Благость. Инструкция для священника

Людмила Лебедева
     Ветхий завет – это прообраз нового, будущего. Он на физических примерах отражает  духовные принципы, так чтобы те стали более понятными. Ветхий завет демонстрирует характер Бога, помогает сориентироваться человеку в принципах жизни в согласии с Богом. И он показывает, что благодать - это нечто, являющееся неотрывным от Бога. Благость - это Его характер.
      Ранее уже рассматривались примеры проявления благодати на заре истории на примерах Авеля, Каина, Ноя. Они показывают  благодать, как мотивацию поступков Божьих, и научают нас смирению на уровне подсознания.
      Теперь рассмотрим примеры, в которых благодать выступает как бы антитезой к закону, и в которых  четко и ясно звучит, что «делами закона не оправдается никакая плоть».
      Пример, на котором мы заострим внимание, находится в книге Исход, 29 главе. Здесь можно прочитать инструкцию того, как простой человек, не священник, становится священником. Каковы принципы начала священнического служения?
      В Новом завете сказано, что мы – царственное священство,  люди, взятые в удел. Таким образом, мы можем сделать вывод, что эта ветхозаветняя инструкция касается всех современных христиан. Она является демонстрацией принципов становления современного священства и может быть особо полезна для представителей ортодоксальных церквей. Но не только. Для каждого христианина важно осознать, как, каким образом, он становится причастным к «царственному священству».
      Эта история является яркой демонстрацией того, что закон, хотя и описывает маршруты, не самостоятелен. Требуется дополнение, дополнительное вмешательство со стороны, чтобы  исполнилась правда Божия. Но с другой стороны, закон является неотделимой частью этого действа. Мы видим взаимосвязь между законом и благодатью.
      Итак, Аарон стал священником. Но как это произошло? Он исполнил все необходимые предписания закона. Но при этом он ничего не сделал самостоятельно. Все этапы помазания в священники были выполнены за него. Сначала его привели к скинии, потом омыли, потом одели чистые одежды, которые имели свое значение, потом  помазали и освятили – отделили от всего народа. Теперь Аарон стал священником или служителем Бога. Стоит повториться - Аарон ничего не сделал сам. Абсолютно ничего. Ему требовалось лишь пассивно принимать служение себе. И благодаря этой покорности чужой воле и послушанию, он сделался служителем.
       Можно провести параллели с каждым этапом посвящения Аарона, начиная с того, что человек не сам приходит к Богу. Это Бог приводит  его. Обращение человека – не его заслуга. Этот момент нисколько не придает значимости человеку и не делает его более достойным жизни вечной. Но в религиозных умах зачастую гнездится заблуждение о том, что Бог становится как бы обязан человеку, покаявшемуся и обратившемуся от мертвых дел.  Христианин начинает почитать себя лучшим всех остальных, тех, кто не покаялся. И с высоты этой колокольни он начинает вещать «ужасным» грешникам о спасении. Не удивительно, что при этом он обычно бывает не услышан. Но вместо того, чтобы задуматься,  он самоправедно «отрясает прах с ног своих» и горделиво успокаивает себя: «меня не поняли».
      Следующий этап – это омовение. Тут люди редко спорят с монополией Бога на омовение нас от нашей греховной нечистоты. Все мы знаем, что кровь Христа омывает нас от всякого греха. Но вот на следующем этапе людям снова свойственно оживлять свою «самость». Одежды – новые и чистые символизируют обычно праведность. И порой христиане тщатся поставить собственную праведность. Они готовят себе одежды сами, своими руками, теша себя мыслью, что их одежды будут более замечательными, чем одежды соседей. Ведь они потратили на их изготовление столько времени. И как-то странно при этом смешиваются представления о нашей праведности, как о запятнанной одежде, с ожиданием награды за собственные усилия  в деле её сотворения. В свете сказанного также интересно отметить, что Бог воспринимает Невесту как единое целое. Не каждый из нас в отдельности будет невестой Христа. Сказано, что мы – члены друг другу. То есть пред Богом мы, церковь, одно. А потому вообще важно заботиться не столько о себе, сколько об одеянии всей Невесты. Это сродни тому, что Иоанн пишет об общении друг с другом, подразумевая под общением полную взаимосвязь и взаимопроникновение  в нужды друг друга. В том числе и в нужды духовные. Такое понимание, возможно, поможет быстрее избавиться от желания заниматься самоправедностью.
      Можно много рассуждать также и о жертвах, принесенных потом, но это уже будет темой отдельного исследования.
      Итак, мы видим, что в самом законе прописываются вещи, иллюстрирующие неспособность человека  самостоятельно исполнить его и  оправдаться пред  Богом. Но несмотря на это, самоправедность все же остается спутником религиозного сознания. А самосовершенствование - становится все более модным в современные дни, набирая в глазах людей вес и значимость.