Комментарий на станцы Шань хай нань цзин

Александр Житников
                ЮГ  ЦЗЮЙЛИНА.
         ПЕРИОД ХАЙНЭЙ ЦЗИН ПРОЯВИЛ СЛЕДУЮЩИЕ ФЕНОМЕНЫ БЫТИЯ ПО ЮГУ ЦЗЮЛИНА.
      Царства Оу и Мин находятся в Хай (море). Называют ещё Минчжун (Мин Чжоу).  К северо-западу от Минчжун есть гора (Шань), находится в море (или посреди морей).  Западнее Мин, к северу от моря находится гора Сань Тяньцзы чжан (Оплота Трёх Сыновей Неба). Некоторые утверждают, что гора находится в море (или среди морей).  К востоку от Паньюй есть восемь деревьев Гуй-лин    (Горного Горения; Коричной рощи).  С южных гор, с холма Сян (Сян-лин) истекает река Юй (юй-цзян). К югу от Юй-цзяни есть царство Болюй, царство Лиэр (Разрезанных ушей), царство Татуированных, царство Бай Цюй (Северных Цюй). А в целом называют царством Сянлюй.  К западу от Бай Цюй находится царство Сяоян. Жители Сяояни имеют человеческие лица с толстыми губами, чёрное тело заросшее волосами и вывернутые ступнт. В левой руке носят дудку. Способны к смеху.
      Цанью-шань: на её южном склоне находится захоронение Шунь-ди, на северном её склоне есть захоронение Даньчжу-ди.  Восточнее захоронения Шуня, к югу от реки Сян, обитают Сы (носороги); они подобны однорогим быкам зеленовато-чёрного цвета.  Западнее Си (носорога) обитает чёрная змея с зелёной головой, зовётся змея Ба (Ба-шэ, Бао-си – западная змея). «Ба-шэ глотает слона, а через три года выбрасывает его кости. Ба-шэ имеют желто-зелёный или черно-красный цвет.  Даньян (Красный Свет) заселён людьми Ба-го (царства Ба). К югу от Даньяна находится Дань-шань (Киноварная гора).  К западу от Дань-шани, на горе Ся хоу-ци (Вос-хода)есть чэнь (слуга, сын?) по имени Мэнту (Кровавый Ту, Кай-мень-шоу?), ведающий богами. « Люди Ба вершат суд в капище Мэнту. У кого на одежде выступает кровь, того хватают. Он винится и просит пощады». (Бухуристан).  К северо-западу от Ба-шэ, южнее горы Высокой, обитает Маома (Бунчуковая лошадь), подобная коню, на ногах которого «четыре сочленения покрыты шерстью». К западу от захоронения Шуня (Цанъу-шань) есть Синсин, животное, подобное кабану с человеческим ликом, понимающее человеческие имена (человеческую речь). К северо-западу от Синсин обитают Си (носороги), они подобны волам с чёрным цветом.  Восточнее местообитания Синсин есть Сы-лин (роща Заводи или Роща Зарождения Сы-лина).  К западу от Синсин, у Жошуй (Мёртвой реки), есть Яюй, у него голова дракона (вулканическая), он пожирает людей, когда ему правят ритуал жертвоприношения. Западнее Яюя, у Жошуя, есть Цзянь-му, оно как Цюй, напоминает быка; кора (лава) с Цзянь-му сползает лентой, подобно жёлтой змее (хуань-шэ). Листья Цзянь-му сетчатые, плоды похожи на луань (яблоки).  К западу от Цзянь-му находится царство Людей Ди. У обитателей этого царства на рыбьих телах человеческие лики и нет ног. На северо-востоке есть царства Сюнну, Кайти и царство людей Ле.

             Период Хайвай Цзина (Тина) проявил следующие феномены бытия по югу Цзюлина:
    Мемэн-няо с красно-зелёным (чи-син) хвостом (междуречье син и чи) находится к северу от царства Цзесюн (Бутесун?, Вотчина?, Нитесан, Ниссана, Мидяне, Ниттани, Сан-нита...), само царство Цзесюн расположено на (Нан-Си) Си-нани (Юго-западе). К юго-востоку от Цзесюн находится Нань-шань (Южная гора, гора Нань, Абал-Алан-Анан-Анас-Асат-Атах-Ахаш; Гора Познания Добра и Зла). «С этой горы (С Нань-шани) прилетают насекомые, превращаются в змей, (потом, позднее) превращаются в рыб». Чи-син Бии-няо (пепел) обитают к востоку от Нань-шани. «У двух птиц одна пара крыльев). Юйминь-го (царство Крылаток людей, вулканов) расположено к юго-востоку от Бии-няо. У людей Юймин-го вытянутые головы, узкие скулы, из тела растут крылья. Восточнее Юйминь (Булимин), в долине между гор, 28 бого-людей ведают ночью; у них маленькие красные плечи соединёны в предплечьях. «Осталось 16 бого-человек». К востоку от жилища 28 бого-человек, западнее Син-цзяни есть Бифан-няо; у неё человеческий лик и одна нога. Южнее Бифан-няо находится Хуаньтоу (другие называют Хуаньчжу); у людей этого царства есть птичий клюв на человеческой голове (меншоу?) и крылья. Ловят рыбу. К югу от Хуаньтоу находится царство Покоряющих огонь; обитатели этого царства покоряют огонь. Они имеют (одеваются в) тела зверей ци хуа (хэйхуа-чёрного цвета). У Чицзян, севернее Покоряющих огонь, есть Древо Трёх жемчужин (Сан ...); древо это подобно хвосту кометы (или кипарису), все листья его имеют вид жемчужин. К востоку от Чицзяни находится Саньмяо (царство Трёх Мяо) или Саньмао (Трёх Волосатых). Люди Саньмао (Сан-ниса, Сан-миса, Миш-шана, Шам-маш) ходят гуськом (?)). Восточнее Саньмяо находится царство Ти (Тигерам, тогарма?). Желтокожий народ Ти обладает навыками стрельбы из лука в змей. К востоку от царства Ти находится Гуаньсюн (Чуаньсюн); у людей этого царства в груди есть отверстие. Восточнее Гуаньсюна есть царство Цзяоцзин. У людей этого царства скрещены ноги. К востоку от Цзяоцзина (Таотина, Титаны) есть Бусыминь (народ Бессмертных, Бессменные, познанные); они чернокожи, живут вечно, не умирают. Восточнее Бусыминь находится Цищэ (царство народа раздвоенных или вывернутых языков). К востоку от Цишэ есть квадратная гора, называется Куньлунь. И-хай бился с Цзочи в долине Шоухуа (Вечного расцвета): и-хай держит лук и стрелы, Цзочи держит щит и дротик. И-хай поразил Цзочи стрелой из лука восточнее Куньлунь-шани. Восточнее Цзочи находится царство Сань-шоу (Царство Трёхголовых). «У его людей на одном туловище три головы». (Трёхголовые Змеи-горыничи; Сан-ниш, Каннеш, три вулкана в долине Кипящих источников - Таньгу-Конья). К востоку от Сань-шоу находится царство Чжоужао или Цзяояо (пигмеев); люди этого царства имеют маленький рост, носят пояс и шапку. Восточнее Чжоуяо находится царство Чанби. Люди этого царства рыбу ловят руками, вытаскивая по рыбине каждой рукой.
       На Ди-шани, на её южном склоне, похоронен Яо-ди, на северном – Ди-ку. Водятся там: бурые медведи, полосатые тигры, вэй (геноны?), леопарды, личжу, шижоу, юйин, цюцзю, хуцзяо. На Ди-шани, горе Кипящих ключе (Тан-гу-шань), погребён царь Вэнь. Фань-лин (роща Фань) в окружности имеет 300 ли (около 120 км.). Чжуюн (Заклинающий огонь) в образе зверя с человеческой головой восседает на двух драконах. Чжуюн – бог юга (нань).

        ПЕРИОД ДАГУАНЬ ЦЗИН ПРОЯВИЛ СЛЕДУЮЩИЕ ФЕНОМЕНЫ БЫТИЯ ПО ЮГУ ЦЗЮЛИНА. 
      К югу от Нан-хая (южного моря), западнее Чи-шуй (Галичи-шен - Красной реки) и к востоку от Лю-ша (Зыбучих песков водозарождения, возлуччения), есть зооморфное животное по имени Шути (Нишутиан, Мишутан, Маша+Таня), имеющего слева и справа по голове.  Есть три зелёных зверя (сан син шоу), сросшихся телами; называют их Шуан-шуан (сросшимися).  Да-Э Шань (гора Большого холма) находится в Нан-хае (на берегу Южного моря).
      У Сы-тянь шани (горы Небесный Берег) пропадает Чи-шуй.  Восточнее Чи-шуй есть долина Цанъю (Лазоревого Платана). Это культовый центр Шуня, место погребения его и Шуцзюня (отождествляемого с Дань-чжу, сыном Яо. Возможна систематизация пантеона в новой версии канонизации земледельчских богов; возможная рокировка: Шуцзюнь-Шанцзюн-Даньчжу-Хоуцзи, божествами-покровители хлебов).
      К югу от Ци-шуй (Чёрной реки) есть ци-шэ (чёрная змея), пожирает лосей. Хуань-няо управляет ци-шэ на У-шани (горе Прародительниц-Жриц, горе У). Хуань-няо обитает западнее У-шани.
      В дагуани есть Бутин-шань (Водная гора, гора вод донных, плавленых вод - предтечи всех вод ), где кончается река Блестящая, истоком которой служит гора Блестящая. Живут здесь люди Сань-шэн (люди о трёх туловищах). Эхуан, жена Ди-цзюна породила царство Саньшэн (Чжунь-шани, Горы Колокол, Гора Гор). Люди царства Саньшэн принадлежат к роду Тао (Тао-ши, Шита, Иштар, Сита, Исида), кормятся просом (выбросами из вулканов), приручают четырёх птиц (период неолита). В Нань-хае, на острове, есть дух с человеческим лицом, в ушах которого закреплёны две син-шэ (зелёные змеи), а две Чи-шэ попирает он ногами. Имя его – Хуюй Бутин-шани (Балуху-бутин, влаговодный).
     Есть здесь квадратный омут, от четырёх углов его разбегаются дороги: северная дорога ведёт к Ци-шуй (Ци-цзяни), южная – к Да-гуани (Мардухуани, Марасантии, Маркондеи). Северный берег омута называется Пучина Малого Покоя (Хо-шао-.). Южный берег называется Пучина Исхода (Исхода Солнца) . В этом священном омуте купается Шун (Солнце). Квадратный водоём называется (считается) Алтарём Цзюня. Живущие в этих местах, у гор Сян и Глубокой Тьмы, люди царства Цзиси (Счастливой юности), потомки Ди-цзюна, кормятся мясом животных. Ди-цзюн породил людей и царство Цзиси.
     Шао-хао породил Бэй-фа (Низкого вояку);. Он спустился на землю и поселился в Хо-мине (Минь-хо, пучине Минь). Нань (юг) называется Иньху; дух, обитающий там носит имя Иньиньху. Иньиньху обитает на Юй-нань шани (горе Южного Предела), оттуда он выпускает и загоняет обратно в Юй-нань Шань ветер. Хуминь (Бураган) – имя Большого ветра.
      У Чэн-шани кончаетсяя река Благостная (Гань-шуй, Гуань-цзянь. На Чэн-шани (гора Чэн) находится царство Цзи-юй (Тибул-Цзибул). В этом царстве живут сыновья Чжуаньсюя (Шуан-ниса), кормятся просом.
У всех людей царства Юй-мень (Крылатых людей) есть крылья (Ангелоподобны). Все люди царства Яйце-рождённых родятся из яиц.
   В Да-гуани есть гора Буцзян (Водная), где иссякает Ци-шуй, истекающая с Цзя-шани. Есть в Да-гуани горы: Янь, Дэнбэй, Цзяцзя, Пу (Камышовая), Вэй (Высокая), Цюйчжи (Отвращающая зло), Наньцзи (Южный Предел, Гобэй (Северный фрукт), Бучжоу (Неполная, Шербатая), Цюйчжиго (Исцеляющий плод), Цзунь-шань (Сородичей), Син-шань (Родовые горы), Хо-шань (Пропасть-гора), Чэнчжоу, Дунчжоу. С горы Бай-шуй (Бай-цзян шани) истекает Бай-цзян (Белая река); она порождает Бай-хо (Белую Пучину, Хо-бай, Ку-пай), где купается Мастер (гончарного искусства) Куньу. В Да-гуани есть царство Изобилия, в котором жители рода Юй питаются просом, а некоторые племена-листьями деревьев. В Дагуани есть Юн-тянь Шань. Хай-шуй (Океанская река) течёт сюда с  севера.  В Да-гуани есть Сюту-шань, где кончается Синшуй (Син-цзян). В царстве Бессем (Бессмертных) люди рода Э (Большого Холма) кормятся от Гань-му (Благостного дерева). Да-гуани В есть гора, называется Вершиной Храма Неба. Рядом протекает Хай –шуй (Хай-цзян, Океанская река).
      Шунь-ди породил У-Инь (Праматерь Инь); она поселилась в царстве народа Ти (Го Ти-мень, Мень-ти го), отчего и назвали У-ти-мень. Утимень рода Фэнь питается злаками, «не ткёт, не прядёт, а одевается, не пашет, не жнёт, а питается». Обитают здесь поющие и танцующие птицы: луань-няо поёт, а Хуан-няо танцует. Здесь растут все злаки и  звери все живут вместе.               
    Человек по имени Цзочи (Зубы-Лезвия) был убит И-хаем.
 Царство народа Юй (Ядовитой Жабы или Оборотня) находится у одноименной горы, Юй-шань. Кормятся просом. Стрелами из лука убивают Юй (Ядовитую Жабу) и съедают. Есть племена среди народа Юй, а возможно, люди  этого же племени, которые убивают стрелами из лука Хуан-шэ (Желтую змею). На Сунн-шани есть чи-шэ (красная змея) по имени Юй (Кормящая змея).  На вершине Сунн-шани есть дерево, которое называют Фэн-му (дерево Фэн). Фэн-му (платан) возникло из брошенных Чию колодок. Обитается там Ши Цзукуан (Истукан), человек с полосатым хвостом тигра и квадратными зубами.  В царстве Цзяо-яо (Пигмеев) рода Цзи живут карлики, кормятся благодатным зерном.
 Есть Юнь-юй Шань (гора Дождевых Облаков); на этой горе находится Луань-му (Балун-шань - Яблочное дерево), растущее из Красного Камня (Чи-ши).  Луань-му имеет жёлтый корень, на красных ветвях зелёные листья. Ди (Предки) собирают здесь лекарственные травы. Юй напал на Юнь-юя (Билуни-була, Нибиру, Бил напал?).  В царстве «Чжуаньсюй родил Бофу» (Чжуаннис родил Старшего Дядю Фу), люди кормятся просом (хоу). И есть царство Ю-ши (рода Куницы).
      Люди царства Чжанхун (Огнищане) живут на море (при море, хай), кормятся пойманной в море рыбой и птицами, четыре вида которых приручают. Обитают здесь крылатые люди с птичьими клювами (головами). Питаются рыбой, которую вылавливают в море. 
 
   Крылатые люди с птичьими головами у Древа познания жизни и смерти, добра и зла, совершают ритуальный обряд жертвоприношения древу, которое никогда не сгорает дотла.

     В Дагуани Ши-цзин (Почтенная Ши) вышла замуж за Гуня; сын Ши-цзини – Пламенеющий Огонь породил Хуань-тоу (Хуан-ниты, Хаммиды) или царство Лошадиных Голов. Люди Хуань-тоу имеют крылья и на человеческих лицах птичий клюв, ходят с опорой на крылья. Кормятся морской рыбой, зерном и овощами.  На Юе-шани (Священном пике, опоре неба и земли) находятся захоронения Яо-ди, Ку-ди (Ди-ку) и Шунь-ди (Ди-шунь). Местами захоронений Яо-ди в «Хавай нань цзин» названа Ди-шань, для Шунь-ди в «Хайнэй нань цзин» и «Дагуан нань цзин» названа Цаньу-шань, а в 18 цзюане названа Цзюи(Н)-шань (гора Девяти сомнений). Есть здесь Чи-му (Красное дерево), на красных ветвях которого цветут зелёным цветом (син-хуа) цветы и чернеют чёрные плоды. Ещё есть каури, лиюй, цюцзю, яньвэй, шичжу, тигры, леопарды, медведи, ястребы. Вблизи высится гора Шэнь (Вытянутая). За морем Нань-дунь (за юго-восточным морем), у реки Благостной (Гань-шуй), в царстве Сихе (Шегу? Гуше?) живет  Сихэ, жена Ди-цзюна. Она родила десять солнц (10 месяцев?). Здесь, в царстве Сихэ, в водоёме Благостном (Ган-цзе, огненном океане), солнца купаются.  На вершине горы Гайю есть сладкий боярышник; ствол и ветви боярышника красные, листья желтые, цветы белые и чёрные плоды. Есть дерево Сладких цветов, ствол и ветви красные, а листья жёлтые. Есть здесь три вороных коня в белых яблоках, зелёная и красная лошади, шичжоу.  Карлики из рода людей цзюнь.  На Лэй-нань шани обитают три вороных коня в белых яблоках, зелёные лошади, шичжоу, произрастают Сладкие цветы и все злаки, водятся минералы (яшма).

                БИБЛИОГРАФИЯ:
                "ШАНЬ ХАЙ ЦЗИН". ПЕРЕВОД Э. М. ЯНШИНОЙ.


                ПРОДОЛЖЕНИЕ ВОСПОСЛЕДУЕТ ВСЕНЕПРЕМЕННО.