Полет Души. Часть 4

Александр Емелин
;Когда душа увидит саму себя,
Когда она поймет свои стремления,
Когда напьется жизни огня,
Тогда воссияет светом <25> она.
Тогда обнаружит, что у нее есть крылья,
И не пользовалась она ими с раннего детства,
Когда умела летать и мечтать,
Но забыла потом все это.
И вот по рассвету радостному,
По цветущему солнцем лету
Я парю и лечу, как ангел,
Снова в детстве как будто я.
Мир неуловимо другой
И ты чувствуешь его по-новому
И не будет больше ползать в грязи
Обретшая <26> крылья душа.

Пришло время познакомить читателя с удивительной чайкой по имени Джонатан Ливингстон из одноименного рассказа Ричарда Баха.
   «Настало утро,  и золотые  блики молодого  солнца заплясали  на едва заметных волнах спокойного моря.
   В миле от  берега с рыболовного  судна забросили сети  с приманкой, весть об  этом мгновенно  донеслась до  Стаи, ожидавшей  завтрака, и вот уже тысяча  чаек слетелись  к судну,  чтобы хитростью  или силой  добыть крохи пищи. Еще один хлопотливый день вступил в свои права.
Но вдали от всех, вдали от  рыболовного судна и от берега в  полном одиночестве совершала свои тренировочные полеты чайка по имени  Джонатан Ливингстон.
     Большинство чаек не стремится  узнать о полете ничего  кроме самого необходимого: как  долететь от  берега до  пищи и  вернуться назад.  Для большинства  чаек  главное  -  еда,  а  не  полет. Больше всего на свете Джонатан Ливингстон любил летать.
     Но подобное пристрастие, как он понял, не внушает уважения  птицам. Даже его родители были встревожены тем, что Джонатан целые дни  проводит в одиночестве и, занимаясь своими  опытами, снова и снова планирует  над самой водой.
-  Послушай-ка,   Джонатан,   -   говорил   ему   отец   без  тени недоброжелательности.  -  Зима  не  за  горами.  Рыболовные  суда  будут появляться  все  реже,  а  рыба,  которая теперь плавает на поверхности, уйдет  в  глубину.  Полеты  -  это,  конечно,  очень  хорошо,  но одними полетами сыт  не будешь.  Не забывай,  что ты  летаешь ради  того, чтобы есть» (Ричард Бах. «Чайка Джонатан Ливингстон»).
 За смелость открыто поступать так, как он хочет, и за смелость искать смысл жизни и открывать новые возможности, Джонатана изгоняют из Стаи. Но он не опускает свои крылья.   
 «Он изучал скорость полета и  за неделю тренировок узнал о  скорости больше, чем самая быстролетная чайка на этом свете.  Каждый день  он узнавал  что-то новое.  Он узнал,  что, придав телу обтекаемую форму,  он может  перейти в  скоростное пикирование  и добыть редкую  вкусную  рыбу  из  той,  что  плавает в океане на глубине десяти футов<27>; он больше не  нуждался в  рыболовных судах  и черством  хлебе. Он научился спать  в воздухе,  научился не  сбиваться с  курса ночью, когда ветер дует с берега,  и мог преодолеть сотни  миль от заката до  восхода солнца. С таким  же самообладанием он  летал в плотном  морском тумане и прорывался сквозь  него к  чистому, ослепительно  сияющему небу...  в то
самое время, когда  другие чайки жались  к земле, не  подозревая, что на свете  существует  что-то,  кроме  тумана  и дождя. Он научился залетать вместе  с  сильным  ветром  далеко  в  глубь  материка  и ловить на обед аппетитных насекомых.
     Он  радовался  один  тем   радостям,  которыми  надеялся   когда-то поделиться со Стаей, он  научился летать и не  жалел о цене, которую  за это заплатил. Джонатан понял, почему так коротка жизнь чаек: ее  съедает скука, страх  и злоба,  но он  забыл о  скуке, страхе  и злобе  и прожил долгую счастливую жизнь» (Ричард Бах. «Чайка Джонатан Ливингстон»).
Затем Джонатан переходит на другой уровень мастерства и совершенства, и встречает таких же, как и он сам, идущих по пути к осознанию себя и своих способностей, чаек.
     «Каждая  из них считала делом своей жизни  постигать тайны  полета, стремиться  к совершенству полета, потому что полет  - это то,  что они любили  больше всего на  свете. Это были удивительные птицы,  все без исключения,  и каждый день  они час за часом отрабатывали технику движений в воздухе и испытывали новые  приемы пилотирования» (Ричард Бах. «Чайка Джонатан Ливингстон»).
Душа человека не тождественна <28> его материальному телу, а потому ей свойственны совершенно другие желания и устремления. Когда человек живет в ладу со своей душой, то он чувствует их и живет ими, тогда он подобен крылатому лучезарному <29> существу, которое не раздумывает и не поддается окружению, а просто радуется жизни и живет, не задумываясь, сообразно тому, как хочет.

Пусть расправит сложенные крылья
И отправится в полет моя душа,
И без тени фальши и неверия
Вознесет хвалу  Всевышнему она.
Скажет тихо: «Верю, потому что верю»
И признается в любви к тебе она,
И откроет cогревающему свету двери,
И поймет, что слишком высока цена.

Слишком высока цена и непосильна ей расплата
За любовь к себе, лишь к самому себе,
Непростительна игра самообмана
В праведного человека на земле.

Верить – значит верить без остатка,
И любить, благодаря за все,
Помогать другим от всей души,
Потому, что видишь ты его.

Видишь ты его глаза в глазах любимой
Звонкий смех детей твоих тебе звучит,
И подмигивают звезды в темном небе
И таинственно притихший лес шуршит.

Жизнь твоя имеет смысл,
Ведь всегда ты был любим
Близкими тебе людьми,
С кем ты чашу испил.

С кем страдал и радовался счастью
И причем не только своему,
С кем ты строил янтарные планы,
С кем зализывал рану свою.

Лично мне, когда я писал эти строки, представлялся утес, резко обрывающийся к морю, где в трепетных и теплых лучах восходило солнце.
Душа, это крылатое и сильное существо, расправляет свои крылья, и наконец отрывается от земли, легко подхватывается попутным ветром, и уже парит в своих мечтах, чувствах, стремлениях.
Люди в нашей жизни играют, в том числе в праведность и святость. Игра самообмана в праведного человека - это демонстративная набожность, формализм, и демонстрация показного душевного благополучия.
Это игры ума, желающего повысить свою самооценку за счет иллюзорного и ложного  представления о себе, как о человеке, идущем по пути истины... Это самообман, ложь по отношению к себе. Этот путь ведет к гордыне, любви к себе в худших ее проявлениях, эгоизму, пренебрежению интересами других людей, да и всего мира.
В нашем мире важно единство мысли и стремления. И вера тоже должна быть чистой, искренней и непротиворечивой. Не должно быть никаких сомнений в вере и ее истинности, пусть даже смутных. Верь без противоречий и двойственности!
Я смотрю на этот мир, как на творение Бога, ведь весь окружающий нас мир и есть Бог: Земля, Космос, Разумная Вселенная. Я вижу его в ветре, дожде, в лучезарном небе, в птицах, в людях, в стихиях природы.
Такой взгляд на Бога приходит постепенно, когда по мере осознания себя происходят изменения, и твое видение самого себя и окружающего мира, твои мысли и стремления эволюционируют, тогда и приходит понимание того, что все немного по-другому, все гораздо проще. И нет никакого Бога как отдельного существа, нет также бога вообще в каком бы то ни было образе, нет его и как явления, силы, энергии…Нет ничегошеньки внешнего по отношению к тебе. Все внутри тебя, и только. Весь наш окружающий мир оттого и окружает нас, оттого и расположен вокруг нас, что мы – его центр, и вокруг нас он вращается. Мы все, и все есть в нас. Мы есть боги, и нас целых шесть миллиардов. И мы играем в игры, которые нам нравятся, каждый в свою собственную. Незачем просить у кого-то силы, умолять, каяться, уничижаться. Ведь ты и есть тот, у кого просишь. Ты есть древнее всемогущее существо.
И когда приходит понимание этого, крылья раскрываются в полную меру, ты взлетаешь и отбрасываешь все просьбы к Богу, обращаешься к самому себе – ведь все вопросы и ответы можно найти только в себе. И тогда первое стихотворение «Крылатая душа» вырастает в такое, более сильное и искреннее.
Пусть расправит сложенные крылья
И поверит в себя душа.
На безбрежном пространстве неба
Обретет свою силу она.

Солнца нежный и радостный луч
Пусть согреет тебя,
И Луна пусть таинственно светит –
Обрела свои крылья душа.

И взмахнет она ими впервые,
И затем раз еще, и еще…
И почувствует легкость полета,
Вот оно счастье, оно…

Верить – значит верить без остатка
Это – значит поверить в себя,
И отринуть все просьбы к Богу,
Ведь достаточно сил у тебя.

Ведь достаточно силы
У тебя у одной, душа.
Ты – бескрайнее небо,
И сегодня ты Бог для себя.

Достигай того, к чему стремишься! Ты – высший закон для самого себя! Но с этим не согласен наш вездесущий <30> ум. - Как же так, ты же должен, должен, должен! - Позвольте вас спросить, дорогой ум, кто кому и чего должен? - Ну как же, ты должен делать в своей жизни определенные вещи, как то, например, посадить дерево, вырастить сына, построить дом  - А зачем это нужно мне и кто сказал, что я это должен? - Ну, не знаю, так говорят… Теперь, мой читатель видит, что «должен», это чушь, и чушь вдвойне, если сама душа хочет другого. Спроси себя: «Что ты действительно хочешь?»
Достигая того, чего хочешь, нельзя действовать через силу, через себя. Читатель, запомни, что будет сейчас сказано. Ты – это святое, ты - это закон для себя. Посягать на самого себя, на свои желания, чувства, стремления – это самое последнее, что нужно совершать в жизни. Разрушить свой мир – это та же смерть, идти в противоречии к самому себе – гибель, воевать с самим собой – это путь в никуда. НУЖНО ПРИНЯТЬ СЕБЯ ТАКИМ, КАКОЙ ТЫ ЕСТЬ, ПРИНЯТЬ БЕЗ ОГОВОРОК в любом качестве, в любых действиях и поступках. Действовать в согласии с самим собой – вот непременное условие счастливой жизни.
Очень важное место в нашем мире играет значимость, например, когда говорится об одних вещах– «это важно», а о других – «это неважно». Если это важно, то мы за это цепляемся, если не важно – не уделяем этому своего внимания. Например, этот человек - самое важное в моей жизни. А важность – это то, куда прикладывается внимание, куда расходуются силы человека. То есть, важность – это смысл жизни. А когда важность теряется, то теряется и смысл жизни.  Поэтому я говорю обо всем – «Не важно». А что именно? Да все неважно. Абсолютно все. Эдакий абсолютный пофигизм <31>, но пофигизм сознательный и несоединенный с отрицанием вещей  и негативными эмоциями. То есть легкость отношения ко всему в жизни. Потому, что жизнь – игра! Имеет значение лишь то, что хочет душа, то, куда она стремится, то, куда направлены ее порывы. Все остальное – мишура <32>.

Позволь поверить себе,
И открыть в себе Бога.
И на этой земле
Быть подобным звезде,
Сияющей людям с востока.

Позволь открыть свою душу,
Стряхнуть с крыльев пыль,
Стереть забытье и неверие и
И память о прошлом. Кто мы?

Кто мы  в этом мире?
Мы – звезды, пришедшие с неба.
Мы – яркое, смелое пламя свечи.
Мы – дети целого света.
Мы – это радостный смех в ночи.

И если уж жить в этом мире как боги, то и ощущать его, радоваться ему, как боги: творить, созидать, любить, искать, находить, радоваться каждому рассвету и закату, цветку, взгляду любимого человека, прохожему, небу и всему, всему, всему….
Контакт с миром, с материальными вещами в нем осуществляется не посредством физического соприкосновения с ними. Нет! Он осуществляется путем сопереживания, путем ощущения своей бытийности ими, наблюдения за ними всеми своими органами чувств, и не только ими, но и душой. Потрогать, понюхать, попробовать на язык, посмотреть, прислушаться, прочувствоваться по всем направлениям, и наслаждаться вещью, представить, встать на ее место и стать ею - тогда возникнет контакт с вещью и понимание ее.
Только душа может своим светом озарить мир и почувствовать его. Только душою можно жить в нем.
Мир таков каким мы его видим, а видим мы его так, как к нему относимся, относимся же мы к нему пропорционально вложенному в него вниманию, и тому, какие переживания и события были связаны с ним, пропорционально тому, какое в его пустую форму добавили содержание.
Вот и наш маленький принц, встретив на земле розы, подобные той, что росла на его планете, посчитал их одинаковыми. Маленький принц задумался: «Значит, и относиться к ним надо также?» Поэтому сначала он разочаровался, увидев, что они точь-в-точь похожи на его розу. Но затем, он изменил свое мнение…
«- Вы  ничуть не  похожи на  мою розу,  - сказал  он им.   - Вы  еще ничто.   Никто вас  не приручил,  и вы  никого не  приручили.  Таким был прежде мой Лис. Он ничем не отличался  от ста тысяч других лисиц.  Но  я с ним подружился, и теперь он - единственный в целом свете.
     Розы очень смутились.
     - Вы красивые, но пустые, - продолжал Маленький принц.  - Ради  вас не  захочется  умереть.   Конечно,  случайный  прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что  она точно такая  же, как вы.  Но мне она  одна дороже всех вас. Ведь это  ее, а не вас  я поливал каждый день.   Ее, а не  вас накрывал  стеклянным  колпаком.   Ее  загораживал  ширмой,  оберегая  от ветра.   Для нее  убивал гусениц,  только двух  или трех  оставил, чтобы вывелись  бабочки.   Я  слушал,  как  она  жаловалась  и как хвастала, я прислушивался к ней, даже когда она умолкала. Она – моя».
А отсюда вытекает, что переживая вещь, даря ей свое внимание, мы видим ее.  « - Прощай,  - сказал Лис.  - Вот мой секрет,  он очень прост:  зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
     - Самого главного глазами  не увидишь, - повторил  Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
     - Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю душу.
     - Потому  что я отдавал ей всю душу...  - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
     - Люди  забыли  эту истину,  - сказал Лис,  - но ты не забывай:  ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу.
     -  Я  в  ответе  за  мою  розу... - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить» (Антуан де Сент - Экзюпери).
Сердцем жить, сердцем видеть этот мир, и идти по жизни, ориентируясь по его велению – и ты никогда не ошибешься, никогда не будешь слеп и обманут.
«Ко мне пришло понимание, что действовать в нашем мире можно на нескольких уровнях восприятия, жить можно, включая различные органы чувств. Например, действовать можно умом, сердцем, инстинктами. Переключаясь между ними, и в каждый момент времени выбирая один, наиболее подходящий уровень, можно, настроившись на него, смотреть его глазами на мир. Смотреть на мир через оконце ума, сердце или инстинктов. Переключение осуществляется посредством перенаправления внимания сверху вниз: ум – сердце – инстинкты, при этом, предыдущий уровень надо выключать. (Из личных дневников автора)»
Маленький принц об этом сказал своему другу, Антуану де Сент-Экзюпери.
 « Медленно вытащил я полное ведро и надежно поставил его на  каменный край колодца.   В ушах  у меня  еще отдавалось  пенье скрипучего ворота<33>, вода в ведре еще дрожала, и в ней дрожали солнечные зайчики. Я поднес  ведро  к его губам.  Он пил,  закрыв глаза.  Это было как самый прекрасный пир.  Вода эта была не простая. Она родилась из долгого пути под звездами,  из скрипа ворота,  из усилий моих рук. Она была, как подарок  сердцу.  Когда  я  был  маленький,  так  светились   для   меня рождественские  подарки:  сияньем  свеч  на  елке,  пеньем  органа в час полночной мессы, ласковыми улыбками.
     - На твоей планете, -  сказал Маленький принц, - люди  выращивают в одном саду пять тысяч роз... и не находят того, что ищут...
     - Не находят, - согласился я.
     - А ведь то, чего они ищут, можно найти в одной-единственной  розе, в глотке воды...
     - Да, конечно, - согласился я.
     И Маленький принц сказал:
     - Но глаза слепы. Искать надо сердцем. Самое главное - то, чего не увидишь глазами... - сказал он.
     - Да, конечно...
     - Это как с цветком.  Если любишь  цветок,  что  растет  где-то  на далекой звезде, хорошо ночью глядеть в небо. Все звезды расцветают.
     - Да, конечно...
     - Это  как  с  водой.  Когда ты дал мне напиться,  та вода была как музыка, а все из-за ворота и веревки... Помнишь? Она была очень хорошая.
     - Да, конечно...
     - Ночью ты посмотришь на звезды.  Моя звезда очень маленькая, я  не могу ее тебе показать.  Так лучше. Она будет  для тебя просто -  одна из звезд.   И  ты  полюбишь  смотреть  на  звезды...  Все  они  станут тебе друзьями.  И потом, я тебе кое-что подарю...
И он засмеялся.
     - Ах, малыш, малыш, как я люблю, когда ты смеешься!
     - Вот это и есть мой подарок... это будет, как с водой...
     - Как так?
     - У каждого человека свои звезды.  Одним - тем,  кто странствует, - они указывают путь.  Для других это просто маленькие огоньки. Для ученых они - как задача, которую надо решить. Для моего дельца они - золото. Но для  всех  этих  людей  звезды - немые.  А у тебя будут совсем особенные звезды...
     - Как так?
     - Ты посмотришь ночью на небо,  а ведь там будет такая звезда,  где я живу, где я смеюсь, - и  ты услышишь, что все звезды смеются.   У тебя будут звезды, которые умеют смеяться!
     И он сам засмеялся.
     -  И  когда  ты  утешишься  (в  конце концов всегда утешаешься), ты будешь рад, что знал меня когда-то.  Ты всегда будешь мне другом.   Тебе захочется посмеяться со мною.   Иной раз ты вот  так распахнешь окно,  и тебе будет приятно... И твои друзья станут удивляться, что ты  смеешься, глядя на  небо. А  ты им  скажешь: "Да,  да, я  всегда смеюсь,  глядя на звезды!" И они подумают,  что ты сошел с  ума. Вот какую злую  шутку я с тобой сыграю».
Жизнь в мире тускла, коли душа спит. Но вот когда она просыпается….
Когда душа заканчивает разбег, когда гаснет искра, которая живет в тебе, когда легкий ветер ложится мертвым штилем, когда солнца уже не видно за хмурым небом, когда Луна и звезды ушли с ночного небосклона, тогда ты останавливаешься.
Руки все те же, все та же работа, та же тропинка с утоптанным снегом, та же реклама на щитах, но прежний мир умер.
Серые и однообразные будни захватывают, и ведут тебя, и играются, как осенний ветер с желтым и потрепанным листком.
И когда в глазах нет ни капли огня, когда все тускнеет, и ничего уже не волнует кровь, ты опускаешься на самое дно.
Мир поблекнет и растворится, как будто на твою картину вылили много-много воды, а слова превратятся в бессмысленные колебания воздуха.
И вот догорает свеча, а тяжесть и бессознательность придавливают собою тело и дух, но внезапно что-то неуловимо изменится.
Внутри проснется и, потянувшись, откроет свои глаза душа. Улыбнется и бесхитростно посмотрит на тебя.
- Ну, до чего же ты докатился, - скажет она.
И ты улыбнешься ей в ответ, и на следующий день, подняв глаза, уже не можешь их опустить.
Окружающие дома, деревья, машины, люди – все преобразилось. Они снова засверкали ослепительными красками, зажили своею жизнью. Воздух напоен запахами, а солнце, кажется, дарит свою лучистую улыбку тебе.
Ветер нежно треплет по голове, птицы радостно щебечут, и ты сам смотришь на мир новыми глазами. Да, своими глазами, но смотришь, как в детстве. Так же, как когда-то двадцать лет назад, ты радуешься всему, ты смеешься окружающему миру, ты переполнен теплом и лучистой радостью ко всему. Ты любишь самого себя и свое окружение.
Твои ноги с легкостью скользят по дороге, ты ощущаешь и обозреваешь все: дома рядом, припаркованную машину, поваленное дерево и то строение в самом конце улицы, за километр от тебя. Все настолько реальное и трехмерное, что ты ловишь себя на мысли, что как - будто впервые видишь этот мир.
Душа расправила крылья и оторвалась от земли.
Ты взглянул на прошедшие дни.
- Скажи, кто принял решение расстаться с любимым человеком?
Память услужливо показывает твои слова, эмоции и мысли. Как - будто впервые чистым взглядом я окидываю все.
- Я сам. Решил посмотреть, что со мною будет. Интересно было такой опыт приобрести.
- Этого не может быть. Все случившееся – результат воздействия отрицательных сил судьбы. Всё это - жестокая судьба. Это – случайность. И ты не можешь отвечать, - в страхе оправдывается Ум.
- В самом деле? – ехидно, но вполне дружелюбно спрашивает Ум душа. И с легкой улыбкой смотрит  ему в глаза.
Наступают секунды замешательства. Ум пытается в судороге защититься, но перед лицом фактов в панике бежит, признав свое поражение.
Душа торжествует. Она наконец проснулась. И не место сейчас фальши и лжи. И уж тем более самообману.
-0)