4. 8. радостный выговор

Михаил Кивенсон
 

       Конец февраля – начало марта 1953 года: борьба с космополитами, дело врачей…
       Я - на четвертом курсе. На лекцию по основам марксизма-ленинизма пришел ректор Семко. Незнакомый доцент читает доклад о выступлении Сталина на Х1Х съезде партии – об ударных бригадах коммунизма (кажется так Сталин называл заграничные компартии).
       Внимательно слушаю. Отвлекает сидящий рядом Ленька Сибилев: рисует на своей тетради кораблики и подсовывает мне на рецензию. Шепотом делаю замечания и отодвигаю рисунки обратно. Шепот у меня драматический – несколько раз ловлю на себе укоряющие взгляды ректора, с независимым видом выдерживаю их.
       После окончания лекции ректор встает и говорит: - Такая важная лекция… товарищ Сталин болен (вроде бы никто не знал о болезни Сталина, но мне почему то запомнилось именно так)… находятся студенты, которые не слушают… занимаются посторонними делами… Вот вы (показывает на меня пальцем), встаньте! И вы! (показывает на кого-то в другом конце аудитории). Ваши фамилии?
       - Кивенсон, Левкович.
       Пытаюсь оправдаться: - Я слушал внимательно, я могу пересказать!
       Гневно машет рукой: - Молчите!
       Через несколько дней секретарь деканата по секрету сообщает: - На тебя и на Левковича готовятся документы на отчисление из института.
       То из школы чуть не выгнали, теперь из института…
       В Харькове у меня ни родных, ни знакомых, посоветоваться не с кем. Хожу на занятия, жду.
       Умер Сталин. По очереди стоим в почетном карауле у его портрета.
       А 11-го марта на доске приказов прочитал: За нарушение дисциплины на лекции по марксизму-ленинизму студентам Кивенсону и Левковичу объявить строгий выговор.
       Моей радости не было границ!
       Даже боль утраты Сталина стала не такой острой (шутка).
       P.S. Впоследствие я неоднократно слышал от бывших студентов ХПИ, что Семко был хорошим, справедливым человеком. Может быть. Но в моей памяти он остался чиновником, который ни за что, ни про что чуть не выгнал меня из института. Кого или чего он боялся, перед кем выслуживался? Именно, от души он это делал.
       Ну да ладно, не выгнал же!