Зонт, история и символ социального строя...

Жанна Марова
     Историки не редко противоречат друг другу. Так это произошло и с зонтом.
     Если следовать легенде, то некая индийская девушка Зита, убивавшая себя хозяйственными хлопотами в доме и на огороде, радовала всех соседей своим добрым сердцем и отменного вкуса угощениями. Только нахваливая её стряпню, ни один мужчина не останавливал взгляда на самой Зите, дабы не потерять аппетита. Сказать, что она была дурнушкой, значило – не сказать ничего. Внешность её была просто отталкивающей. А вы догадываетесь, что Индия славится целым полчищем великих и сердобольных Богов. И вот один из самых-самых, по имени Брахма, решил сжалиться над несчастной и устроить её личную жизнь. В одно прекрасное утро, с таинственной улыбкой на светлом лице, он и подарил славной труженице навес из листьев священных деревьев и перьев экзотических птиц. Он не только дивно смотрелся, но и был надёжно закреплён на персональной ручке. Носик и щёчки Зиты с тех пор уже не жгло нещадное солнце. Они приняли свои нормальные размеры и ровный матовый цвет. И все вдруг сразу увидели, какая же их Зита – красавица! И эта галантерейная принадлежность стала у индусов почитаться, наряду со слонами.
       Менее романтичные исследователи приписывают «авторское право» на зонтик китайскому плотнику, который в 10 веке до н.э. вздумал сделать любимой жене подарок в качестве «крыши, которая всегда при ней». Надо сказать, что и в этом случае подразумевалась защита от солнца. В дождливую погоду, ни в какие другие времена, люди просто не выходили на улицу. Хотя, вполне вероятно, что пока планету окружала более чистая атмосфера, солнце жгло людей немилосердно, и они терзались вопросом – куда от него деться.
      Зато сейчас жители Земли заморачивают себя проблемами, где взять денег на это самое солнце. Хотя бы под небом Египта или Турции. И если январским днём мы встречаем где-нибудь в супермаркете человека с коричневым загаром, то понимаем, что за набором продуктов в его корзине нам и не угнаться. Ведь он смог позволить себе такую роскошь! Хотя обманных вариантов тоже много. Никто не стоит на месте. Можно походить в солярий или купить крем с эффектом загара.
     Раньше всё было наоборот! В африканских племенах, Древнем Египте и Вавилоне зонт от солнца воспринимался как символ царской власти! Затем зонтик перебрался в Грецию, оттуда – перекочевал в Рим, а потом и разлетелся по всей средневековой Европе. Но и тут под сенью зонта аристократические особы пытались убежать от веснушек, солнечных ожогов и пигментных пятен, но никак не от капель дождя. И если знатной даме только в страшных снах снился загар на её нежном беленьком личике, то прогулки под дождём даже и не умещались в её головке.
       И вот однажды, а именно – в 1772 г., заядлый путешественник и неисправимый модник Джон Ханвэй заменил на этом, сугубо женском аксессуаре, ткань на более плотную и тёмную и вышел на улицы Лондона, держа изобретение над головой с таким видом, словно он ничем не отличался от других «денди лондонских». И хотя на этих самых улицах по обыкновению накрапывал дождик, и видимость была ни к чёрту из-за тумана, все лошади шарахнулись в сторону, а прохожие долго не могли прийти в себя от хохота, стряхивая на - и без того вымокшие ноги не только слёзы смеха, но и воду с полей шляп.
Конечно, чванливые англичане поначалу даже не хотели допустить мысли, что изобретения Востока пойдут им только на пользу.
      А вот в Сингапуре сразу поняли прелесть идеи, когда к ним заявились подданные Великобритании. Все как один - с зонтами от дождя!
      И если Джон Ханвэй для внедрения своего рацпредложения задействовал политическую подоплёку и стал доказывать, что зонт – это лучший символ демократии, заявляющий, что навстречу вам идёт простой гражданин, вовсе лишённый собственного экипажа, то в Сингапуре с этими зонтами дошли до коммунизма.
Зонты ждут вас на этом острове повсеместно. В любой гостинице на рецепции они вас радуют своим разноцветьем. В каждом такси у водителя найдётся пара-тройка зонтов. Из любого приличного дома гость не выйдет на воздух, насыщенный падающей влагой без этой защиты. А люди легко расстаются с тем, что даром досталось. Тем более что здесь практически нет дней, всецело брошенных солнцем на произвол дождя. Ливень накрывает землю внезапно и через полчаса так же неожиданно исчезает. Солнце снова радует освежённый город, улыбаясь на чистом небе. И бродить весь день с зонтом станет только законченный жмот.
      Может, люди когда-нибудь и к другим предметам станут относиться столь же свободно?