Очи наши

Валентина Яроцкая
        Я из того поколения людей, которые  в детстве состояли в пионерской организации, почерпнули там  дух  любви к товарищам, настоящей «пионерской» дружбы и  «честного пионерского слова». В  кавычки эти слова приходится  брать потому, что звучат они в настоящее время только как  цитата.  А было время, когда «честному пионерскому»  верили,  галстук считали святыней.  Конечно,   сказку Андерсена «Снежная  королева»  читали  пионеры  в том  варианте, который  пропускали   в издательство  заботливые взрослые, оберегавшие  детей от  «опиума для народа». Не было в  те времена  в переводе  сказки на  русский язык ни  псалмов, которые читали  Кай и Герда,  ни  молитвы «Отче наш»,  с помощью которой  Герда победила воинство Снежной  королевы.    Обо всём  этом   лично  я узнала тогда,  когда  уже, будучи взрослой, начала преподавать  русский язык и  литературу. 
       Андерсен был  христианином,  верил в бессмертие души   и  в  своей сказке  показал  детям   силу  Господней  молитвы. 
       Как поётся в песне, «пришли другие времена».  Не буду ругать  эти времена, ведь  об этом тоже  поётся в песне: «Времена не выбирают, в них живут и умирают…» Давно известный факт!  И  что толку плакать о  пионерской организации,  давно  ушедшей     из  «учебно-воспитательного процесса»?  Или   культивировать ностальгию  о том времени, когда не было  в одной школе классов «элитарных» и «прочих»,  а    между детьми было социальное братство  с единой школьной  формой, без «крутых» и   «бедных» «прикидов»…
       Вот о чём  хочу реплику  бросить.
       Наше время – время повального, тотального обращения  к Православию.  И слава Богу, теперь учебники  литературы   дружно устремлены к  тому, чтобы использовать нравственно-духовный  потенциал   православной веры.   Осознали, поняли мы  наконец  мудрость  старой  народной пословицы: «Без  Бога ни до порога».  Наконец, но    до конца ли? Страшно, что  может  это  обращение к Православию  в наших  учебниках литературы  превратиться   в  очередные  фарисейские   заявления.  Конечно, учебники   не могут  в полной мере разъяснить детям все тонкости   сложного и прекрасного мира  Православия, требуются  дополнительные    занятия.
       Далеко не во всех школах   введены  «Основы православной культуры»,  хотя ведь  именно этот предмет   и мог  бы   ликвидировать дефицит  необходимых  детям знаний.   (Возражение, что   нужно тогда  дать  возможность   изучать и другие религии,  я не буду сейчас опровергать:  об этом много говорили, писали;  а мы всё-таки  будем помнить, что  живём в России,  которая созидалась как православная  страна, с неизменным уважением  относящаяся ко всем  «иноземцам» и «иноверцам»).
        Знания  основ православной культуры  современные  бабушки  и дедушки   детям дать  практически  не могут – сами пришли  к вере   недавно,  имея в жизненном багаже  пионерские атеистические вечера. Мамы и папы?  Но ведь их как раз и  растили дедушки и бабушки, прошедшие  атеистическую школу.   Одним словом,  очень хочется, чтобы в  российских   образовательных  учреждениях  обратили самое серьёзное внимание на    «Основы православной  культуры» и любые другие формы приобщения молодого поколения к  духовно-нравственному   богатству нашего народа.
      А пока в тетрадке пятиклассника  в  изложении по сказке  «Снежная королева»   я встречаю  предложение о том, что  Герда читала молитву «Очи наши». Смешно и грустно, как в жизни. Тем более, что накануне мы разбирали этот  эпизод,  и  в ответ  на вопрос, есть  ли в классе крещёные, я  увидела   лес  рук. Некрещёными оказалось   всего несколько детей.    Зато когда  спросила, знают ли дети  сам текст молитвы, которую читала Герда, чтобы  победить воинство  Снежной королевы, лес рук  сразу исчез. «Отче наш»  из крещёных детей не знал никто!   К следующему уроку  два человека  по своей инициативе с родителями  выучили   молитву.   Увы, только два!  Ведь  родители этих детей   после крещения, которое стало  модным ритуалом,  сами  забывают дорогу в храм.   И   милый, добрый мальчик с удивительно   любопытными глазами в своей тетрадке написал: «Очи наши». 
       А я подумала, что   главное всё-таки –  те знания, которые нужны не уму, а душе.  Она ведь, как написано на могиле  великого датского  сказочника,   –  бессмертна.  А дети  и есть «очи наши»:  всё видят, всё понимают и   ложь  фарисейскую  чувствуют.