14. Феодосий император и Скифия

Петр Золин
   
Источники рисунков
http://pravosludm.narod.ru/arxiv/n06903/mes.html Феодосий Великий (имп. и святой)
 
http://www.novgorod.ru/images/1029.gif
 

ФЕОДОСИЙ ВЕЛИКИЙ И СКИФИЯ

1600-летие начала средневековья, во многом связанное с окончательным делением Римской империи на Западную и Восточную после смерти императора Феодосия I, прошло без особых торжеств. Это не 500-летие открытия Нового Света или 3000-летие Иеруса¬лима. Затем мир грандиозно отметил 2000-летие рожде¬ния Христа. Правда, некоторые исследователи утверждают, что юбилей «рождества» в 1995-1996 гг. реально уже прошел. По сути,  он был близок юбилею начала средневековья,
К сожалению, роль народов Скифии (Сарматии, Готии и т.п.) в судьбе Феодосия Флавия («желтого», русого; народная этимоло¬гия неизбежно подтянет и к «славию») осознается в мировой и оте¬чественной науке крайне слабо. Это было не всегда. Фундамен¬тальная работа Н.Ф. Чернявского «Феодосии Великий и его цар¬ствование в церковно-историческом отношении» (Сергиев Посад, 1913. (Более 700 страниц) — примерно должного осознания. Этого Феодосия не стоит путать с христианским святым Феодосием Великим

Великий полководец и император сражался со скифами-сарма¬тами и использовал их в своей политике. Русские летописцы с ХVI в. подчеркивали, что Феодосии «имяше брань с русскими вой». Именно разгром сводными войсками Скифия отборной римской армии Валента в 378 г. и привел очередного Флавия («Славин») к власти.* Попробуем суммировать остальные подробности.
Флавий Феодосии I (Великий: ок.346-395) был родом из Испа¬нии, но из восточных переселенцев. В округе Меотиды (Азовского моря) в VI в. до н.э. выходцы из Милета основали город Феодо¬сию. Созвучные имена до сих пор больше характерны Востоку Европы, чем Западу. Проповедник Феодосии Печерский XI в. и еретик Феодосии Косой XVI в., живописец Дионисий и его сын Феодосии — яркие личности русской истории.
При Валенте около 370 г. Феодосии был поставлен дуком Мозии и обретал ратный опыт в войнах со Скифией. Дуку в 374 г. удалось победить сарматов. Но «сарматские палатки» продолжа¬ли беспокоить будущего императора, когда он уходил покорять Запал Европы. Феодосии—по примеру Флавиев I в. и последую¬щих императоров — вынужден был разрешить службу в римских войсках варварским народам, вышедшим из Скифии. Подобост¬растные писатели славили это деяние бывшего дука так:
«Привлеченные этой твоей милостью, все скифские племена ста¬ли стенаться такими роями, что, казалось, ты повелел варварам производство набора (призыва), который отсрочил для своих...Под вож¬дями и знаменами римскими шел бывший некогда враг Рима; он следовал за значками, против которых стоял раньше, и наполнял как воин города Паннонии (округи Венгрии: П.З.), которые давно обезлюдил враждебными нашествием. Гот, гунн в алан откликался на перекличках, стоял на часах и боялся отметки об отсутствии...» (все отмеченные — выходцы из Скифии).**
-------------------------
*Очерки истории СССР. III-IX. М., 1958. С.745; Всемирная история. Т.П, М.,1956- С.808-817.
**ВДИ-1949. №4. С.248-249; здесь и далее ононимы даются в разных вариан¬тах, известных по источникам.
Скифские легионы и воины из Скифии были заметны в римской армии уже в начале эры, хотя северо-восточные переселенцы про¬бивались в имперскую элиту еще во времена первых царей—Тулла Гостилия или Сервия Туллия. Гото-гунно-аланский доминант армия Феодосия со времен его дукства в Мезии важен для понимания всей имперской политики конца IV—начала V вв., в момент рож¬дения «средневековья». Тотальное давление во многом определяло и крушение Рима изнутри, а силами такого давления нередко ока¬зывались выходцы из Скифии, включая и праславян.
Пруденций Клемент (ок.348-413 гг.) прямо считал Алариха представителем праслвян-гетов и северного образа жизни: «Недавно гетский тиран, шедший с клятвой от родного Истра, пытался уничтожить Италию, сравнять с землей эта твердыни, растлить в пламени золо¬тые кровли и одеть в тулупы носящих тоги владык». Цитируя это, пе¬реводчик не удержался от высказывания, что Пруденций, «подобно многим другим поздним авторам, называет готов гетами». Но Пруденций не «поздний» (как хотя бы Иордан в VI в.), а современник со¬бытий. Наличие гетов-праславян в составе Готии было общеизвестно. Фракийцы, близкие гетам, Аполлона называли Аулариох (Ауларкен; Аларих). «Гетского тирана», с клятвой от родного праславянству Ду¬ная (это отмечают и русские летописи), относят к герулам и певкинам, бастарнам и везеготам. Поздние южные гетманы как бы являются  памятью о гетах-властителях эпохи Алариха и раннесредневековых походов славян на юг, что отразила легенда о Словене и Русе образами Лалоха и Лахерна. Дружины Алариха, возможно, пришедшие от Дона, верно служили Феодосию Великому более десятка лет. И во многом в связи с его смертью они пошли та конфронтацию с империей.
До этого, около 382 г. с их помощью Феодосии энергично на¬пал на те великие скифские племена, наводившие ужас на всех пред¬ков, которых избегал даже Александр Великий, как свидетельствовали Помпеи и Корнелий (Трог и Тацит?: П.З.), теперь же, по унич¬тожении римского войска, отлично снабженные римскими лошадь¬ми и оружием, — именно аланы, гунны и готы и победили скифов во многих больших сражениях. Он победителем вступил в город Константинополь и, чтобы не истощить непрерывной войной сам по себе небольшой отряд римского войска, заключил мир с готским царем Атанарихом. Атанарих тотчас по прибытии в Константино¬поль, умер. Все готские племена, по смерти царя, видя доблесть и доброту Феодосия, подчинились римской власти». Это свидетель¬ство Павла Оросия, сделанное около 420 г., тоже близко событию.*
Феодосий был провозглашен императором в 379 г. в священном для праславян Сирмин. При нем магистром обеих армии империи стал Майориан, дед будущего белокурого императора Майорина (тот красил в черный цвет волосы, направляясь на разведку к вандалам в Африку). Юлия Валерий Майориан чтил своего деда по линии мате¬ри, пря котором «направленные против скифских поселенцев флоты давили собой Гипанис» (Буг). Подобные десанты в Скифию (Росито) проводила и Византия в Х в., блокируя натиск славено-русов на юг.
Феодосий принял того Атанариха, который был сыном Аориха (воспитанного приборе Константина Великого) и учеником Ульфилы, проводившего христианизацию севернее Дуная. Атанарих воевал с Валентом, пытался помочь Прокопию стать императо¬ром вместо Валента, но последний вторгался глубоко в Скифию и добился в 369 г. от Атавариха на несколько лет мира. Атанарих поддерживал ариан, но притеснял православных христиан. От его рук погиб Никита Мученик, которому позже ставились храмы на Руси. Христиане сотнями тысяч, как и а 332-337 гг. при Констан¬тине Великом, вынуждены были в 375-378 гг. бежать из Скифии.
-------------------------
*ВДИ. 1949. №4- С.247, 273-274; Золин. Русь до Руси. Вьш-9. С.7.а
 
Оросий оценивал события так: «..Царь готов Атанарих весьма жестоко преследовал христиан в своем народе; он возвысил очень многих варваров, убитых за веру, до мученического венца; однако большинство из них за исповедание веры в Христа убежали на римскую территорию не я страхе, как к врагам, а спокойно, пото¬му что бежали к братьям».
Эта акция совпадала с натиском Валента на православие в Малой Скифии, у низовий Дуная. Имперский двор больше ориентировался та арианство, поэтому Атанарих в какой-то мере действовал в духе официальной политики имперских властей. Феодосий I эдиктом 380 г. утверждал господство ортодоксального (православного) христиан¬ства, во многом под влиянием натиска из Скифии. «Быстрая смерть» Атанариха (при всей помпезности его похорон) в империи была в пользу такой ортодоксии.*               
Зосим, завершивший свой очерк истории до 502г., указал на правление Флавия Грапиана, сына Валентиана I и племянника Валента. Грапиан родился в 359 г. в праславянском Сирмии, с 367 считался соправителем отца, а после его смерти, в 375-383 гг. западноримским императором. Войсками Иллирии при нем правил Виталиан (так звали и придунайского правителя гето-алак в начале VI в.), которому и были подчинены войска Фритигерна, Алафея и Сафрака, разгромившие дядю Грациава. «Дядеубийцы» пе¬ребрались к Рейну, вместе с германцами нападали на кельтов.
Виталиан считался человеком, совершенно неспособным справиться с затруднительным положением дел». Фритигерн, Алафей и Сафрак, подчиненные ему «поставили императора Грациана в необходи¬мость предоставить им возможность, покинув Кельтину и переправившись через Истр, занять Псонию и Верхнюю Мезию: у него был расчет и старание освободиться на время от постоянных их набегов».
Победители Валента, вновь направляясь на покорение Эллады, «решили сначала запастись продовольствием и устранить Атанариха, начальника всего царского рода скифов, чтобы не иметь с тыла никакой помехи своему намерению. Итак, напав на него, они без всякого труда выгнали его из занятой им области. Атанарих бежал к Феодосию... Последний благосклонно принял его вместе с бывшими с ним варварами, выйдя далеко вперед из Константи¬нополя, и. когда Атанарих немедленно после этого умер, почтил его царским погребением. Роскошь погребения была столь вели¬ка, что все варвары были поражены ее чрезмерностью, и скифы, изумленные великодушием императора, возвратились домой и перестали беспокоить римлян, а все прибывшие вместе с покой¬ным стали усердно охранять берег и надолго воспрепятствовали варварам делать набеги на римлян».
Со смертью сына Аориха, близкого Константину Великому, на время терпела крах агентура империи в Скифии. Надолго набеги Скифии на Рим не прервались. Вскоре после 382 г. Феодосию при¬шлось отражать натиск скиров и карапов, вышедших из округи Карпат вместе с гуннами. Император их «победив в бою, прину¬дил переправиться назад за Истр и занять свои области...» В окру¬ге Карпат, близких праславянству.
До 386 г. царь Идотей, «собрав огромные полчища не только из соседних с Истром племен, но и из весьма отдаленных и неизвест¬ных, стал наступать со всеми этими полчищами и хотел перепра¬виться через реку; но начальник фракийской пехоты Промут (Промот), выступив навстречу сухим путем и на речных судах, совер¬шил такую резню, что и река наполнилась трупами и павших на суше не легко было пересчитать...»

-------------------------
*ВДИ.1949. №4.С.289, 273: примеч.
 
Промот в 386 г. у низовий Дуная также разгромил гронингов (степняков; полян). Эти хорошо вооруженные и отличавшиеся те¬лесной силой воины пользовались лодками-однодревками, как и словено-русы в 1Х-Х вв. Промот внедрил к ним свою агентуру, ко¬торая и обеспечила успех. «Произошло страшное избиение варва¬ров, какого раньше еще не бывало в морской битве»: сотни моноксилов шли на дно. Когда «был истреблен весь цвет варварских полчищ, солдаты бросились на добычу, стали уводить детей и женщин, и овладели обозом». Промот пригласил Феодосия лично убе¬диться в победе.
«Последний, увидев множество пленных и массу добычи, отпу¬стил пленных на свободу и любезно наградил их дарами, распола¬гая их таким ласковым обращением к переходу на его сторону, так как они могли быть ему полезны в войне с Максимом. Промот остался во главе охранных войск во Фракии, выказав свою при¬годность к... войне из засады...»
Погром войск Скифии 386 г. во многом напоминал погром войск Скифии 269 г., при Клавдии Готском (Гетском). Феодосии прово¬дил политику Грациана, который назначил его в Сирмии своим со¬правителем в январе 379 г. Политика была во многом направлена на блокировку натиска народов Скифии. Феодосии одних «побе¬дил в бою, с другими, искавшими дружбы с римлянами, заключил договоры, взяв от них заложников, и затем прибыл в Фессалонику (Солунь; праславянский центр: П.З.)».*
Фессалоника стала одним из опорных центров политики Фео¬досия** — «многие отовсюду стекались туда с общественными и частными нуждами и, получив удовлетворение, удалялись». Но и здесь в 379 г. ощущалось тотальное давление Скифии, войска¬ми которой была занята и вся Фракия. «Гарнизоны городов и местных крепостей не смели выйти даже недалеко из-за стен, не говоря уже о рукопашных схватках в открытом бою». Ужас рим¬лян от погрома 376 г. могли снять лишь сами скифы, оборотни из них.
«Тогда Модар, происходивший из скифского царского рода, но незадолго перед тем перебежавший к римлянам и за высказанную верность получивший начальническую должность в войске, неза¬метно для варваров поднялся со своими солдатами на один ров¬ный и покрытый землей холм, растянутый в длину и имевший у подошвы большие ровные пространства...»
Лазутчики сообщили, что в большой округе под холмом все неприятели, грабившие поля и неукрепленные деревни, лежат пья¬ными. Пьянство было вечным уделом скифов, но менее соответ¬ствовало германцам-арианам. Модар велел солдатам взять толь¬ко мечи и щиты, оставить тяжелые доспехи и врассыпную напасть на варваров, «совершенно предавшихся неге». Незадолго до рас¬света почти «всех их перебили».
«Когда не осталось в живых ни одного мужчины, солдаты Модара сняли оружие с павших, затем устремились на женщин и де¬тей и взяли четыре тысячи повозок и пленных столько, сколько можно было вести на стольких повозках, включая следовавших за ними пешком и отдыхавших на них попеременно, как в обычае варваров».*** Так случай помог на время Фракии, которой грозила самая печальная участь. Имя Модар (типа Захар) позже на Руси (бывшей Скифии) сменилось именами типа Модест и подобными. Но всяких «модаров» в многотысячелетней истории любого Оте¬чества на планете хватает. В том беда не одной Скифии. Но пора¬жение части скифских войск 379 г. напоминает поражение части войск массагетов около 530 г. до н.э., когда в плен к Киру Велико¬му попал сын царицы Томирис.
-----------------------
*ВДИ. 1948. №4. С.281-289; №3. С.309; сражения до 386г. и 386г. нередко сливаются в одно, датируемое 386 г.
**ВДИ. 1948. №3. С.284-285.
***ВДИ. 1948. №3. С.284-285.

Феодосии, заигрывая со Скифией и делая ставку в армии на ее переселенцев, решал свои политические проблемы. Максим, спро¬воцировавший вместе с Лупицином натиск скифов на Валента, с помощью других переселенцев стал в 383-388 гг. императором За¬пада. Там же в 375-392 гг. правил Флавий Валентиан II. Его пол¬ководец Флавий Бавто (Бавдо; Баудо), служивший и Грациану, при¬влек в 381 г. гуннов и аланов к борьбе с германцами. В частности, гунны «были приглашены против ютунгов». Валентиан II каким-то образом «отстранил гуннов и аланов, приближавшихся к Гал¬лии по странам Алемании». Максим в окружении полчигц варва¬ров в 387 г. обрушился на Италию. Юный император смог высто¬ять, но угрозы для него не прекратились. Феодосии с помощью «скифов» шел к тотальной власти. Максим в 388 г. был разбит.
Варварские войска, включая и дружины Алариха, помогли Фе¬одосию подавить восстание в Фессалонике в 390 г., а затем и вос¬стание 393 г. Арбогаста и Евгения, стремившихся захватить власть на Западе. Клавдий Клавдиан, служивший имперскому полковод¬цу-вандалу Стилихону, приписывал Феодосию Великому такие сло¬ва: «Есть ли какой далекий обитатель Армении или какой неизве¬стный царь на меотийском берегу, который не помог мне в похо¬де? Меня ободрили геты, пришли гелоны...»
Нередко, как и Флавий Бавтон, выражавшие интересы Скифии переселенцы «делали крюк» в истории через Галлию, и фиксиро¬вались как галлы. Так, сына Феодосия — Аркадия — окружили вни¬манием Руфин и Эвтропий, делавшие ставку на силы Скифии. Вот ситуация к концу жизни Феодосия Великого:
«Уже Руфин приводит в движение гетов и, Истр, получает по¬мощь из Скифии и передает свои остатки вражескому оружию. Спускается сармат, смешавшись с даками, и смелый массагет, ко¬торый для питья ранит коней с роговыми копытами, алан, пьющий изрубленную Меотиду, и гелон, с удовольствием татуирую¬щий свое тело железом, — рать, собранная для Руфина. Он запре¬щает им подчиняться, придумывает проволочки и откладывает удобное время для битвы».**
Аланы и гунны от Каспия и Кавказа в 394-395 гг. напали на «со¬кровища Востока» почти вплоть до Египта. Частью вместе с гетами и вандалами они же диктовали свою волю и Европе. Около 390 г. Феодосии возвел в звание магистра армии вандала (или алана) Стилихона. Тот помог ему нанести сдерживающие удары по гетам и бастарнам, которые в русском эпосе известны, как «сыны Словена». Феодосии, в произведениях Клавдиана, говорил Стилихону:
«Что я совершил без тебя в битвах? Какой триумф заслужил без твоего пота? Мы одинаково оросили гетской кровью одрисский Гебр, одинаково разбили сарматские конные отряды, вместе про¬тягивали наши утомленные члены на рифейском льду и борозди¬ли колесами стоящий Истр...»
Включение светловолосых и голубоглазых гетов и сарматов в число праславян было устойчивой версией раннесредневековой науки, к чему историки многократно обращаются вплоть до на¬стоящего времени. Клавдиан, служивший Стилихону, хорошо знал, что Феодосию досаждали не-германцы. В панегирике на третье кон¬сульство Гонория-императора в 396 г., родившегося в Константи¬нополе в 384 г., Клавдиан восклицал:
«При твоем рождении задрожала свирепая Германия по всему Рену (Рейну; при натиске восточных народов: П.З.), Кавказ двинул от стра¬ха свои леса... Ты мальчиком ползал по щитам, тебе служили игруш¬кой доспехи, недавно снятые с убитый царей; ты первый обыкновенно обнимал после жестоких битв сурового отца, когда он возвращал зна¬мена с побежденного Истра, еще разгоряченный северным побоищем; ты требовал части добычи -— или скифские луки или снятые с гелонов пояса, или дротик дака, или узду свеба...».**
-------------------------
*ВДИ. 1949. №4. С.235, 253, 256.
**ВДИ. 1949. №4. С.254.

Все эти вещи хорошо известны археологии. Поясные наборы геолонов-гелуров и близких им народов Скифии в 1У-У вв. рас¬пространяются почти от Волги до Африки, «дротики даков» (ге-тов) нередко связывают с раннесредневековыми славянами. Сле¬ды всадничества достигают округи Меты.
Так Клавдиан напомнил о погромах, проведенных в 382-386 гг. у Дуная войсками Промота (подобными погромами славян в конце VI в., почти здесь же, отметятся византийцы под началом Приска). Промоту удалось потопить около трех тысяч ладей. Доспехи, сня¬тые с юного царя Одотея (вероломного убитого), Феодосии принес двухлетнему Гонорию — якобы признавая за ним «честь победы».
Вероломство заключалось и в том, что выходцы из Скифии шли к Феодосию, как к союзнику и покровителю, которому они хотели верой и правдой служить. Клавдиан угадал ситуацию: «Что за диво побеждать противников, когда варвар уже добровольно жаждет служить тебе? Строптивый сармат желает присягнуть тебе; гелон отбросив звериную шкуру, служит в войске; вы, аланы, перешли к латинским уставам...» Наполнение имперской армии во многом выходцами из Скифии становилось очень заметным.
На этом при Феодосии делал политику и Руфин, стимулируя натиск Скифии на Запад и Юг. Именно Руфин, «подобно тому, как Эол отпускает вожжи ветрам, дал свободу племенам, уничтожив преграду, открыл дорогу войнам и, чтобы ни одна страна не осталась нетронутой ими, разделил бедствия по земле и распределил их зло¬действо. Одни устремляются по окрепшему от мороза хребту свире¬пого Данубия и режут колесами стоячие воды, испытавшие весла. Другие, проведенные по неведанному пути через Каспийские ворота (Дербент) и армейские снега, нападают на сокровища Востока...
Отсюда плач Азии. Европа до пределов зеленеющей Далмации от¬дается на поношение и на добычу гетским полчищам: вся земля, кото¬рая лежит между зыбучей поверхностью Понта и адриатическими вол¬нами, принимает одичалый вид, лишенная стад и не обитаемая ника¬кими земледельцами... (при натиске Скифии в 269 г. здесь отмечались «скифские земледельцы», праславяне: П.З.)».* Скифы «новой волны» были в империи скифов «старой волны» во имя космополитических цепей средневековой элиты.
Схожую политику продолжал и Евтропий — евнух и прибли¬женный императора Аркадия, добившийся полноты государственой власти после убийства Руфина в 395 г., когда умер и Феодо¬сии. Натиск на Азию и Европу продолжался, что давало и матери¬альные выгоды самим тавроскифам (будущим словено-русам), ус¬тойчиво считавшимися врагами империи:
«Враг радуется при виде деяний Эвтропия и чувствует, что му¬жей (защиты Риму: П.З.) уже нет. Дымятся пожары. Нет никакого упования на стены. Поля обезображены опустошениями, един¬ственная надежда — в открытом море. Каппадокийские матери уводятся в плен за Фасис (северное Риони: П.З.). Захваченный скот, уведенный из родных хлевов, пьет на Кавказе мерзлую воду и ме¬няет пастбища Аргея (Греции: П.З.) на скифские леса. Цвет Сирии служит в рабстве за киммерийскими болотами, оплотом тавров...»
Тавроскифы в момент окончательного раскола Римской импе¬рии, на Восточную и Западную, держали у низовий Дона и в окру¬ге Крыма за рабов «цвет Сирии», многих видных семитов. Архео¬логи подтверждают существование в Приазовье семитского насе¬ления, включая иудеев, еще до нашей эры. Походы конца IV в. По¬полняли эту часть скифского народа, имевшего веками и до этого многоэтничный характер.

--------------------
*ВДИ. 1949. №4. С.255, 254.
 
Панегириком Гонорию 398 г. Клавдиан попытался дать общую оценку исторических достижений Феодосия Великого. «Отец твой, оставив далеко за собой дедовскую славу, подчинил Океан наше¬му скипетру и ограничил власть пределами неба: насколько отсто¬ят Гады (Запад: П.З.) от Тигра и сколько пространства составля¬ют между собой Танаис (Дон) и Нил. Однако все это приобретено само собой неисчислимыми победами: он овладел этим не по дару рода и не низкопоклонством в его доблесть достойна чтения».
Выделение составляющей Танаис — Нил в деяниях Феодосия не оказывалось случайным, а более всего указывало на направле¬ние его «неисчислимых побед», обретений не низкопоклонством и не наследством.
«Умоляющая порфира (Грациан: П.З.) сама себя предложила ему, и он один удостоился царствовать по просьбе. Ибо когда глу¬боко смятенные варвары стали нападать на стонущую Родону, когда в вихре мятежа покинутый север изливал уже на нас своя племена, когда все берега Данувия изрыгали битвы, когда огром¬ная Мисия (Мезия: П.З.) подавлялась гетскими повозками, и свет¬ловолосые отряды покрывали бистонские равнины (округа Маке¬донии: П.З.), когда все было удручено, и либо падало под удара¬ми, либо готово было пасть, — он один выступил против стольких бед, погасил факелы войны, возвратил нивам земледельцев и выр¬вал города из пасти смерти.. .»*
Клавдиан, прекрасно знавший германцев, мог бы устойчиво го¬ворить о готах (германские элементы в них педалируются многими авторами), но свидетель событий упорно указывает на светловоло¬сых гетов (будущих славян V — VI вв., шедших теми же путями). Если бы в составе наступавших доминировали устойчивые азиаты, монголоиды, то речь бы шла о доминировании брюнетов, темново¬лосых. Светловолосыми, голубоглазыми и высокими предстают раннесредневековые аланы, близкие гелонам-гелурам, выходившие от низовий Дона, как и тавроскифы (скифы-русы; росы).
Противостояние натиску народов Скифии — фактически главное достижение Феодосия Великого. Клавдиан, правда, не подчеркнул, что нивы вновь получали нередко «скифских, земледельцев», а горо¬да оживали пришедшим из Скифии населением. Очень быстро пере¬селенцы обретали имперский менталитет, ревностно защищали свое новое положение от натиска волн новых переселенцев, своих же со¬родичей. Это и создавало весьма сложную картину политики той поры, когда с трудом осознается, что свои веками бьют своих — хотя бы как индоевропейцы индоевропейцев, в союзе с тюрками и семита¬ми, финно-уграми и народами Кавказа («прачеченами» и т.п.).
События 364-378 гг. в Скифии Клавдианом и близкими ему ав¬торами осознавались, как «вихрь мятежа», заставлявший покидать север миллионы людей, что — например — известно и по событи¬ям 1917.1922гг.
Ярким свидетелем эпохи был и славянин Евсевий Иероним (ок.348; Стридон, округа Паннонии — 20 сентября 420 г.; Вифле¬ем), прославившийся переводом библии на латинский (с еврейского и греческого) и созданием, если верить поздним источникам, «славянских буквиц» (глаголицы?). Иероним, как и Теотим Малой Скифии, был носителем православного, а не славянского самосоз¬нания. Его отнесение к славянству стало результатом последующих изысканий. Но и версии о «праславянстве» имеют право на жизнь.
Он уединился в основанном им монастыре в Вифлееме в 389 г. и в начале 396 г. суммировал основные результаты эпохи правления Фе¬одосия Великого: «Душа ужасается перечислить бедствия наших вре¬мя. Уже двадцать лет и более того, как
---------------------
*ВДИ. 1949. №4. С.255.

римская кровь ежедневно льется между Константинополем и Альпами Юлийскими. Скифию (Малую: П.З.), Фракию, Македонию, Дарданию, Дакию, Фессалию, Ахайю, Эпиры, Далматию и все Паннонии опустошают, тащат, гра¬бят гот, сармат, квад, алан, гунны, вандалы и маркоманны. Сколько матрон, сколько дев божиих, знатных и благородных теп послужили игралищем этим чудовищам? Пленены епископы, перебиты пресви¬теры и разных чинов клирики. Ниспровергнуты церкви, у алтарей Христовых поставлены в стойла лошади, останки мучеников выры¬таы из земли... Восток казался нетронутым этими бедствиями и толь¬ко приведенным в ужас вестями о них. Но вот тебе в прошлом году напущенные на нас из самых дальних скал Кавказа уже не аравийс¬кие, а северные волки в короткое время обрыскали столь обширные провинции. Сколько взято монастырей? Сколь обильные воды ра изменились от человеческой крови? Осаждена Антиохия и остальньв города, которые омывают Галис, Кидн, Оронт и Евфрат.. .»*
Позже он уточнял, что войска пришли, в 394-395 гг. «от крайних пределов Меотиды, между ледяным Танаисом и (Александровыми алтарями-запорами, что указывались у верховий Танаиса: П.З.)...». Римские войска тогда отвлекались гражданской вой¬ной, спровоцированной в 394 г. Арбогастом. Через Руфина силь Скифии смогли выбрать очень удобный момент. Источники свя¬зывали гуннов с неврами, ежегодно на несколько дней превращавшимися в волков. Гора Нервиев указывалась у истоков Бе-рисфена (Днепра). Иероним подтверждал мнение Иосифа Фла¬вия и других иудейских авторов, что так проявляли себя потом¬ки «князя Роша», Гога и Магога, вечно представлявшие Скифию. Это было направление «скифских крестовых походов» — на бы¬стрых конях, с наполнением округи резней и ужасом.
Иероним не очень точно ссылался на Геродота (тот, указывав на господство скифов при Киаксаре, почти за век до Дария), не суть многовековой традиции, вероятно, определял: «Геродот со¬общает, что это племя при индийском царе Дарий 20 лет державе в плену Восток и один год взимало дань с египтян и эфиопов (ск» фам платил дань египетский царь Псамметих I; 665-609 гг. до н.э.: П.З.). Да отвратит Иисус на будущее время таких зверей от римского мира! Они всюду являлись нежданными и, своей быстротой предупреждая слух, не щадили ни религии, ни достоинств, ни возраста, не жалели плачущих малюток (вероятно, жалостью и пощадой отличались римляне?!: П.З.)... Повсюду шел согласный слух, что они направлялись к Иерусалиму...»               
Народы Скифии должны были поддержать политику Руфина его борьбе за власть и влияние в империи. Иероним не сразу учел, что в полчищах, шедших к Иерусалиму, находилось немало веру¬ющих. И уже в одном из писем 403 г. отмечал:             
«...Отложив колчаны армений (мощных луков: П.З.), гунны взу чают Псалтырь, холода Скифии кипят жаром веры, рыжее и беж»-курое войско гетов возит с собой палатки церквей; и, быть может, они потому сражаются с нами равным строем (возможно, с рав¬ным счастьем: П.З.), что исповедуют одинаковую веру».**
История ныне дает множество фактов в пользу того, что примерно со времен апостола Андрея «холода Скифии кипели жаром веры» в Христа, но это кипение не было постоянным и равномер¬ным, иногда затухало почти до ноля. Но христианский фактор в державе «князя Роша» уже проявлялся.
Отразился натиск Скифии и в трудах епископа Амвросия (ок.340-397), боровшегося с арианством и Феодосием. События, по пред¬ставлениям Амвросия, превосходили библейские масштабы: «А о каких огромных сражениях и о каких представлениях, о сражениях мы узнали! Хунны восстали на аланов, аланы на готов, готы на тайфалов и сармат.
----------------------
*ВДИ. 1949. №4. С.227-228.
**ВДИ. 1949. №4. С.227-231.
 
Даже и нас изгнания готов сделали в Иллирике из¬гнанниками из отечества, и еще нет конца».Это упрощенная схема событий примерно с 375 г. при переходе мира от аетичностик сред¬невековью, где в истоке указывается восстание хуннов против гос¬подства алан, цепь последующих восстаний угнетенных против уг¬нетателей, где на вершине диктата были тайфалы и сарматы.
«Десять рогов» видений Апокалипсиса (17:12) последователями Амвросия трактовались как «те царства, через которые разрушена Римская держава. Ибо часть Азии они отняли издавна сами собой, а затем саракены (сарацины) покорили всю; вандалы присвоили себе Африку, готы Испанию, лонгобарды Италию, бургундионы Галлию, франки Германию, гунны Паннонию, аланы же и свевы опустошили много мест, которые подчинены, были их власти». «Рога» рушивших империю царств во многом «торчали» из Скифии, хотя бы по ванда¬лам и готам, аланам и гуннам.
Феодосии многое делал для снижения остроты этих рогов, при¬влекая разными способами варваров на свою сторону. Иберийский царь Бакурий командовал отрядом стрелков (лучников) в римском войске иод Адрианополем, чудом остался жив. Этот язычник (ар¬мянин или грузин) позже был назначен луком Палестины, обращен в христианство. Со слов Бакурия Тираний Руфин (друг Иеронима) отмечал, что крещению народов Кавказа во многом способствова¬ла Нина Каппадокская, бывшая в плену у иберов. Усиливал христи¬анизацию у низовий Дона приведенный туда «цвет Сирии».
Амвросий и близкие ему авторы объективно видели процесс крушения Рима натиском из Скифии. Заказные льстецы были при¬званы доказывать обратное. Галлиен в 389 г. послал в Рим Лати-ния Паката Дрепания, чтобы тот произнес в сенате похвальную речь Феодосию в связи с победой над узурпатором Максимом. Вскоре Дрепаний стал проконсулом в Африке, а в 393 г. получил новое повышение — лесть помогла брать бастионы власти.
«Сарматское избиение» на Истре 374 или 386 г. Дрепаний отме¬тил, как одно из самых ярких деяний Феодосия. В честь последне¬го праздновался триумф, посвященный Аркадию (сын Феодосия был провозглашен императором с 383 г., с шестилетнего возрас¬та). Префект Аврелий Симмах свидетельствовал тогда:
«Римский народ давно уже узнал по слухам о поражении пере¬битых сармат; но теперь радостные известия подтверждены зрели¬щем триумфа...»
Так отмечалась победа наемника Промота над гротингами Идотея (Одотея), которых явно относили к сарматам и Сарматии. Дрепаний подчеркивал глубокое распространение римской власти при Феодо¬сии на восток, вплоть до Приазовья, Подонья и морозных глубин Ски¬фии. При деяниях Феодосия «трепещут не только те племена, которых отделяют от нашего мира лесные пространства или реки, или горы, но и те, которых сама природа выделяет, как недоступных по вечному зною, или отдаленных постоянной зимой, или отрезанных водными пространствами. Индиец не защищен океаном, босфоран (приазовец: П.З.) — холодом, араб — солнцем. Наша власть доходит туда, куда раньше едва доносилось римское имя. Говорить ли мне о том, что при¬нятые в подданство готы доставляют солдата для твоего лагеря, земле¬дельца для земель?.. Говорить ли о запрещенном скифам Танаисе и невоинственных луках уже бегущего албана (алана)?»*
У реки Танаис погиб в 251 г. в битве со скифами император Деций, что надолго запомнила римская элита. Сумма фактов по¬казывает, что Римская империя, действительно, пыталась распро¬странять свою политику до низовий Дона и иметь там устойчивый форпост своих интересов. Эту заботу приняла на себя и Византия.
------------------------
*ВДИ. 1949. №4. С.231-259.


Если верить Клавдиану, Стилихон ходил по «берегам Киммерийского Понта», до него и Феодосия римляне «никогда прежде не вон¬зали глубже целого меча в горло Скифии, не громили таким пора¬жением гордого Танаиса...» Суть «запрета» стала тайной.
Таифалы (татфалы), равные сарматам и противники готов, что отметил осведомленный Амвросий — трудный для однозначных трак¬товок народ. Для Марцеллина и Евтропия — это «готское» племя примерно на среднем Дунае. Зосим вредит германским привязкам, говоря о событиях примерно 322 г.: «Когда скифский род таифалов сделал набег в количестве пятисот всадников, (Константин Великий) не только не сразился с ними, но, потеряв большую часть своего вой¬ска и увидев, как они опустошали область до самого рва, был рад, что спасся бегством». По Марцеплину, около 375 г. «земли таифалов» были мевду Гератом (Серетом) и Дунаем, в округе бывших владений роксоланов и их союзников.* Славянскив слова «таять», «таить», «тай¬на» и подобные оставляют место для появления названия «скифского рода» и на славянской почве, тем более по этому направлению архео¬логи отмечают выход к Дунаю праславянских культур. Таифалы -— один из ярких примеров позднего индоевропейского единства, где мо¬гут находить аргументы в свою пользу германцы и славяне, балты и другие народы, включая и румын. Если в ранних гуннах встречались китайские группы, то можно с небольшой долей вероятности думать и о «гаях» (части китайцев). Многомерны возможности «тай-ги» (хотя слово пытаются однозначно представлять тюркским), японской «тай¬ки» (великой перемены) VII в., российского Таймыра и подобных со¬звучий. Однозначно сводил, таифалов к германцам никаких основа¬ний нет. При Феодосии Великом этот этнос почти исчез.
Таи-валы — жили у «тайных валов», засек, укреплений на границе Скифии. Они вполне могли составлять одну из позднеантичных и раннесредневековых «казачьих» групп, сохранявших главные базы у Днепра и Дона (Танаиса). Подобные «заставы» почти теряли смысл в эпоху «великого передвижения народов», во многом начатого им¬пульсом из Скифии. Но «великое переселение» не было стихийным процессом, а оказывалось результатом политики Германариха и Фе¬одосия Великого, Баламбера и Божа, Алафея и Сафрака, Руфина и многих других выдающихся личностей той эпохи.
Вероятно, из праславян был в 380 г. епископ Доростола (Силистрии) в низовьях Дуная Авксентий, ученик Ульфилы, сопровождав¬ший учителя в 381 г. на собор в Константинополь, Именно Авксен¬тий изложил учение Ульфилы, но оно дошло до нас через германс¬кого епископа Максимина (около 440 г.), работавшего на латинс¬кой основе. Авксентий одно время был и епископом праславянской провинции Скифия (Добруджа), где у него прошел воспитание и Меркурии. В числе выходцев из Скифии Меркурии был принят на службу Валентианом II, стал арианским епископом в Милане и про¬тивником Амвросия, который в 387 г. крестил в Милане самого Аврелия Августина (епископа с 396 г. Гиппо-Регия, «Верхне-Русского» города в Африке) — ныне Августин признается одним из стол¬пов формирования западноевропейского менталитета.
Во времена Феодосия Великого кадровые перемещения по ли¬нии Скифия— Галлия частью напоминали подобные перемещения времен Митридата VI Евпатора и подобных властителей. При¬дворным врачом Феодосия был Марцелл — родом, вероятно, из Бурдигала (Бордо), но он прекрасно знал скифские снадобья (про¬тивоядия скифов спасали Митридата от действия всех ядов). В дек¬ретах и документах самого Феодосия I немало ссылок на скифов и Скифию. Так, в декрете, данном Авксонию— проконсулу Азии 381 г., упоминается Теренний, епископ Скифии. Натиск восточной веры на запад очень переживал Амвросий. Он направлял свои бе¬седы против Авксентия и Меркурина:
----------------------
•ВДИ. 1948. №4. С.280; 1949. №3. С.306. 204
 
«Это одно чудовище, только с двумя именами. Ибо, чтобы не быть узнанным, кто он, он переменил себе название (при втором крещении Меркурин тоже принял имя Авксентия)... Итак, он пере¬менил название, но не переменил вероломства: снял личину волка, но надел личину волка же (со времен Геродота в том обвиняли невров-праславян: П.З.)... Иным слыл он в странах Скифии, иным на¬зывался здесь: он имеет имена по странам... Меньшее (зло) совер¬шил он в Скифии, и так устыдился, что изменил название; на более преступное отважился здесь…»* Это однозначно «германцы»?!
Атанарих иногда указан как «судья тервингов» (прадревлян?), пытавшийся около 375 г. обосноваться со своими дружинами у «вала гревтунгов» (праполян?; степняков) недалеко от Дуная. Его отец Аорих, служивший Константину Великому, известен и под именем Ротестай. Тервинги были среди участников мощного похода Ски¬фии на Рим в 269 г. Позже область Тервуния выделилась от Раусия (Дубровина) до Сербии. Жители Раусия платили архонту Тервунии за мир ежегодно по 36 номисм. Название Тервунии пытаются свя¬зывать со славянскими «теребить: требить» — жертвовать, тереть, «червить». Имя Афанарик близко позднему Афанасию...
Имена «тервингов» конца IV в. — Атан-арих, Мунд-ерик, Лага-ри-ман и подобные — тяготеют к германским, но являются поздне-индоевропейскими, привлекавшими и часть элиты праславян. Гер-манарих (Яромир) и схожие властители Скифии и Германии «алкая в своих именах слово «арих: ерих» со смыслом — превосходный, вяао-тигель, вождь. В славянском эпосе память об этом слове есть в образе Орея, Ореста, Ориона и подобных героев. Этимологии таких имен требуют более тщательного изучения, рассмотрения всего спектра версий. Трансформация тервингов-скифов в тервуниотов-сяавян, живших рядом с захлумами и сербами, с веками вполне вероятна. Византийцы прямо вели тервуниотов от некрещенных сербов времен Ираклия, первой половины VII в. Сербский князь Властимир вы¬дал свою.дочь за Краину — «сына Белая, жупана Тервунии», ко¬торый тоже был признан князем (архонтом). В семье Краина ро¬дился Фалимер, а у того — Чузимер. Архоиты Тервунии всегда были послушны архонту Сербии. «Тервуния на славянском языке означает «сильное место», ибо эта страна обладает множеством укреплений».** Древляне отличались могуществом и на Руси.
Индоевропейское «-инг» соответствует славянским «-ин;-ич». Фалимер Краина подозрительно напоминает Филимера гето-гот-ского эпоса, а Чузимер — Тиудимера в том же эпосе. Так история фиксировала начало ускоренного расхождения восточного индо-европейства на германцев, славян и бантов. «Тервинги» Скифии устойчиво определялись, как «германцы».
Судьбой и деяниями Феодосия Великого, проводившего православную политику в пользу праславян Скифии, «древний мир» (античный) финишировал, а «средневековье» (в эстафете времен и эпох) стартова¬ло. Скифо-праславянский след в судьбе Феодосия требует заинтересо¬ванного изучения со стороны многих специалистов, внимательных к формулам русских летописцев о том, что Феодосии Великий «имел сражения с русскими воинами». И он явно не только сражался против росов-русов— представителей державы «князя Роша» (по мере хрис¬тианизации Скифия в византийских источниках выступала, как Росия), но и вместе с «русскими вой» имел сражения против своих врагов.
Отцом Великого был полководец Феодосии Флавий, служивший Валентиану, брату битого скифами Валента. Матерью — Форма¬ция, братом — Гонорий (на его дочери Серене женился вандал Сти-лихон). Наставником Феодосия являлся Анатолий, происходивший из полиэтничной среды.
----------------------
*ВДИ. 1949. №4. С.234-235.
**ВДИ. 1949. №3. С.Э06; Константин Багрянородный. 1991. С.490. 
Около 376 г. младший Флавий женился на Элии Фласилле, дочери Антонина, ставшего не без помощи Феодо¬сия консулом в 382 г. От этого брака были Аркадий и Пульхерия, игравшие заметную роль в последующей истории.
После провозглашения императором Феодосии нередко посе¬щал близкие выходцам из Скифии Сирмий и Фессалоники, уже в июне 379 г. оказался в последних. 17 августа 380 г. Феодосию уда¬лось заключить со Скифией мир, «варвары» широко приглаша¬лись на службу. «Древлянин» Афанасий (Афанарих) с 8 сентября стал официальным союзником Феодосия. 24 ноября 380 г. Феодо¬сии с триумфом въехал в Константинополь — «угасил пламя ски¬фов и обеспечил со стороны их поддержку государства в будущем».
А осенью 386 г. в знак новой победы над Скифией в Константино¬поле начали сооружать колонну, изображающую северные подви¬ги Феодосия и его полководцев.*
Акцию Модара летом 391 г. повторял Промот, разгромивший очередные дружины «спящих скифов». Руфин добился смерти Про-мота, стал возвышать близких скифам Татиана и его сына Про-кла, но позже сам их и предал. Войска Скифии помогли Феодосию разгромить узурпаторов Максима и Евгения, фактически в пользу усиления северо-восточного присутствия в империи. Но уберечь от смерти Великого не смогли.
Флавий умер в ночь на 17 января 395 г. в Милане, где был свое¬образный многовековой оплот восточных переселенцев. Через со¬рок дней состоялось погребение с использованием бальзамирова¬ния. Это напоминало погребальные обряды скифской знати, опи¬санные более восьми веков до смерти Феодосия Геродотом. Над¬гробную речь произнес Амвросий. Но набальзамированное тело перевезли в Константинополь. 8 ноября Феодосия положили в гробницу при церкви Апостолов.
Дело сохранения империи попытался продолжать вандал Сти-лихон, при этом сами германцы устойчиво относили вандалов к славянам (традиция прослеживается по массе средневековых ис¬точников). По воле Аркадия, испытывавшего влияние Руфина, Сти-лихон уехал в Италию, оставив главой восточных войск скифа (гота и т.п.) Гайну. Гайна оправдал доверие. Один из его воинов у ворот Константинополя убил Руфина на глазах императора, что явно наносило удар и по интересам правивших в Скифии Баламбера (Владимира-старшего) и Рутилы (Руя, Роаса), дяди Атгияы.
Почти в ответ поднял восстание со своими дружинами вышед¬ший из Скифии Аларих. Объединив силы Фракии, он занял почти всю Элладу и взял Афины, подчинил македонян и далматов. За¬тем совершил нашествие на Иллирию и, перейдя Альпы, вторгся в Италию, усиливая угрозы Риму. Допускают, что Стилихон перво¬начально стимулировал натиск Алариха. По словам Либания (314-393), силы Алариха и Стилихона были «скифами Феодосия».
Наряду с Афанариком и Модаром, Аларихом и Стилихоном, Гайной и десятками других ярких выходцев из Скифии той поры, вни¬мание привлекает скиф Фравит (Фрабит) близкий по имени индо¬европейцам Фраату, Фраорту, Франтиферну и подобным «фракам: брагам». По данным Евнапия (ок.347-414), при Феодосии скифы «возгордились почестями, оказанными им императором, и видя, что все лежит под их властью,... начали между собой немаловажную рас¬прю...» (подобная в середине IX в. на Руси привела к приглашению варягов-русов). Одни хотели сильнее эксплуатировать империю, ее богатства и возможности. Другие призывали «знать меру»,
«Император не переставал осыпать их почестями: они обедали за его столом, жили в его палатках и получали щедрые дары; ибо тайна их распри нигде не выносилась на свет и не обнаружива¬лась». Князем «боголюбивой и святой стороны» был Фрабит, че¬ловек — молодой по летам, но лучший из людей по добродетели и любви к правде; он открыто чтил богов по исконному обычаю...»
-----------------------
*Чернявский Н.Ф. Указ.соч. С.13-95.

 
 «Боголюбивый» получил в жены римлянку (как и отец Феодо¬сия), родитель которой «был удивлен предложением Фрабита и считал за счастье иметь такого зятя». Выходцы из Скифии состав¬ляли уже заметную часть римской элиты, быть близким к ней счи¬талось очень престижным. На одном из пиров Фрабит смог убить Эриульфа, готовившего против Феодосия заговор.
Феодосии вскоре послал дружины Фравита против дружин Гайны, который в 394 г. попытался переправиться из округи Херсоне-са Фракийского в Азию на плотах —на помощь войскам Скифии, шедшим в сторону Египта. Флот Фравита разгромил флот Гайны, последний с остатками войск бежал к низовьям Дуная. Иногда Фравит характеризуется, как «родом гот (скиф), а по религии эллин, верный римлянам и весьма искусный в военном деле».*
Гайна попытался на землях тиверцев и уличей отнять власть у царя Ульдина (Улиса), но был разгромлен. Ульдин прислал императору Аркадию голову Гайны в «засоленном виде». А одному из византийс¬ких полководцев говорил, что может своими силами покорить огром¬ную округу. Подобное слышали византийцы и авары почти через два века там же, у низовий Дуная, от царя славян Добрентия (Добрента).
Нельзя сказать, что при дворе Феодосия были представлены лишь придунайские (Аларих, Стилихон), приднепровские (Афанарик, Алафей; Гайна?) или придонские (Сафрак; Модар, Промот?) интересы различных противоборствующих царств-княжений Ски¬фии. Там обосновывались и выходцы из полиэтносов округи Кав¬каза, близкие типу нынешних «южных россиян».
Дождавшийся смерти Руфина Евтропий, во многом определяв¬ший политику императора Аркадия, был именно из округи Кав¬каза, «околдован нашествием Медеи». Его верный слуга, начальник телохранителей Субармахий указывался из «царского рода, настоящий колх из живущих выше Фасиса». Он «пил вина боль¬ше, нежели мог вместить», «всегда был пьян, но умел скрыть свое опьянение: хотя и ходил, шатаясь, но старался не падать, по моло¬дости, и удерживаться на ногах...»
Филосгоргий (ок.365-425), явно предвосхищая будущие трудности с четким этническим определением выходцев из Скифии, о героях той поры замечал — «родом скиф из так называемых готов; ибо эти ски¬фы делятся на множество разных племен».** Из этого «множества» германофилы, поддерживающие авторитаризм в науке упорно выде¬ляют одних «так называемых готов» и дают им однозначно прогер¬манские привязки. Хотя даже готы-скандинавы (если не учитывать их происхождение от ушедших на север еще до нашей эры части ге-тов) устремлялись во П в. н.э. на юг всего на «грех кораблях» (не бо¬лее 450 человек, мужчин). Это ли сотни тысяч скифов, громивших в IV-V вв. до н.э. мировую империю?!
Из времени Феодосия, делавшего ставку на сипы Скифии, гроз¬но входят в историю полиэтничные дружины Алариха (силы всех переселенцев во Фракию), взявшие в 410 г. Рим, что стало еще од¬ной известной датой завершения античности и начала средневеко¬вья. Прорываются на Запад Европы и Север Африки аланы и ван¬далы, взявшие Рим в 455 г. и давшие понятие «вандализм». После¬дний римский император Ромул Августул и свергнувший его Одоакр происходили от родителей, верно служивших «царскому ски¬фу» Аттиле —тот боготворил скифский меч и округу Меотиды (При¬азовья). Почти все герои этого натиска — уроженцы западных и южных регионов Скифии (Сарматии), земель северо-восточнее Ду¬ная и восточнее Вислы. Существование в этой среде и в этом натис¬ке славян ныне доказывается множеством фактов, что целесообраз¬но учитывать и всовременной политике.***
----------------------
*ВДИ, 1948. №3. С.243,274,275-283. 208
**Там же. С.282.
***См. литературу в каталогах ведущих библиотек о происхождении и ран¬ней истории славян.

Можно ли без учета хотя бы приведенных фактов оценивать лич¬ность Феодосия Великого и его реальный вклад в мировую исто¬рию?! Объективно —нет. Замалчивание «скифского следа» в судь¬бе Феодосия Флавия — один из ярких примеров сложной глобаль¬ной информационной политики последних нескольких веков. Труд¬но принять версии, что многочисленные факты в пользу существо¬вания мощной раннесредневековой Скифии (державы «князя Роша») не суммируются и не пропагандируются «случайно». Реальный уровень науки и политики подобных «случайностей» давно не тер¬пит. Если Скифия меняла или имела разные названия, в ней со вре¬менем к власти приходили разные группы в опоре на разные княже¬ния и этносы, то это не причина игнорировать мощь и влияние этой северной державы, ее царей и вооруженных сил. Феодосии Флавий явно не игнорировал их.

Вписывать деяния Феодосия Великого в историю отечественной философии, отчасти – сложно. Но Афанарик и Модар, Аларих и Стилихон, Гайна и  Фравит (Фрабит),  десятки других славных выходцев из Скифии той поры, ярко проявили себя в философии исторического действия. Как затем это ярко показал и Аттила.
http://proza.ru/2009/05/22/499

Стоит дать какой-либо наукообразный текст, как демонстративно начинаются какие-то сложности Интернета. Возможно, шпионские программы свое отрабатывают...