ВСЕМ 45. Двадцать лет назад. Не о мушкетёрах

Григорий Варшавский
        Господи, уже 20 лет прошло. А я только сегодня, слушая радио, вдруг осознал, что двадцать лет назад, в такие же майские дни, в Москве проходил 1-ый съезд народных депутатов СССР. Какое время тогда было. Я буду говорить только за Москву. Столица вымирала, когда Центральное телевидение напрямую(чуть ли не впервые в своей истории, разве что парады, да встреча Юрия Гагарина-до этого) транслировало заседания съезда. С утра и до окончания рабочего дня, все, кто работал, но имел возможность отвлечься от продуктивной деятельности, и тем более, кто не работал-все сидели у телевизоров. Это было что то. А на следующий день, толпы выстраивались к киоскам Союзпечати, чтобы успеть купить газеты с репортажами со съезда. Это были те люди, кто не смог в силу разных обстоятельств, накануне послушать, посмотреть заседания съезда.
         Я уже сказал, что это было что то. Нет. Это было великолепное представление, разыгранное с листа непрофессиональными актёрами при отсутствии главного режиссёра. Вернее, номинально такой режиссёр был-Михаил Сергеевич Горбачёв, а точнее ЦК КПСС, а ещё точнее Политбюро ЦК КПСС. Но поскольку и в ЦК и в Политбюро был раздрай, то о глубоком режиссёрстве , о точно поставленной задаче и цели съезда речи и не шло. Но всё равно, так чертовски было нам интересно смотреть, слушать, обсуждать.
        И мы смотрели, слушали и обсуждали. Не о чём другом в те дни и не говорили. Встречались с приятелем, которого давно не видели, и после первых слов о здоровье своём и домочадцев, начинали обсуждать съезд. Я помню, и это не выдумка, не анекдот, как в один из съездовских дней, я возвращался из местной ( по Москве) командировки, и перед продуктовым магазином, закрытым на обед с 13 до 14 часов( тогда все магазины, кроме центральных, закрывались на обед), я увидал старушенцию, которая стучала клюкой в дверь и требовала открыть магазин, потому. что сейчас будет выступать Сахаров, и ей надо успеть домой(на часах было 14 час.02 мин.).
       Двадцать лет назад мы все, кто теперь, слава богу жив, были на 20 лет моложе. Всё у всех было впереди. И только у Советского Союза оставалось, чуть больше 2-ух лет до распада. Но кто, тогда об этом догадывался? А ведь теперь, а вернее уже после 1991-ого года, стало ясно и понятно, что этот съезд забил основной гвоздь в гроб коммунизма в нашей стране. Ну а поскольку никто об этом тогда и не догадывался, то забил кривовато. Вот всё с тех пор и пошло у нас по Черномырдину: "хотели как лучше,а получилось как всегда".
        Я уже говорил. что этот съёзд- был прекрасным представлением со страстями не слабее шекспировских. Но мне хочется провести некоторые сопоставления съезда с романами Алесандра Дюма-отца "Три мушкетёра и 20 лет спустя". Мушкетёрами, пусть и с большой натяжкой, но мне представляются члены команды Горбачёва( не только члены ЦК и Политбюро), но Марк Захаров, и Евгений Евтушенко и Юрий Афанасьев И Андрей Сахаров(  этот человек-он сам по себе больше) и многие другие. А гвардейцы кардинала? Им нет числа. Всех их перечислять устанешь, да вы и сами их помните. Позднее ,они проявили себя и на 2-ом съезде, и в событиях августа 1991 года и в Октябре 1993-его года. А чем не Анна австрийская- депутат Светлана Горячева или Умлат...(не помню фамилию, к сожалению). А чем не госпожа Бонасье-нежная и молоденькая депутатка Элла Панфилова. Ну, а на роль Ришелье с успехом могли претендовать и Алкснис, и Крючков И ... Да. Многие могли.
         Двадцать лет назад. Ещё был жив мой отец(он умер через год). Был жив мой тесть(он умрёт неожиданно, в одночасье, на даче-через полторы недели после окончания съезда). Ещё жива мама. Ещё моей дочери 16 лет, и она не знает, что в 2009 году у неё будет чудесная 6-ти летняя дочка, а моя любимая внучка Машенька. Мы многого не знаем тогда в мае 1989 года. Есть только ощущение какой то свободы, радости и ожидания перемен.

                24 мая 2009 г