13. Малые скифы, Юстиниан 1, Горда, Боярикс

Петр Золин
 
 
Император Юстиниан со свитой. Феодора со свитой. Мозаика в баптистерии Сан-Витале в Равенне, уникальна тем, что является прижизненным изображением (546—547 годы), а также сохранившимся до наших дней. http://ru.wikipedia.org/wiki/Императрица_Феодора

«Малые скифы», Юстиниан 1, Горда, Боя


Малая Скифия как индикатор Великой

Влияние Скифии у низовий Дуная было сильным задолго до нашей эры. Например, при царе скифов Атее, воевавшим с Филиппом Македонским – отцом Александра.
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/002a/02110033.htm
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/002a/02110036.htm

Народы Скифии в III в. н. э., особенно во времена скифских царей Аргунта (Фарсанта) и Хрисогена, царя-короля Книва (Овида, Хумула: 251-283), усилили тотальный натиск на Римскую империю, а выходцы из этих народов - типа гето-алана Максимина - становились даже римскими императорами. Учитывая рост влияния северян в империи, императоры официально выделили на римской территории южнее низовий Дуная провинцию Скифия. Она заселялась преимущественно выходцами из Скифии и рассматривалась опорной базой для проведения проримской политики по отношению к Скифии Великой (которую упоминают и русские летописи). Эти традиции продолжаются особыми отношениями Болгарии и России, где ярок и "новгородский след" эпических времен – Садко и Василия Буслаева.
Столицей провинции были Томы (Томеи), позже слившиеся с Констанцей на берегу Черного моря. Города созвучных названий указавались в Приазовье, во Фракии и Иллирии. Названия вели от древнего "темну" (демну) - делю на части, рублю, (сруб, "дом"), секу, что по смыслу близко позднему "сечь" (засека, межа, граница). По эпосу, именно здесь Медея и аргонавты якобы разрубили на части Апсирта (брата Медеи) и разбросали по земле, чтобы остановить погоню. Рим упорно привлекал Малую Скифию к тотальной политике "разделяй и властвуй!"
Римская Скифия (будущая Добруджа) веками была индикатором развития и всей Великой Скифии, а традиции таких взаимосвязей затем перешли в линию Болгария - Россия, где для Запада "болгары" (волгари ?) - тоже символ "вульгарности". Но земли гета Замолксиса тысячи лет оставались одним из важнейших духовных центров всей Скифии. Недаром еще в IV в. до н. э. за эти земли сражался с отцом Александра Македонского (Филиппом) скифский царь Атей.

Христианские традиции здесь складывались с первых веков нашей эры.
Епископом «римской» Скифии при Диоклетиане с конца III в. н. э. был Евангелик. При Лицинии, противнике Константина Великого - Тит (Теоген), близкий и по имени праславянам. Возможно он, или другой епископ, участвовал в Никейском соборе 325 (323) г., когда под руководством Константина Великого христианство окончательно превращалось в официальную религию империи. Счет христиан Великой Скифии шел уже на десятки и сотни тысяч.
Эти христиане - как проводники имперской политики, "агенты византийзма" - были изгнаны именно сотнями тысяч из Скифии (Сарматии) мощнейшим восстанием 332 г. Константин всех устроил на землях империи, а десятки тысяч северных христиан пополнили имперскую армию. На Втором Вселенском соборе был заметен томский епископ Терентий.
Различных подтверждений высокой христианизации народов всей Скифии с каждым годом выявляется все больше.
Христианское надгробие Евтропия в Керчи датировано 304 г. Херсонский епископ Капитон и боспорский (приазовский) епископ Кадм (в VI в. Приазовье крестил уже Кадрост) участвовали в Никейском соборе, тоже поддержали соответствующие религиозно-философские решения. Рим пытался рассматривать свою Скифию как столичную округу всей громадной Скифии.
Около 444 г. о доминирующей скифской церковной традиции было позднеантичными авторами замечено: "...Если церквами правили люди мужественные, их папства не меняли ранее принятую веру. Говорят, что и скифы по этой причине устояли в своей прежней вере. Этот народ имеет много городов, селений и укреплений (Русь, по эпосу скандинавов - Гардарика: "городов страна": П. 3.). Здесь и поныне господствует исконный обычай иметь одного епископа церквей всего народа ("патриарха всея Скифии": П. З.)..."

Столицей всего скифского народа "служит Томея, большой и богатый приморский город (рядом Константин Великий поставил крепость Констанцию; позже города слились: П. 3.)...". Несколько веков романизации скифов и селекция их большей частью по линии брюнетов в округе приводила к формированию "румын" на землях геюв, даков, агафирсов  и скифов. Северяне и "румыны" международными элитными группами во имя глобальной политики с веками умело противопоставлялись, а итоги такой политики видны ныне.
У дунайских рубежей Скифии стояли города Новэ и Новиедун (как и Неаполь Скифский они иногда попадают в пращуры славянского Великого Новгорода). Уже в I-II вв. на Дунае известны крепости Русе и Славени, Кий, где стояли "скифские" - словено-русские - гарнизоны. "Дук Скифии" входил в число "именитых мужей" всей Римской империи: римская Скифия вместе с соседними Мезией, Понтом и Иллириком имела собственные комиты "денежных милостей" ("социального обеспечения") и "торговых сношений" (развития предпринимательства).
Епископом Том (Томеи) в 390-412 гг. был Тотим, видный мыслитель и церковный писатель,  "родом славянин" (ВДИ. 1948. № 3. С. 310, прим. 1). По традициям со времен Анахарсиса и Абариса, он склонялся к аскетизму: "....Постоянно носил длинные волосы, в каковом виде первоначально стал заниматься философией, и был воздержан в образе жизни; для принятия пищи он не имел одного определенного времени, а ел или пил тогда, когда чувствовал голод или жажду. Мне кажется, философу свойственно и эти потребности удовлетворять по мере надобности, а не по изнеженности". Последней ремаркой философ Гермий Созомен мог выразить и мнение самого Теотима (Феодима).
Теотим был соратником Иоанна Златоуста (ок. 347-407), видного богословского философа и оратора, патриарха Константинополя в период тотального влияния в Царьграде и округе выходцев из Скифии. Скифские войска летом 378 г. под Адрианополем, не раз привлекавшем русские войска и позже, сокрушили отборную римскую армию и убили императора Валента, унижавшего епископов Скифии (одного Валент даже отправил в ссылку).
Народы Скифии вели натиск на империю и завоевания во многом под флагом "Арианства", которое - по сути - разделял и Константин Великий (он не принимал крещения до самой смерти). Римская Скифия формировала православие - более "оборонительное учение", обычно спокойное и менее пригодное для покорения других народов. Здесь для распространения новой меры больше требовались внушения и убеждения с помощью молитв, "веры и любви".
Именно Теотим "простер силу веры и любви на дикие орды, путешествовал по стране, занятой ими, и молитвою  побеждал свирепость их; привыкших к грабежам старался смягчать любовью благотворительною, угощал и ласкал их подарками". Тем он продолжал привычную многовековую политику "задабриваний", какую проводили южные империи по отношению к северянам. Подобную политику затем вела Византия в контактах с народами округи Руси. Стены многовековых табу на эту и подобную информацию рушатся.
Теотима по жизни и просветительской деятельности признавали видным христианским философом, автором кратких и привлекательных трактатов, образцов древнего красноречия, чем славился и Анахарсис. Содержание трактатов известно по небольшим цитатам в работах других авторов. Сохранились и названия этих сочинени: "На Бытие", "Об учении Спасителя", "Против идолов"...
Историки богословия не исключают Теотима и других философов Малой Скифии из истории русской церкви. Нет смысла и исключать их из истории отечественной философии.

Как представитель Скифии и Фракии, Теотим присутствовал на собраниях собора 399 г., когда Златоуст рассматривал дело епископа Антонина из Эфеса (город основан "амазонками", вышедшими из Скифии; стал последним пристанищем Богородицы). Славянский философ привлекал внимание "убогими одеждами" и строгим аскетизмом, что ранее оказывалось характерным скифским мудрецам.
Епифаний (не Премудрый) в 402 г. настоятельно потребовал от Златоуста и его соратников повторно осудить сочинения Оригена (ортодокса христианства), Теотим - скифо-славянин - мудро заметил:
"Нет, Епифаний, я не хочу оскорблять того, кто блаженно почил, и без соборного рассуждения не смею (оскорблять того), покуситься на такое богохульное дело, чтобы осудить то, чего не отвергли наши предшественники". Затем он привел некоторые места из сочинений Оригена и доказал их близость истине и полезность церкви. По своему разумению добавил: "Те, которые осуждают.... книги, не замечают, что осуждают и (все) то, что написано в сих книгах". Полезные зерна истины надо уметь находить везде, не оскорблять память "блаженно почивших" Это ли не мудрость северных мыслителей?!
Славянизация Малой Скифии, земель Замолксиса (гетами и стали называть славян), наблюдалась с первых веков нашей эры. 

Уже при императоре Валенте (правил: 364-378), по армянским источникам, здесь обитали "двадцать пять поколений (родов?) славянских". Северяне и "семь славянских родов (народов)" известны в Болгарии до 686 г., они частью пришли от Приазовья с болгарами Аспаруха  (Седов В. В. Славяне в раннем средневековье. М., 1995, с. 70, 85, 87, 187 и др.).
Скифская епархия с центром в Томах была заметна своими просветителями и позже Теотима. Тимофей (431 г.), Иоанн (умер около 448) выступали против несториан и евтихиан. Александр был на соборах 449 и 451 г., посещал Царьград. Теотим II состоял в переписке с императором Львом I Великим, по воле которого был вырезан влиятельный скифский род аланов Аспаров (славянского князя Испора, в русском эпосе). Аспары влияли на смену нескольких императоров Византии.

Епископ Патерн известен около 520 г. (его ритуальное блюдо найдено в составе Перещепинского клада конца VII в. под Полтавой). Около 549 г. упоминался епископ Том Валентиан. Затем при натиске новых групп славян, аваров и болгаров примерно на три века сведения о епархии почти исчезают. Епархия Том (Малой Скифии) вновь проявляет себя при болгарском царе Льве Премудром (886-911), когда вновь усиливается процесс христианизации северных княжений Руси. Наследие этой епархии в христианстве Румынии и Болгарии требует специального изучения. Здесь немало привлекательного и для новгородских исследователей.

Десятки килограмм золотых и серебряных вещей Перещепинского клада хранятся в Эрмитаже. В составе клада есть перстни со знаками придонских (приазовских) царей Органа (Гостуна) и Кубрата, принявших христианство около 619 и до 641 г. - родичей основателя Болгарии царя Аспаруха. Византия в начале средних веков заимствовала от народов Скифии тяжелые луки и железные стремена, кафтаны и сабли, ряд других вещей (Советская археология. 1991. № 3. С. 101). Славянские корни выявляются в родах императоров Юстинов и Юстинианов (Устинов), Фоки и Апсимара, нескольких других. Тень "славянизации", во многом переселенцами из "русских княжений", ложится на фигуры видных византийских мыслителей. Частью именно отсюда и столь большое почитание "отцов церкви" на Руси и в России.
http://proza.ru/2009/05/20/893

Имея столь мощный оплот христианства у низовий Дуная, Византия была не прочь иметь подобное у низовий Дона и Волги, в округе Кавказа.

Убийство скифского полководца и мыслителя Виталиана , по сути, способствовало утверждению у императорской власти Юстина (Устина) и Юстиниана (Устиниана), у которых тоже находят славянские корни. http://proza.ru/2009/05/22/158
http://hronos.km.ru/biograf/bio_yu/yustinian1.html и др.

В апреле 527 г. Юстиниан был провозглашен императором римлян наряду со своим дядей. Он вступил на престол вместе со своей знаменитой супругой Феодорой, а спустя четыре месяца Юстин скончался от болезни. И подданные, и соседние народы сразу почувствовали жесткую руку нового императора (Прокопий: «Тайная история»; 8, 9, 13, 14). В делах веры тот старался придерживаться православия и в 529 г. поднял великое гонение на язычников и всякую ересь, причем имущество их велел отбирать в казну. Император обнародовал указ, согласно которому язычники и еретики не допускались на государственную службу (Феофан: 521).
«Справедливо, — писал Юстиниан, — лишать земных благ того, кто неправильно поклоняется Богу». (Дашков: «Юстиниан Великий»). Храмы этих еретиков и особенно тех, которые исповедовали арианство, и все их имущество он велел отписать в казну (Прокопий: «Тайная история»; II). Гонения не коснулись только монофизитов, ибо им открыто покровительствовала умница-императрица.

Действительно ли это было или они договорились так между собой, чтобы один защищал исповедников одного течения, а другой — противоположного — неизвестно (Евагрий: 4; 10). Однако они сочли нужным сделать вид, что в религиозных спорах идут противоположными путями (Прокопий: «Тайная история»; 10). Что же касалось нехристиан, то в их отношении Юстиниан высказывался еще более сурово: «Язычников не должно быть на земле!» Тогда же была закрыта Платоновская Академия в Афинах (Дашков: «Юстиниан Великий»).
Против самаритян, отказавшихся креститься, были двинуты войска. В результате трехлетней ожесточенной войны (529—532 гг.) более 20 000 из них было убито, еще двадцать тысяч продано в рабство за границу, а остальные приняли насильственное крещение. Полагают, что в Самаритянской войне погибло около 100 000 римских подданных, а плодородная провинция превратилась в пустыню, покрытую пеплом и развалинами (Гиббон: 47).
Корыстолюбие Юстиниана не знало границ. По словам Прокопия, он со всей земли забирал в свои руки частное имущество римлян, на одних возводя какое-нибудь обвинение в том, чего они не совершали, другим внушив, будто это имущество они ему подарили. Многие же, уличенные в убийстве или других подобных преступлениях, отдавали ему все свои деньги и тем избегали наказания за свои прегрешения. Он учредил множество монополий, продав благополучие подданных тем, кто не гнушался идти на такую мерзость. Сам он, получив плату за такую сделку, устранялся от этого дела, предоставив тем, кто дал ему деньги, возможность заправлять делом так, как им заблагорассудится (Прокопий: «Тайная история»; 8,19).

Несмотря на царящее везде беззаконие, именно в царствование Юстиниана были проведены важные реформы в области права. В середине VI века старое римское право из-за массы новых, часто противоречащих друг другу императорских и преторских эдиктов превратилось в запутанное нагромождение плодов юридической мысли, предоставлявшее искусному толкователю возможность вести судебные процессы в ту или иную сторону, в зависимости от выгоды. В силу этих причин, едва заняв трон, Юстиниан распорядился провести колоссальную работу по упорядочению огромного количества указов правителей и всего наследства античной юриспруденции. В 528—529 гг. комиссия из десяти правоведов кодифицировала указы императоров от Адриана до Юстиниана в двенадцати книгах «Кодекса Юстиниана». Не вошедшие в этот кодекс постановления были объявлены утратившими силу. К 534 г. было выпущено 50 книг «Дигест» — юридического канона по обширному материалу всего римского законодательства. По окончании деятельности комиссий Юстиниан официально запретил всю законотворческую и критическую деятельность юристов. Комментировать и толковать законы стало отныне нельзя. Это сделалось исключительной прерогативой императора (Дашков: «Юстиниан Великий»). Жившие на землях империи выходцы из Скифии неизбежно этим законам подчинялись.

Когда в 532 г. власть висела на волоске, свои надежды Юстиниан возложил на полководцев Велисария и Мунда – тоже полиэтничных «скифов». Велисарий только что вернулся с войны с персами и привел с собой множество копьеносцев и щитоносцев. Мунд же начальствовал над варварами-герулами (Прокопий: «Войны Юстиниана»; 1; 24), имевшими ранее базы у Дона. В результате страшной резни в столице было перебито около тридцати тысяч человек (Дашков: «Юстиниан Великий»). Узурпатора Ипатия стащили с трона и отвели вместе с Помпеем к императору. На следующий день солдаты убили и того и другого, а тела их бросили в море. Юстиниан конфисковал их имущество, а также имущество всех других членов сената, которые приняли их сторону (Прокопий: «Войны Юстиниана»; 1; 24). Неслыханная жестокость, с которой была подавлена «Ника», надолго устрашила римлян. Дальше, почти до самой смерти, Юстиниан правил спокойно.


В 532 г., после заключения мира с Персией, Юстиниан сосредоточил свои усилия на возвращении захваченной вандалами Африки. В качестве повода для начала войны были использованы внутренние распри в Вандальском королевстве. Еще в 531 г. свергнув и убив дружественного римлянам Хильдерика, власть в Карфагене захватил узурпатор Гелимер. Юстиниан объявил ему войну, хотя большинство сената высказалось против этой затеи. В июне 533 г. на шестистах судах в Африку было отправлено 15-тысячное войско под командованием Велисария. В сентябре римляне высадились на африканском берегу, осенью и зимой 533—534 гг. под Дециумом и Трикамаром Гелимер был разбит, а в марте 534 г. сдался Велисарию.

Сразу вслед за тем началась Итальянская война. Летом 535 г. две небольшие, но хорошо обученные и оснащенные армии вторглись в пределы остготской державы: Мунд захватил Далмацию, а Велисарий — Сицилию. С запада Италии грозили подкупленные римским золотом франки. Устрашенный король готов Теодат начал было переговоры о мире и соглашался уже отречься от престола, но в конце года Мунд погиб в стычке, а Велисарий спешно отплыл в Африку на подавление солдатского мятежа. Теодат, осмелев, прервал переговоры и заключил под стражу императорского посла.

Здесь и усиливается активность выходцев из Скифии. Зимой 558-559 годов кутургуры во главе с их вождем Заберганом, заняли Фракию. Отсюда один отряд (one band) был направлен разорять Грецию, другой захватил Херсонес Фракийский, а третий, конный отряд, направился под предводительством самого Забергана на Константинополь. Полчища болгар и славян  многих убили и взяли в плен. Когда варвары подступили к стенам столицы, Юстиниан мобилизовал всех способных носить оружие, выставил к бойницам городское ополчение цирковых партий, дворцовую стражу и даже членов сената. Командовать обороной он поручил Велисарию. Нужда в средствах оказалась такой, что для организации кавалерии Велисарий собирал лошадей из императорского ипподрома, из богоугодных заведений и даже брал их у зажиточных горожан. Император приказал готовить корабли для того, чтобы отправиться на Дунай и отнять у варваров переправу. Узнав об этом, болгары и славяне просили через посла позволить им беспрепятственно возвратиться на свою сторону Дуная, Юстиниан послал к ним племянника Юстина и пощадил их (Феофан: 551).

В 562 г. был заключен мир с персами. Причем после двадцатилетней опустошительной войны границы обеих империй остались практически без изменений (Гиббон: 42).

Несмотря на поражения, мятежи, набеги варваров, разорение государства и обнищание народа, несмотря на мириады жертв, Римская империя хотя бы территориально все-таки возродилась. Заплаченная за это цена была огромна, и уже современники Юстиниана ясно сознавали, что она неоправданно велика. Сам император к концу жизни как будто охладел к честолюбивым мечтам своей молодости. Он увлекся теологией и все меньше и меньше обращался к делам государства, предпочитал проводить время во дворце в спорах с иерархами церкви или даже невежественными простыми монахами. Летом 565 г. он разослал для обсуждения по епархиям догмат о нетленности тела Христова, но результатов его уже не дождался: он умер между 11 и14 ноября (Дашков: «Юстиниан Великий»). http://hronos.km.ru/biograf/bio_yu/yustinian1.html


На севере персы воевали в прикавказских странах, с лазами (в Лазике, современном Лазистане), стараясь пробиться к Черному морю. Лазика находилась в то время в зависимости от Византии. Юстиниану после больших трудов удалось купить перемирие на пять лет за уплату крупной суммы денег. Но, в конце концов, бесконечные военные столкновения утомили и Хосрова. Между Византией и Персией был заключен мир на пятьдесят лет. Благодаря историку Менандру, [+32] сохранились точные, подробные сведения о переговорах и об условиях самого мира. Император обязался ежегодно платить Персии очень большую сумму денег и выговорил у персидского царя религиозную терпимость для христиан, живших в Персии, но под непременным условием не вести в ней дальнейшей христианской пропаганды. Что было важно для Византии, это согласие персов очистить Лазику, прибрежную область на юго-востоке Черного моря. Другими словами, персам не удалось утвердиться на берегах Черного моря, которое осталось в полном распоряжении Византии. Последнее обстоятельство имело крупное политическое и торговое значение. [+33]

Иной характер имели оборонительные войны на севере, т. е. на Балканском полуострове. Как было сказано выше, северные варвары, болгары и, по всей вероятности, славяне опустошали провинции полуострова еще при Анастасии. При Юстиниане славяне являются впервые под своим собственным именем (с к лавин ы у Прокопия). В его время славяне уже гораздо более густыми толпами и отчасти болгары, которых Прокопий называет гуннами, почти ежегодно переходят Дунай и углубляются далеко в византийские области, предавая огню и мечу проходимые местности. Они доходят, с одной стороны, до предместий столицы и проникают к Геллеспонту, с другой стороны, в Греции до Коринфского перешейка и к западу до берегов Адриатического моря. При Юстиниане же славяне уже показали свое стремление к берегам Эгейского моря и грозили Фессалонике (Солуни), второму после Константинополя в империи городу, который вместе со своими окрестностями вскоре сделается одним из центров славянства на Балканском полуострове. Императорские войска с громадным напряжением боролись со славянскими вторжениями и очень часто заставляли славян уходить снова за Дунай. Но уже почти наверняка можно сказать, что не все славяне уходили обратно; некоторые из них оставались, так как войскам Юстиниана, занятым на других театрах войны, было не под силу до конца доводить ежегодные операции на Балканском полуострове. Эпоха Юстиниана важна именно тем, что она на Балканском полуострове положила основание славянскому вопросу, который к концу VI и началу VII века получит для Византии уже первостепенное значение.

Гуннская опасность чувствовалась не только на Балканах, но и в Крыму, [*3] который частично принадлежал империи. Здесь были знамениты тем, что сохраняли в течение веков в варварском окружении греческую цивилизацию, два города - Херсонес и Боспор. Эти города играли важную роль в торговле между империей и территорией современной России. В самом конце V века гунны захватили равнины полуострова и стали угрожать византийским владениям на полуострове, также как и маленькому готскому поселению вокруг Дори в горах, под византийским протекторатом. Под влиянием гуннской опасности Юстиниан построил и восстановил многие форты и возвел длинные стены, следы которых еще видны, [+35] своего рода limes Tauricus, который обеспечивал эффективную защиту. [+36] http://hronos.km.ru/libris/lib_we/vaa131.html#vaa131para02

Индоевропейское имя Гордий известно с эпических времен. Знаменит и «гордиев узел»
согласно греческой легенде, это крайне запутанный узел, которым около трех тысяч лет назад фригийский царь Гордий привязал ярмо к дышлу телеги. Оракул предсказал: развязавший узел получит господство над миром. Александр Македонский в 334 до нашей эры в ответ на предложение распутать узел разрубил его мечом ("разрубить Гордиев узел" - принять быстрое и смелое решение запутанного и сложного вопроса).

Фригия была близка Каппадокии, где тоже хватало переселенцев из Скифии.
Отцами церкви, увековечившими имя Каппадокии для христианского учения оказались три её уроженца: Василий Великий (епископ Кессарии Каппадокийской), Григорий Нисский (епископ Ниссы, младший брат Василия) и Григорий Богослов (епископ Сасимский), жившие в IV веке. Василий первый занял епископскую кафедру в Кападокии и, нуждаясь для борьбы с арианством в верных ему хорепископах, пригласил на епископские кафедры своего брата и близкого друга. Они пошли путем т. н. «каппадокийского синтеза», интерпретируя ценности античной философии и культуры в свете христианского откровения.
Великие каппадокийцы разработали учение о единосущной Троице, в которой Отец, Сын и Святой Дух признаны разночинными и единосущными, тождественными во всем, кроме своих ипостасей — свободных «личностей внутри Божественного единства», которое остается общепринятом в основных христианских конфессиях и ныне. Они внесли значимый вклад в христианское богословие, строго разграничив понятия «сущности» и «ипостаси» Бога.[26][28]
Кроме этого, каппадокийцы (прежде всего Григорий Нисский и Григорий Богослов) отождествили понятия «ипостась» и «лицо» (до них понятие «лицо» в богословии и философии было описательным, им могли называть маску актера или юридическую роль, которую выполнял человек). Следствием этого отождествления стало возникновение нового понятия «личность», неизвестного ранее в античном мире.[29]
Стоит отметить третье значимое для культуры понятие, введенное Великими Каппадокийцами — праздник Рождества. Впервые он становится известным в Каппадокии при Василии Великом, которому принадлежит первое «Слово на Рождество Христово». Очевидно, он и ввёл этот праздник в 370-е гг., а друг его Григорий Богослов перенёс его в Константинополь (откуда он распространился уже в качестве столичного нововведения).[30]
«Василианский» общежитийный монастырский устав, введенный Василием — до сих пор общепринят в православии.

Не очень популярен, но все же известен мученик Гордий. Жил в конце III века, происходил из каппадокийского города Кейсарии и был начальником (сотником) в римском войске. Сложив с себя должность сотника, он подвизался в пустыне. Когда император Ликиний воздвиг гонение на христиан, то Гордий пришел в город в то время, как язычники совершали праздник в честь бога войны Марса. Явившись в город, он провозгласил, что верует во Христа и презирает идолов. Градоначальник приказал жестоко мучить святого. «Господь мне помощник, и не убоюсь я, что сотворит мне человек!» говорил он во время мучения. Видя непреклонность св. Гордия, начальник переменил строгость на ласку и обещанием разных наград думал склонить его к отречению от Христа. Но мученик отвечал: «Ты не можешь дать мне ничего лучше и дороже царства небесного». Тогда начальник приказал казнить св. мученика. Когда вели св. Гордия на казнь, то некоторые советовали ему отречься от Христа хотя только на словах, в душе же остаться верующим. «А что сказал Господь в Евангелии? — говорил при этом св. мученик, — кто отвергнется от Меня перед людьми, отвергнусь от того и Я пред Отцом Моим на небесах». Осенив себя крестным знамением, спокойно склонил голову под меч палача. Память мч. Гордия совершается 3 января по старому стилю.
http://www.pobedaspb.ru/mucenik-gordii.html


 
http://ru.wikipedia.org/wiki/Каппадокия
http://ru.wikipedia.org/wiki/Гордий
Название «Фригия» произошло от имени фригийцев — народа переселившегося сюда с территории Македонии около 1200 г. до н. э.

Кто же такой Горда (времен Юстиниана) ?!

Горда (Грод и т.п.) - царь гуннов-христиан (вероятный последователь Виталиана), погибший в 527/528 г. в Приазовье при насильственном крещении окрестных народов. Еще при жизни Юстина I восстанавливались старые связи центра империи с Боспором, представлявшим собою античный культурный центр-регион с торговым населением, которое служило посредником в торговом обороте между империей и царствами на территории Скифии (России). С первых лет своего правления заботился об этих связях и Юстиниан I.
Из гуннов, контролировавших Приазовье, явился в Константинополь царь Горда, чтобы принять христианство (так в 619 г. поступит приазовский царь Гостун, а затем и Кубрат). Император был сам восприемником Горды из купели, щедро одарил своего крестника и отправил на родину, поручив блюсти интересы империи. Для выполнения такой акции требовался необходимый уровень хотя бы христианского образования.

С ним был послан на Боспор отряд имперской армии под начальством трибуна Далмация. Акция по времени совпадала с борьбой царицы Бои против врагов Византии среди собственных гуннов.
Отказавшись от языческой религии, Горда в Приазовье пошел вероломным путем - стал переплавлять на металл золотые и серебряные идолы. Эта ревностная вера царя и его сподручны вызвала недоверие и восстание соплеменников. Отступник от ранней веры Аттилы был убит , преемником был избран его брат Муагерий.
Опасаясь мести римского гарнизона, гунны вторглись в города, начиная с Керчи, и перебили солдат вместе с командиром. Когда весть о том дошла в Константинополь, Юстиниан снарядил экспедицию морем под начальством бывшего консула Иоанна и послал сухим путем большой отряд готов из Скифии под командой Годилы и Бадуария. Власть императора на Боспоре была вновь прочно утверждена, и стены города заново отстроены. Это один из ярких эпизодов многовекового приобщения жителей Великой Скифии к христианству.
Литература: Кулаковский Ю.А. История Византии. 518 - 602 гг.
http://www.russika.ru/t.php?t=2367
Позже царем Боспора стал потомок одного из бывших царей Тиберий Юлий Диуптун. В Боспоре расселились союзники византийцев — готы, под командованием комеса Эвксинского Понта Иоанна и офицеров-готов Годилы и Вадурия (Бадурия). Впоследствии Боспорское царство становится центром византийского административного округа.
По приказу Юстиниана на южном берегу Крымского полуострова была создана мощная оборонительная система, включающая несколько опорных пунктов. Основными узлами обороны были построенные византийцами крепости Алустон (Алушта), Горзуиты (Гурзуф) и укрепленный пункт в Симболоне (Балаклава). В конце VI века у Судака существовало византийское береговое укрепление. Византийский историк Прокопий Кесарийский писал:
 «Что касается городов Боспора и Херсона, которые являются приморскими городами на том же берегу Эвксинского Понта за Меотидским болотом, за таврами и тавроскифами, и находятся на краю пределов римской державы, то, застав их стены в совершенно разрушенном состоянии, Юстиниан сделал их замечательно красивыми и крепкими. Он воздвиг там и два укрепления, так называемое Алуста и в Горзубитах. Особенно он укрепил стенами Боспор; с давних времен этот город стал варварским и находился под властью гуннов; император вернул его под власть римлян. Здесь же, на этом побережье есть страна по имени Дори, где с древних времен живут готы, которые не последовали за Теодорихом, направлявшимся в Италию. Они добровольно остались здесь и в мое еще время были в союзе с римлянами, отправлялись вместе с ними в поход, когда римляне шли на своих врагов, всякий раз когда императору было это угодно. Они достигают численностью населения до трех тысяч бойцов, в военном деле они превосходны, и в земледелии, которым они занимаются собственными руками, они достаточно искусны; гостеприимны они больше всех людей.
Сама область Дори лежит на возвышенности, но она не камениста и не суха, напротив, земля очень хороша и приносит самые лучшие плоды. В этой стране император не построил нигде ни города, ни крепости, так как эти люди не терпят быть заключенными в каких бы то ни было стенах, но больше всего любили они жить всегда в полях. Так как казалось, что их местность легко доступна для нападения врагов, то император укрепил все места, где можно врагам вступить, длинными стенами и таким образом отстранил от готов беспокойство о вторжении в их страну врагов». http://acrimea.narod.ru/p4.htm

Царица Боа (Боя, Воа) происходила из царствующих гуннов Поволжья.

Дадим слово почти свидетелю той поры.
Иоанн Малала ХРОНОГРАФИЯ КНИГА XVIII
http://www.vostlit.info/Texts/rus15/Malalas/text.phtml

В то же время василевс (император Юстиниан) издал божественный указ о епископах, орфанотрофах, 13 экономах 14 и ксенодохах, 15 [а именно:] каждый пусть составляет завещание, но только в отношении того имущества, которое он имел до того, как занять эту должность; пусть только это он завещает. И немедленно, как только он назначался, указывалось его имущество.

В то же время были частично восстановлены Сики и театр, и стены их, и переименованы они в Юстинианополь.

В то же время присоединилась к римлянам Воа, предводительница гуннов-савиров, женщина по мощи и разуму подобная мужчине, вдова, мать двух малых сыновей, имевшая под своим началом сто тысяч. Она после смерти своего мужа Влаха управляла областями гуннов. Василевс Юстиниан, подарив ей много царской одежды, различной серебряной посуды и немало денег, побудил ее захватить в плен двух других предводителей гуннов, которых Кавад, царь персов, склонил к союзу с ним против римлян.
Эта самая предводительница Воа настигла их, направлявшихся в Персию к царю Каваду с большим двадцатитысячным войском, которое полностью погибло в схватке. Захватив одного из этих предводителей по имени Тиранкс, она отправила его связанным в Константинополь к василевсу Юстиниану, который повесил его на той стороне [Золотого Рога], вблизи св. Конона. Другой вождь тех же самых гуннов Глом был зарублен в битве воинами предводительницы [Воа].

В то же время и находящийся близ Боспора предводитель гуннов по имени Грод присоединился к тому же василевсу. Он пришел в Константинополь и был [там] крещен. Сам василевс стал его восприемником и, богато одарив, отпустил его домой с тем, чтобы он охранял области римлян и Боспор. Этот город построил Геракл, [пришедший] из Испании, и повелел, чтобы [его жители] ежегодно платили дань римлянам вместо денег быками. Он дал городу имя Дань быков, которую и приказал платить. В том же городе он разместил отряд римских солдат, которые были италийцами, называемыми испанцами. 16 [470]

Дал он им и трибуна с тем, чтобы он нес охрану вместе с ними. В этом городе шел обмен между римлянами и гуннами.

Этот самый вождь, став христианином и отправившись в свою землю близ Боспора, застал там своего брата. Оставив его вместе с войском гуннов, он удалился. Эти гунны раньше поклонялись идолам. [Теперь же] они взяли, переплавили их, поскольку они были из серебра и электра, и обменяли в Боспоре, получив вместо них милиарисии. 17 Жрецы гуннов пришли в ярость, зарубили вождя и поставили вместо него его брата Мугела. Испугавшись римлян, они явились в Боспор и убили охраняющих город.

Услышав об этом, василевс назначил бывшего консула Иоанна комитом проливов 18 Понтийского моря. 19 Он послал его с войском готов, приказав находиться в так называемом Иероне в устье Понта. Василевс выступил против гуннов, послав по понтийскому морю суда с солдатами и экзархом. Также и по суше он отправил большое войско со стратигом Вадуарием. Услышав об этом, варвары бежали, и мир установился на Боспоре, населенном римлянами.

В то же время случилось так, что инды, так называемые аксумиты и омириты, 20 начали войну друг с другом. Причина войны следующая.

Царство аксумитов расположено дальше омиритов, а омириты живут близ Египта. Римские торговцы через земли омиритов приходят к аксумитам и в другие дальние царства индов. Существует семь индийских и эфиопских царств: три индийских и четыре эфиопских, находящихся на востоке вблизи океана. Когда купцы пришли торговать в страну омиритов, то узнавший об этом царь омиритов Димн убил их, а все их товары забрал. Он говорил, что христиане римляне плохо обращаются с иудеями в их собственных землях и ежегодно многих из них убивают. От этого пострадала торговля. Царь же аксумитов заявил царю омиритов: “Ты плохо сделал, что убил римских христианских торговцев и что нанес вред моему царству”. По этой причине они начали друг с другом войну. Готовясь к войне, царь аксумитов дал обет: “Если одержу победу над Димном, царем омиритов, я приму христианство: ведь из-за христиан и воюю с ним”. Царь аксумитов, победив Димна и, взяв его в лен, убил его, уничтожил все его войско, захватил его землю и царский дворец.

После победы он послал двух своих приближенных и вместе с ними 200 человек в Александрию с просьбой к василевсу Юстиниану дать ему епископа и клириков, обучить и наставить в христианских таинствах, просветить святым крещением, а также просил, чтобы римляне взяли под свою власть всю индийскую землю. Все [это] было сообщено василевсу Юстиниану августалом Александрии Ликинием. Василевс приказал дать им того епископа, которого они хотят. Послы индов выбрали парамонария 21 монастыря Св. Иоанна в Александрии, человека богобоязненного, целомудренного, по имени Иоанн, которому [471] было около 62 лет. Взяв епископа и клириков, которых он назвал, они ушли в индийскую страну к своему царю Анду.

Все события и герои тяготеют к 528 г.

Иоанн Эфесский ИЗ «ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРИИ» ИОАННА ЭФЕССКОГО 

Публикация по изданию:  Древние славяне в отрывках греко-римских и византийских писателей по VII в. н. э.//Вестник древней истории.1941. № 1, стр. 230
В итоге славяне
На третьем году по смерти императора Юстина и правления державного Тиверия двинулся проклятый народ славян, который прошел через всю Элладу и по стране Фессалонике и по фракийским провинциям, взял много городов и крепостей, сжег, разграбил и подчинил себе страну, сел на ней властно и без страха, как в своей собственной. И вот в продолжение четырех лет и до тех пор. пока император был занят персидской войной и отправил все свои войска на Восток, вся страна была отдана на произвол славян; последние заняли ее и растеклись но ней на время, какое назначил бог. Они опустошают, жгут и грабят страну даже до внешних стен, так что захватили и все императорские табуны, много тысяч голов скота, и другие. И смотри - вот теперь 895-й год - они живут, сидят и грабят в римских провинциях, без забот и страха, убивая и сжигая; они стали богаты, имеют золото и серебро, табуны коней и много оружия. Они научились вести войну лучше, чем римляне; [и все же они] люди простые, которые не осмеливались показаться из лесов и степей и не знали, что такое оружие, исключая двух или трех дротиков.
http://www.adfontes.veles.lv/viz_slav/ioann.htm

В более поздней «Хронике Феофан» отмечено

Первый год правления императора Римского Юстиниана, Иоанна, епископа Иерусалимского, и Евфраимия Антиохийского.
В сем году Юстиниан Великий, будучи самодержцем, поставил в графы Востока патриция Армения, которому дал большое количество денег и приказал отправиться и возобновить Пальми-{135}ру, город, лежащий в Финикии Ливанийской, на внутреннем рубеже, назначивши ее местопребыванием для дука, которому поручил охранять святые места. 1-го же января, того же индиктиона, сделал консульские игры, на кои употребил такие огромные деньги, каких ни один перед тем царь не употреблял.
В этом же году персидский царь пошел войной против царя лазов, как перешедшего на сторону римлян, но император Юстиниан послал ему вспомогательное войско с тремя полководцами, Велизарием, Кириком и Петром, которых, однако, тот победил. Царь, негодуя на полководцев своих, что они, завидуя один другому, доставили неприятелю победу, отозвал их, а на их место отправил военачальником писца своего, Петра. Сразившись с персами, последний, при содействии лазов, одержал победу и множество их погубил.
В том же году присоединился к римлянам царь елуров по имени Гретис, и, пришедши в Константинополь с народом своим, просил Юсииниана сделать его христианином. Император крестил его в храме в день Богоявления, восприявши сам от купели; с ним вместе крестились сенаторы его и двенадцать родственников. С радостью отправился он в свою землю, обещавши царю дружбу и помощь, чем только пожелает он. Царь назначил военачальником Армении Цитта, мужа воинственного и весьма способного. Прежде Армения не имела полководца (;;;;;;;;;;;), но только дуков и комитов (;;;;;; ;;;` ;;;;;;;). В войске его служило множество армян, знакомых со всеми частями Армении. Юстиниан сверх того дал ему четыре восточных полка, и это войско было для римлян большою защитою и пособием; наконец царь выдал за него сестру царицы Феодоры, по имени Комито.
В том же году 61 присоединилась к римлянам некоторая жена из гуннов, называемых сивирами, варварка, по имени Воарикс 62, вдова, под властью которой находилось сто тысяч гуннов; она управляла ими в странах гуннских по смерти мужа своего, Валаха 63. Кавад склонил двух царей 64 других гуннских племен, живших далее во внутренних краях 65, по имени Стиракса 66 и Глониса 67, помогать ему в войне против римлян. Когда они проходили с двадцатью тысячами войска в Персию через владения царицы Воарикс, она напала на них и поразила наголову. Одного из {136} них, именно Стиракса, полонила и отослала в оковах к царю в Константинополь 68, а другого, Глониса, убила на сражении. Таким образом сделалась она союзницей и другом царю Юстиниану.
В том же году 69 царь 70 гуннов 71, обитавших близ Воспора, Гордас 72, присоединился к императору, сделался христианином и просветился, а император принял его 73, осыпал большими дарами и отправил в собственную его страну охранять римские пределы и город Воспор, названный так потому, что гунны ежегодно платили римлянам дань, вместо денег, быками. Юстиниан отправил туда же [арифм ромейских стратиотов]74 и трибунов 75 для охранения этого города и собирания положенной дани с гуннов.
[В этом городе происходила оживленная торговля 76 между ромеями и гуннами. 77] Царь гуннов, сделавшийся христианином, возвратясь в свою землю, пришел к брату своему, рассказал ему о любви императора и щедрости его, равно как и о том, что он крестился. Он собрал истуканы, которым гунны поклонялись и перелил их, потому что они были серебряные и янтарные 78. Гунны рассердились и сговорившись с братом его, убили его, а на его место поставили царем брата его, Муагера 79. Боясь, чтобы римляне не взыскали за него, вдруг напали на город Воспор и убили трибуна в нем Далмация с воинами его. Услышав о сем, император отправил туда консула 80 Иоанна, внука Иоанна Скифа, сына патриция 81 Руфина, с значительным вспомогательным войском из скифов 82, к которому присоединились вожди: Годилла из Одиссополя и Вадурий 83. Гунны, узнав о том, бежали и исчезли; таким образом в Воспоре воцарился мир, и римляне управляли им уже без всякой опасности. Между тем Юстиниан уничтожил все еретические церкви и отдал оные православным, исключая ариан Ексокионийских. Царь обнародовал Уложение об епископах, сиропитателях, экономах и странноприимцах, чтобы они не делали более духовных завещаний, довольствуясь тем, чем владели до вступления в сию должность, равно как принявши посвящение, не имели бы права располагать своею собственностью, которая вся принадлежала бы святому месту. Этот же император достроил общественную баню в Дагисфее, которую начал еще Анастасий; также устроил большое водохранилище посреди двора Базилики Илла.
http://shard1.narod.ru/biblio1.htm

Комментаторы уточняют следующее.

61 У Феофана А. М. 6020, т. е. 527/528 г., скорее 528 г., так как до этого говорится о единоличном воцарении Юстиниана I, которое приходится на 527 г. Источником этого фрагмента послужила «Хронография» Малалы (Mal. Chron., 430.20—431.16). Феофан опускает характеристику Боарикс, сообщение о том, что она привела с собой двух сыновей, о дарах Юстиниана I Боарикс и о казни Стиракса. В отличие от Малалы, упоминание о союзе Византии с гуннами у Феофана помещено не в начале, а в конце повествования. Вместе с тем Феофан вносит уточнения в текст источника: Стиракс и Глона — по Феофану, цари «внутренних гуннов», и в Персию они шли через земли Боарикс. Первое сопоставимо с обозначением гуннов Боарикс как «внешних гуннов» у Иоанна Никиусского (Jean de Nikiou, p. 390).
62 Греческие рукописи «Хронографии» Феофана дают чтения ;;;;;; em, ;;;;;; f, ;;;;;; xz; латинский перевод — Boazer, что не подтверждается ни одним греческим списком. У Малалы чтение ;;; ;;;;;;;;, т. е. «царица Боа» (Mal. Chron., 430.20—22,431.8). К сожалению, Феофан не употребляет имени в винительном падеже (;;;;;;;;?), что затрудняет ответ на вопрос о написании имени (слитном или раздельном) в его «Хронографии». К. де Боор предпочитает слитную форму, хотя ничто не препятствует тому, чтобы читать имя у Феофана раздельно: ;;; ;;;;;. Этимология имени спорна. Д. Моравчик принимает тюркскую этимологию: Bo —ariq (Morawcsik, Byzantinoturcica, II, S. 108). ;. Альтхайм отвергает ее, предлагая свою, основанную на тексте Иоанна Никиусского: эфиопская форма W;r;ks, по Альтхайму, указывает на произношение ; с придыханием и возводится им к среднеперсидскому (греч. — ;;’;;;;;;, ;;’;;;;;; среднеперс. — Varahr;n, Bahr;m с суффиксом k) (Altheim. Geschichte, II, S. 38). Доводы Альтхайма сомнительны: во-первых, неясно, почему следует отдать предпочтение форме, засвидетельствованной Иоанном Никиусским, во-вторых, Альтхайм упустил из виду, что сам Иоанн Никиусский указывает на «варварское» происхождение имени — «женщина, называемая на языке варваров Боарекс» (Jean de Nikiou, p. 390). Последнее предполагает этимологию скорее тюркскую, чем среднеперсидскую. Есть еще одно обстоятельство, ускользнувшее от внимания Альтхайма и Моравчика и позволяющее внести некоторую ясность, во всяком случае, в греческую традицию имени. Современник Малалы Прокопий в географическом описании Кавказа говорит о реке Боас (;;;; ;; ;;;;;;;), берущей начало поблизости от Цанских гор (Prok. Bell. Pers., II, 29, 14), и ниже добавляет, что по течению этой реки живут гунны, называемые сабиры (ibid., II, 29, 15). Эта река — один из притоков (или истоков?) Фасиса (ibid., II, 29, 16). Таким образом, имя царицы сабиров связывается с названием реки, у которой они обитали, и, может быть, происходит от него. Моравчик (отметим попутно отсутствие в его издании гидронима Боас) приводит также славянскую форму имени — Воа риксъ и форму английского перевода Иоанна Никиусского — queen Воа (Morawcsik. Byzantinoturcica, II, S. 108).
63 Греческие списки «Хронографии» Феофана дают только чтение ;;;;;, что отличается от ;;;`; (Блах/Влах) Малалы (Mal. Chron., 431.2). ;;;;; — тюркское имя из Balaq/Malaq (Moravcsik. Byzantinoturcica, II, S. 85—86).
64 В греческом тексте ;;;;;;;.
65 Слова «...другого племени внутренних гуннов...» отсутствуют у Малалы. Из сопоставления с Иоанном Никиусским (см.: «Хронография», комм. 61) можно заключить, что сабиры были «внешними» гуннами, а Стиракс и Глона — «внутренними». Впрочем, греческий текст допускает и другое толкование: «внутренние» гунны объединяли несколько племен, одно из них представляла Боарикс, другое — Стиракс и Глона.
66 Греческие списки «Хронографии» Феофана дают имя без разночтений ;;;;;;; у Малалы — ;;;;;; (Mal. Chron., 431.11). Стиракс — греческое имя, известное уже в античности, происходящее скорее от греческого ;;;;;; — «копье», чем от дигорского stur — «большой» (Zgusta. Personennamen, S. 412, § 1148; ср. S. 150, § 224). В этом смысле тюркская этимология (Moravcsik. Byzantinoturcica, II, S. 293; ср.: Altheim. Geschichte, II, S. 38) сомнительна. О. Мэнчен-Хэлфен предполагает, что Малала (а вслед за ним и Феофан) изменил незнакомое ему варварское имя в более привычную для греческого уха форму (Maenchen-Helfen. Names, р. 282).
67 Греческие списки «Хронографии» Феофана дают имя без разночтений ;;;;;;; у Малалы — ;;;`; (Mal. Chron, 431.13). О. Мэнчен-Хэлфен считает, что Феофан сохранил форму источника (Малалы), которая представляет собой грецизированный вариант персидского имени, встречающегося и в других местах «Хронографии», а также у Прокопия Кесарийского (Maenchen-Helfen. Names, p. 282).
68 Т. е. Юстиниану I.
69 Рассказ о гуннах Горды заимствован Феофаном у Малалы (Ма1. Chron., 431.16—433.2). Феофан опускает сообщение Малалы об основании Боспора Гераклом Испанским, о составе войска, посланного Юстинианом в Боспор («ромеи, или италийцы, называемые испанцами»), обмене переплавленных гуннских идолов на милиарисии в Боспоре, заговоре не просто гуннов, но гуннских жрецов, учреждении Юстинианом должности комита Понтийских проливов, и ряд других, менее существенных подробностей. Вместе с тем Феофан вводит в свое повествование подробности, отсутствующие у Малалы: ромеи должны охранять Боспор от гуннов и взимать с них дань, брат Горды причастен к его убийству, гунны уничтожают в Боспоре не только стратиотов, но и трибуна Далмация. Отсутствуют в «Хронографии» Малалы и имена Иоанна Скифа, патрикия Руфина, Годилы. Вероятно, Феофаном был использован какой-то вспомогательный источник, нам неизвестный. О покушении Муагериса на Горду говорит Михаил Сириец (XII в.): Горда был свергнут своим братом, войском и жрецами (Altheim. Geschichte, II, S. 19). Известна надпись, найденная в Тамани, с упоминанием строительных работ в городе. В. В. Латышев приурочил ее к событиям после подавления восстания гуннов и захвата ими Боспора, предложив датировку 533 г. (Латышев. Этюды, с. 658—660). В отличие от Латышева Ю. А. Кулаковский связывает надпись (по Кулаковскому, из Фанагории) с посольством готов к Юстиниану I для назначения им нового епископа в 548 г. (Кулаковский. К объяснению надписи, с. 194—196).
70 В греческом тексте — ;;;;; , в латинском переводе — rex.
71 По Ф. Альтхайму, имеются в виду крымские гунны (Altheim. Geschichte, II, S. 20). Д. Моравчик допускает, что в этом случае под гуннами подразумеваются оногуры в районе Меотиды (Morawcsik. Byzantium, p. 4l).
72 Греческие списки «Хронографии» Феофана дают чтения ;;;;;`; етг., ;;;;;;; d; перевод Анастасия — Gorda , Малала — ;;;`; (Маl. Chron., 431.17.). Этимология имени не вполне ясна. Д. Моравчик предлагает тюркско-венгерскую этимологию от ;;urda — «друг огуров» и тюркскую от Qurt — «волк» (Moravcsik. Byzantinoturcica, II, S. 114). Не отвергая точки зрения Моравчика, Ф. Альтхайм приводит также среднеперсидскую этимологию от gurd — «герой» (Altheim. Geschichte, II, S. 20). Китайское Juan—Juan соответствовало в древнетюркском Qurt, которое имело и значение «волк»; волк был тотемным зверем у тюркютов, в том числе западных; имя Qurt встречается в алтайских именах князей (Haussig. Exkurs, S. 355; cp. S. 429f.).
73 «принял его...» В греческом тексте — ;’  ;;;;;;;, в латинском переводе — susceptus est (Theoph. Chron., II, 133.18). Может быть, не просто принял (при дворе), но принял от купели, т. е. был восприемником при крещении. По Иоанну Никиусскому (Jean de Nikiou, p. 390) и Михаилу Сирийцу (Altheim. Geschichte, II, S. 19), Юстиниан I был крестным отцом Горды.
74 Византийская армия состояла из двух элементов: провинциального ополчения и императорского войска. Последнее делилось на четыри корпуса (тагмы): 1) схола; 2) экскувиторы; 3) вигла (или арифм); 4) гиканаты (Guilland. Institutions, I, р. 426; ср. р. 563).
75 В IV в. трибун командовал схолой, но уже до 441 г. он становится комитом схол; в подчинении у доместика числ (;;;; ;;;;;;;;), наряду с топотиритом и хартуларием, находились и трибуны, они соответствовали комитам других тагм (Bury. System, p. 53, 66).
76 В греческом тексте ;;;;;;;;;;;; , т. е. «сношения», «договор», «сделка», в том числе и торговые сношения.
77 Эта фраза отсутствует в переводе В. И. Оболенского — ;. ;. Терновского (Летопись Феофана, с. 137).
78 Сплав золота и серебра.
79 Греческие списки «Хронографии» Феофана дают чтения ;;;;;;;;; g; Малала — ;;;;;; (Mal. Chron., 432.12). Согласно Д. Моравчику, имя происходит от венгерского Mod’eri (Moravcsik. Byzantinoturciса, II, S. 192—193); возможно, — это вариант формы Magyar (idem. Byzantium, p. 41). По Иоанну Никиусскому, Муагерис крестился вслед за Гордой (Jean de Nikiou, р. 390).
80 Собственно экс-консул, почетный титул, появляющийся при императоре Маркиане (450—457). Юстиниан I часто награждал им своих приближенных (Guilland. Institutions, II, р. 46 sq.).
81 Один из высших титулов византийской табели о рангах. Был введен императором Константином I, не связывался с исполнением какой-либо должности и мог совмещаться с другими титулами (Bury. System, р. 27—28; ср.: Br;hier. Institutions, p. 102—103; Guilland, Institutions, I, p. 24).
82 У Малалы — готским (Mal. Chron., 432.17), у Иоанна Никиусского — скифским и готским (Jean de Nikiou, р. 391).
83 Греческие списки «Хронографии» Феофана дают форму ;;;;;;;;; в этом месте и ;;;;;;;;;; — в другом (см.: «Хронография», комм. 87) с латинским переводом Baudarius, Bandarius О (Theoph. Chron., II, 141.13), Малала — ;;;;;;;;;; (Mal. Chron., 432.21). Стратилат Фракии при Юстиниане I.
84 У Феофана А. М. 6031, т. е. 538/539 г. Скорее всего до весны 540 г., так как вслед за рассказом о нападении болгар, под тем же годом, помешено сообщение о вторжении Хосрова I в Сирию и захвате им Антиохии, что произошло весной 540 г. (см. СМН, IV, P. 1, p. 602; ср.: История Византии, I, с. 331 и след.). Повествование построено на соответствующем фрагменте «Хронографии» Малалы (Mal. Chron., 437.18—438.20) с существенными изменениями•: у Малалы речь идет о гуннах, у Феофана — о болгарах, согласно Малале после этого набега наступает мир, по Феофану походы гуннов — болгар прекратились позже (см.: «Хронография», 539/540 г.). Об остальных отклонениях Феофана от источника см. ниже в комментарии к данному фрагменту. Д. Моравчик считает, что Малала под гуннами подразумевал болгар, и ссылается на это место в параграфе о болгарах в VII—; вв. — явное недоразумение, так как Малала — автор VI в. и в своей «Хронографии» нигде прямо не называет болгар гуннами. Наряду с этим Малала применяет к болгарам другой архаизирующий этноним: о войске Ахилла у него сказано, что оно состояло из тех, кого «тогда называли мирмидонами, а теперь называют булгарами» (Mal. Chron., 97. 20—21). Впрочем, Моравчик сомневается в принадлежности этой фразы авторскому тексту Малалы: возможно, она появилась в результате интерполяции (Moravcsik. Byzantinoturcica, II, S. 207; ср. S. 234).
85 В греческом тексте — ;;;;;;;, в отличие от «Хронографии» Малалы, где речь идет лишь о «стратигах гуннов» (Mal. Chron., 437.19), хотя ниже (ibid., 438.8) Малала все же называет их ;;;;;;;.
86 Друнг — до ; в. военное подразделение в византийской армии, составлявшее 1/3 турмы (D;lger. Chronologisches, S. 328, Anm.3; ср.: Stadtm;ller. Michael Choniates, S. 301—305). У Малалы друнг не упоминается. Здесь дефектное место в рукописной традиции «Хронографии» Феофана. Два ранних списка (d и h) опускают ;;;` ;;;;;;;;, т. е. просто «два царя со множеством булгар...» Два поздних списка (е и т) дают чтение ;;;` ;;;;;;. Остальные списки сохраняют вариант, введенный издателем в критический текст «Хронографии». Вероятно, ближе всего к протографу латинский перевод Анастасия: moti sunt Vulgarum duo reges, Vulger scilicet et Droggo (с разночтением Velger в списке Р; см.: Theoph. Chron., II,141. 11—12), т. е. «напали два царя вулгар, а именно Вулгер и Дрогг, со множеством»... Исходя из текста Анастасия, К. де Боор предлагает конъектуру ;;;;` ;;;;;;;, ;;;;;;; ;;;` ;;;;;;, хотя, может быть, было бы правильнее перенести ;;;;` ;;;;;;;, разделяющее ;;; ;;;;;;; и ;;;;;;; ;;;` ;;;;;;, в конец, после имен болгарских вождей. Д. Моравчик включает оба имени под вопросом в свое издание (Moravcsik. Byzantinoturcica, II, S. 98; cp. S. 120). В пользу латинской традиции свидетельствует повторение ею ошибки, общей для всех греческих списков: вместо Скифии Малалы в рукописях «Хронографии» Феофана стоит ;;;;;;, а в латинском переводе — Lyciam.
87 Баударий (о нем см.: «Хронография», комм. 83) выступает здесь как стратилат Скифии, что нельзя понимать как продвижение по службе от стратига к стратилату. Источник «Хронографии» Феофана — «Хронография» Малалы употребляет синонимично «стратилат» (Mal. Chron., 437.21, 438.1, 3, 4), «стратиг» (ibid., 438.10), «экзарх» (ibid., 438.11) в применении к Юстину, Баударию, Констанциолу, Аскуму и Годиле (Guilland. Instituuons, ;, p. 389—390).
88 Слова «Константин, Годила и услышавший [об этом] стратилат...» находим лишь в одном списке «Хронографии» Феофана (h). К. де Боор ввел их в критический текст «Хронографии», опираясь на аналогичную фразу у Малалы. Правда, в «Хронографии» Малалы фигурирует стратилат Констанциол, а не Константин (Констант в списке g, Констанций у Анастасия), как у Феофана.
89 Слова «... и изнуренные стратилаты обратились в бегство. Булгары преследовали их...» отсутствуют в списках е и т.
90 Номисма — золотая монета, равнялась 12 серебряным милиарисиям, 72 номисмы составляли 1 литру; первоначально содержала около 24 каратов чистого золота (Schilbach. Metrologie, S. 162, 166, 181). Из-за красноватого оттенка называлась также иперпир. У Малалы 10 тысяч номисм (Mal. Chron,, 438.16).
91 В греческом тексте — ;’  ;;;;;, т. е. «свой», «собственный», относится скорее всего к Акуму — гунну по происхождению. Но, поскольку Акум среди болгар был у себя на родине, может быть, он был непросто гунном (Moravcsik. Byzantinoturcica, II, S. 59), а протоболгарином?
92 В греческом тексте — ;; ;;;;;;;;;;. У Феофана А. М. 6032, т. е. 539/540 г. Источником послужил рассказ Малалы о походе Мунда (Ма1. Chron., 451.10—15). Однако Малала говорит не о болгарах, но лишь о гуннах и множестве других варваров (ibid., 451.11), о переправе гуннов через Дунай и ссылке пленных болгар в Армению и Лазику, что наводит на мысль о параллельном Малале, к сожалению, неизвестном источнике, использованном Феофаном. Между Малалой и Феофаном есть расхождения и в хронологии. По Малале, сражение произошло в консульство Деция. В правление Юстиниана I было только два консула Деция: Флавий Деций (Децитий) Младший в 529 г. и Флавий Деций Павлин Младший в 534 г. (Grumel. Chronologie, p. 354). Может быть, несовпадение датировок также вызвано влиянием другого источника на «Хронографию» Феофана?
Уточнения по источникам.

Да, Горда и Боярикс своих произведений не оставили. Но в политике и идеологии той поры явно приняли участие. В основном на стороне Византии. А вот «малые скифы» известны и своими философскими высказываниями или небольшими сочинениями. Если, конечно, не вспоминать Дионисия Малого.
http://proza.ru/2009/05/22/158