Трудолюбие

Борис Кунин
Вбежавший в дом Максим еще с порога услышал противный скрежет ножовки и чуть дурманящий запах свежих сосновых стружек.


- Дед! Привет! Что ты там опять мастеришь? – снимая в маленьком коридорчике теплую куртку и высокие зимние ботинки, звонко закричал он. – Зима на дворе, мороз. До весны мог бы и отдохнуть. Телевизор подольше посмотреть, в кино сходить…


Последние слова он проговорил уже в дальней комнате, давно служившей деду Ефиму чем-то средним между складом всякой всячины и импровизированной мастерской на все случаи жизни.


- Да вот, решил резные дверцы к полочке на кухне сделать, - Ефим почему-то смутился. – Красиво должно получиться…


- Деда, так ты у меня трудоголик?


- Нет, я еще из ума не выжил. Понимаешь, трудоголиками называют обычно людей, которые из-за своей работы больше ничего в жизни не видят. Что тоже неправильно. Я, по-моему, уже как-то тебе говорил, что природа не терпит излишеств. Полчасика полежать летом на солнце – в пользу. И цвет кожи приятный, и нужные витамины в организме вырабатываются. А уже часа три или четыре – всякое может случиться. Пусть и не сразу. Что же до трудоголиков, то не зря же люди говорят, что от работы кони дохнут. Изначально имелось в виду – от непосильной. Это потом уже в это выражение многие стали вкладывать несколько иной смысл.


- Значит, ты у меня трудолюбивый?


- Гм-м, можно, наверное, и так сказать, - Ефим аккуратно переступил горку чуть желтоватой стружки и, обняв внука за плечи, увлек его в соседнюю комнату. – Знаешь, Максим, я часто ловил себя на мысли, что не совсем понимаю истинное значение слова «трудолюбие». Вот давай попробуем с тобой вместе разобраться.


Естественно, серьезные разговоры лучше всего вести под горячий чай с пряниками и вареньем. Особенно, когда на календаре вторая половина декабря.


- «Трудолюбие» - это, говоря другими словами, «любовь к труду». А труд – это, собственно, все, что делает человек в жизни. Говорят, что легко только в бане писать, а все остальное… «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» и так далее. Если смотреть на труд, как на обязанность – это одно. Если, как на необходимость двигаться – другое… Насчет лени мы уже с тобой как-то говорили. А движение – это жизнь. Конечно, и в носу ковырять, и за ухом чесать – тоже движение. Как и прогулки при луне.


- Да, когда я делаю домашнее задание или пишу контрольную, я ведь тоже тружусь?


- Еще как! Ведь учеба в школе в твои годы – это твоя главная и самая важная на этот момент работа. С другой стороны, многие высокие начальники считают, что руководить людьми – это очень сложная работа. А раз они ее любят, то – трудолюбивые. Работа эта действительно очень непростая, только вот многие любят не ее собственно, а то, что к ней обязательно прилагается: большую зарплату, связи, положение в обществе. А руководят как раз частенько абы как.


- Ага, как наша Валентина Владимировна по французскому языку. Учитель высшей категории, с большим стажем работы… А нас вроде и за людей не считает. И чтобы у нее «пятерку» за четверть получить, одной коробкой конфет не отделаешься.


- Да?! – хитровато прищурился Ефим. – А у тебя тогда что?


- «Четверка»! – гордо ответил Максим. – Деда, я французский хорошо знаю. Просто мои родители никогда бы ей конфеты или коньяк не понесли. Да и ты бы, я думаю, тоже.


- Правильно думаешь. Высокие оценки, конечно, вещь нужная. Но, во-первых, не любой ценой. Да и собственно знания неизмеримо важнее… Итак, что же у нас получается? – Ефим отставил в сторону недопитый стакан. – Получается, что понятие «трудолюбие» в чистом, так сказать, виде еще ни о чем не говорит. Можно быть «трудолюбивым» во вред себе, во вред другим.


- Ага, если все делать без души.


- И это тоже правильно. Молодец, внук! Взрослеешь… В общем, у нас с тобой тоже разобраться до конца не получилось. Но, главное мы все-таки выяснили. Если человека называют трудолюбивым, это точно означает, что он не лентяй. А вот на что направлены его усилия, что они приносят окружающим – это, как говорится, уже совсем другая история.