Благость - черта Божьего характера. Авель и Каин

Людмила Лебедева
     Ветхий завет – это прообраз нового, будущего. Он на физических примерах отражает  духовные принципы, так чтобы те стали более понятными. Ветхий завет демонстрирует характер Бога, помогает сориентироваться человеку в принципах жизни в согласии с Богом.
      Принято считать, что времена Ветхого Завета – это времена только  закона. Но так ли это? Синоптические евангелия рассказывают нам историю о том, как некий человек, упав на колени перед Иисусом, сказал Ему: «Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог.» 
      Это высказывание определяет благость, как качество, присущее только Богу. Иаков пишет об этом так: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены .» (Иакова 1:17)
       А значит, Бог и прежде, во времена Ветхого завета, был все тем же благим Богом, поступающим по благодати, так как благость – это качество, характеризующее Бога, являющееся Его личностной чертой. Изучая Писание с целью уяснения вопроса о действенности благодати в Ветхом Завете, разбирая сюжет за сюжетом в контексте «благодать – дела», мы увидим, что от начала Бог транслировал в человеческое сознание понятие о Себе, как о благом. Но при этом мы также не сможем не заметить тяготения человека к внешне-ритуальному поведению вместо напряжения душевных сил, к справедливости в собственном понимании, к желанию «воздаяния по заслугам». Мы не сможем так же не заметить и того, что при благость Бога вовсе не означает ухода человека от ответственности и эдакого либерализма Бога в отношении ко греху. Бог никогда не был либеральным по отношению к преступлению. Но Он всегда оставался благим.
      Мы можем приводить отдельные яркие примеры проявления   благодати Божьей в Ветхом Завете.  Благо, он изобилует ими. Но можем и разбирать последовательно каждый библейский сюжет, глава за главой, начиная с Бытия, и видеть, что благодать проявляется во всех ситуативных решениях Бога. Иначе и быть не может, так как Бог не изменялся. Он готовил человека к переменам, но сам всегда был тем, кто есть.
      Самой  первой иллюстрацией благодати на Земле (если не говорить об Эдеме, и о том, что Бог уже тогда предусмотрел спасение человечеству,  пообещав семя жены, которое будет поражать в голову змея) для нас может послужить история о жертвоприношении, сделанном Авелем и Каином. Она  описана в четвертой главе книги Бытия.  Каин был земледельцем, а Авель – пастухом. Возможно, это субъективно, но  труд земледельца представляется гораздо более тяжелым, нежели труд пастуха. Конечно, есть свои трудности в любой работе, и все-таки, читая историю о сделанной братьями жертве, кажется более справедливым признать дар Каина достойнее дара Авеля. Или, по крайней мере, Бог мог бы принять дар Каина так же, как и дар его брата. Ведь ничто не говорит нам о том, что стояла принципиальная  необходимость выбора только одной жертвы из двух. А Каин столько трудился, чтобы дар Богу сделать. Вероятно, Каин думал также, и потому убил своего более удачливого брата, когда Бог решил по-другому. Но почему решение Бога было не в пользу добытого тяжелым трудом, «в поте лица своего», как сказано в 3 главе Адаму, дара из плодов земли? Существует точка зрения, что тем самым Бог показал, что Ему угодна жертва с кровью, так как возмездие за смерть – грех. И это, конечно,  верно. И все же стоит заметить, что в законе Моисеевом прописано и о таких жертвах тоже –  хлебное приношение, возлияние масла, приношение вина и начатков всех плодов земли. То есть, в принципе, Бог принимает жертвы, подобные той, которую сделал Каин, но в случае самой первой жертвы Он этого не сделал.
      Теперь, после внимательного изучения вопроса о законе и благодати, здесь видится указание на то, что Бог принимает не человеческие усилия, не самоправедность. Каким бы трудоемким не был процесс, приведший к собиранию дара Богу, Бог все равно будет оценивать не сам дар, а сердце, с которым этот дар был принесен. Он будет смотреть на смирение и признание того, что человек на самом деле не может сделать Богу никакого подарка. Все, что есть на Земле, сотворено Им, Безначальным. Все, что есть на Земле – это частичка Него Самого, как написано про Него: «наполняющего все во всем».  Никакие человеческие усилия не могут сделать Бога обязанным.
      Сердце Авеля оказалось угодным Богу. Сердце Каина – нет.
      Однако, читая историю братоубийцы, мы можем с удивлением заметить, что Бог, возможно вопреки человеческой логике, вдруг дает защиту Каину от возможного покушения на его жизнь. «И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня. И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его». (Бытие 4:13-15)