Крестовые походы

Заякин Борис Николаевич
Заякин Б. Н.

             “Крестовые походы”.

Крестовые походы - это военно-колонизаторское движение западноевропейских феодалов в страны Восточного Средиземноморья, продолжавшееся в течение почти двух столетий с 1096 года по 1270 годы под знаком борьбы христианства с исламом за “святые места, за гроб Господень”.

                Предпосылки крестовых походов.

В связи с развитием торговли, вследствие бурного подъема городов возросли потребности феодалов, которые они уже не могли удовлетворить путем повышения повинностей феодально-зависимого крестьянства, а искали внешних, более доходных источников наживы.
В то же время в Западной Европе появилось много избыточного рыцарства. Младшие сыновья рыцарей, не получив земельного наследства, вынуждены были искать средства для подобающей их сословию жизни на службе или в грабительских войнах. Именно такое рыцарство и составило крестоносное воинство.

       Чем же привлекал Восток западноевропейских феодалов?

В те времена страны Ближнего Востока превосходили Западную Европу по уровню развития материальной и духовной культуры. С Востока и из Византии привозили в Европу дорогие товары, предметы роскоши.
Побывавшие в святых местах пилигримы-паломники рассказывали о сказочных богатствах восточных стран и их городов. В воображении европейцев Восток представлялся земным раем. Завладеть этими богатствами стало затаенной мечтой жаждавших добычи рыцарей и феодалов.
               
                Цели и участники крестовых походов.

Крестоносное движение охватило первоначально не только феодалов, но и широкие слои простого населения. В нем участвовали массы крестьян, а также купечество северо-итальянских городов-республик.
Вдохновителем и духовным вождем крестоносцев являлось духовенство во главе с папой римским. Всех их объединял один лозунг - освобождение христианских святынь - гроба Господня и мощей различных святых.
Для крупных феодалов и рыцарства главным мотивом была нажива, захват земель и богатой добычи. Крупные сеньоры стремились создать на Востоке самостоятельные княжества, а участвовавшие в походах монархи западных государств - колониальные владения.
Многочисленное рыцарство надеялось получить в завоеванных странах земельные лены-владения. Духовенство ожидало новых доходных церковных должностей и богатых приходов.
Папство, выступая в роли единого руководителя, преследовало цель укрепить свое верховенство не только над католической церковью, но и над всеми западными государствами, а также распространить влияние римского престола в странах недавно обособившегося православия.
Немаловажную роль играли и фискальные соображения - пополнить папскую казну за счет богатых церковных сборов на Востоке. Для массы крестьян, страдавших от феодального гнета у себя на родине, уход за море в далекие страны давал надежду обрести свободу, избавиться от эксплуатации, разбогатеть.
Но эти надежды оказались тщетными, и последующие крестовые походы уже не вызывали среди бедноты прежнего энтузиазма. Они стали чисто завоевательными предприятиями феодалов и королей отдельных государств.
Потеряли свое прежнее значение и религиозные мотивы походов, выродившиеся в обычные грабительские экспедиции.

Первый крестовый поход. В 1095 году на церковном соборе в Клермоне, Франция, папа Урбан II призвал всех королей, сеньоров, рыцарей и простой народ взяться за оружие и отвоевать гроб Господень от неверных. Участники похода нашивали на свою одежду кресты, поэтому участников похода называли крестоносцами.
Чтобы поднять в крестовый поход массы населения, церковь предоставила крестоносцам значительные льготы - освобождение от уплаты долгов и охрану оставленного имущества. Крестоносцы были поставлены под особое покровительство святой церкви.
Первыми собрались в поход многочисленные толпы крестьян и бедноты из Франции и Германии, руководимые монахом Петром Пустынником из Амьена и обедневшим рыцарем Вальтером Голяком.
До Константинополя добралось не более половины крестьянского ополчения, около 40 тысяч, остальные погибли в грабительских схватках или умерли от голода и болезней.
Византийский император Алексей I, видевший бессмысленность похода неорганизованной толпы в святую землю, пытался задержать крестьян до прихода рыцарей, но, чтобы избежать начинающихся уже грабежей, приказал переправить ополчение через пролив.
В первой же стычке крестьян с турками на пути к Никее почти вся толпа была истреблена. Ее остатки, всего около тысячи человек вместе с Петром Пустынником, бежали к Босфору и были переправлены обратно в Константинополь.
Осенью 1096 года в Константинополь начали прибывать рыцари, которые сразу же переправлялись через Босфор. В конце весны 1097 года рыцарское ополчение двинулось в Малую Азию, и вскоре захватили город Никею. Занятые устройством своих дел в захваченных областях, предводители крестоносцев забыли о главной цели похода.
Это вызвало ропот в массе крестоносцев, и в начале 1099 года начался поход в Палестину на Иерусалим. После непродолжительной осады и ожесточенного штурма город был взят, а мусульманское население уничтожено.
Вскоре крестоносцы завоевали почти все восточное побережье Средиземного моря с портовыми городами - Акра, Триполи и Тир. Здесь укрепились венецианцы, генуэзцы и пизанцы, получившие богатое вознаграждение за помощь крестоносцам с моря. Первый крестовый поход завершился.

Государство крестоносцев. Духовно-рыцарские ордена.

В результате захвата большей части побережья Восточного Средиземноморья образовалось четыре государства крестоносцев: Иерусалимское королевство в Южной Сирии и Палестине, графство Триполи на сирийском побережье, княжество Антиохийское в Северной Сирии и графство Эдесское в Верхней Месопотамии.
В государствах крестоносцев были заведены порядки, господствующие на родине большинства из них - во Франции и Германии. В целях ведения оборонительных и наступательных войн были созданы духовно-рыцарские ордена тамплиеров-храмовников и госпитальеров-иоаннитов. Позже возник Тевтонский орден, объединявший немецких рыцарей. Членами этих орденов были рыцари, жившие по особым монашеским обетам.
Тамплиеры носили белые плащи с красным крестом; госпитальеры - красные плащи с белым крестом; у тевтонских рыцарей был белый плащ с черным крестом. Под монашеским плащом скрывались рыцарские латы.
Члены орденов всегда были готовы к войне с неверными. У рыцарей находились слуги, которым отводилось низшее место в ордене. Во главе ордена стоял великий магистр, подчинявшийся непосредственно папе.
Ордена пользовались большими привилегиями и со временем превратились в богатейшие корпорации, владеющие землей и движимой собственностью.
Они занимались ростовщическими операциями и располагали огромными денежными средствами. С потерей владений на Востоке ордена перенести свою деятельность в Европу. Тевтонский орден занялся покорением язычников-пруссов, славянская Прибалтика.

Второй крестовый поход. Разрозненные мусульманские княжества перед лицом общей угрозы начали сплачивать свои силы и переходить в наступление. В 1144 году эмир Мосула отнял у крестоносцев Эдессу.
Нависла угроза над Антиохией и папа призвал к новому крестовому походу. Известный деятель католической церкви, мистик и мракобес Бернард Клервосский уговорил французского короля Людовика VII и германского - Конрада III отправиться в 1147 году во второй крестовый поход.
Однако на этот раз крестоносцы не добились никакого успеха. Немцы были разбиты в Малой Азии турками-сельджуками. Французские рыцари, к которым присоединись остатки немецкого ополчения, безуспешно пытались захватить Дамаск, но, потерпев поражение, вернулись в Европу.
Во второй половине XII века положение на Востоке коренным образом изменилось. В Египте образовалось сильное мусульманское государство, которое подчинило Сирию и значительную часть Месопотамии.
Во главе его стоял султан Салах эд-Дин. Это был дальновидный политик и талантливый полководец. Он нанес поражение крестоносцам и в 1187 году завоевал Иерусалим, что явилось поводом для организации третьего крестового похода.

Третий крестовый поход (1189-1192) по составу участников был самым грандиозным из всех крестовых предприятий. В поход направились немецкие рыцари под предводительством Фридриха I Барбароссы, французское ополчение - во главе с Филиппом II Августом и английские - под началом Ричарда I Львиное сердце.
Немцев с самого начала постигла неудача. При переправе через горную речку в Киликии утонул Фридрих I Барбаросса, и большая часть немецких рыцарей вернулась в Германию.
Французский и английский короли не переставали враждовать, так как Франция и Англия в это время находились в состоянии войны, и временное примирение было достигнуто при посредничестве папы в связи с крестовым походом.
Ричард I намеревался укрепиться на Средиземном море и попытался захватить Сицилию, но этому помешали французский и германский короли. Тогда Ричард захватил остров Кипр, ставший потом последним оплотом крестоносцев.
Затем началась осада Акры. Вражда между французами и англичанами разгорелась с новой силой, и Филипп II со своим ополчением уехал на родину, чтобы готовиться к возобновлению войны с англичанами. После взятия Акры Ричард I безуспешно пытался возвратить Иерусалим.
Ему удалось добиться у Саладина только разрешения посещать в течение трех лет Иерусалим паломникам и купцам. Столицей Иерусалимского королевства стала теперь Акра.
На обратном пути в Англию Ричард I попал в плен к своему противнику императору Генриху VI и получил свободу только полтора года спустя за огромный выкуп.

Четвертый крестовый поход. Латинская империя. Четвертый крестовый поход (1202-1204) ярче всего продемонстрировал захватнические цели крестоносцев, для которых освобождение святых мест служило только прикрытием к наживе и грабежам. Вдохновителем похода был папа Иннокентий III, стремившийся подчинить римскому престолу восточную церковь и установить папскую теократию.
Первоначально крестовый поход планировался против Египта, владевшего Иерусалимом. Крестоносцы обратились к Венеции с просьбой переправить их в дельту Нила.
Однако по сговору с предводителем похода Бонифацием Монферратским дож Венеции направил флотилию с крестоносцами к Константинополю, чтобы восстановить на византийском престоле Исаака II Ангела, незадолго до этого свергнутого его братом Алексеем. Сделка сулила крестоносцам большую плату - 200 тысяч марок серебром.
После непродолжительной осады Константинополя  крестоносцам удалось восстановить на престоле Исаака II. Но попытка собрать нужные для уплаты крестоносцам деньги вызвала восстание в столице. Исаак II был снова свергнут с престола, на этот раз окончательно, и крестоносцы не получили всей обещанной суммы.
Тогда они штурмом овладели городом и подвергли его страшному разграблению. Были разорены многие православные церкви, в том числе и храм Святой Софии, захвачены находившиеся там драгоценности, сорваны дорогие украшения с икон и алтарей.
Много драгоценных памятников искусства было уничтожено или вывезено за границу. Захваченная крестоносцами добыча оценивалась более чем в 400 тысяч марок серебром, не считая того, что досталось венецианцам.
Византийская империя распалась на части. На ее развалинах крестоносцы создали Латинскую империю. Но по своему устройству Латинская империя напоминала Иерусалимское королевство и являлось таким же непрочным образованием.
Усилившаяся со временем Никейская империя отвоевывала одну за другой ее территории, пока, наконец, в 1261 году император Никеи Михаил Палеолог с помощью генуэзского флота не завладел Константинополем.
Вместе с падением Латинской империи рухнуло и господство венецианцев. Большая часть их владений досталась генуэзцам.

Последние крестовые походы. Крестоносное движение все более шло на убыль, и католической церкви с большим трудом удавалось вовлекать в него новых участников.
В этих условиях появилась идея детского крестового похода, за которой, кроме дикого средневекового суеверия, стоял и трезвый расчет тех, кто желал обогатиться на подобном крестоносном предприятии.
Распространился слух, что Иерусалим могут освободить только дети, так как они не обременены еще грехами и пороками взрослых.

В 1212 году первая армия крестоносцев-детей в Марселе собрала около 10 тысяч детей из разных областей Франции. Марсельские купцы взялись перевезти юных крестоносцев на Восток. Часть детей погибла в пути, остальные были проданы судовладельцами в Александрии в рабство.

Вторая армия крестоносцев-детей, главным образом из Германии, собралась на юге Италии, но была задержана местными властям. Почти все они погибли на обратном пути домой от голода и болезней.

Пятый крестовый поход был организован в 1217-1221 годах, в котором участвовали немецкие, венгерские, английские и голландские рыцари. Крестоносцы завладели крепостью Дамиетта в устье Нила, но в результате дальнейших неудач вынуждены были сдать ее и покинуть Египет.

Шестой крестовый поход в 1228-1229 годах организовал германский император Фридрих II. В результате умелой дипломатический комбинации - заключения союза с египетским султаном против правителя Дамаска - ему удалось получить на время Иерусалим и некоторые другие палестинские города. В 1244 году мусульмане опять, и на этот раз окончательно, завладели Иерусалимом.

Седьмой крестовый поход в 1248-1254 годах организовал французский король Людовик IX. Франция стремилась тогда укрепиться на Средиземном море и проникнуть в Северную Африку.
Во время этого похода французский король и вся его свита попали в плен к египетскому султану, из которого он освободился ценой огромного выкупа и сдачи крепости Дамиетта.

Восьмой крестовый поход в 1270 году вновь организовал французский король Людовик IX, который умер возле Туниса от чумы.


                Причины крестовых походов.
От средневековья нас отделяют сотни лет, но оно не становится от этого менее привлекательным. Порой, в особенности в детстве, нас так и тянуло туда - к благородным рыцарям, прекрасным дамам, которых воспевает поэзия, турнирам, где десятки, а то и сотни закованных в броню кавалеристов соперничают друг перед другом отвагой и удалью.
Мы представляем себе безбрежное море цветных гербов, геральдических знаков. Но известно ли нам, что все только что перечисленное пришло в Западную Европу с Востока в результате исторического события международного значения - крестовых походов?
Эпоха крестовых походов настолько тесно переплетена со средневековьем, что, перефразируя знаменитое высказывание можно сказать, что говорим крестовые походы - подразумеваем средние века, и наоборот.
Поскольку термин “Крестовые походы” проецируется и на походы против славян в 1147 году, или против еретиков на юге Франции, так называемые Альбигойские войны в 1209-1229 годы, то речь пойдет о первом крестовом походе, предпринятом в 1096-1099 годы.
Современники называли Крестовые походы достаточно скромно и непретенциозно: странствование, поход, экспедиция, либо путь в Святую землю.
Сам термин крестовые походы возник во Франции: имеются свидетельства, что впервые его употребил в 1611 году хронист Бонгар в труде “Божественные деяния франков”.
Предыстория событий, во многом - не побоимся этого слова - изменивших мир, обычно представляется следующей. Римская церковь в лице папы Григория VII и Урбана II желала овладеть богатствами греко-православной церкви, в 1095 году отделившейся от Рима, расширить сферу влияния католицизма за счет Византии.
В конце XI века Византия подверглась нападению печенегов с севера и турков-сельджуков на востоке. Между врагами Константинополя был выработан общий план действий. Поэтому император Византии Алексей Комнин обратился за помощью к Риму.
Хотя вскоре Константинополю удалось избавиться от непосредственной внешней угрозы, папство решило использовать создавшуюся обстановку для того, чтобы удовлетворить за чужой счет назревшие нужды феодалов Западной Европы и, разумеется, достичь своих корыстных целей.
В результате Урбан II взял на себя инициативу организации массового похода на Восток. В 1095 году он выступил с широкой программой объединения рыцарства Западной Европы для завоевания восточных стран под лозунгом “Освобождения гроба Господня”.
Историография всегда считала папство идейным вдохновителем и непосредственным организатором крестовых походов. Однако взглянем на данную проблему несколько с иной стороны.
Рим не раз вынашивал идеи о Крестовых походах. Как никогда, в 1074 году в претворении этого проекта в жизнь был близок папа Григорий VII. Но тогда император Священной Римской империи спутал папе все карты.
В 90-е годы XI века все обстояло иначе. Урбан II, преемник Григория VII с 1088 года, в 1095 году на Клермонском соборе провозгласил крестовые походы.
         Отметим интересный факт. Урбан II с 1088 по 1095 годы официально никогда не говорил о походах против мусульман. Впервые он об этом упоминает на соборе в Пьяченце - лето 1095 года, но только как о необходимости предпринять что-либо против враждебного к Византии арабского мира. Речь не шла ни о чем конкретном.
Известно, что собор в Клермоне послужил точкой отсчета для возникновения крестовых походов; это аксиома. Рассмотрим вкратце сам Клермонский собор.
Он был менее значителен, чем в Пьяченце. Тогда присутствовало 4 тысячи духовных лиц, в Клермоне - 1 тысяча. Светских лиц соответственно 30 и 20 тысяч. Решавшиеся вопросы в Клермоне являлись чисто церковными.
Двадцать шестого ноября 1095 года Урбан II произнес торжественную речь под открытым небом перед огромной толпой собравшихся и призвал верующих взяться за оружие против персидского племени турок; народ в едином порыве воскликнул: “Diex lo vot”, что в переводе со старо-французского означало - “Так хочет Господь”.
Но речь папы не являлась официальной, не входила в повестку дня, произносилась после окончания собора, нигде не была запротоколирована, о ней мы знаем лишь в пересказах современников. Как заметил один французский историк, речь папы представлялась “что-то вроде добавкой к собору”.
          В марте 1096 года папа созывает очередной собор в Туре. Отметим, что информация о нем, как правило, отсутствует, и это уже говорит о многом. В Туре вообще не затрагивались вопросы об организации каких бы то ни было походов против мусульман - словно папа дистанцировался от своей речи в Клермоне.
Урбан II очень много времени посвящает подготовке похода, пишет многочисленные письма, не цитируя ни одного, пропагандируя организацию похода, почему он ничего не сообщает о Турском соборе?
Думается, папство нельзя признать настоящим организатором крестовых походов в полном смысле этого слова. Ни о какой заранее продуманной широкой программе объединения рыцарства и речи быть не может.
Папство стало организатором Крестовых походов как единственная реальная и наднациональная сила, способная сплотить разноязычных крестоносцев.
          Можно даже сказать, что Урбан II не предвидел колоссального успеха своей речи, и папство оказалось вынужденным - скорее закономерно, чем случайно - во главе движения за освобождение “гроба Господня”.
Лишь детально изучив деятельность Урбана II, о котором, кстати, написан минимум научной литературы - ни одной работы на французском языке, хотя папа был французом, мы сможем окончательно придти к разрешению данного вопроса.
                Причины поражения крестоносцев.
Под внешне благочестивым предлогом освобождения “гроба Господня” цели крестовых походов заключались в завоевании новых земель, то есть феода для рыцарей и получения новых наделов для крестьянства.
Но для этого требовалось заселить Сирию и Палестину большими массами христиан, ассимилировать местное население. Вышло же наоборот: на новых землях оставалось недостаточно людей, способных выполнить требуемые цели. В этом состояла одна из главных причин неудачного завершения походов.
Колонизация Ближнего Востока, возможно, оказалась бы более удачной, если удалось найти общий язык с византийцами, имевшими большой опыт в общении с неверными.
Наоборот, франки, так называли всех крестоносцев на Востоке, поскольку основная их масса происходила родом из Франции, восстановили против себя практически всех и вся из-за непродуманной и недальновидной политики.
         Вторая неудача заключалась в отсутствии единства. Франки завоевали Иерусалим, потому что мусульмане были разобщены, но крестоносцы потому и ушли с завоеванных территорий, поскольку не смогли сплотиться против общего врага.
На всем протяжении крестовых походов постоянно шло соперничество итальянских торговых республик, делавших большие барыши на торговле с Востоком и доставке крестоносных отрядов и паломников в Святую землю.
Например, торгово-политическое соперничество между Венецией и Византией привело к четвертому крестовому походу, когда вместо Египта крестоносцы отправились на захват Константинополя, а не из-за религиозного противостояния с православием.
Нельзя не упомянуть о борьбе светской и духовной властей в Сирии и Палестине, которая не раз уничтожала выгоды, добытые мирным путем с египетскими султанами.
Крестоносцы так и не смогли достичь соглашения во взаимопротиворечащих интересах, чтобы направить их на достижение единой цели.
            

                Политическое значение походов.
Значение крестовых походов в мировой истории трудно переоценить. Они явились одновременно поражением Европы и во многом способствовали ее поднятию на более высокий уровень развития.
Для Востока и ислама, наоборот, крестовые походы принесли только разорение. Лишь немногое изменилось в культуре мусульманских народов и в государственно-общественном строе государств на Ближнем Востоке.
Они принесли много бедствий и разрушений народам Востока. Однако и оказали некоторое положительное влияние на общественно-политическое развитие Западной Европы.
Крестовые походы благоприятствовали росту торговли, ремесла и распространению товарно-денежных отношений на Западе. Длительное общение с населением, обладающим более высокой материальной и духовной культурой, способствовало распространению в Западной Европе многих достижений Востока в области хозяйства и быта.
В Европе к тому времени появились такие сельскохозяйственные культуры, как рис, гречиха, арбузы, сахарный тростник, абрикосы и другие. В области ремесла европейцы научились изготовлять дорогие ткани, закаливать металлы.
Вошли в быт отдельные элементы гигиены, например горячие бани, частая смена нижней и верхней одежды. Внесли большие перемены в международных отношениях, укрепили позиции европейского купечества.
Франки, завоевавшие ближневосточное побережье Средиземного моря, не внесли, да и не могли внести что-либо новое в хозяйственную жизнь на завоеванных землях, ибо производительные силы на Востоке в ту эпоху, несомненно, стояли выше, чем на Западе.
Более того, рыцари привнесли с собой самую жестокую эксплуатацию по отношению к местному населению - язычникам, как они считали, поработителями Святой земли; это не могло не вызвать ответной реакции.
После крестовых походов необычайно увеличилось материальное могущество римской церкви - за счет продуманной политики. Например, каждый, кто отправлялся в Святую землю, мог вверить личное имущество римскому папе до своего возвращения. Поскольку путь на Восток был труден и опасен, многие не возвращались.
Европейцы познакомились с бытом и жизненным укладом восточных народов, узнали, что в мире существует множество религий - иудаизм, мусульманство, православие, и все считают истинной только свою веру.
Это привело к тому, что многие европейцы усомнились в непогрешимости папы, в истине католической церкви; духовный авторитет папства был сильно подорван.
Католичество перестало существовать для Запада единственно возможной религией, направляющей всю жизнь человека. Поэтому на Западе расцветают пышным цветом еретические учения, приобретающие большой размах и влияние.
Как ни парадоксально звучит, но крестовые походы способствовали падению феодализма в Европе. Крестовые походы послужили блестящему развитию западноевропейской торговле и промышленности.
Развился громадный обмен между производителями Востока и Запада благодаря уничтожению торгового посредничества Византии. Выиграли не только итальянские приморские города, но и города Европы, в частности, Франции.
         В Европе начинает укрепляться финансовая власть, в отличие от власти феодальной. Разбогатев и ощутив в собственных руках большие деньги -читай: власть; города неизбежно стали стремиться к самостоятельности в управлении от сеньоров, превращаясь в союзников королевской власти в борьбе за централизацию государства.
Рыцарство, со своей стороны, сильно теряет в численности, что усиливает борьбу королей с феодалами. Особенно быстро процесс единения шел во Франции - государства, наиболее характерно подвергшейся переменам.
         В некоторых европейских странах облегчается и ускоряется процесс освобождения крестьянства от крепостной зависимости: он освобождалось не только вследствие ухода на Восток, но и путем выкупа, поскольку рыцарям требуется все больше и больше денег на отбытие в Святую землю и проживание в собственных феодах.
                Научное и культурное значение походов.
В результате Крестовых походов Европе открылся обширный неизвестный мир, гораздо более образованный и просвещенный, чем сама Европа.
Франки знакомились с новыми людьми, обычаями, нравами, природой. Марко Поло, Плано Карпини проникают в неизведанные страны Центральной Азии и знакомят европейцев со своими путешествиями.
Знакомство с новыми странами привело к развитию на Западе истории и географии. Арабы, которые были особенно сильны в точных науках и медицине, передали свои глубокие познания Европе.
Вводится в повседневный обиход арабские цифры, ноль, что активно способствует дальнейшему развитию математике, становится возможным создание многозначных писем.
Анатомия и хирургия Европы поднимается на новую высоту, ибо восточная медицина умела делать трепанации черепа, кесарево сечение. Европейцы узнали много нового в ботанике, физике, химии, механике.
Арабы заложили основы гидростатики - наука о равновесии жидких тел, изобрели маятник в часах, ознакомили европейцев с трудами арабских - Авиценна, и греческих - Аристотель, ученых.
В Европе открываются университеты - первый из них в Салерно, где лекции читались на арабском языке. Только в области юриспруденции Запад ничего не узнал нового благодаря широкому эффективному использованию римского права.
Очень значительным явились заимствования Западом в культурной и бытовой сфере. В Европе получает распространение хлопководство, выделка хлопчатобумажных тканей.
Впервые появляется цветоводство. Ранее европейцам и в голову не приходило культивировать растения, не приносящие пользы, а всего лишь потому, что они просто красивы.
                Значение походов для повседневной жизни Европы.
Европейские языки обогащаются такими иностранными словами, как таможня, тариф, графин. С Востока Европа переняла некоторые неизвестные полевые, бахчевые и садовые культуры: рис, гречиху, арбузы, дыни, лимоны, абрикосы, дамасская слива, персики, фисташки.
Европейцы, спавшие ранее на полу, или на деревянных жестких постелях, узнали диваны, матрацы. До знакомства с арабским миром европейцы, как правило, недолюбливали воду.
Крестьяне и рыцари имели всего по две смены белья, которое носили до тех пор, пока они не превращались в лохмотья. Теперь в качестве личной гигиены появляется мыло, все чаще европейцы начинают производить частые смены белья.
В 1311 году впервые в перечислении приданого у женщин появляется шесть пар белья и первый в истории Европы носовой платок - единственный во всем приданом.
В повседневной жизни большое значение приобретают восточные игры, распространенные до сих пор - шахматы, шашки, карты, домино.
         Такая известная атрибутика рыцарства, как геральдика - крестоносцам требовалось отличать друг друга, культ дамы, турниры, рыцарская поэзия, - тоже берет начало с Востока.
Дома рыцарей пополняются коврами, разнообразными тканями - парчой, муслином; появляются многочисленные вышивки, узоры.
                Значение походов для военного дела Европы.
Не меньше заимствований произошло и в военной сфере. До конца XI века войны в Европе, велись, как правило, недолго: 20-30 дней, не считая изнурительных осад, поскольку исполнение обязанностей военной службы являлось строго ограниченным во временном промежутке.
После этого вассалы отпускались сюзереном по домам. О какой-либо развитой системе коммуникаций речь даже и не шла: войска питались тем, что удавалось награбить.
Продолжительные кампании на Ближнем Востоке настоятельно требовали прибегнуть к опыту организации служб тыла древнеримских легионов.
Из-за этого в первом и втором крестовых походах большие потери франки несли не в боях, а от недостатка более, или менее централизованного снабжения.
Поэтому в третьем крестовом походе Ричард Львиное Сердце создает на Кипре базу, наладив бесперебойное снабжение морем, и отказался начать осаду Иерусалима в отсутствии достаточных припасов.
Перед крестовыми походами западные военные методы были настолько примитивными, что первый крестовый поход наверняка провалился бы, если мусульмане не были разделены внутренними противоречиями.
         В области тактического опыта крестоносца переняли маневрирование в форме охвата, засады, использование легкой кавалерии для разведки и прикрытия, конных лучников.
Тяжелая рыцарская конница, побеждавшая в одиночном бою, оказалась неспособной решать боевые задачи в борьбе с легкой конницей Востока. Европейцы осознали важность координации действий пехоты и кавалерии, метательных орудий и внезапности.
Выходит на новый уровень пехота, поскольку ранее она представляла презираемые рыцарями отрядами - по-настоящему расцвет пехоты придется на вторую половину XV века.
В сражении под Антиохией 31 декабря 1097 года, Йоппе в 1192 году, рыцарям приходилось спешиваться, тем самым, достигая необычайных успехов.
       Европейцы переняли у далеко опередивших их в военном деле восточных народов многое, касающееся вооружения: саблю, арбалет, легкое копье пеннон, военные музыкальные инструменты: трубы, литавры, барабан.
Важнейшим следствием столкновения с востоком явился подъем рыцарского духа, вызванный необходимостью тесно держаться друг друга и примером рыцарского настроения между восточными народами.
Особенно влияние восточного опыта прослеживается в европейской фортификации. Европейцев поразили мощные византийские стены вокруг городов и крепостей, окруженных двойными и тройными концентрическими кругами мощных стен с башнями.
На Западе ничего похожего не существовало. В результате в XII веке в Западной Европе происходит настоящая революция в строительстве замков и городских укреплений.
Крестовые походы положили начало создания военно-церковных орденов: тамплиеров, иоаннитов-госпитальеров, Тевтонского ордена. К концу XII века первые два ордена имели, вероятно, самую эффективную организацию в мире.
Одним словом, знакомство западных народов с новыми странами, с иными, чем на Западе политическими и общественными формами в искусстве, с другой религией и научными взглядами, чрезвычайно расширили умственный кругозор европейцев, сообщив им небывалую дотоле широту.
На первый взгляд, крестовые походы кажутся нам ясными и понятными - о них написано так много отечественными и зарубежными учеными, хотя в действительности таят множество тайн и загадок, ждущих своего исследователя.