Часть четвертая. встречное заявление

Анатолий Просняков
31-й день. Записал очередной сон про смерть и прилег, чтобы не мешаться. Сон был такой единственный, достаточно странный. А вот вчера лишь однажды сон не запомнил, вроде как его не было. Часто запоминаю несколько снов, но при записи из памяти стираются детали, а рассказать в двух словах нет смысла. Причем, здравомыслящий человек не всегда сможет понять изюминку сна, если ему рассказывать. А ведь во сне кажется, что все логично. С нашей точки зрения – элементарная нелепость. У меня же есть уверенность, что иррациональный мир существует. Моя беда в том, что я не могу передать дух сна, его ощущения. Хотя действительно, иногда снится какая-то глупость. Настю разбудил в семь. До восьми Настя периодически напоминала, что я должен погладить кофточку. За это время сняла ее и положила на горячую батарею. Зачем? Кофточка пересохла. Хорошо, что утюг с паром, прогладилась неплохо. Плохо  другое: Насте пришлось тащить в одной руке большой футляр со скрипкой, в другой – плечики с кофточкой. Неудобно. Сейчас пришло на ум, что надо было проводить. Заодно бы заплатил за гараж – как должнику дали срок до 1-го мая. Ваню разбудил вовремя, он ушел спокойно, даже понаблюдал из окна за наказанным котом, которого я не пускаю в дом. Рыжик искал себе лечебную травку в палисаднике.
Ну, вот. В кооперативе сменился председатель. Платить надо по субботам, завтра – суббота, 1-е Мая. Вряд ли кто будет. Пришел с полной сумкой. Сходил еще раз в «Марс», вернулся так же. Завтра – праздник. Дети должны ощутить радость жизни. Пил чай, увидел в окно Настю. Выбежал к калитке, взял ее ношу. Как я и думал, была в микрорайоне. Сказала вчера, что вторая школа, но здесь, не в микрорайоне. Не поверила мне малышка. Скрипку помогли нести. Туда – Носков. У него силенок маловато, постоянно перекладывал из руки в руку. Настя, смеясь, рассказывала мне. Настя покрепче его, да и постоянная тренировка играет роль. Она, как выяснилось, была в группе поддержки Есевой Насти. Был какой-то районный конкурс: участвовали и девочки, шестеро, и трое ребят. Кто-то читал стихи, она играла. Сейчас собирается на день рождения к Свете Наливайко, озабочена покупкой подарка, просит у меня денег.
Девять вечера. Все дома. Настя пришла со дня рождения, плакала, что опоздала. Опоздала на 10 минут. Ответственная. Она звонила с просьбой задержаться до половины девятого. Вначале был срок – восемь часов. Потом пела песни под микрофон с Таниной «Акирой», рассказала праздничное меню. Мама посмотрела заключительную серию «Бедной Насти», я – тоже. Плохие наказаны, справедливость восторжествовала, две свадьбы сразу, хочется добавить: ура! У скольких русских сейчас улучшилось настроение, некоторым даже есть не хочется. Мне – точно, потому что я поджарил горбуши, а мама сделала плов, поэтому на ужин мне была горбуша с рисом (мясное стараюсь убирать), свекла и прочее. Кстати, чай только травяной. Сделал специально с уклоном на Танину болезнь. Утром не успел ей налить «Мелиссу». Танюша сейчас пришла с девичьей сходки: группа собирается второго мая в Слюдянку. Ваня играет в игру (диск дали с видеокартой). Дал им обоим лекарство. К вечеру провел кабель для компьютерной сети: просверлил дыру в стене и укрепил кабель. До этого кабель лежал на полу. Завтра на очереди – компьютерный уголок.
Настя лечится, сделал компресс из календулы на глаз. Ваня пытался переустановить «офис» на этот компьютер – не получается, дает табличку «не хватает памяти». Зависает программа «Word».

32-й день. Праздничный завтрак. Принес с веранды припрятанные накануне сладости: напиток (всем детям), морские камушки, арахис в шоколаде (любимая пища Вани – ест всегда и в любом положении), печенье овсяное, какое любит Танюша, яблоки. Дальше делал компьютерный уголок – сделал. На обед был пирог, ради праздника наша мама постаралась. За день намело снега – все бело и нет намека, что растает. Таков праздник труда и весны по-сибирски. Раньше было 1-го Мая со снегом, но с таким – не помню. Звонил в Саяногорск.. У мамы (бабушки) – грустный слабый голос, плохо слышит. Рассказал, как мог, о нашей жизни, но у нас все нормально: мы все вместе, живы-здоровы. Мама и благословила нас и поздравила с праздником, пожелала нам здоровья. Галя тоже взяла трубку, поздравили друг друга, передал ей приветы от Сапижева и всех. Танюша ходила к вечеру к подругам – собирает деньги на завтрашнюю поездку в Слюдянку. Пытался отговорить – бесполезно. Что там делать, в такую грязь и мерзкую погоду? Лучше бы сходили в Эрмитаж (выставка в Иркутске, кажется, до 15-го мая). Нет, группа решила, мальчики – инициаторы. Довод Танин один: мол, зимой ходила в поход с Сапижевым. В том-то и дело, что сейчас рискованней, быстрее можно застудиться. А ведь время – ответственное, надо готовиться к экзаменам. Есть понятие «молодежный максимализм», а в моих мыслях такая затея оценивается как глупость и идиотизм. Лечить потом придется опять мне. Вот сейчас напомнил Танюше о приеме лекарства, чтобы себе и Ване налила. Ване говорил, но без толку – надо насильно вливать. В такую погоду надо сидеть дома в кругу семьи. Зашла мать с кухни: «Главное, ревень вылез, кустик зеленый, его весь снегом занесло». Ответил, что ему ничего не будет, не замерзнет. Нашел в одной книге (при переборке) кулинарные рецепты с ревенем, надо попробовать. Ваня сказал, что установил в сеть Chessmaster – шахматную программу, буду пробовать.
Снег шел весь день. Ваня ушел к Юле полчаса назад. Настя поиграла в «Барби-модельер» на Ванином компьютере, теперь моется, а, вернее, играет в ванне. Я помыл ванну, чтобы после Насти сделать себе - по Залманову. Перекачиваю от Вани Chessmaster. Он поставил Firewall (Огненная стена): меня от него видно, я же сеть не вижу. Хотел посмотреть для Насти фото Барби на своем компьютере, у него сетевое имя Папа, но сеть не видно. Эта программа не допускает никого в свой компьютер. Настя кричит: «Я – все!». Это значит, что она помылась, и я должен ее нести в постель, закутав в махровую простынь. Танюша готовится к поездке, мама смотрит юмор по ТВ, сейчас – с Танюшей.

33-й день, как положено, самый тяжелый. Сначала ночь: после ванны так меня прослабило, что не отходил от туалета, потом ко мне присоединилась Настя, около трех часов. Мы друг друга караулили у туалетной двери. Сделал соленую воду. Не ел до обеда, но пищу готовил: уха из горбуши и тыква (пассерую с консервированными зелеными помидорами, очень вкусно). В чем дело, так мы с Настей не поняли. Поначалу жевал черствый хлеб, сделал чай с уклоном (ольховые сережки, пижма, целый спектр трав). Прошло. У Насти – тоже, утром уже ела. Хотя позывы были по типу дизентерии – у обоих. Возможно, все-таки винегрет со старой свеклой, долго лежала в холодильнике. Но все-таки маловероятно. Остатки винегрета никто не ел. Ваня ночь сидел за компьютером, пришел от девчонки во втором часу ночи. Я не спал, переписывал Chessmaster. Сейчас (вечером) уже занимался с ним. Если хочешь что-то постичь в шахматах, лучше тренинга не придумаешь. Днем сделал вентилятор. В доме два таких: в комнате и на кухне. На кухне – нормальный, у нас – шумит и дергается. Заменил на запасной. Теперь лето можно встречать. Хотя весна больше похожа на зиму. Вчерашний снег растаял лишь на солнце. Ваня вскопал участок под морковь и лук. Вечером мы с ним позанимались забором, чтобы бабкина собачка не проскакивала, и раскопали грядку под помидоры. Завтра уложу на мерзлоту пластиковые бутылки, пленку, сверху – доски, чтобы отделить грядку от ледяной линзы болота. Настя погуляла, потом мылась в ванне с травой (отвар крапивы и разного, сегодня - полыни). Танюша – на Байкале. День был солнечный, так что у них должно быть все хорошо. Мама испекла пирожки из последней муки, стирала и смотрела вечером юмор и супермодели. Позвонила Таня из Волгограда. Собирается в ближайшее время в Саяногорск – забрать маму от Гали. Гале «сверху» запретили общаться с мамой. То есть «общение» с небом перешло на новый виток, который нам понять невозможно. Значит, надо собираться. Но 11-го – суд, тоже надо готовиться, после него ехать. У Маши тоже (наряду с Анютой и Катей) проблемы со здоровьем. Надо подготовить рецепты. К сожалению, с деньгами уже сложности. Завтра надо деньги на проколку ушей для Насти. Танюшке на Байкал – 250 рублей. Продукты питания забирают остальные деньги. Звонил Леша с работы – поздравлял с праздником «солидарности трудящихся».

34-й день. Сон утренний был липкий, на производственную тему. Записал коротко. До обеда – с Настей прошлись до Дома быта. В косметическом кабинете прокололи уши нашими «гвоздиками», оставшимися от Танюши. Обошлось всего в сто рублей. Настя после первого прокола поплакала, потом стала смеяться сквозь слезы. После второго – снова заплакала. Посмотрела в зеркало – перестала. Исполнилась мечта жизни девочки. Больше года назад она решила проколоть уши, я откладывал на «потом». Идем назад. Настя натянула на уши шапочку и спрашивает: «Видно сережки?». Все разговоры о сережках. Главное, теперь Настю не назовут мальчиком. Настя сильно переживала, когда какая-нибудь подслеповатая старушка окликнет ее, как мальчика. Зашли в супермаркет, бывший магазин «Сибирь». Мне нужно было взять деньги в банкомате. Настя тем временем решила взять леденец «Чупа-Чупс» в автомате у входа. Кинула двухрублевую монету в щель, я провернул барабан до нужного леденца, но ничего не выпало. Попытался с силой провернуть барабанчик с монетой, он не проворачивался. Заело. Говорю охраннику, уже обратившему внимание, в чем дело. Тот не реагирует: мол, это мы что-то не так сделали, но намек, что деньги не положили. Меня это начало бесить. Я повысил голос. Это – издевательство над ребенком. Сделали автомат, который детям не подвластен. Мы с Настей уже были раз здесь. Двое ребят сунули деньги, но забрать леденец не смогли – ушли, несолоно хлебавши. Настя кинула монету, ей выпало два леденца. Но догонять ребят мы не стали – где их искать? Теперь мы оказались на их месте. Что, так же повернуться и уйти? Сказал охраннику, чтобы позвал директора или ответственное лицо. Он не шевелится. Я говорю: «Кассир, подойдите сюда». Никто не идет. Иду в зал и очень громко и нервно говорю, чтобы не издевались над ребенком и отдали леденец, иначе я от автомата и от всего заведения камня на камне не оставлю, прикрою это заведение. Кассир заметила, что этот автомат стоит 18 тысяч рублей. Охранник набрал номер на сотовом телефоне. Тут же (видимо, слышно было без телефона) вышла высокая женщина в сопровождении мужчины. Я уже не мог тихо говорить и сказал, что думал об этом автомате. Она положила монету, провернула барабан и леденец выпал. «Надо читать инструкцию», - заметила женщина. Автомат должен быть простым для ребенка, какие инструкции он должен читать? – примерно так сказал я. Сказал Насте, чтобы забирала конфету.
 Женщина: - Неандертал какой-то.
Я: - Вы сами – неандерталы.
Мы с Настей, не глядя на них, ушли. На улице Настя всплакнула. То, что автомат заедает, вне сомнения. Он предназначен для детей, следовательно, должен быть прост, как пробка. Вероятно, обманутые дети не могли жаловаться и просто уходили. Мы  с Настей начали говорить, что, может быть, это игровой автомат (вернее, это не автомат, а барабан): то выпадет, то не выпадет. Пошутили и забыли про плохое настроение, потому что оно стало хорошим, потому что Настина мечта исполнилась. Настя любит играть в свою игру: «А почему?». Этот вопрос задается на любой ответ и может задаваться хоть сто раз подряд. А я составил предложение с «потому что».
После обеда занимался с грядкой: пустые бутылки, пленка, сверху – полусгнившие доски из разобранного сарая. Ваня пылесосил в своей комнате, потом вышел засыпать грядку. Таскали компост из компостного ящика. Мама копала соседний участок, так как вскопанный Ваней был частично засыпан. После приготовил ребятам чебуреки, полуизжарил-полусварил на сковороде. Чебуреки надо жарить во фритюре, для этого надо много жира, получается негигиенично. Не люблю готовить с канцерогенами. Пельмени получились тютелька в тютельку, чебуреки – по Настиному мнению – суховаты. Учту. Вечером буду готовить Танюше. Она должна вернуться сегодня. Танюша пришла, когда я занимался с книгами во времянке, и сварила сама пельмени.

Похоже, уже 35-й день. С Настей ездили за мукой, заехали в автомагазин, купил немецкие свечи для нашей «Нивы», а Настя в «Надежде» - ленточку для поделок. Большие лужи – всю ночь шел дождь. Ваня – на учебе, уехал с утра. Воспользовался этим, занимался со сканером, переснял два фото: я с Ваней на руках у бабушки и Танюша и Ваня на участке дедушки и бабушки. Возможности большие. Сейчас нет свободного времени, займусь осенью. Настя с мамой смотрели «Приключения электроника». Потом мама спать легла в спальне, Настя смотрит дальше. Танюша заинтересовалась сканированной фотографией, переделывает дальше в «Фотошопе». Полчаса на подготовку судебных дел – завтра можно отпечатать на работе. После обеда занялся стеной гаража – до вечера. Настя гуляла с Олей и Сережей. Вечером сделал для Насти ванну, печатал для суда, принял скипидарную ванну. Ложусь в первом часу ночи, а вставать рано, до обеда работаю. Вот заявление мировому судье от имени сына.
Встречное исковое заявление
О взыскании морального вреда в размере 25 (двадцать пять)тысяч рублей.
Прошу взыскать с Бакшеевой ИриныНиколаевны сумму в размере 25 тысяч рублей в связи с нанесением мне морального вреда в виде психической травмы и ущерба здоровью.
В конце января - начале февраля этого года меня начала терроризировать по телефону неизвестная женщина, требуя от меня уплаты ее телефонного долга. Одновременно мне об этом же стал говорить Олег Шиханов, обучающийся в одной со мной группе ИрГТУ. Я учусь на первом курсе машиностроительного факультета. Требования ее заключались в том, что я, якобы, неправильно подключил ее компьютер к интернету и она заплатила большую сумму. Во-первых, я никого никогда не подключал к интернету и не имею права на это, во-вторых, никогда не встречал и не знал этой женщины. Я объяснял Шиханову в университете, как подключаться к интернету, потому что он спрашивал меня об этом. Потом неожиданно, когда мы находились в электричке, он попросил зайти с ним и показать это на его компьютере. Как я понял, это была квартира его родственников. Так как в системе «WINDOWS-XP» не было возможности, я перешел в другую операционную систему «WINDOWS-98» и показал, что выход в интернет есть. Это было обучение неграмотного в данном вопросе человека. О том, что я должен подключить к интернету компьютер, речи не было. Следовательно, у меня была цель: оказать помощь человеку. Фактически цели не было никакой, потому что я целый день не ел, учился, устал и плохо соображал, кроме одного, что надо помочь незнающему человеку. Меня затащили в чужую квартиру только в силу моего доброго характера. За мою помощь я не получил никакой материальной выгоды и даже «спасибо» не сказали. Консультируясь у специалистов, я выяснил, что объяснил Шиханову Олегу процесс подключения компьютера к интернету совершенно правильно. Код города (межгород) необходимо указывать, причем, и код города и телефон указывал Олег Шиханов, я автоматически набрал в соответствии с указанием компьютера. В любом случае на момент посещения этой квартиры я являлся таким же студентом, как и Олег Шиханов. Шиханов у меня попросил совет, я ему его дал, по-товарищески. В ответ получил не просто неблагодарное поведение, а наглое и бессовестное. В исковом заявлении указано, что я преподаю на курсах пользователей компьютера. Я преподавал в тот момент только пользование программами Word и Excel. К интернету отношения не имел и знал его на уровне того же Олега. Мой домашний компьютер к интернету не подключен, поэтому подобного опыта у меня не было. Отличие меня от пользователей типа Олега в том, что я логически рассуждаю, поэтому не боюсь компьютера. То, что кто-то решил, что я подключил компьютер, это их проблема. Никакой Бакшеевой я не знал, меня ей не представляли, не говорили, что она является владельцем компьютера, и, тем более, что я делаю ей какие-либо услуги, а я считал, что компьютер Олега или его родственников. Таким образом, утверждение Бакшеевой, что Олег предложил ей мои услуги, являются чистой ложью. Разумеется, такой же ложью является утверждение, что я согласился подключить компьютер. Никому подобных услуг я не собирался делать. Если б мои услуги кому-то понадобились, то я, по крайней мере, должен знать, что я кому-то что-то делаю. Но никаких услуг я не могу делать, кроме преподавательских, на что имею официальное право. Услуги делает специалист, имеющий на это право, например, лицензию или работающий в сфере услуг. Помощь, товарищеское обучение или совет услугой в правовом смысле не являются.
Таким образом, содержание искового заявления построено на ложных утверждениях и вымысле. Клевета, высказанная официально, наносит мне моральный вред, что в соответствии с гражданским Кодексом должно быть компенсировано материально.
До сих пор я не полностью оправился после болезненного состояния, вызванного вымогательством у меня денег со стороны Бакшеевой и Шиханова. Свидетелем моей болезни является главный врач поликлиники ИрГТУ, которая может дать письменные или устные показания. Мое состояние напрямую воздействует на результаты учебы.
Я прошу суд оградить меня от домогательств нечестных и бессовестных людей и взыскать с Бакшеевой И.А. сумму морально вреда в размере 25 (двадцать пять)тысяч рублей.

Тридцать какой-то день. Среда, но ходил на работу за понедельник. Сверка в электролизном цехе. В половину третьего выбежал домой, по пути разговаривал с Филиппычем (договаривались в апреле спилить засыхающий кедр у него на даче в Глубокой, но он не позвонил – оказалось, болел, а встретились рядом с его  работой, стоматологическим кабинетом возле «Юности»); с Виктором Соколовым, местным писателем (Вл. Анат. Сивохин, правозащитник, встретился в апреле и рассказал, что Соколов болен, удалили почку, онкологическое), дал ему рецепт: квас чистотела. Шея потная, ветер холодный, как на иголках убежал дальше, у библиотеки вижу знакомое лицо – Шматов Миша (по депутатской работе единомышленник), вновь – разговор, приглашение податься в кандидаты в депутаты от компартии; стоит сказать слово и я – кандидат, потому что записывает опять же наш человек – Пермякова Надежда, она подружилась с коммунистами, это же предлагал мне и Сивохин, но тот уже заранее знал мой ответ: что я – депутат своих детей, а всех людей нет смысла охватывать, они сами должны себя защищать. Мише  было сказано несколько иное: что я в отпуске, и много дел, ничего не успеваю, хотя – все равно отказ. Дома была Танюша. Взяла из моего пакета пирожок, а потом газеты. Пирожки с яблоками и газеты – с работы. В киоске меня ждали: две «АиФ» и «ЗОЖ», еще квитанции за подписку. Я не успел истереть свеклу, как пришла мама. Она согрела свою картошку (на этот раз что-то вроде супа, картошка с водой, но дети, похоже, это не ели), она готовит только картошку, но бывает в разных видах: жареная (обычно), вареная, пюре (редко), а тут еще и суп. Я готовлю обычно салаты: свекла в майонезе, морковь с редькой – оба были сегодня, винегрет, тушеные кабачок или тыква, сегодня – тыква, их обожает, наравне с рыбой, кот Рыжик. Первые блюда: щи или борщ, или уха. Доел уху из горбуши. Вечером, после физического труда, ел салат №2 и жареную сельдь. Сразу после обеда взялся за стену гаража – уже сделал прилично. Колотил до десяти вечера. Перекусывал. Мама позанималась с Настей русским языком, потом: «Устала, пойду спать, спокойной ночи» и – исчезла. Так происходит каждый вечер. Я поставил вариться еду для Бобика, помыл для Насти тазик и периодически напоминал ей, что тазик готов. Настя занималась математикой – много задают примеров. Потом вытягивал Настю на диване – надо брать ее за ноги и тянуть с дивана. Девочка должна вырасти высокой, чтобы стать такой стройной, как модели. Настя хватается за край, сопротивляется папиной силе, но папа слишком и не старается: присядет и потихоньку оттягивается назад. Настя смеется, перехватывает руками за валик или подушки, потом жалуется, что больно ступне, потом просит повторить еще разочек, потом еще последний разочек, папа тем временем придумает стишок, потом делает сердитый вид: «Ну, все, мыться, считаю раз-два!» - Настя говорит: «Еще три» - и неохотно скидывает с себя трусики и пробегает в ванну. Через десять минут из ванны слышно: «Я – все-е!». Папа говорит: «Сейчас, только постелю…я иду». Берется махровая простынь, Настя стоит (или сидит в тазике, скрючившись, притворившись пеньком) на краю ванны, как бы незаметно прикрыв грудочку, потому что девочка вырастает, и скоро будет обходиться без папы. Папа накидывает на нее простынь; девочка, как кукла, стоит в его руках, пока папа, покраснев от тяжести, несет ее до разостланного дивана, где они вместе спят. За ночь папа еще пару раз поправит на дочери одеяло, так же, как делала всегда его мать. Но потом папа принесет еще трусики и маечку, потому что никто до этого не догадается, хотя нет, один раз был случай, когда мама подала трусики. Это было зимой и наверняка на улице пошел дождь, но мы этого не видели, потому что уснули, да и темно там было. Потом пошел первый час ночи, Настя захотела перекусить. К ней пришел Ваня-полуночник, оторвавшийся от компьютера, потом Настя попросила закрыть форточку, потому что дует к перемене погоды, и легла. Я тоже ложусь, хотя хочется много сказать. Танюша тоже недавно легла – училась, попросила разбудить в семь. Настю – тоже в семь, ей к девяти в «музыкалку». Звонила Любовь Николаевна, просила взять еще скрипку, потому что в пятницу – технический зачет, надо готовиться, а занятие пропустили. В 940 – хор. В час – обычная школа. А поздно пришлось заниматься уроками, потому что гуляла с Олей и Сережей. Хочется все успеть. 

Тридцать седьмой день. Рука чуть не дернулась напечатать «год». Кажется, был фильм такой: «37-й год». Из него помню, как расстреливают человека в тельняшке возле проруби, он перед выстрелом кричит: «Да здравствует Сталин!». День посвятил строительству стены и крыши гаража. С утра проводил Настю в «музыкалку». Только расстался с ней, выиграв спор (Настя утверждала, что придем не раньше 56-ти минут, я – в 55 минут, а пришли в 54 минуты 52 секунды, и, как Настя ни тянула время, заведя меня в вестибюль, пришлось ей согласиться с проигрышем – это означало 10 рублей на питание), как у ЦДЮТ встретил Михаила Сапижева. Он:
 - Такой молодой, подтянутый, быстрый (мне – обо мне, как похвала).
Я: - Так я такой же, как ты, туристический….
Встретились – и разошлись. Купил детям яблок, пельменей, потом в «Янтаре» - сельди, лука, творога, а масла растительного забыл. Сварил пельменного супа. Ваня спал до двенадцати. Встал в полчетвертого ночи, увидел, что свет горит.
 – Что такое? - тушу на кухне лампу 150 вт, свет в туалете горит, захожу к Ване – он смотрит фильм, кто-то дал ему диск. А ведь около часа ночи компьютер был выключен, я что-то спросил насчет Интернета, Ваня ответил, что «комп» выключен. Пришлось объяснить, что он портит свое здоровье, и лечить его не буду. Не так конкретно, но строго. Перед его уходом на электричку я зашел домой. Ваня уже поел суп, был сыт и доволен. Для меня это – главное. Остальное приложится. Настя за обедом рассуждала, что лучше быть «хорошистом». «Вот Настя Есева – отличница, она участвовала в конкурсе «лучший ученик», для этого надо было пройти все олимпиады – и по матише, и по русскому, и по чтению, а я участвовала только в двух олимпиадах, по русскому заняла второе место после Есевой». Приму скипидарную ванну, потом продолжу. Раствор, купленный в аптечном киоске кабельного завода, заканчивается, поэтому буду делать свой. Нашлось грамм 200 живичного скипидара, сейчас варю ветки ивы (остались с прошлого года, я срубил с ивы, выросшей в прудике, а также пошел в кастрюлю букет вербы, сорванный Настей – у нее есть своя верба на пути в школу), добавить детского мыла, камфарного спирта и салицилатов (я добавлю аспирина). Ишиас мой не проходит, хотя боль уменьшается.
Принял ванну, отлежался в махровых полотенцах на диване. Настя смотрит фильм на СТС, посмеивается («Ребенок-полицейский»), Ваня завершил программу, фактически создал дополнительно новую за три часа, с шести до девяти вечера, всего 950 строк, потом нам показывал. Программа для Танюшии - группа лицеистов делает сайт об астрономии. Ваня предоставил свою победную программу «Приближенное вычисление орбиты астероидов», которая заняла в Москве 2-е место. Для сайта преобразовал в удобном виде – по просьбе Кочкиной Евгении Александровны, преподавателя информатики. Она так же преподает в учебном центре, где работает Ваня. Молодец, он со всеми дружит, это ему помогает. Если сайт займет призовое место, группа может поехать в Царское Село (так и случится).

Тридцать восьмой. Хотел «поплакаться в жилетку» на тему болезней, но добраться до компьютера не смог – занимался приготовлением пищи: пельменный суп, папоротник жареный с морковью, свекла под майонезом, винегрет, хотел еще морковь с редькой, но сложил составные части в мешочек – пусть полежат в холодильнике, все равно салаты ем, в основном, я. Хотя в голове только одно: что надо доделывать гараж, представляю полки, чтобы уложить разное барахло (времянку разбираю), да еще надо дело Вани к суду готовить, времени – ноль. Но тут пришла Настя. Я пил чай - она плакала. Получила за гаммы тройку, за этюд – 4. Закинула дневник в комнату, чтобы не видел. Видимо, боялась, что буду ругать. Я предложил бросить «музыкалку», чтобы не мучаться. Она еще пуще стала плакать. Мама точно будет ругаться. Я изобразил перед Настей, как это произойдет. «Я плачу за музыкальную школу каждый месяц сто пятьдесят рублей, целыми днями работаю, как проклятая, стараюсь, по ночам готовлюсь к урокам, надеюсь, что она самостоятельно будет готовиться, будет соображать своей головой, а она, неблагодарный ребенок, ни стыда ни совести…». Настя умывалась в туалете, поглядела, отрицательно покачала головой. Голос не тот. Когда сел все-таки за компьютер, Настя подошла, села рядом в спальне за стол.
Говорит: - Я сегодня два подвига совершила. Первый – сыграла на скрипке и не получила два. Второй – спасла слепого котенка от бешеной собаки. (Говорю, что лучше не делать этого, а то собака может покусать). А она добрая (Настя улыбается, а глаза еще заплаканные).
 Прочитал Насте, как записал мамины слова, Настя добавляет: «Плачу целых сто пятьдесят рублей, за эти деньги могла бы купить себе нормальные колготки, а хожу в рванье, вот, поглядите, а она…», - Настя пытается огрубить голос до маминого, но у нее получается весело и она улыбается. Настроение повышается, она начала рассказывать, какое мороженое она не купила, рисует два мороженых, объясняет, как они выглядели. Вот уж действительно, бедный ребенок!  Купила мороженое за семь рублей. Я дал ей 50, сказав, если оценка будет 4, то твои 10 рублей на мороженое, если 5, то – двадцать. Сейчас подсчитала, сколько платить за «музыкалку» за год, говорит, получается восемь миллионов и дальше называет цифры, я недоумеваю, Настя говорит: «Сто пятьдесят умножить на триста шестьдесят шесть, будет…». Я задал вопрос: «Как?». Настя считала плату в день, а надо – месяц. В итоге насчитала 1350 рублей без летних месяцев. Много или мало? Настя: «Нормально».

Тридцать девятый день. Как название, так и вывод: не написал ни строки. На следующий день несколько слов. А Вы все в трудах, великий государь! Так у меня и получилось. Ваня делал капитальную уборку вначале у себя, потом во всем доме. Ожидал завтра вечером Гришу. Я полдня убирал веранду. Надо было перебрать книги, часть убрать на чердак, часть уложить по порядку на полке. Книги собирал всю жизнь. Эти могут пригодиться детям в учебе – классика, поэзия, или для меня. Журналы пока оставил – времени мало. Вечером делал полку в гараже. Завершил день скипидарной ванной – залил остатки из бутылочки, ложки полторы. Не чувствовалось эффекта – только за счет температуры (43градуса).

Сороковой день. День Победы, как он был от нас далек! Встали поздно. Позвонил в шахматный клуб, оказалось: будет блиц-турнир в одиннадцать. Ответил Сергеев Виктор Григорьевич, председатель городского клуба. А в лицее – нет, Танюша звонила на вахту. На ходу выпил чаю, за семь минут пробежался легонько, чтобы не вспотеть. Были все сильнейшие шахматисты города. Бобарыкин Дмитрий только что вышел в финал области, нигде не работает. Шахматы – его жизнь. Рожнев Геннадий Васильевич – лет двадцать подряд был чемпионом города. Остальные фамилии для меня тоже хорошо знакомы: Ушаков, Макурин, Афраков Василий Кириллович, Закаблуковский Леонид, психотерапевт, ветераны: Алексеев, Лячин, Панадин. Но это – блиц, не шахматы. Разве за пять минут мыслимо продуманно сыграть партию? Но, тем не менее, как тренинг мозгам – вещь хорошая, приучает оперативно мыслить. Как и следовало ожидать, Бобарыкин – первый, Рожнев – второй. Я занял восьмое место из четырнадцати, некоторые партии досадно проиграл, были возможности на выигрыш. С Рожневым вообще смешно: я выигрывал пешку в эндшпиле, поторопился – взялся за его пешку, а ее брать нельзя королем – сразу идет линейный мат ладьей. Говорю через некоторое время с улыбкой: «Поправил», противник говорит, что взял – взял «мертвую пешку». Мне призового места не надо было – разминался, поэтому нигде не спорил. Так же получилось с Афраковым: у него упала стрелка, но он говорит: «Ты ж предложил ничью» - я предложил за два хода до этого или за ход, но не непосредственно перед этим, как увидел. Я согласился. Мужик он хороший, ведет секции большого тенниса и, кажется, шашек. Говорил по окончании, что будет организовывать городское первенство по шашкам. Что мне, пол очка жалко для хорошего человека? Закаблуковский был не в духе: громко разговаривал, обсуждал партии, спорил, мешал другим играть. Одно слово: психотерапевт. Когда сделали замечание (Сергеев), стал спорить с ним. Ушел раньше – так я с ним не сыграл. Выиграл я у всех ветеранов. Один из них, кажется, Сергеев, сказал мне, что уже реакция не та. На мое возражение: «А, Рожнев – тоже ветеран?» - ответил: «Рожнев – это уникум». Третье место занял ветеран Корнаков. Его сын тоже учится в политехе, на год старше Вани. Корнаков хорошо знает Ваню, много говорил со мной в перерывах о Ване и о сыне.
 Когда вернулся, поздравил саяногорцев. Мама (бабушка) плохо стала слышать, но голос бодрый. Ей-то довелось пережить ужасы войны, хотя бы и в тылу. Первая дочь умерла. Вторая родилась в 43-м году. Теперь мама с ней в Саяногорске, со старшей. Вообще-то положено родителям быть с младшим ребенком, но мои условия не дадут маме долго прожить. Я знаю, о чем говорю. Во-первых, мать моих детей – с ней можно рядом существовать, если никак не трогать (есть русская поговорка, что нечто трогать нельзя, потом раскаешься), во-вторых, просто тесно, а пожилому человеку надо отдельную комнату. Здесь трое молодых людей. Старший Иван, занимаясь с компьютером, включает музыку. Ночью у него музыка звучит постоянно, так как психика у него слабая, а от соседки в любой момент может прозвучать стук кувалды, хотя в последнее время такие звуки слышны реже – сказывается ее возраст. Танюша не может без включенной своей «Акиры» (приз от городской администрации) жить, даже если включен телевизор. Уходя, она обычно оставляет ее включенной, хотя мы уже пропитались пустыми песенками этих радиостанций, типа «Европа плюс». Настя периодически играет на скрипке, тренируется, может одну мелодию повторить много раз, чтобы избавиться от фальши. Две маленьких спальни, одна из них – Ванина комната: и спальня его и компьютерная, и день и ночь он – там. В ней же – телефон. То есть практически деться некуда ни по площади, ни по звукам. Отдохнуть можно только, когда в доме никого нет. Мать детей приходит около трех часов дня. Обычно ложится спать. Потом – Танюша. Настя и я приходим почти одновременно, обычно Настя через пять-десять минут после меня. Ваня - иногда около шести,  иногда около девяти вечера. Настя уходит к часу дня. Остается промежуток времени меньше трех часов – для отдыха от домашних. В это время может что-нибудь кричать или стучать соседка. Можно ли престарелому человеку в таких условиях жить? Если больше негде, то жить можно. Сейчас мама живет у старшей дочери. Несладко приходится, в изоляции от других детей, но есть уход. С кем-то иным тоже была бы изоляция от других, потому что разбросало нас по свету. Попросил дать Гале трубку. Передал ей, что бабушкины шторы сейчас висят и в Ваниной комнате, повесили на праздник, и безрукавка из верблюжьей шерсти – ее подарок во время нашего последнего приезда – меня греет постоянно. Праздничный стол. Фронтовые – для меня – сто грамм (три стопки грамм по 40). Потом поработал на улице – сделал полку в гараже (каждый день понемногу). Вечером отпаивался кипяченой водой с замороженной черникой. У меня – настоящий перегрев. К вечеру стало тепло, хотя мать сказала, что снежок выпадал (я был на турнире, назад шел – не заметил). Алкоголь разошелся – мне пришлось пить холодную воду. Настоящий бальзам для страждущих. Ваня ждал Гришу. Тот не пришел. Но уже к десяти минутам двенадцатого должен был встретиться с Гришей и парнями у «Юности», я разубедил Ваню в необходимости такого похода. Ночь, все подвыпившие, Таня – на дискотеке, обещал встретить. По телевизору – праздничная передача, в перерыве – салют. Ваня не пошел, потом несколько раз спрашивал, что сказать Грише. «Да скажи, что не смог!». Таня позвонила, что придет сама. Оказалось, что дискотеки не было – была у подружки, детали не рассказывает. Обычно кому-нибудь у нас скажут – потом считают, что я знаю. Салюта в городе не было. Мы с Ваней просидели до трех, он пытался что-то сделать с компьютером. Я просил отформатировать жесткий диск, он боялся это делать, откуда-то узнал, что так можно испортить диск. Фактически мы не разу не форматировали, не считая, когда вирус «Чернобыль» отформатировал сам. Знаю, что надо форматировать, может сидеть вирус так, что никак его не распознаешь. При форматировании жесткий диск заново разбивается на магнитные ячейки – кластеры, от прежних записей ничего не остается. Так как никакими способами исправить не получается, надо действовать жестко. Вечером в гостях у Насти были Оля и Сережа. Настя хотела поиграть в «Барби». Ваня к себе не пустил, Насте строго запретил говорить о втором компьютере. Дети, мол, играют постоянно с Настей-воровкой, живущей неподалеку, Сережа может разболтать (он такой), и тогда – жди «гостей». Ваня этого побаивается и всегда выстраивает версии. В итоге уже поздно «Барби-модельер» записалась на мой компьютер, дети ушли, Настя уснула на постели у мамы и Тани, которая еще гуляла, а ночью эту запись Ваня стер.