Вера или религия?

Людмила Лебедева
       Благость - качество Бога. Более того, в Библии есть утверждение, что только Бог может быть благим. Вывод прост. Всякое проявление благости кем бы то ни было, санкционируется и вдохновляется Богом.  Но главное не это. Главное в том, что Бог желает от человека, чтобы тот научился ценить благодать, восхищаться ею, и стремился сам всегда поступать с благодатью. И когда говорится что буква убивает, а дух животворит, имеется ввиду как раз не буквальное послушание, а послушание , основанное на понимании, на вдохновении. Послушание Богу Всевышнему можно сравнить с  послушанием родителям. Воспитывая наших детей, мы стремимся не просто вдолбить в них знание норм поведения, а сформировать характер так, чтобы то, чему мы их учим, для них было в поведении естественным. Более того, мы не просто хотим тупого подчинения. Мы хотим отношений, мы хотим любви. А отношения могут видоизменить ранее предъявленные требования, если того потребуют обстоятельства. Имея взаимоотношения с родителями, дети могут объяснить свою точку зрения и просить об изменении родительского решения.
      Отношения с Богом - это как раз то, что отличает религию от веры. Это - следствие благодати.  Где нет благодати (представьте себе строгого начальника), нет и отношений. Там нет любви. Но там есть амбициозность, там есть призовые баллы или очки, которые зарабатывает подчиненный и повышает свой статус, приближается к начальнику, сокращает с ним дистанцию.
К сожалению, именно так, через призму собственных заслуг, многие нынче пытаются смотреть на Бога, на спасение, на духовные реалии жизни. Именно этому учит подавляющее число культов, вышедших из христианства (например, Свидетели Иеговы) и имеющих другие корни. Это множественные философские учения, это буддизм, это всевозможные практики самосовершенствования. Чтож, всем им можно только посочувствовать.  Ведь, во-первых, совершенства достигнуть человеку невозможно. А во-вторых, и в главных, такие все практики теряют самое главное, что есть в истинной вере в Бога - родительские отношения с Богом. С Богом, которого называют отцом.
      Б.П.Вышеславцев пишет: «Религия закона разделяет людей на чистых и нечистых в силу соблюдения внешних норм о времени и месте; норм, определяющих, где, как и когда и в каких формах поклоняться Богу. Но существует иное: поклонение Отцу в духе и истине; и оно прямо противополагается первому: "не на горе сей... и не в Иерусалиме"... а в духе и истине.»
      Итак, внешняя ритуальность, система обрядов  - это нечто такое, что является заменителем истинного стремления к Богу. Религиозная практика, основанная только на исполнении закона, без осознания благодати, никогда не была по-настоящему угодна Богу. Хотя это вовсе и не означает, что закон мог быть попираем. То, что это не так, мы можем найти и в книге "Второзаконие", И в «Левите», и В «Исходе» и в других книгах, где Бог дает предупреждения о нарушении закона: «Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя. (Второзаконие 28:15) Далее, как известно, следует список проклятий.
      Но при всем при этом известны примеры того, когда Бог тяготился ритуалами, в которых не было искреннего желания следовать за Ним:
      «К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие - и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю». (Исаия 1:11-18)
      Данная цитата не нуждается в комментариях и очень полно описывает ситуацию, когда ритуально закон  исполняется, но при этом человек вовсе не ходит пред Богом, как это делал Ной или Енох.