошлогоднее стихотворение: «… Я прикипел к ней, как бурят, чтобы в источник окунуться, который вечно чист и свят!». Вот так сюрприз!
Примечание: стихотворение «Нилова Пустынь» находится на: Стихи.ру.
На улице у Туяны из Хойтогола купил золотого корня (две упаковки по 100 грамм, каждая по 200 рублей). В ванном корпусе договорился о ванне в воскресенье. Принял первую ванну. Электрофорез – до ванны. Думаю, надо изменить. Ванна снимет всю пользу от электрофореза. Делаю на плечевой сустав правой руки, пока эффекта нет. Видел Филатова в столовой – коренастый мужичок. Пансионат теперь называется «Филатовский». Незвучно.
17-37. Сполоснулся после пробежки до поселка. Вечер чудный: легкий морозец, тихо. Проезжали на «Волге» буряты – прозвучал длинный гудок. Я махнул им рукой. Красивы вертикальные скалы, словно их шлифовал некий богатырь. Однако в беге чувствуются мои немочи: видимо, «шпора» на левой пятке, колено правое сдерживает, правый тазобедренный сустав подает признаки, да и плечевой сустав не дает размяться, даже просто помахать руками, как всегда делал раньше (следствие строительства овощехранилища на своем участке).
                Хорошую мысль не жалко и по миру пустить.
15 декабря. 0-58. Ходили в «Энергетик». Группа: два мужчины – Игорь и Толя (бурят из Зун-Мурина), работают водителями; три женщины: Таня (под ручку с Игорем), Света и Юля. Юля – полная молодая женщина, обидевшаяся на Николая, показывавшего, как играть в бильярд. Бутылка водки «Мягкая», взяли мужички, а «энергетики» принесли закуски в бильярдную: сало и яблоки, порезанные дольками. Ушли в половину первого. Ночь тишайшая, тепло. Я – один в миниатюрном двухместном номере.
14-52. Почему-то отсутствовала на рабочем месте массажистка. Перенесу на следующую неделю. Так будет лучше. Сейчас буду готовить номер «Угадай-ка!» - четко не знаю правила. Суть: над головой сидящего ставится плакат с надписью: Туалет, Горы, Театр, Баня, Церковь, Байкал и прочее. Надо подготовить стандартные вопросы, остальные задает зал. В том году вел и готовил Невидимов. Как председатель профкома, он часто занимается развлечениями. Вчера вечером кое-что мы обговорили с женщинами. Хотели меня назначить старостой. Я отказался: «Будем коллегиально заниматься». С утра занялся ванной, отдыхал, сходил на процедуру. По дороге встретили и взяли 50 рублей Света-бухгалтер и Лариса-заводила.
Позвонил домой. Танюша дома. Сдала «термех» на 4. Молодчина. Поздравил. Настя – на катке. Т. спросила, стоит ли ее отпускать. Сказал, что погода теплая, надо кататься. Но уроки должны быть выучены и оценки только 4 и 5. Чтобы у бабушки стыдно не было, когда приедем.
                Концерт: кашель публики, постоянно перебиваемый музыкой.
16 декабря. Спал после ванны до 12-30, следствие позднего посещения «Энергетика». Когда пришли, на входе была Татьяна Владимировна с двумя женщинами. Отчего-то заплакала при виде нас. Сказал: «Добрый вечер! Что-то случилось?». Повар: «Проходите…». Со мной были двое женщин. Одна из них, Таня, тоже интересовалась насчет ванны в воскресенье. Ванна будет в 17-00, до этого коллектив планирует посещение Дацана. Итак, праздничный вечер – годовщина нового названия (и хозяина). Коллектив решил отметить. Гулять так гулять. На ужин взяли 1 бутылку водки и 2-3 вина. Всем разлили, поздравили с юбилеем. Ровно год, как стал Филатовским, по имени буржуа Филатова, имеющего сеть рынков в Иркутске. Теперь он решил войти в курортное дело. Строит еще пансионат, с дальней стороны лечебного корпуса, где место, по слухам, будет стоить 30 тысяч рублей. Кто туда будет ездить? Затем наверху, в зале, устроили игры. Начал опять я с «Угадай-ка!». Потом – женщины. Подобралась редколлегия: Лариса – заводила (домохозяйка с цифровым аппаратом «Сони»), Света – бухгалтер из Чуны, Юля, Таня и еще молодая девица. За исключением хрупкой и миниатюрной Светы, все женщины – мощные, увесистые, грудастые. Они придумали свои игры. Все с удовольствием принимали участие. Сказка «Бабочки»: две пожилые женщины  «порхали» над зайцем, лисой (Света), волком, медведем и охотником. Надо непременно сесть на каждого участника, выдержать такую бабочку не всем удавалось, в итоге получилась куча-мала. Другая игра: дают две записки с разными надписями. Первая – начало, второй продолжаешь. Записки берутся наугад. Мне попалось: 1) у меня в коротеньких штанишках; 2) дефицит в мужчинах, что не вызвало воодушевления. Зато второй раз первая записка осталась той же, а вторая гласила: активный мотор. Все смеялись. Потом танцевали. Были и музыкальные паузы. Гармонист Виктор, стройный, похожий на  нашего генерального директора, с интеллигентными манерами человек, здесь со своей женой Олей, из первого отдела завода. Подладил местную гармошку, исполнял вальсы, под его аккомпанемент пели частушки. Я на ходу сочинил: «Я не знаю ни одной, ни одной частушки, пусть их лучше пропоют девки-хохотушки». Это – на реальную тему. Смех постоянно слышен со второго этажа: смеется, в основном, Лариса, ей вторит Юля.
16-27. Пробежался до «Энергетика». На обратном пути набрал серебряной воды. Пью. Ею хорошо промывать глаза, так же лечит ЖКТ. Утром был сквозняк по ущелью, сейчас тихо, небольшой морозец. Ноги побаливают после перерыва в беге – не бегал с августа. Сегодня уже начался эффект от лечения. Правую руку могу поднимать и делать разнообразные движения. Обычно рука наливалась свинцовой болью, и ее приходилось, расслабив,  раскачивать – боль постепенно проходила. Летом надорвал плечевой сустав. Уменьшаются и другие боли (пятка, тазобедренный сустав).
Отвлекаюсь на развлечения, смотрю ТВ. Ночное караоке. Оказалось, это авиазавод делает выезды «Маршрут выходного дня», как пояснил мне инструктор по туризму. Разговорились с ним в фитобаре. Называют их «пьяные заезды». Они не думают о лечении, два дня пьянствуют и уезжают. Вот и я задумался: что за праздник, столько водки на столах? Спрашиваю об этом женщину (крупная, с красивым лицом), чередующую песни-караоке с другой женщиной и еще одним певцом. Ее ответ: «Завтра будет так же». Намек стал ясен.
С инструктором поговорили о Шумаке. Он туда водил группы. Сейчас там санаторий, уже не то (его мнение). Он давно там не был. Обычно ходили маршруты: Ниловка – Китой – Аршан через Шумак. Однажды некий инструктор выводил группу через другой маршрут, более короткий. Повел людей через соседний перевал, ошибся тропой –  рядом была два перевала. Вся группа погибла, 17 человек. Рассказал ему, как мы попали вместо перевала Шумак на Элярик. Дошли до «костра» из камней с вымпелом, из которого извлекли записку: «Группа альпинистов из ИПИ взяла перевал Элярик 3-й категории». У нас же получилось более опасное восхождение: мы шли к перевалу по каменистой россыпи (осыпи) вдоль хребта. Несмотря на то, что прошло 14 лет, воспоминания остались прекрасные.
                Склероз - прекрасная болезнь! Ничего не болит и каждый день новости.
17 декабря, воскресенье. В субботу вечером играли в лото и карты. Просыпаясь, читал книгу «Жизнь после смерти». После обеда все пошли на Дацан. Я побежал попозже. Обогнал у моста через Эхе-Угун отставших, напугав одну, спросив: «Ага, отстали?». За мостом – группа из пансионата «Радон». Один пробежался со мной. Раньше бегал по 10 километров на лыжах, а теперь, по его выражению: пьет, курит, девок портит. Поговорили. У горки он отстал.
Основная группа была в Дацане. Лариса сфотографировала меня у ступы Долголетия. Я бросил здесь монетку. Принес земли со Святой горы. Набрал у таблички с запретом – не стал высоко забираться. По моему мнению, здесь находится атлант (человеческая раса, решившая сохранить свой генофонд). Если это действительно так, то этот исторический период (порядка 100 тысяч и более лет) должен изобиловать катаклизмами (потопами, падением астероидов), приводящим к смещению полюсов, орбиты Земли. Атланты – люди порядка 5 метров роста, имеющие настолько высокую энергетику, что могут непосредственно передвигать огромные массы земли или горы. По преданию, здешний бурхан (местный бог) по имени Нойон прибыл сюда на колеснице, запряженной четырьмя конями, которые копытами взмели землю и намели эту гору. Кинул в печку две записки с желаниями: о нас и о Грише. Землю положил в носовой платок, будет храниться дома. Пофотографировались возле Ступы.
В 16-45 нужно идти на ванну. Подождал Таню – ее нигде не было, хотя просилась со мной. Я видел, что пришла с Дацана. Поискав ее по пансионату, пошел один. Марины (хозяйки) в фитобаре не было. Подождал минут пять. Пришла. Была в соседнем корпусе. Сделала ванну (помыла, включила насос). Полежал около 20 минут. Одеваюсь. Прибегает: начальник идет мыться. Оделся, на выходе сунул ей бумажку 50 рублей: «За работу». Закрыл снаружи дверь, сделал шаг – из-за угла выходит бурят. Раньше не видел. Поглядел на меня. Я-то с пакетом (полотенце, перчатки, бутылка с водой). Может заподозрить. Подумал: хорошо, что Таня не пришла. Быстро ушел, чтобы не заметили. Не знаю, как Марина (она тоже бурятка, пожилая) будет отговариваться, если заподозрит.
До ужина полежал в постели, раздетый. На ужине Таня, как ни в чем не бывало, сидит. Наташа спрашивает свою карточку (забыла в корпусе, я принес). После ужина Таня поднимается по лестнице. Иду мимо.
 Говорю: - Таня! Теперь я знаю, ты – настоящая женщина! (То есть, говорит одно, делает другое).
Т: - Извиняюсь! Мне так жаль! (И так далее).
Юля взяла у хозяйки диск «Караоке». После пробежки с ней настраивал. Вечером включал женщинам (Оле с Виктором и другим). Однако песен на диске мало. Странно. По ТВ кривлялся Жириновский с певцом Серегой. Ушел. Кормят неплохо. В обед сказал поварам: «Вы готовите, как плохая жена, очень вкусно». Афоризм понравился, посмеялись. Разносит блюда девчонка, русская, стройная, похожая на парнишку, но симпатичная, с сережками. Узнает меня на улице. Видимо, шутка запомнилась.
Минусы нынешнего пребывания здесь. Нет аршана – минеральной воды с соседнего курорта, там лечат желудок, да и вообще эта вода приятная, утоляет жажду. Нет хорошего караоке (диск украли, а тот, что нашла Т.В., не серьезен). Пришлось на ужине налить в кувшин кипятка. Уже почти выпил.
                Хочешь быть счастливым, потеряй часы.
18 декабря, 12-13. С утра – ванна, фиточай. До этого – прием у терапевта и набрал серебряной воды. Отдых в постели. Купил «АиФ» в фитобаре, оказалось двухнедельной давности. Причем, лоточница-бурятка на мой вопрос, свежая ли, ответила: «Последняя». Я не стал разглядывать на месте. Не зря говорят, что буряты – те же евреи. Правда, мой сын использует другую версию выражения: «Казаки – те же евреи», услышанную им однажды, когда мы сплавлялись по Иркуту с бригадой. Его дедушка, мой отец – донской казак. В номер Ирина занесла фиточай, налила две кружки. Спросил имя и сколько лет.
- А сколько вы даете?
- Восемнадцать, - отвечаю.
- Мне двадцать, - улыбается она в ответ. Ровесница Вани, моего сына.
На электрофорезе буряточка Ирина спрашивает об одеяле из овечьей шерсти. Буду ли я брать. Ее свояченица из Хойтогола ходит по пансионатам, предлагает одеяла. Насела и на меня, но я не планировал такой покупки. Вначале в лечебном корпусе, когда я ожидал массаж, затем – в пансионате. Позвонил домой. Танюша сказала, что брать не надо, в шерсти заводятся клещики. Так я и ответил. Она: «Ну, что вы, шерсть у нас чистая!». Она обучает дочь в Улан-Удэ в технологическом институте. С 1800 снизила до 1500 рублей. Один курортник уже купил, вчера уже уехал на свое море Лаптевых. На севере ему пригодится.
                Все плавают разными стилями, а тонут одним.
19 декабря. После завтрака. Интересно наблюдать за Михаилом, соседом по столу. Татьяна Владимировна назвала его «стихийное бедствие» - видимо, по прошлым посещениям. Сейчас мы вдвоем, третья соседка Надя уехала вчера утром. Если Михаил берет чайник с кипятком, то, поставив назад, подчеркнуто подвигает ручку направлением ко мне. Тарелки обычно вытирает дочиста куском хлеба. Все делает подчеркнуто аккуратно, что невольно обращаешь внимание, однако вокруг его тарелок остается полно крошек. Яичную запеканку, как масло, кусочками накладывает на хлеб. Салфетку, закрывающую хлеб, он обязательно снимает и ложит на стол. В конце процедуры под названием «прием пищи» салфетка возвращается на прежнее место. И так далее. Бегу на дацан. Он – навстречу. Киваю. Он видит и говорит вполне серьезно: «А, это – вы?». Отвечаю: «Нет, призрак». Так же, на полном серьезе. До этого он уже мне встречался на пробежке, на мое приветствие отвечая этой же фразой: «Это – вы?». Вчера за столом он начал мне пространно объяснять, что я в одежде и я в спортивной форме – нечто разное. Здесь увидеть бегущего спортсмена – редкость. Но если человек узнает другого, то должен реагировать адекватно. Впрочем, о чем это я?
Характерные лица: Юля и караоке; Таня и водитель Коля (с собственным автомобилем) – явные любовники; Оля и Виктор (семейная пара); Лариса и фотоаппарат; обожженная в авиакатастрофе (муж ухаживает за ней); Игорь со сломанной ногой (28 июля на ногу наехал барабан с кабелем – в Большом Луге) – женщинам нравится ходить с ним под руку.
 По пути с процедуры встретил Михаила. Он кивнул, я кивнул.
Говорит, улыбаясь: - На этот раз узнал!
Дошло до человека. У Татьяны Владимировны беру талон на переговоры. Она: - В 1971-м году брат вернулся из армии. Сорока дней не прошло, пошел купаться в Иркуте, в районе Смоленщины. Поплыл и утонул. На глазах у матери утонул. Она рвала на себе волосы, ничего поделать не могла. Нашли не сразу, через четыре дня. Мать прожила еще 4 года – умерла. Отец умер раньше. Да, в это время вода уже стала прибывать (было наводнение 71-го года).
Заходит Таня с 1000-рублевой купюрой – ей нет сдачи. Я предусмотрительно разменял крупные деньги, помня прошлый опыт. Все у нас (молодежь) разбились по парам. Таня, женщина лет 35-ти, с водителем. Света - с Олегом (ничего, что хромой, главное, рослый, статный и веселый). Лариса, видимо, хотела дружить с Николаем, но Таня опередила. Загрустила – раньше был слышен ее смех. Вечером пришла к нам на караоке, но поздно. Ольга и Виктор ушли. За ними и я попрощался. За мной – женщины. Лариса осталась с Алексеем, мужчиной небольшого роста, лет 55, назвавшим ее однажды в столовой Лариской. Она обиделась: «Можно и повежливей обращаться». Он – без комплексов. Начал ее называть: «Ну, давай, Ларисочка, как тебя ласковей?». Она молчала. Теперь он спрашивает, как ее отчество. Не знаю, как они поладили вечером.
Слышу разговор в коридоре:
- Что там, наверху?
- Да елку наряжают игрушками.
После обеда – массаж. Похвалил Тамару. У нее поставлено на поток – много людей. Затем – пробежка за мост. Наблюдал «пирамиду» - хорошо видно со снегом  (расстояние 6-10 километров). За «Энергетиком» встретил Ольгу и Виктора – делают круг (вначале – по горке, возвращаются по дороге через мост). Вечер: кино, бильярд, лото, песни до 12-ти ночи. Алексей (оказался шахматистом из Зимы), Ольга + Виктор, Ольга, Лена и еще пожилая женщина (ушла раньше). Пели по песенникам, Виктор играл на гармони. К полночи пришла Т.В. с обычной просьбой, но мы спели последнюю. От меня Лена и Ольга закрывали уши – видимо, громко, но без меня у них не получалось. С Леной спели «Миленький ты мой», неплохо получилось, только голос у нее тихий. Вечером дозвонился домой. Вначале талон не принимали, якобы, номер не передали. Т.В. приходила с трубкой, но я дозвонился снизу. Дома все нормально, сказал, что приеду 25-го. План: автобусом до Слюдянки, затем электричка. Автобус идет в два часа дня. Буду уточнять. «Хочешь посмешить Бога, расскажи о своих планах».
                Время - лучший доктор, но плохой косметолог.
20 декабря. 8-16. Заболел. Проснулся в три ночи, думал – шесть утра. Зачихал без остановки, нос заложило. Лечил чесноком (взял с собой), растирал пальцами, вроде уснул. Голова (левая часть лба) заболела. Утром – сильный насморк. Наверное, весь пропах чесноком. Заразился на ваннах и процедурах – бурятки там чихают. Вероятно, слегка подстыл при беге. Надо одевать шарф. Гриппую. На ванну пойду. Чеснок помогает.
За стенкой смеются женский и мужской голоса (Таня с водителем). Им весело (без зависти). Не пошел на процедуры и массаж. В коридоре голоса: - Кто идет в поход, время передвинулось на 15 минут. Алексей , одетый, в коридоре. Виктор: - Кто в горы идет? Выхожу: - Я болею. Виктор: - Так тебе надо тяпнуть чего-то. Я: - Это много надо тяпать. Алексей: - Лучше гор могут быть только горы.
Пример кошмариков больного человека: представляю, как кто-то растирает чеснок для лечения, это длится постоянно, все серо, но могу ведь я растирать пальцами – понимание. Такая тягомотина тянется, и нет выхода. Открою глаза. В носу – кусочки чеснока. Растираю их сам, режу ножом – кто же еще? Когда было светло – проветривал. Целый день сижу взаперти – стало душно. Потянуло чихать, а скоро – ужин. Хорошо, что нахожусь в комнате один. На второй кровати лежат книги и газеты. Во время вчерашнего бега ощущал уже повышенную чувствительность горла от холодного воздуха. Сожалел, что не поддел шарф. Решил, что в беге согреюсь. Действительно, согрелся, был весь мокрый. Сегодня день без бега – постельный режим.
                Если хочешь чего-нибудь большого и чистого - помой слона.
21 декабря.
Вечер. 20-38. Коллектив собирается в «Энергетик» - в бар. Пригласили меня - я не отказался. Выход в девять. Массажистка Тамара сказала взять бальзам для лечения. Взял две бутылки, вторую – в Волгоград. Рецепт от простуды: 2 столовых ложки в чай – для взрослого хотел сегодня съездить в Хойтогол – попал в Дацан. Был автобус от «Энергетика» - там постоянно экскурсии. В Хойтоголе думал купить орехов. Но буряты продают дорого. Орех сырой. Перед обедом сильно чихал. Теперь вроде дышу – прочихался.

                У каждого человека есть лысина, но у многих она покрыта волосами.
22 декабря. 18-12. Спал после второй ванны, разбудил Алексей: - Почему график нарушаешь? (Захотелось играть в шахматы – он все время выигрывал, как сильный шахматист). Он играет на первенство Зимы, занимает призовые места. Перед глазами картина. Мы втроем обедаем: Виктор, Алексей и я. Все ушли, мы поздно сели  - задержались в Хойтоголе (ездили на машине Виктора, пытались купить орех - бесполезно). За окном вижу Свету. Идет, обернувшись назад, к Олегу. Влюбленные. Вечером вчера Света танцевала. А Олег играл в бильярд. Любовь любовью, а танцы врозь. Начал говорить афоризмами, видно, радон действует. У Олега непорядок с ногой. Молодые мужчины попадают сюда после травмы.
Отдыхал после ванны. Оделся, зашел к Виктору. Они с Алексеем только что пришли с ванны. Предложил до обеда съездить в Хойтогол – они согласились (так мы и опоздали). Хойтогол оказался большим селением, дома разбросаны – только на машине объезжать.
Вчерашнее посещение бара «Энергетика». Кроме нас (Наталья, Виктор, три Ольги, Алексей и я) никого не было. Пели песни, и пришлось пить коньяк и водку (небольшими дозами). Алексей по пути взял портвейн – его отказались. Вернувшись, устроили здесь дискотеку. Я включил диск с танцевальной музыкой. Утром болела голова. А сейчас прочихался. Тамара, массажируя в последний раз, сказала вновь пить бальзам. Выпил после ванны и уснул.
История Виктора (из Усолья). Обожжено 60% кожи. Кран задел высоковольтный провод, он был на платформе. Попал в дугу. Пытались лечить в местной больнице, переливали кровь, многие сдавали. Потом оказалось, что не нужна. Отвезли в областную клинику. Врачи на нем испытали некое лекарство, которое осталось от китайских врачей. Оно слишком хорошо подействовало – главврач это лекарство моментально убрал. Лечение продолжали отечественными препаратами – эффект был совсем не тот. Еще не зажило полностью, но стал проситься домой. Заходит врач в выходной день – обычно их не бывает. По коридорам – какая-то суета, шум. Врач спрашивает: «Ты, кажется, домой просился?». Виктор подтвердил. Тут же выписали. Оказалось, что в Иркутске упал самолет – много обожженных, а мест не хватает. Размещали кого где. Центр, где он находился, представляет собой старое здание, бывшее общежитие.
Пример ужина (сегодня): гуляш (мягкие кусочки мяса с картофельным пюре), салат, оформленный в виде пирожного (не сразу разобрал); пирожное, чай. Кроме этого, приправы: перец, соевый соус, хрен с томатом, аджика.
К портрету Михаила: без горчицы он не ест; использует все салфетки, до единой. К чужому он относится щепетильно – не возьмет, но страсть к салфеткам однажды перевесила: взял и использовал мою. Потом, правда, заметил и извинился. Косточки и остатки пищи собирает собакам. Затем берет пакет и специально идет в центр поселка - подкармливает их. Кстати, именно поэтому курортные собаки тенденциозно относятся к людям. У одной женщины изорвали пакет, вероятно, посчитав, что в нем находится пища. Татьяна Владимировна и в прошлый раз  делала замечания, чтобы не кормили собак возле пансионата. У крыльца постоянно крутилась свора. Собачки безобидные, но лишние хлопоты персоналу не нужны. На этот раз собачки пропали. Поинтересовался у поваров. Их вывезли подальше еще в прошлом году. Хлеб лежит в вазе, на хлебе – салфетка из плотной ткани. Это – правильно. Хлеб не сохнет, на него не летит ничего. Михаил непрестанно во время приема пищи перекладывает эту салфетку с хлеба на разные концы стола. Каждый раз он говорит: «Почему жалеют хлеба, так мало ложат? Хлеба надо на двоих шесть кусков. Это - мало». Мне хлеба хватает, потому что кормят и так сытно. Но, допустим, кому-то не хватает. Можно встать и попросить у поваров – отказа не будет. Сделай так (думаю я). Говорить подобное смысла нет. Внешне он брюнет лет 55-ти, седина, залысины, идущие от лба. Ванек, имея такого соседа, очень бы удивлялся и много о нем рассказывал. После процедур или приема пищи он закрывается у себя в комнате. Когда я сказал, что будет вечер, Михаил удивленно спросил: «Почему не объявили?». То есть, он считает, что все должны до него доводить. На самом деле здесь полная свобода, отдыхающие сами решают: гулять им сегодня или танцевать. Массовика-затейника нет. А вот в пансионате «Энергетик» досугом отдыхающих занимаются по-прежнему: вывозят на экскурсии, есть культурная программа, там же – бар с караоке, бильярд, прочие игры. Номера там просторные, можно танцы устраивать, но зимой холоднее, чем в нашем пансионате.
                Микробы появились на свет с изобретением микроскопа.
23 декабря. Сегодня уехали: Виктор в Усолье на своей машине (с попутчицей); Анатолий (бурят), Олег плюс Юля (Усолье) и Света (с северных краев). Когда вышел, они ждали такси. Пожелал им счастья в личной жизни. Появляются новые люди, но их пока не знаю. Пришел с ванны. Бурятка Алена заклеивает окна. Разговорился. Платят 3000 рублей. Спрашивают за работу строго – пока не сделают свои дела, не уйдут. Добавлять зарплату не собираются: мол, надо строить, денег нет. С декабря повысили цену путевки на 700 рублей. Филатов расширяет здесь свое присутствие и строит пансионат с другой стороны, ближе к «Энергетику». Говорю ей: «Это называется эксплуатация».
Направляюсь на пробежку. Навстречу две Оли. Полненькая, черненькая (из Шелехова): - Вам же нельзя, больному! Отвечаю: - О, какая удача: сразу две Оли! Бегу в центре (бегал за мост) назад. Два бурятенка увязались за мной, бегут рядом. Один, толстенький, уже бегал со мной раньше. С ним еще девочка. Попил серебряной воды. Опять навстречу две Оли. Задают вопрос: «Вы ключа не видели?». Где-то за мостом потеряли ключ от номера. Потом им позвонят из «Энергетика», кто-то шел за ними и поднял ключи. К вечеру все образумилось, они были рады.
                Время - лучший врач и всегда патологоанатом.
24 декабря. Направляюсь в ванну, она – напротив моей комнаты, надо перешагнуть через узкий коридор. Еще в прошлом году Т.В. говорила, что вода для умывания здесь малорадонистая – добывается из скважины. Исследований никто не проводил. Питьевую воду привозят. Решил в воскресенье сделать полезное дело. В ванну вылил две бутылки воды, набранной в лечебном корпусе. Когда принимаю ванну, обязательно полоскаю этой водой во рту и немного выпиваю. Из-за повышенного содержания кремния вода считается не питьевой, однако я до сих пор жив. Кремний – элемент жизни, как считает Надежда Семенова. Горячая вода текла еле-еле. Потом, укрывшись полотенцем, полежал в постели. Все, как обычно.
Необычная ночь была. До двух ночи играли в бильярд. Пьяненький Толя-бурят (оказывается, не уехал), Алексей, Лариса. Лариса ушла в час. Спустившись к себе, выпил разбавленного бальзама «Амрита», до этого вечером тоже дважды по чуть-чуть выпил. И что же? Вообще всю ночь не спал. Успел к звонку (завтрак в 8-30). Обед, кстати, тоже непривычно поздно, в 13-30, надо привыкать. Потом еще поспал, пока не разбудил Алексей. Женщины послали за мной – пошли гулять. Я отказался – надо было, как планировал, принять ванну. Вот эффект бальзама. Всегда надо изучить средство, прежде чем рекомендовать. Главное, что во время бессонницы самопроизвольно фибриллировала мышца возле сердца, мне пришлось зажать ее пальцами. Возможно, от этого не уснул. Страха не было, поэтому речь не шла об инфаркте или другом сердечном недомогании. Сердце не болело. Но эта фибрилляция действовала на нервы. Еще бутылку взял, как гостинец. Ну-ну.
Михаил за завтраком разговорился, сказал несколько фраз (как в анекдоте о горячих финских парнях):
- Вечером дискотека была?
- Да, вечер отдыха.
- Раньше выбирали старосту, чтобы занимался организацией досуга…
А мне думается: «Да встань и иди наверх, отдыхай! Кто тебе будет организовывать отдых? Может, за ручку водить?». Мы вечером играли в чешского дурака (две Оли, Витя, Алексей). Сейчас многие уехали. Оля + Виктор утром, они могли захватить меня прямо до дома – я отказался. Лариса, Таня – тоже утром, попозже – на «маршрутке». К Николаю, любовнику Тани, вчера приехала жена. Таня ее водила, видимо, в магазин и показывала курорт. Была любопытная картина. Вместе стоят любовница и жена, не подозревающая, и разговаривают с Николаем. Все молча на них поглядывают. Они, пьяненькие, смеются, шутят. Жена – маленькая, потрепанная на вид, женщина с нависшими боками. Волосы покрашены в светлый свет (крашенная блондинка).
Ночь не спал. Отсыпался до обеда. Но голова – тьфу, тьфу – не болит. Пробежка до последнего моста. За ним догнал женщин (две Оли и две новых). Пошутили и – назад. Они вернулись уже в темноте. На обратном пути догнал «дьячка». В отличие от старожилов, молчаливый, весь в темном, с поповской бородой. По виду, дьяк и дьяк. Притормозил и пошел с ним. Мелькнула мысль узнать, почему православные церковнослужители ходят в буддийский Дацан.
- Вы не в церкви служите?
- Нет.
- А как тебя зовут? – сразу же перешел я на нормальное обращение.
- Максим.
Пожали руки, познакомились. Оказалось, Максиму еще нет тридцати, зарабатывает чуть меньше тридцати тысяч. Работает программистом в ЗАО «Труд», известной в Сибири фирме. Глава ее Тен, сын известного депутата, недавно умершего. Программист – профессия востребованная.
Снег выпал пушистый, бежится легко. Тихо, небольшой морозец. У пансионата встретился мужчина из новых, третий день здесь. Имени не узнавал. Остановился. Он говорит: - Пока вы бегали, там машины стукнулись. - Ему надо было с кем-то поделиться новостью. Пробежал дальше, за пансионат. Стоят «Москвич» (сбит с дороги, нос помят) и «Волга» (стоит на дороге, помята дверь справа). Поцеловались. Встретились два одиночества. Не такая уж оживленная трасса здесь, хоть и транспорт есть. Дорога узкая, с одной стороны нависают скалы, с другой – берег речки. Просто надо быть внимательным. Дело не в свежем снеге, а в водителях. Теперь стоят, ждут расследования. Видимо, договориться не могут, да и транспорт застрахован.
Во время ужина заглянул в столовую милиционер с курткой «ДПС». У крыльца – милицейский «Уазик». Дождались-таки. Играем в карты. Две Оли, Максим, Алексей и я. Дурак тот же, чешский. Максим и Алексей пошли курить к Максиму в комнату. По ТВ идет «Две звезды». Проиграл последнюю партию в бильярд Алексею 8:5. Зато прошлой ночью вел 11:5:3 (такого не бывает, очки набирают до 8, но мы продолжили). Читаю роман С.Цвейга «Нетерпение сердца». После бессонной ночи хочется спать и пора собираться в дорогу. Главный герой – Антон, она – Эдит. Последняя фраза романа: «Никакая вина не может быть предана забвению, пока о ней помнит совесть».
На обороте последнего листка стихотворные строчки:

Горной реченьки теченье разгоняет быстро кровь.
 Лучше всякого леченья двухнедельная любовь.
 Даст здоровье инвалиду – захромавший побежит
Посмотреть на пирамиду и небесный горный вид.


Справка: ТУНКИНСКАЯ ДОЛИНА.  КУРОРТ НИЛОВА ПУСТЫНЬ.
Тункинская долина является продолжением байкальской впадины и уникальна своими альпийскими лугами и целебными источниками. Она протянулась на 200 км, постепенно поднимаясь от 550 до 1200 м над уровнем моря и сужаясь от 30 до 20 км. С запада долина ограничена высокими Тункинскими гольцами с резко выраженными альпийскими формами рельефа, а с востока — менее крутыми склонами Хамар-Дабана. Уникальная экосистема Тункинской долины находится под охраной государства. Каждый минеральный источник Тунки, а всего их насчитывается здесь почти 400, отличается от другого по температуре, минерализации, вкусу воды и уровню содержания в ней углекислоты и радона. В 1991 году здесь образован Тункинский национальный парк, который занимает площадь 1,2 млн га и является одним из крупнейших национальных парков России.

Курорт «Нилова Пустынь» расположен на высоте 915 м над уровнем моря в горах Восточного Саяна, в 7 км от села Туран, в узком ущелье на берегах реки Эхе-Ухгунь, притока Иркута, в 156 км от пос. Култук (станция Слюдянка) и в 260 км от Иркутска. К курорту ведет асфальтированная дорога - доехать до курорта «Нилова Пустынь» от Иркутска можно за 4 часа. Вокруг курорта расположены живописные горные склоны с густым девственным смешанным лесом, в котором преобладает сосна. Целебные свойства трех источников в Ниловой Пустыни известны с 1840 г. Гордостью лечебницы является радоновый источник. Его минеральные воды, содержащие много кремниевой кислоты и фтора, непригодны для употребления вовнутрь, но уникальны для лечения кожных болезней и заболеваний суставов. В 1845 г. после посещения источника архиепископ Иркутский и Нерчинский Нил Столбенский пожелал создать скит для монахов, так называемую «пустынь», отсюда и пошло название курорта.