Полосатый рейс

Ульяна Прощенко
               
   Вот и лето прошло ,словно и не бывало .Вот и сентябрь наступил ,располагающий к свиданиям – время собирать друзей .Со времени окончания школы, училища, института прошло уже много лет, на работе я друзей так и не приобрела, поэтому большая компания и не предполагалась.  Я решила начать цикл ежегодных осенних собраний с Юльки, моей  закадычной подруги, с которой мы ходили еще в одну группу детского сада и, разъехавшись в разные районы ,не потеряли связи. Больше перезванивались ,но каждый год и встречались . У нас с ней дни рождений летом ,но где же кого летом найдешь !Повод для встречи оставляется на осень и уже потом, бабьим летом, прекрасно реализуется .
   В этом году дамское лето выдалось слишком прохладным .При взгляде на жалкие мокрые плечи растрепанных деревьев и низкое кудлатое моросящее небо ,хотелось снега ,который укрыл бы все это безобразие и дал бы повод мэрии включить отопление . Хотелось не дня рождения ,а новогодних праздников .И с пуншем , а не с шампанским .
   Правда ,я теперь за рулем ,в рот в гостях не беру .А Юлька не пьет из диетических соображений .Сколько ее помню ,она всегда сидела на диетах –то голодала ,то постилась , то очищалась ,то по Крэггу ,то по Атосову ,то по Дарвису .Даже в упомянутом детском саду сидя на соседнем горшке рассказывала мне ,как надо правильно «жувать кавбаску» ,когда во рту не хватает зубов через один .Теперь вот ,как выяснилось ,у нее новая заморочка :мол , алкоголь выступает основным фактором смерти .Посему в рот она не берет даже кефира ,так как там  присутствует этиловый спирт . Удивительно ,как со своими принципами она не боится  дышать без противогаза .Впрочем ,глубокое очищение организма ни в чем и никогда не отразилось на ее внешнем виде и немалых габаритах . Видимо ,даже в пустыне она пышно цвела бы под палящим солнцем .
   Позвонив Юльке в начале сентября ,я спросила лаконично :
   -Поздравляю .Где и когда ?
   Она не менее лаконично отвечала :
   -Поздравляю .Завтра у меня .
   В общении с человеком ,которого знаешь не первый десяток лет , всегда есть преимущество – он понимает тебя с лёта .Нам не требовалось долгих объяснений, кого ,с чем и почему мы поздравляем .Имелись ввиду отнюдь не ушедшие дни рождений ,а День Знаний ,к которому я имела непосредственное отношение , работая в школе ,а она – будучи матерью первоклассника .
   Завтра был понедельник .Я освободилась пораньше ,набрала знакомый номер  и спросила , памятуя ее многочисленные диеты:
   -А что мы будем есть ?
   Ответ меня не удивил :
   -Арбуз !
   В такую погоду ,которая стояла на дворе ,мне лично даже мысль об арбузе представлялась кощунственной ,но спорить с подругой было бесполезно .Я вздохнула ,села за руль и поехала за ней в ее контору .

   Юлёк выплыла из своей проходной в развевающемся  пончо немыслимо пожарного цвета , радужных бермудах и на шпильках формой и высотой с Эйфелеву башню. Учитывая температуру окружающей среды в 13 градусов и широкий формат ее бюста ,это был явный привет …ушедшего лета .Она прошла ,как каравелла , мимо вожделеющих охранников и ,причалив к борту моей крошки-тойоты , шепнула заговорщицки :
   -В шестистах метрах к западу .
   -Ну ты ,Юлек ,даешь – прям Ассоль под алыми парусами ,-восхитилась я .
   -Настоящая акапулька ,-гордо заявила она ,садясь в машину .
   Ближайший рынок оказался в 5 километрах к северо-востоку ,но это не важно . Важнее ,что мы не смогли припарковаться ближе , чем за 500 метров от входа .Весело болтая ,вылезли мы под мелкий дождик .У меня в бардачке нашелся зонтик ,который я раскрыла над нами. Юлька же принципиально не носила ничего лишнего в руках ,и потому я с удивлением увидела у нее небольшой саквояжик ,которому при самом беглом осмотре можно было  дать лет 100 .
   -Ты что ,в него будешь арбузы складывать ?- пошутила я.
   Я и не предполагала ,как недалеко была от истины и  ,что  веселье мое скоро усугубится до неимовения .
   -Это еще от бабушки-психиатра остался ,-ответила подруга и направилась к воротам рынка с высоко поднятой головой .

   Районный рынок в понедельник – жалкое зрелище .Он и в выходные-то имеет совершенно занюханный вид ,что уж говорить про после выходных .Половина палаток закрыта .Они стоят по колено во вчерашнем мусоре ,в котором роются бомжи и собаки .В проулках между ними шляются хмурые продавцы ,пытаясь взглянуть на свет божий беспристрастно . Но из этого ничего не выходит, по причине непрекращающейся мороси, окрашивающей мир в цвета похмелья. Покупателей единицы в поле зрения ,и вид у них не более и не менее хмурый ,чем у торговцев . В редких открытых ларьках прилавки пустоваты ,товар явно залежалый и хозяева готовы сбыть его любой ценой .Делать на таком рынке совершенно нечего .
   Слава Господу ,арбузы на нем были .На подходах к основному бетонному ангару вдоль дороги высились ряды зиккуратов из некрашеных досок под веселыми летними зонтиками, грустно обвисшими от нескончаемого дождя. Только на одном из них лежало десятка 2 бахчевых плодов вперемешку со сливами, луком и чурчхелой .У помоста маялась в одиночестве по-видимому самая крепкая из местных продавщиц в дырявом дождевике. Остальные сооружения или пустовали ,или служили кафе-баром  аборигенам  и окрестным псам .
   Мирно беседуя о своем о девичьем ,мы, бодро шлепая по лужам, подошли к возвышению .Видимые арбузы доверия мне не внушали ,так как были кривые ,бледные и с большими плоскими жопками . Лично я всегда уважала эти суперягоды ,так они напоминали мне нашу матушку-Землю с ее меридианами и полюсами .Однако представшая взору череда бледнощеких Плутонов наводила на мысль ,что ядро у нашей планеты вовсе не огненное ,а отдает кислым .Мысль навевала уныние . Я вяло потыкала в ближайшее небесное тело ,так и не вышедшее на орбиту ,пальцем и спросила ,нет ли где еще каких . Продавщица не удостоила меня даже взглядом .На лице ее читалось : «Не хочешь – не бери!»А вот Юлька неожиданно сказала:
   -Подожди-ка ,-отошла в сторонку и открыла свой кофр .Там на красном бархате поблескивали явно медицинские инструменты . Она не торопясь натянула резиновые перчатки ,достала какую-то лопаточку , молоточек ,которым бьют по коленкам нервнобольных  ,слуховую трубку  ,и начала тщательно выстукивать и выслушивать всех полосатиков подряд .Закончив перкуссию, она вынула из того же саквояжа сантиметровую ленту и принялась измерять ягоды как в меридиональном ,так и в экваториальном направлениях .Она вдумчиво склонялась над ними ,щелкала их по бокам затянутыми в желтую резину руками ,катала с бока на бок ,закручивала вокруг оси как посолонь ,так и противусолонь .Со стороны это было похоже на то , как если бы большая красная птица ,снесшая 2 десятка полосатых яиц , укладывала их в своем пирамидальном гнезде  ,всплескивая крылами и пытаясь поудобней на них взгромоздиться .
   Не только я с изумлением взирала на ее манипуляции, не забывая впрочем прикрывать зонтиком ее голые ноги. Продавщица вовсе потеряла дар всякой речи .Буйно-волосатый начальник ее ,который закусывал рядом на помосте самсой , подавился куском и дико закашлялся ,не отрываясь взглядом от  загадочного пончо . Алые паруса привлекли всеобщее внимание ,и потихоньку за нашими спинами стянулись немые ряды почтительных зрителей, состоящих большей частью из собак. Образовалось полукольцо. Вокруг царила тишина ,в которой только нежно потрескивали и звенели арбузьи бока .Минут через 15 Юлька оторвалась от своего занятия , выпрямилась и сказала :
   -Нормально .Этот ,этот и вот этот.
   Такого количества арбузятины я не ожидала .
   -Сколько ты берешь?! - поразилась я .
   -Килограмм 30 ,-лаконично ответила подруга .
   -И как же ты их понесешь?
   -На машине же .
   До машины надо было еще дойти .
 
   Если вы думаете ,что мы собирались есть эти арбузы в течение недели без передыху, то ошибаетесь . Просто подруга моя ,как типичная безлошадная мать-одиночка ,пользовалась любой оказией для затоваривания .Сын ее ,маленький Паша ,арбузы любил. Она так же ,как себя ,постила его своими диетами ,только по праздникам разрешая есть шоколадки ,но в арбузах не ограничивала .У меня была одна припрятанная «Аленка», которую я в тайне хотела ему подарить ,но и во фруктах отказать ребенку я не могла .
   В багажнике моей короллы лежала тележка на колесиках и большая видавшая виды клетчатая сумка , оставшаяся от моей прошлой челночной жизни . Когда-то я в ней таскала по 25 килограмм нетто , но тогда я была моложе и лучше ,кажется … Сейчас в ней отдыхал домкрат. Вздохнув ,я велела Юльке расплачиваться и поплелась под дождем к машине .
   Издали на обратном пути я услышала шум прибоя голосов и ускорила шаг. Аборигенов в мое отсутствие явно прорвало. До меня донеслись слова :
   -Наверное, на повидлу берут. На варенье сахару-то целую телегу надо.
   -Можа у них ишак исть, он только арбузы-то и исть.
   -Такие-то и ишак не съест.
   -А ну цыц, много чэго панимаэшь.
   Раздался мечтательный возглас:
   -А вот если есть чистяк ,можно арбузовку сделать .
   Местный выпивоха явно собственноручно вырыл себе могилу. Деловито считающая деньги Юлька оторвалась от дела, подбоченилась ,открыла рот со словами: «Да что ВЫ!?» и начала без умолку говорить о спасительной  диете без спирта . Пока я дошла до места ,вокруг ее экзотической фигуры собрался весь наличный состав работников индивидуальной торговли и примкнувшие к ним местные бомжежители .У их ног валялась местная свора .Слегка морщась от окружающего перегара , Юля вдохновенно вещала , что смерть можно отодвинуть лет так на 20-30 ,если пить только воду, а закусывать только льдом. Общество осуждающе молчало, в данный момент явно не понимая цели отодвигания смерти. Грязные собаки ,не вникавшие в суть происходящего ,но чувствовавшие нечто ,тихо скулили в паузах  лекции . Атмосфера накалялась, несмотря на охлаждающие порывы ветра с дождем.
   Я прервала поток ее красноречия командой :
   -Закругляй !Загружай !
   Сумрачные лица расступились – как бы не побили ,с тревогой оглянулась я в поисках милиционера .Юля ,совершенно не чувствуя патетику момента ,взяла мою клетчатую торбу и подставила продавщице .
   Тетка взяла самый большой из выбранных арбузов и злобно кинула его в сумку .За ним последовали 2 поменьше .Как только последний из арбузов был уложен , все трое выкатились на мокрый асфальт с  трех разных сторон ,как будто в сумке было 3 выхода .Похоже ,что в недрах клетчатой авоськи кто-то умел играть в футбол ,по таким затейливым трассам покатились плоды .Народ взирал на все это с плохо скрытым злорадством .
   Сунув Юльке зонтик, я собрала наши глобусы и сказала :
   -Два снизу – один наверх .
   Втроем мы запихнули два плода поменьше рядом на дно сумки .Они сильно не протестовали , только жалобно хрустели .Третий положили сверху ,попытались застегнуть молнию ,но, прищемив продавщице палец, она квакнула .Тогда ограничились привязыванием сумки резинкой за ручку тележки .
   Только я взялась за эту ручку ,как подруга моя сказала :
   -Давай еще помидорчиков ,огурчиков и немного слив для варенья .
   Я стояла у тележки с зонтом, пока Юлька покупала все остальное .Продавщица ,забинтовав палец и закурив ,подошла ко мне и спросила :
   -А кем работает Ваша подруга ?
   - Как ни странно – бухгалтером ,- ответила я. Деваха ничего не сказала ,да и что тут скажешь .
   Пришла жизнерадостная Юлька в развевающемся пончо с  тремя большими пакетами в руках ,и только мы с ней тронулись наконец в путь ,как с жалобным стоном сумка развалилась по швам . Полосатые безобразники выкатились и покатились .Конечно в разные стороны . Мне кажется ,что я рванула  во все стороны сразу , одного беглеца выловила аж из-под колес автобуса .К сожалению ни один из них не направился к нашей машине . Самый большой прочертил траекторию типа «сухой лист» и только собирался выйти на околоземную орбиту ,как споткнулся о чью-то ногу и с громким хрустом развалился пополам .Обнажилась розовая сахарная суть нашей планеты .
   Подкатив ногами на каблуках арбузы к тележке и поднеся осколки самого большого ,я увидела ,что Юлька стоит где стояла , сумки и зонтик лежат на помосте ,а она показывает грязным азиатским детям ,вылезшим из-под прилавков,  как правильно втирать в голову натуральное средство от перхоти ,а может – от насекомых - чеснок. Заинтересованные собаки сидели кругом , готовые подставить свои блохастые уши для втирания . Жалко у них не было очков .
   Интерес в широких народных массах поугас, народ разошелся. Однако компания местных аликов на помосте неподалеку посасывала пиво и поглядывала на нас.
   -А вы их покатите ,- предложил один из них .
   -Дай им свои бутсы!- засмеялся другой.
   Сквозь сжатые зубы подруга ответила одно слово :
   -Негигиенично !
   Я не засмеялась только потому ,что бедные мои ноги уже стерлись до основания .Что делать дальше – было не понятно . Как белым и русскоговорящим женщинам ,нам было неприлично обращаться к веселящимся инородцам ,которые неподалеку с удовольствием обсуждали нас на своем энергичном языке .
   Один из самых толстых чучмеков даже подошел к нам и сказал, красноречиво помогая себе жестами:
   -Положи 2 за пазуху, а балшой – пад юбку: савсэм красивый будэшь!
      К сожалению, завсегдатаи рынка уже вышли из категории мужчин, и никто бы из них нам эти арбузы не донес .Продавщицы ,несмотря на то , что были в основном славянки ,по-видимому ,теплых чувств к нам не испытывали ,да и нам грешно было напрягать своих же товарок-баб .Дело очень походило на клоунаду в цирке .Я даже знаю ,кто из нас был Рыжим .
   Мне пришло в голову ,что себе надо оставить 2 арбуза ,а третий подарить бедной угнетенной продавщице ,что это будет дешевле , чем бесплатная потеха посреди рыночной площади .К тому же я чувствовала ,что от перенапряжения в мозгах  у меня вот-вот лопнет бретелька ,не скажу на чем .
   Я посмотрела на подругу ,и слова уговора бросить один из плодов замерли у меня на губах .Столько упрямого отчаяния было в ее глазах ,как будто это были последние арбузы в мире .В образовавшемся тупике передо мною мерцала неясная перспектива нести по одному из десятикилограммовых арбузов в обнимку на своих двоих ,оставив 3-й под охраной местных псов . Мысль о том, как нести сумки со сливами и прочим я просто не допускала до сознания. Радость праздника меркла на глазах ,а  выпить уже хотелось с усугублением.
   Как ни странно ,спасла нас все та же продавщица .В отличие от своих товарок ,она уже не проявляла зрительского интереса ,а сосредоточенно копалась в недрах зиккурата, повернувшись к нам могучим задом. Когда постыдная нерешительность наша достигла предела, она выпрямилась и ,ни слова не говоря ,протянула нам маленькое прозрачное колечко .Я поняла ,что мы спасены .Юля с недоумением смотрела ,с каким энтузиазмом я выхватила у девицы скотч.
  -Ну давай ,собирай их в кучу ,-скомандовала я .
   Положив на телегу бренные останки клетчатой сумки ,мы по одному примотали к ним и к ручке телеги арбузы ,расколотый стянули скотчем по меридианам ,сверху на арбузы прилепили и сливы и помидоры и огурцы (не подумайте, что по одному) и тот самый бабушкин саквояжик и под улюлюканье чумазых детей покатились восвояси ,по дороге прикупив еще килограмм 5 картошки и присобачив ее туда же .

   Подойдя к моей девочке-тойоте, я увидела лейтенантика милиции, с интересом ждущего нашего приближения. Конечно, взоры его притягивала моя подруга, украсившая себя сверху зонтом , но и бесформенная гора чего-то, ползущая за мною тоже. Вид у Юльки был гордо-самоуверенный, т.к. по простоте душевной она  предполагала, что все рыночные пьяницы сегодня же начнут новую жызнь без спирта, и это придавало ее улыбке какую-то небывалую окраску. Зачарованный мент даже не приложил руку к козырьку, а просто сказал: «Здрасьте». Мне немедленно вспомнилась песня Галича про Леночку, и я даже невзначай спросила лейтенанта: «А хризантема где?»Тот было ответил: «На рынке», но тут же собрался с мыслями и предъявил штраф за неправильную парковку. По его словам выходило, что мы должны были оставить машину за углом следующего квартала, откуда до рынка пришлось бы ехать уже на автобусе. Я совершенно озлилась и начала вяло переругиваться с ментом, чтобы отделаться денежным минимумом. Но тут встряла Юля и с самым невинным видом попросила его помочь запихнуть означенные арбузы в машину, «как единственному мужчине во всем околотке». При этом она так приветно колыхала и рдела всеми частями своего тела, что единственный мужчина тихо крякнув, схватился за арбузную пирамиду.
   Во избежание повторения голевых ситуаций в непосредственной близости к проезжей части, мы попытались запихнуть телегу  в салон целиком. Через 5 минут непрерывных усилий стало ясно, что она не войдет, о чем нам громко сообщил все тот же лейтенант. Пришлось отвязывать от общей кучи сначала картошку, потом  сливы с помидорами, которые к тому времени превратились в своеобразный салат.  Огурцы высыпались сами. Как ни странно – прямо в багажник. Из разбитого арбуза сок тек на антикварный саквояж.
   Наконец худо ли бедно все было распихано по местам. Наступала пора неизбежного выяснения вопросов стоянки. Вдруг моя подруга выпрямилась и заворковала умильно:
   -Скажите, а это ужасно трудно, наверное, стоять весь день на посту? Невозможно ни поесть, ни попить, ни тем более выпить,- заговорщицки подмигнула она молокососу.
   Я поразилась, учитывая ее сегодняшние сентенции об алкоголе. Ментик смутился и пробормотал, что уже скоро сменяется.
  Та заворковала пуще, и из ее слов я поняла, что она собралась всучить ему разбитый арбуз. Так очевидно было, что это – компенсация за неправильную парковку, что я приготовилась к удвоенному штрафу за взятку. Как ни странно, парень согласился, и они с разных сторон вместе полезли в салон отвязывать инвалида от его здоровых собратьев. Когда мент вылез из машины, фуражка его сбилась набекрень, по пальцам тек сок из арбузного экватора, а лицо было того же подозрительного оттенка, что и у моей подруги. Я с большим изумлением поняла, что все мы – люди. Когда мы отъезжали, он отдал нам честь, положив несчастный плод на капот своего авто.
   Всю дорогу до дома Юлька улыбалась, что-то напевала про себя , прихорашивалась в зеркальце заднего вида и в итоге провещилась:
   -А телефончик-то простой – пять семерок и десятка.
   Я не стала ее разочаровывать рассказом о том, чей это телефончик.

    Позже ,сидя на уютной Юлькиной кухне ,попивая свежий чаек (ничто в мире не могло заставить меня съесть  арбуз ),я спросила подругу :
   -Ну я еще понимаю ,зачем ты  их простукивала .Но зачем ты мерила им экватор ?!
   -Я смотрела ,влезут ли они в арбу .
   -Куда?!
   -Ну ,в арбузомойку .
   -У тебя что ,серьезно есть специальная мойка для арбуза ?!
   До этого сидевшая в умиротворении, как купчиха у Кустодиева , моя Юлька все-таки смутилась ,почему-то воровато оглянулась и сказала :
   -Да нет ,к сожалению .У матери была .На колесиках – поэтому и арба .А я в обычном тазике мою .
   Юлькина мать была еще той довоенной закалки, которая позволяла надеяться , что никакой враг не пройдет. Правда она тоже втайне от Люлька баловала Пашку шоколадками. Вспомнив про припасенную Аленку, я спросила:
   -А где твой ребенок?
   -На курсах по здоровому образу жизни. У них там сегодня лекция о пользе сыроядения. Скоро придет и будет глодать свою долю арбуза.
   -То есть как – глодать?!
   - У сыночки когда голова влезает, он выгрызает арбуз изнутри, как мышь. Поэтому я смотрю, чтоб плод был не менее 58 см в окружности.
   Я не смогла удержаться:
   -А как же санитария и гигиена? Кстати, ты не боишься, что твой лейтенантик умрет от холеры?
   Юлька зарделась :
   -Знаешь, менты гвозди переваривают …Только Пашке не говори об этом, он и так в суворовское хочет.
   -А ты?
   -А я хочу, чтобы он был диетологом.