Река и синяя птица счастья

Татьяна Шмидт
По знаку Зодиака я – Близнецы, моя стихия-воздух, но почему так сильно меня притягивает к себе вода? Может потому, что родилась я и выросла на замечательной речке Чаус.
От этой реки остались мои самые первые светлые воспоминания. Помню, как заливало в половодье наш огород, и там долго стояла вода, постепенно уходя лишь в конце мая и оставляя после себя густой плодородный ил. Наверно, поэтому у нас был чудо-огород, в котором росло все – тучные огромные пестрые тыквы, белые большие, как березовые поленья, кабачки, ядреные сочные кочаны капусты, крупные как поросята клубни картошки, сладкий горох и бобы и многое другое, чем кормилась вся наша семья.
На Чаусе мы с отцом и братом ловили рыбу, купались, за Чаусом на заливных лугах были покосы, и трава там росла по пояс взрослому не мелкому мужчине. Всему давала жизнь вода. За огородом под большой ивой был с давних пор старый колодец, мы брали из него воду и там где-то далеко загадочно поблескивала и мерцала вода, она притягивала к себе, мы заглядывали в колодец хотя и было немного жутко от одной только мысли – упасть в эту страшную темную глубину.
Чаус впадал в Обь, где  всегда вода была холодной, местами бурлила воронками, подмывала берег, а течением уносила лодку и где немало потонуло рыбаков в ветреную ненастную погоду. Но молоденькой девчонкой летом я бесстрашно с восторгом входила в эту обжигающую холодом реку и купалась до посинения, а потом с удовольствием долго жарилась на горячем белом песке.
А какие острова на Оби, где растут целые заросли облепихи, которую недаром называют сибирским ананасом! А дивные вечера, когда медленно гаснет день, на берегу костер, а в котелке кипит уха из здоровенного леща и  после ужина задушевные разговоры и песни под гитару… Что может быть лучше на свете!
Я видела много сибирских рек и каждая из них имеет особенный характер. Вот, к примеру, взять Омь – она непохожа ни на какую другую реку: вроде и течет в основном по степи, а вода ее темно-коричневая по цвету чиста и приятна на вкус, так и манит искупаться, так и ласкает тебя своей теплотой. Такая же теплая и приятная вода в жаркий день на Ише, лишь иногда разве испугает тебя плывущий зигзагом с противоположного берега уж с продолговатой головой и ярко-желтыми отметинами, а весной и Иша становится настолько полноводной и с таким стремительным течением, что страшно подойти к берегу.
Вообще все горные реки быстры и красивы, а самая стремительная из них Катунь - алтайских рек царица. Стоишь на Айском мосту и завораживает она своей красотой, размахом окружающих гор, светлые,  как молоко, воды ее несутся со страшной силой, и кажется, что нет картины грандиознее и величавее. Стоят на мосту туристы из дальних краев с фотоаппаратами, завороженные чарующей, дикой, необузданной ее красотой.
А как  преображается она в пору листопада! Едешь автобусом до Чемала вдоль берега Катуни и не налюбуешься ее бирюзовыми в это время водами. Но даже, если не сможешь выбраться летом из душного, объятого зноем города - не беда: всегда можно искупаться в небольших речках Улалушке или Майме. Здесь не раз я испытывала такие минуты блаженства. Здесь в зарослях ивняка поодаль от людей у берега можно увидеть огромную изумрудно-зеленую жабу и даже речную рыжую ондатру, деловито переплывающую на другой берег с пучком свежей травы во рту, тут же на мелководье стайки серебристых мальков снующих туда-сюда в поисках корма. Да мало ли чего можно увидеть в чудесный летний день! И как приятно искупаться в зной в прохладной тихой воде небольшого омута, вглядеться в синее небо с белыми будто из лебяжьего пуха облаками и наблюдать, как летают совсем низко над водой голубые стрекозы, а если прийти пораньше, и если повезет, увидеть стремительно пролетающую над водой синюю птицу счастья, и успеть загадать заветное желание – авось исполнится…