Международное сотрудничество и нелинейное мышление

Афанасьева Вера
   Опубликовано в журнале "Промышленность Поволжья"




    Эпоха открытого политического противостояния и международной напряженности ушла в прошлое, и новая политико-экономическая международная  ситуация требует современного осмысления. Интеграция в международные организации все новых и новых стран с разными формами экономического и  политического устройства делает образующиеся структуры чрезвычайно сложными, зависящими от множества факторов и условий. Следует четко осознать, что  классические  средства анализа в подобной сверхсложной неклассической ситуации могут оказаться неэффективными, а любой прогноз и политическое проектирование с необходимостью сталкиваются с рядом трудностей, преодоление которых связано не с политологическим, а  с философским и  общенаучным  исследованием. Не вызывает сомнения тот факт, что при изучении столь сложных систем нельзя обойтись лишь  простой декларацией  этически безукоризненных, гуманитарно выверенных принципов политического  сотрудничества, полная картина требует переосмысления классических представлений о возможностях  существования и развития.
   Неклассический анализ показывает,  что современные межгосударственные политические организации, в частности, Европейский Союз, представляют собой сложно развивающиеся нелинейные динамические системы со многими степенями свободы (в естественнонаучном, а не этическом смысле!). Изучению развития именно таких систем философия и неклассические естественные науки  (теория систем, синергетика, нелинейная динамика) посвятили последнюю треть двадцатого века, выделив в результате фундаментальные принципы их функционирования. Так, принципиальной для  сверхсложных нелинейных систем является   поливариантность развития, подразумевающая исследование возможных путей динамики и выбор наиболее эффективного и  желательного в данных условиях. Закономерными для подобных систем являются кризисные ситуации, которые, в отличие от традиционного понимания,  могут рассматриваться как позитивные, дающие новые возможности развития.  Хаотические режимы функционирования для  таких систем оказываются  неизбежными и в ряде случаев оцениваются как эффективные, пополняющие ресурс возможностей, свобод и энергий.
Вновь интегрированные в подобные организации страны  в рамках неклассического мышления рассматриваются  как подсистемы единой сложнейшей структуры, причем  некоторые  из них могут вносить особый вклад в совместную деятельность, и  их динамика  требует отдельного исследования. Это означает, что  влияние отдельных составляющих на единый интернациональный процесс оказывается не пропорциональным "величине" самих составляющих, оцениваемых в  категориях площадей, количества населения или валового продукта, и любая "малая" страна, интегрированная в сложную международную систему,  может существенно изменить режим развития всей системы. Эта непропорциональность как раз и отражает "субъективный" национальный фактор: политические капризы, имперские амбиции, пристрастия к соседям и партнерам (вспомним пресловутую Польшу!). И на преодоление этих "капризов",  как утверждает неклассическая наука, нужно определенное время и энергия, позволяющие  сложной системе стабилизировать непокорную подсистему, подчиняя ее единой коллективной динамике.
Принципы существования и функционирования сложно организованных нелинейных структур, состоящих из большого числа элементов, рассматривают равноправие интегрированных  партнеров лишь как один из возможных и не всегда самых эффективных  режимов развития. При взаимодействии внутри подобной сложной системы в расчет должны приниматься не принципы  "равенства" или "солидарности", декларированные современной дипломатией, а более широкий "принцип кооперативного действия", предполагающий неизбежную конкуренцию (снова в естественонаучном смысле!) и перераспределение имеющихся ресурсов в соответствии с задачами функционирования всей системы. В некоторых ситуациях, если того требуют интересы системы, могут возникать и  недемократические (увы!) режимы "ограничения" или "подавления" отдельных мод.  Значительную роль в подобном поведении играет   универсальный "принцип синергии", означающий, что результат совместного нелинейного функционирования подсистем  в благоприятных режимах развития может и должен превосходить простое суммирование отдельных усилий, а действие всей системы оказывается более эффективным, чем действие отдельных ее составляющих.
Методы  неклассической философии позволяют адекватно оценить и прикладные аспекты развивающихся международных структур. Так, различные инфраструктуры: системы дорог, банковских коммуникаций, интернет – могут рассматриваться как быстро растущие фрактальные сети, и подобный подход  может оказаться весьма эффективным при исследовании перспектив их развития.
Итак,  приходится констатировать, что сугубо политическое волеизъявление, опирающееся, как правило, на классические политические и гуманитарные принципы, в современных условиях оказывается недостаточным и, в некотором смысле, ущербным, поскольку неспособно самостоятельно оценить те универсальные сверхсложные процессы, которые происходят в международном сообществе и которые могут быть успешно описаны  средствами неклассической философии и науки.


2007 г.