Красная икра для борьбы с коррупцией

Алишер Таксанов
Есть вещи, которые мне трудно понимать. Хочу сразу отметить, речь идет не о теории относительности Эйнштейна или о биомолекулярной химии, а о вещах обыденных, привычных, постоянных в жизни. Например, о борьбе с коррупцией в Узбекистане. Смешно, когда правительство Ислама Каримова (или все-таки Шавката Мирзиеева – как точнее?) кричит о том, что республика продемонстрировала свою решимость бороться с негативными явлениями, присоединившись к Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, – ну, мало к каким международным документам мы присоединялись, ну и что, и что из этого вышло? Как плевали на них с высокой колокольни, так и сейчас плюем с «Ок-Сарая».

А иностранцы, раскрыв рот от радости, начинают сразу обещать помощь и поддержку, в том числе финансовую. Глупые они, как всегда, думают, что документы нормативного характера в нашей стране имеют такую же силу, как и у них, исполняются сразу, как только принимаются. Не учит их ничему наша история и практика, сколько раз кидали их и с инвестициями, и с конвертацией, и с защитой собственностью, и всякими там гарантиями на хозяйственную деятельность, а они, простачки, продолжают свято верить в святость закона на нашей земле и прут со своими наивными проектами. Казалось, выборы Ислама Каримова в 2007 году должны были их убедить, что законы в Узбекистане мертвы, если они, конечно, не направлены на укрепление власти президента и его верных слуг. Ан-нет, уповают иностранцы на справедливость и мудрость... уж не знаю кого – не Ислама Каримова же?..

Вот недавно агентство «Регнум» сообщило, что Соединенные Штаты готовы оказать Узбекистану техническую поддержку в целях имплементации положений Конвенции ООН против коррупции. Сказали не какие-нибудь там проходимцы из Вашингтона, которые вдруг – назло Москве - стали часто проходить в «Ок-Сарай», а сообщил сам посол США в Узбекистане Ричард Норланд в ходе семинара, посвященного «Имплементации Конвенции ООН против коррупции в национальное законодательство и на практике». Уже от названия должны задрожать коленки у кое-кого...

Веселое было мероприятие, скажу я вам. Собрались в одном месте коррупционеры из всех репрессивных органов, которые любят вымогать, брать взятки и получать откаты, пытать и убивать, конфисковывать и грабить, и им, сытым и толстым, на таком мероприятии расскаывают, как нужно бороться с таким явлением, как коррупция.
Вы можете представить себе, что бы стае волков рассказывали о пользе голодания или вегетарианства? Или как крокодила учили жалеть жертву не только слезами, но и пастью, то есть просто не кушать ее?

Вот-вот, и я об этом. Глаза у всех коррупционеров вначале на лоб полезли: как, нельзя взятки брать? О-о-о, и откаты запрещены? Чего-чего, пытать нехорошо? Господа хорошие из Запада, вы чему нас учите тут? Для какой туфты вы нас здесь собрали?.. Пойдем-ка мы обратно в свои кабинеты, дела уголовные фабриковать и штамповать, деньги мимо плывут, а мы тут прохлаждаемся...
А-а, что? Присоединились к Конвенции ООН против коррупции? Сам Ислам-ака Каримов такой закон подписал?.. Ну, это мы быстро, это нам только скажи – присоединимся, это же так несложно! Если нужно, то и семинар проведем, и лекции послушаем – чего только в нашей жизни коррупционной не случалось... Раз уж главный коррупционер и грабитель на таком важном документе подпись оставил, так и нам следует узнать, о чем там толкуется, вдруг поможет больше вымогать взяток новый закон...

Вот сидят толстопузые в мундирах, мысленно «бабки» прокручивают в голове (сколько отката будет с того банка, или сколько подследственный отстегнет, чтобы наказание ему снизить), а тем временем мимо ушей плывут слова посла США: «...коррупция может нанести ущерб любой стране мира, препятствуя экономическому росту и, главным образом, оказывая негативное влияние на уровень жизни людей. Ни одно государство не имеет иммунитета от её хищничества. Коррупция отрицательно сказывается на бизнесе, и в интересах правительств всех наших стран принять меры, способствующие большей прозрачности и ответственности».

Нельзя сказать, что умные слова доходили до собравшихся. Они озабочены совсем другими проблемами – диссиденты мешают процветанию демократии в Узбекистане, журналисты подбивают народ к непослушанию, правозащитники смуту наводят у ворот Генеральной прокуратуры, бизнесмены платить налоги ментам не хотят, а фермеры хлопок выращивать не желают, нарушая этим самым принципы свободной рыночной экономики. Дел полным полно, а тут всякую чушь из-за границы несут. Вот, к примеру, «посол Норланд отметил, что сложившееся мнение о широко распространенной коррупции оказывает неблагоприятное влияние на весь Центральноазиатский регион. Однако, он подчеркнул, что принимаемые Узбекистаном антикоррупционные меры начали менять подобное негативное мнение».

Ну, конечно, инвесторы и зарубежные партнеры сразу подобрели, как только в Узбекистане приняли Конвенцию, ручками от радости замахали и загулюкали, только памперсы им меняй. Понравилось им, как за решетку ушел экс-хоким Самаркандской области Агзама Бахрамов, как посадили госсоветника Анвара Набиева и его зама Тулкуна Усманова, как привлекают к ответственности Вадима Кучерского из ТАПОиЧ... Ну, думаю, лед тронулся, господа присяжные! Исправляется страна, на новую стезю развития становится. И устроили семинар для коррупционеров. С фуршетом и танцами. Пригласили своих спецов – чтобы лекции читали и глаза на правду открывали. Те задвигают с трибун свои идеи о зле и добре, морали и бесчестии, а слушателей ко сну клонит. Непонятно им, разве Ислам-ака уже откаты не берет и деньги на Запад не перекачивает? Или премьер и его замы перестали теневыми операциями заниматься? Или все это замазывание глаз и ушей?.. Ох, тяжело воспринимаются такие речи... Не к сердцу они, ни к желудку...

Как отметили в «Регнум», «по данным посольства США в Ташкенте, семинар, посвященный "Имплементации Конвенции ООН против коррупции в национальное законодательство и на практике" ознаменовал начало инициативы по выявлению и борьбе с коррупцией УНП ООН в Узбекистане. Финансирование инициативы частично осуществляется Великобританией и Бюро по вопросам международной борьбы с наркотиками и правоохранительной деятельности (INL) Государственного департамента США предоставившим ассигнования в размере около $300 тыс.»

Это называется вложения в коррупцию. Закопали иностранцы деньги, как Буратино в стране дураков свои монеты, чтобы взрастилось дерево с коррупированными листочками. Практически коррупционеры узнали, какие механизмы в мире выработали против коррупции, и теперь червячки в мозгах у узбекских прокуроров, ментов и чекистов начнут усиленно передвигаться, продумывая контрмеры, чтобы продолжить свою привычную и приятную деятельность. И заодно обдумать, как лучше похоронить Конвенцию на кладбище подобных документов – с музыкой или фуршетом?

Бороться с кроррупцией у нас призываны органы, насквозь коррумпированные и любящие взятки больше отца или мать (и даже самого...ох-ох, президента!). Это полная несовместимость. Вот попробуйте селедку запить молоком – что из этого выйдет? Блевотина? Несварение желудка? То-то и оно. Тоже самое получается с борьбой против коррупции – силовиков и контролеров так и мутит в унитаз.

Единственное, что вызвало оживление в зале, так это сумма в 300 тыс. баксов. Все мысленно оценивали свою возможность оттяпать такой жирный кусок. Кто-то понимал, что на эти деньги давно кто-то лапу сверху положил, и вряд ли удасться даже бакс выцарапать. Ну, черт с ними, отыграемся на другом: бизнесмены в Узбекистане еще не перевелись, ваххабитов полным полно, диссиденты с журналюгами не все выехали за границу – заполнить карман найдется чем. А после семинара их ждет икра красная и шампанское. Нужно же отметить успех семинара по борьбе с самим с собой.
А сам посол Р.Норланд икру ел и думал, как хорошо идет она с борьбой против коррупции.