Ф. Й. Гайдн. Заметки к 200-летию Бессмертия

Григорий Сухман
                Заметки дилетанта
Первый вопрос - а кто это, чтобы - в бессмертие? Ах, композитор...Какие-то шлягеры писал? Ах, классику...Нынче, в эпоху рейтинга, трудно пробить дорогу к вниманию публики, если не раскручен, не писали о тебе по поводу и без, если ты не на слуху - не существуешь. Да и жил-то чёрт знает когда! - 250 лет назад. И не умер молодым, как Альбинони, не был глухим, как Бетховен, не писал музыку в детстве, как Моцарт, не было у него с десяток детей, как у Баха - просто не за что зацепиться. Ах, вот нашёл - туберкулёзом болел! Но и тут полно конкурентов из той же братии писателей и музыкантов: Шолом Алейхем и Барух Спиноза, Фредерик Шопен и Максим Горький, Леся Украинка и Антон Чехов - десятки страдальцев! Так что же с ним сегодня-то носятся? Ага,всё таки из многодетной семьи - у папаши 17 детей было от целых двух жён? Вот тебе и сельское хозяйство...Стоп-стоп: выжили только шесть,девочки и мальчики поровну,притом, все пацаны стали музыкантами? Остановимся на этом фактике!
       Родился он в периферийном, австрийском местечек Рорау, возле венгерской границы, в 1732 году, в самой что не на есть простой семье крестьянина,и подпевал отцу во время его певческих опытов. Его абсолютный слух привёл его не только в Хайнбург,где среди прочих наук и основам музыки учили,но даже в кафедральный собор Вены, Св.Стефана: проезжий композитор уважаемого везде собора обратил внимание на редкий дисконт мальчика ,и в восьмилетнем возрасте Йозеф распевал уже там - принятому полагалось как стол с обучением скрипке и фортепиано, так и кровать с хорами. Но после ломки голоса его оттуда выкинули,возможно из-за того,что прослыл изрядным шалуном: однажды от отрезал косичку у господина капельмейстера... Что ему за это было!Но - выгнали, факт, на улицу! Как жил? Да голодал, братец,изредка подрабатывая "подтанцовками" певческими известному тогда в Вене певцу Порпоре,а проще - был его слугой,продолжая самообразование и...сочиняя камерную музыку. Доучился до того, что стал хором руководить в 1759 при дворе графа Морцина - целых 2 года! Там он и написал свою первую симфонию. Именно у него он был услышан герцогом Павлом-Антоном Эстерхази,который переманил его в свой дворец, в Айзенштадт, положив жалованье в 2 раза больше,чем Морцин - 400 флоринов\год! Однако светлейшему герцогу  оставался всего 1год жизни!Но его сменил брат Николай,большой ценитель музыки - так Гайдн попал в его венгерский двор на целых 30 лет! Музыками заниматься.А это включало сочинительство исключительно для нужд двора,исполнение произведённого, ежедневное посещение дворца,присмотр за музыкантами оркестра...
        История - дама забывчивая, потому и записи ведёт. Кто наизусть скажет, при каком австрийском императоре это было? Молчок! Точно также редкий человек вспомнит, который Папа Римский давал работу Рафаэлю с Микельанджело. Вот и получается, что история сохраняет лишь произведения культуры да искусства, а уж именами прилагательными при творцах будут их покровители. Странно,но факт: могущественные люди остались в памяти потомков как работодатели деятелей культуры. Например, как я запомнил  английского Генриха Восьмого? Да его портрет Ганс Гольбейн младший нарисовал, как и тогдашнего канцлера короны, Томаса Мора - автора"Утопии" с золотыми унитазами, казнённого в 1535. Так точно и господин Эстергази попал под зонтик славы подопечного композитора,который его перед Клио не опозорил, а даже наоборот.
     Не шатко не валко тянулась жизнь Йозефа Гайдна,хотя он успел пережить целых два пожара,1768 и 1776,чего не скажешь о сгоревших рукописях сонат и концетов для фортепиано. Гайдна отказались принять в венское общество музыкантов,зато его партитуры были опубликованы в Германии, Франции, Англии, и он получил европейскую известность уже в 1770. Стареющий князь Эстерхази перестал "заказывать" Йозефу музыку, и придворный композитор на свой страх и риск начал писать "для себя"струнные квартеты и фортепьянные трио,не говоря о 104 симфониях(он был одним из основоположников этого жанра!), сочинённых между ссорами с женой и уроками музыки (а среди его учеников,изучавших композицию, можно отметить в 1792 и Бетховена),как и струнных квартетов(83 - на его счету), уже не говорю о 52 фортепьянных сонатах и 24 операх с ораториями ( на этом поприще его, кажется, лишь великий Верди переплюнул!) То есть человек просто жил, выдыхая музыку. И легко представить его ярость, когда, придя домой, он встречал сварливую и бездетную супругу, Марию Веллер, с волосами, намотанными на листы с ЕГО нотами."Во мне вскипала ненависть, я кидался на неё с кулаками...и почему -то всякий раз мы оказывались в постели". Впрочем, этот пикантный пассаж - дело житейское, поведанное рукой самого композитора. Тогда ещё просто не было бигудей (а скандалы - таки да, как и методика их гашения!)Его почитали во всей просвещённой Европе! Во время осады Вены Наполеоном в 1809г у его дома в Гомпендорфе был выставлен почётный караул,а газеты расточали суперлативы на исполнение его многочисленных произведений. За 20 лет до этого в доме венского врача Петера фон Генцигера Гайдн познакомился с Моцартом,между ними возникла атмосфера глубокой приязни, основанной на взаимном уважении и вкладе каждого в музыку.
      И при этой грустноватой, скажем прямо, жизни, менее 8% его симфоний написаны в миноре, оптимизм и юмор просто сочились из его музыки, выдавая подросшего Шалуна, вчера подстригшего капельмейстера, что и сделало его музыку интересной навсегда. Он почти не подражал голосам воды, птиц и воды, как современники, зато широко использовал эффект эха - повтор музыкальной фразы, дабы слушатели, услышав её, во второй раз подпели бы оркестру. А как зазвучали его менуэты? Очень странно, ибо он в трёхдольном ритме перенёс ударение с первой доли на третью, превращая знакомый танец - в другой! Или вдруг делал паузу в месте, где "должна быть" нота, ибо логика мелодии требовала звука. Так он шутил - и продолжает этим заниматься! Да что я пишу - о музыке-то. Её слушать надо. Бессмертную.
2.5.2009г