Полет души. Часть 2

Александр Емелин
= Прости меня за то, что я имею.
Ты видишь — это я не берегу,
Прости меня за недостаточную веру
В свою коварную и неизбежную судьбу.

Прости меня, что мало я
Тепла дарил всем тем, кто
Был со мною рядом, а
Занят был всецело суетой, но

Я ни о чем не жалею, и
Я думаю, что должен был
Все это в жизни пройти,
И я не забыл, не забыл

Что я давно тебе обещал
Быть выше и чище, но
Только сейчас этот миг настал,
Когда я обет <11> исполнить готов.

Сейчас ты стал мне гораздо ближе
И моя вера стала сильней.
И теперь уже скоро, увидишь,
Я найду себе верных друзей

Я отброшу прочь, прочь
Свои сомненья и тревогу,
Благоухает звездная ночь
И видна на небе улыбка Бога.

Эти строчки написаны в особом состоянии сознания, когда человек осознает горечь утраты, когда сильно жалеет о том, что не бережет самое близкое, что большинство внимания уходит не на поддержку и помощь близким, а на самого себя, на суету дней, на вещи и события, не имеющие основной ценности. Прожигая жизнь на мелочи, мы теряем самое главное, что у нас есть – любовь, и общение  с близкими людьми.
А почему человек вообще просит прощения? Потому что виноват. А перед кем он виноват? Ясно, перед самим собою. А в чем? В том, что украл у себя счастье, и потерял то, что ценил в своей жизни.
Таков и я. Но я принял решение ни о чем не жалеть, то есть примирился со всем, воспринял все  так, как есть, и стою лицом к новому дню, ко всему новому, что снова приходит в мою жизнь, открываю свой мир для него, а не думаю о старом, не цепляюсь за то, что уже ушло.
«Я думаю, что должен был все это в жизни пройти». В основе этой фразы лежит убеждение, что для того, чтобы стать сильным, и получить опыт, надо пройти все события жизни, и при  этом нет ни желательных, ни тех, которых надо избегать. Принять надо все, пройти через это, чтобы вынести то новое для себя, то необходимое, что затем в дальнейшем поможет в жизни.
Когда ты понимаешь все это, и то, что больше так жить нельзя, то, неожиданно оглядываясь, видишь, что мир несколько иной, нежели представлялся тебе в бреду переживаний. И ты застываешь от неожиданности и удивления, сходишь с зацикленности, и наконец оказываешься несколько в стороне от раздражений и помех, которые уже не слышны так сильно. Тишина успокаивает, новые краски мира наконец позволяют осмотреться, привести себя в порядок и хоть немного, но проанализировать происходящее.

Луна ночной царицей
Явила свой дивный лик < 12 > -
Грязно-желтой глазницей
Путь в иные миры  возник.

И чарующий неверный свет < 13>
Я вкушаю из своего оконца.
Я не знал его несколько лет;
Он ласкает уставших от солнца. 
               

Или вот еще одно стихотворение –

Снова в углах поселился сумрак-
Ночь проникла в мой дом.
Выключен свет в моих комнатах,
У окна я стою и смотрю в него.

Я вижу - на звездный трон
Взошла принцесса Луна,
А над ней сотни крон леса
Ждут нового дня.

Ночь полноправной царицей
Вошла в свои права,
Как могучая птица
Укрыла город от дня.

Она исцелила всем раны,
Их промыв родниковой водой,
Она вернула всем силы
В лабиринтах чарующих снов.

Ночь подарила забвенье,
Успокоила твою кровь,
И на следующее утро
В этот мир ты вернулся вновь.

Светлое и радостное состояние души приходит только после падения и потрясений, и все начинается с возвращения радости от своей жизни  – «Я улыбался в темноте сам себе и всему миру, беззаботно смеялся, был наполнен такой безграничной и равномерной радостью, чувством силы, уверенности в себе. Очень ясное работало сознание, ум был сверхточен, так легко, приятно, так гармонично я ощущал себя…  Я понял, что начинать надо с себя: любить себя, чувствовать себя, свое тело, свои мысли, улыбаться всем миру, быть пропитанным уверенностью в себе, чувствовать, как радость жизни наполняет тебя, чувствовать свою силу, и излучать ее вокруг, тогда и придет взаимопонимание со всеми, и ты будешь привлекать всех (из личного дневника автора)».


Луна за облаками
Окрасила небо в  свой цвет,
А солнца все нет и нет.
Смотрят Его глазами

Звезды дальних глубин,
А ты снова один.
Замер мир и ушел в себя,
Умер свет до утра,
И ликует Луна-
Ты опять здесь одна.

Наполняется кровью небо,
И бледнеет звездный полог,
Открываются в утро двери,
Но ты снова, снова не веришь,
Что мучений кончается срок.

А тьма растворяется в свете,
И боль становится частью Его.
Обратным лицом златой монеты
Сияло серебро. Далеко

В ночном небе звезда
Светит только для тебя,
И ты веришь в себя,
Ты - язык огня
Мироздания <14> костра.

Ты пройдешь свой долгий путь,
По радуге взойдешь на небо
И скинешь оковы пут-
Вот  твое любимое кредо <15>.

Прежнее забвение, прежний дурман можно представить в образе пустыни, и тогда это будет выглядеть так.


Яркое Солнце жгло над твоей головой,
Воспламеняло огонь в барханах песка,
Слепило и как раба вело за собой,
Лишало рассудка фейерверком огня.

Но вдруг исчез влекущий тебя мираж,
Лишь бескрайний песок видишь сейчас.
Ты  - прозрел, боль очистила тебя,
Души своей услышал тихий глас <16>.

Ты стремишься к совершенству,
Проживая жизнь здесь
И с любовью в своем сердце
Принимаешь все, как есть.

Наполняешь верой и прохладой пески,
Возвращаешь к жизни забытые ручьи.
И знаешь место свое средь благодатных садов,
Проклинаемых недавно тобою песков.

Жить наполнена радостью и смыслом, если живешь ради мечты, ибо одна мечта вытягивает человека из рутины и болот дневной суеты и придает целеустремленность, а она, в свою очередь, дает силу. Силу не забывать о своей цели и двигаться к ней денно и нощно <17>, и не думать, что если немного приостановиться и отдохнуть, то это останется без последствий. Ты рискуешь совсем остановиться, искра стремления потухнет, и все возвратится на круги своя в то же болото. И никто помочь тебе не может. Движение к своей мечте, к звезде – это исключительно личное дело каждого.
Звезда в ночи
Сияет над тобой,
И вы одни
Под Солнцем и Луной.

И сколько путник не пройдет-
Она все светит ему,
И он мечту найдет-
Изменит жизнь свою.
Звезда смеется и плачет,
И тоскует вместе с тобой.
Она похожа на тебя-
Вы связаны одной судьбой.

А может, она и есть твой крест <18>-
Тот, что ты должен всю жизнь нести?
Что ж, ты согласен на это -
Без нее тебе путь не найти.

А без движенья,
Без стремленья вперед,
Ты словно с дерева
Сорванный листок;
Тебя ветер любой
Легко унесет.

Человек перестает спешить, суетиться, как большинство, и у него появляется время для того, чтобы просто-напросто оглянуться по сторонам, а не думать о своем, чтобы увидеть, какой красивый мир вокруг. И то, то прежде обладало тонкой, едва воспринимаемой красотой, существовало вне поля восприятия, теперь вызывает восхищение.

О Северная звезда,
Взгляни же на меня!
Я живу на земле
Насыщаюсь в твоем огне

Ты высока и холодна,
Непостижима для меня
Своей чарующей красою -
Всему мои мечты виною.

Затихли краски дня,
И Солнца больше нет –
Явила ты себя,
Свой нежный звездный свет.

Пусть не видно ясным днем тебя
За морем спешки, суеты;
Ты даришь не каскад, а горсть огня,
Но ночью – всех красивей ты.

В следующем стихотворении представлен путь человека в этом мире от самого его рождения до исхода из него, путь неясный, на котором человек не знает, что его ждет, путь неожиданностей и поворотов судьбы. Путь, который автор принимает легко, как есть, и рад всему тому, что встретил в своей жизни, хоть порой и сожалеет о своей недальновидности, но радуется всем без исключения прожитым мгновениям жизни и людям, с  которыми она его свела.

Когда я родился, светило утро,
Звезды на небе мне подали знак,
Я помню мгновенье, сердца биенье
И вздох свой первый на тонких устах.

Когда уйду, посмотрю я на небо -
На нем разыгрался пурпурный закат,
Увижу я шапки горные снега -
Над ними сияет мой путь назад.

Я хочу любить и быть любимым,
Идти на свет своей верной звезды,
Стихи писать пером небрежно,
Ты только подумай, только пойми:

Жизнь дана нам одна,
Звезда с неба падает раз,
Я полюбил тебя лишь тогда,
Когда наш огонь угас.

Твоя и моя звезда
Танцевали в небе ночном,
Смеялись в мечтах
В созвездии одном.

Жизнь - очень странная штука,
Крут и извилистен ее путь,
Никто не знает в начале,
Что они в конце обретут.

Получив в награду любовь,
Ты меняешь ее на боль.
Скатившись с высокой горы,
Карабкаешься наверх вновь.

Там, впереди, за хребтом,
Разыгрался закат,
Пора подводить итог,
Тебя ждет путь назад.

«Человек должен знать, к чему он идет, что его ожидает. Но это навсегда останется для него тайной, если он не сможет вернуться к началу своей жизни, к своим первым поступкам, и удержать в себе это начало. Если он не хочет стать щепкой, увлекаемой потоком, он сам должен стать потоком, всем потоком - от истоков до устья (Урсула Ле Гуин. «Волшебник Земноморья»)».
Здесь как раз сформулировано то, что копилось во мне, что переживалось мною. Именно детство и начало жизни, мысли и отношение к миру ребенка, его чистый взгляд, то, как ты чувствовал себя и мир тогда, кем ты тогда был, и чем жил, это все и есть подлинный ты, а не то, что наслоилось на тебя позже. Ибо сейчас ты уходишь от самого себя и забываешься в суете жизни, ты теряешь самого себя.

Ложись спать с мечтой о рае
И, засыпая, ты увидишь во сне
Блаженный <19> город без названья,
И мир, проснувшийся в тебе.

Тебе предстанет возрожденная из пепла
Прекрасная, как сказка, страна.
Ты вспомнишь картины из детства,
Тебя заполнят волны тепла.

Детство – это мир, где тебе было хорошо, где ты был счастлив, доволен, радостен, делал, что тебе хотелось, где ты был просто самим собой. Вернуться в этот уже подзабытый мир довольно непросто. Одна из таковых возможностей – сон. Сон – это очень таинственное время в жизни человека, и много мнений существует о том, что во время него происходит. Одни говорят, что во сне душа покидает тело, и путешествует в мире духов, другие – что отдыхает физическое тело, третьи – осуществляется осмысление всего пережитого за ночь. Но при любом раскладе, сон – это дверь в другой мир, это – путь в сокровищницу нашей памяти, путь к нам самим вне деятельности мозга и его мудрствований. Во сне, в глубоком сне мы такие, какие пришли в этот мир, и какими себя создали. Во сне можно возвратиться в детство, то, что обратилось в пепел, может снова возродиться из него, а твой собственный мир вновь проснется в тебе. Стоит только не просто в очередной раз завалиться в кровать спать, а очиститься перед сном, проанализировать все произошедшее за день, и уснуть спать в гармонии, тепле, радости, надежде и любви. Уснуть с мечтой о рае как в своей душе, так и в мире…
Мы знаем, что человеку свойственно избегать то, что ему не нравится, что его раздражает, с чем он не может согласиться и принять как существующее в свою жизнь, принять так, как есть. Человек не может прямо, не отводя взгляда, смотреть на то, что он боится, что доставляет ему боль. И он отстраняется от этого, забывает это, делает вид, что не видит, не слышит, а затем начинает безоглядно верить в это, и… в конце концов действительно уже не видит, а вскоре и не помнит, не знает об этом. Только где-то на задворках подсознания он еще подозревает об этом.
И ты перестаешь отвергать и избегать этого, ты принимаешь все, как данность. То, что дано, то, что уже есть у тебя, тебя не пугает. Ты восстанавливаешься, потому что заново черпаешь из ранее закрытого, запломбированного прошлого, брошенные и забытые там силы, потому что воссоединяешь самого себя, себя нынешнего, с тем, который был раньше, и становишься цельным, хотя бы в рамках одной жизни. И ты улыбаешься, прошлое дарит положительные эмоции, ты рад и искренне благодарен всем людям, с кем жил и общался.

Пепел не станет огнем.
Безвозвратно ушедшее не вернуть,
Но храню в сердце своем
Светлый образ <20> твой.

Твои глаза и улыбка мой путь
Пусть согреют своим теплом.
И отныне всегда с тоской
Буду вспоминать эти дни вдвоем.

Когда мы мечтали с тобой,
Когда имя твое поселил в сердце своем,
Когда руку твою держал в руке своей,
Когда вся жизнь нам казалась судьбой
Что досталась нам вдвоем.

И с тех пор твой образ и память
Живут во мне глубоко - глубоко,
И я верю, что все не случайно,
Что так нужно было, но

Но ловлю на мысли себя,
Что понимание приходит слишком поздно,
Когда от любви огня,
Что слабеет, потухли и наши звезды.

Внезапно понял я:
Даже если бы я мог это знать -
Ничего тогда
В жизни своей я бы не стал менять.

И когда видишь все так, как оно есть, начинаешь многое понимать: как был близорук и слеп; и жалеешь, что не видел раньше так ясно, как видишь теперь.
« Напрасно  я  ее  слушал,  -  доверчиво  сказал он мне однажды. - Никогда не надо слушать, что говорят цветы. Надо просто смотреть на  них и дышать их ароматом.   Мой цветок напоил благоуханием всю  мою планету, а я  не умел  ему радоваться.   Эти разговоры  о когтях  и тиграх... Они должны бы меня растрогать, а я разозлился...
- Ничего я тогда не понимал!   Надо было судить не по словам, а  по делам. Она дарила мне свой аромат,  озаряла мою жизнь.  Я не  должен был бежать. За  этими жалкими  хитростями и  уловками я  должен был  угадать нежность.  Цветы так непоследовательны!   Но я был слишком молод, я  еще не умел любить» (Антуан де-Сент Экзюпери. «Маленький принц»).
Маленький принц живет на своей планетке далеко в космосе один-одинешенек. И вот, наконец, на его планете появляется необыкновенной красоты цветок. Он заинтриговал маленького принца, и начал капризничать. В результате, хотя маленький принц его и полюбил, но все же разочаровался в его поведении, и решил расстаться с ним.  Он попрощался с  цветком и отправился по жизни своей дорогой.
«Как  я  понял,  он  решил  странствовать  с перелетными птицами.  В последнее  утро  он  старательней  обычного  прибрал  свою  планету. Не без  грусти  Маленький  принц  вырвал  также  последние   ростки баобабов.  Он  думал,  что никогда не вернется.  Но в это утро привычная работа  доставляла  ему  необыкновенное  удовольствие.  А  когда  он   в последний  раз  полил  и собрался накрыть колпаком чудесный цветок,  ему даже захотелось плакать.
     - Прощайте, - сказал он.
     Красавица не ответила.
     - Прощайте, - повторил Маленький принц.
     Она кашлянула. Но не от простуды.
     -  Я  была  глупая,  -  сказала  она  наконец.  -  Прости  меня.  И постарайся быть счастливым.
     И ни  слова упрека.  Маленький принц был очень удивлен.  Он застыл, смущенный и растерянный,  со стеклянным колпаком  в  руках.  Откуда  эта тихая нежность?
     - Да,  да,  я люблю тебя, - услышал он. - Моя вина, что ты этого не знал.  Да это и не важно. Но ты был такой же глупый, как и я. Постарайся быть счастливым... Потом прибавила:
     - Да не тяни же, это невыносимо!  Решил уйти - так уходи.
     Она не  хотела, чтобы  Маленький принц  видел, как  она плачет. Это был очень гордый цветок» (Антуан де-Сент Экзюпери «Маленький принц»).
По пути на Землю он посетил несколько других малых планет. Описывая живущих в одиночестве на них людей, автор показывает несколько их типов, а подле каждого - его планету, то есть внутренний мир. Так, маленький принц познакомился с королем, честолюбцем, пьяницей, деловым человеком, старым фонарщиком и географом. Каждый из них видит мир по-своему через стекла своих очков, которые окрашены в цвет, присущий мировоззрению и взглядам конкретного человека. Всех этих людей объединяет одно – их взгляд на мир искажен. И они видят только в том спектре, на который настроены.
« Седьмая планета, которую он посетил, была Земля. Земля -  планета  не простая!  На ней насчитывается сто одиннадцать королей,  семь тысяч географов, девятьсот  тысяч  дельцов,  семь  с  половиной миллионов пьяниц,  триста одиннадцать миллионов честолюбцев, итого около двух миллиардов взрослых» (Антуан де-Сент Экзюпери «Маленький принц»).
Таких людей Антуан де Сент-Экзюпери в своей книге «Маленький принц» иронически называл «взрослыми», «серьезными», а других, которые действительно жили, воспринимали все краски и радости жизни – «детьми» и «несерьезными».
 «Взрослые  очень  любят  цифры.   Когда рассказываешь  им,  что  у  тебя  появился  новый  друг,  они никогда не спросят о самом главном. Никогда они  не скажут: "А какой у него  голос? В какие игры  он любит играть?   Ловит ли он  бабочек?" Они  спрашивают: "Сколько ему лет?  Сколько у  него братьев?  Сколько он весит?   Сколько зарабатывает его отец?" И  после этого воображают, что  узнали человека. Когда говоришь взрослым:  "Я видел красивый  дом из розового  кирпича, в окнах  у  него  герань,  а  на  крыше  голуби",  -  они  никак  не могут представить себе этот дом.  Им надо сказать: "Я  видел дом за сто  тысяч франков", - и тогда они восклицают: "Какая красота!"
Точно так же,  если им сказать: "Вот доказательства,  что Маленький принц  на  самом  деле  существовал:  он  был очень,  очень славный,  он смеялся,  и ему хотелось  иметь  барашка.  А  кто  хочет  барашка,  тот, безусловно,  существует",  -  если  им  сказать  так,  они только пожмут плечами и посмотрят на тебя,  как  на  несмышленого  младенца.  Но  если сказать им:  "Он прилетел с планеты, которая называется астероид В-612", - это их убедит,  и они не станут докучать  вам  расспросами.  Уж  такой народ  эти взрослые.  Не стоит на них сердиться.  Дети должны быть очень снисходительны к взрослым.
Но мы, те, кто понимает, что такое жизнь, мы, конечно, смеемся  над номерами  и  цифрами!»
«Я  знаю одну планету,  там живет такой господин с багровым лицом. Он за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка.  Ни разу не поглядел  на звезду.  Он никогда никого не любил. И никогда ничего не делал. Он занят только одним:  он складывает цифры.  И с утра до ночи твердит  одно:  "Я человек  серьезный!  Я  человек  серьезный!"  -  совсем как ты.  И прямо раздувается от гордости» (Антуан де- Сент Экзюпери. «Маленький принц»).
А между тем, отнюдь не все в жизни может быть описано цифрами, сухой логикой и голой формальностью. Не все можно выразить даже словами, ведь очень часто их просто не хватает, чтобы сказать, что хочется. Нет подходящих слов, да порой они просто слишком грубы, чтобы отразить переживания человека. Примером служит следующее стихотворение.
   
Сколько звезд у ночного огня и костра?
Сколько разных мелодий таит тишина?
Сколько дивных огней зажигается в срок!
По дороге любви поведет меня Бог.

И искрящихся звезд по дороге туда
По дороге любви, и огня, и костра.
Пусть парит тихо в воздухе снег.
Сколько лет, сколько лет....

И потеряны самые дорогие слова,
И в огне сгорели они навсегда,
И зима поглощает мои следы,
И погибнут не только они...

Мир устроен так, что дрожит тишина,
Что мелодий огня облекает в слова,
Что я утром проснулся и падает снег,
Что тебя со мной, увы, уже нет.

А я помню - летели, летели слова,
 К нам на лица упали капли дождя;
 Улыбнулась ты мне нежно тогда,
Я любил, так любил тебя...

А сейчас посторонний мешается свет.
Слышу шорох листвы и мелодий балет,
Слышу стук, кто - то ждет и идет,
И я вздрогну, оглянувшись за порог.

Я почувствую кого-то из-за плеча,
Обернувшись, исчезнет он навсегда.
И звезда упадет с души.
Сами собой из-под пера стихи.

Только мягких мелодий слова,
И капель за окном дождя.
Только ворон взлетит за порог,
И войдет чья-то тень в мой чертог.

Вижу звезд улыбнулась тьма,
И яблонь цвет укрыла снега зима,
И приснится мне кто-то - я во сне улыбнусь,
А потом.... А потом я проснусь.

Стихотворения можно писать по-разному – можно писать их умом, придумывая каждую строчку, или душой, которая оперирует не словами, но образами. Образы – это представление об объекте, слепок с него, при этом используемые для его отображения слова могут вообще не обладать – никаким смыслом, или смыслом противоречивым, неясным.
Душой написан также и следующий рассказ: «Посмотри на меня – мое плачет лицо, мои кости как смерть, и иду я утром по росе по полю, где колосится пшеница, и я дотрагиваюсь до нее, как море волнуется она. И ясный день, и птицы кружат, но не ведомо им, что я сегодня умру, что не станет меня, когда на небе засияют звезды, когда на берегу реки разожгут костры, когда деревья облачатся в траур, когда выцвел вереск на мили окрест, когда взойдет багровое солнце и златокрылый дракон опустится на поляну. Тогда явится вестник смерти, и на темных башнях заиграет рассвет. Я сяду в темную стальную колесницу, и мы полетим, и черные пегасы будут править путь, а солнце не будет успевать за нами по пятам. Тогда тот, кто в капюшоне, и чьего лица не видно, скажет, что все кончено, что болота зарастают, и ветер легко дует, что поют волки, а воли нет, нет счастья, и лишь заря и звезды – мой путь, что я один и говорю со звездами, что я предлагаю руку и сердце, и песочные часы отмеряют отведенное нам до смерти время, что солнце, описав круг на нарисованном зодиаке, так похоже на деревянное колесо, что твои руки так холодны, что гребешки на голове и ласты на ногах так идут к твоему зеленому лицу, что по серебряной дорожке мы к груди прижав любовь идем. Свет играет на наших пальцах, он согревает наши лица, и большой деревянный крест молчит. Доски креста сгнили, и почернел он под временем и дождем».
Написанное выше для ума не совсем понятно, точнее ум ставит ярлык <21> «полная чушь и бред», намекая на сумасшествие, зато душа ликует, читая эти строчки, они написаны ею, и только она может их прочувствовать. И понять такой порыв души можно только сердцем, и ни чем иным. И в этих строчках, таких немногочисленных, написано многократно больше, нежели в самых толстенных романах…
Писать стихи так, как чувствуешь, как есть, без доработок, на одном дыхании, пока то, что готово выйти, не ляжет на бумагу. И жить, и смотреть на мир также – то есть просто смотреть.