Ещё о Скрипаче

Вадим Бусырев
             « В  о  т     п  у  л  я    п  р  о  л  е  т  е  л  а     и   … .»

       
     -  Наворотил ,  ты ,  с  три  короба ,  конечно ,  летописец ,  -
     -  былой  Помнач  штаба  снисходительно  ко  мне  вынужден  относится .
     И  хочется  ему  по  грязи  повозить  меня  и  колется .  Желание  это  естествен –
ное  и  оправданное ,  понятное  и  человечное .   А  обложки ,  куда  ни  плюнь ,  на
книжках  моих  графоманских  он  рисовал .  Он .  Сейчас  может  и  сожалеет ,  а  куда  теперь  денешься ?
      -  Да – аа… ,  -
      -  тоскливо – тягуче  вторит  ему ,  глазищами  вращая ,  Белый  Ус .
      -  Ладно  бы  просто  намарал  мемуарчики ,  нам  всем  подписал ,  раздарил ,  -
-  продолжает  он  сокрушаться ,  особенно  сожалея  о  пригретом  на  своей  груди
писаке .  Это  обо  мне ,  то  есть .
      -  Так  он  ещё  и  об  эхе  мечтает .  Да ,  не  о  простом ,  а  об  международном, -  совсем  принуждает  этим  аргументом  Ус  меня  голову  к паркету , блестящему
ослепительно,  склонить .  Так  и  хочется  плюнуть  в  пол  тот  навощённый .  Чай ,
не  в  море ,  можно  бы ,  да  тут  и  по  шее  получить ,  как  говориться  «раз плюнуть». 
       -  Э …э,  не  понял  я ,  об  каком  таком  ещё  « эхе»  речь ? –
- привыкший  с  пелёнок  самых  до  сути  докапываться  до  любой ,  что  ни  есть
истинной ,  ухватывается  за  термин ,  физически – сомнительный ,  Бориска  По –
пович. 
       -  Вы  это … ,  это  самое ,  -
-  как  всегда  чуток  заикаясь ,  хихикает  Лещ ,  -
       -  не  наваливаётесь  сильно  на  это … ,  на  него ,  на  юродивого .  Чего  взять-
-то  с  него ?  С  него  уже  эта … ,  Галька  всё  давно  вытрясла .  Я  знаю .  Он 
плакался  - на  пиво  клянчил .  Последние  экземплярчики  книжонок  кому  ни  по-
падя  раздарила .  И  велела  боле  не  баловаться  это … ,  авторучкой .  Не  то  -  из
квартиры  выпишет .  Они  это … ,  умеют .
      -  Я  б  на  её  месте  тоже  может  быть … ,  -
-  начал  было  раздумчиво  помначштаба .
      -  Нет ,  давайте  всё – таки  по  порядку .  Проясним  сперва  об  « эхе» ,  -
-  упрямо добивался  истинных  тактико – технических  данных  бывший  старший
офицер  зенитной  батареи  Попович .
      -  Да ,  отзвука  ему ,  несмышлёнышу ,  подавай .  Чтоб  эхо , стало  быть ,  зву –
         чало .  А  скоко  будет  стоить – то ,  такое  оно  эхо ,  в  « у. е.», прикинь  а ?  -
-  прошелестело  Белого Уса  разьяснение  по  гулким  залам ,  где  мы  в  тот  момент  встретились  нежданно – негаданно .  После  стольких – то  лет !
      -  А  международное  оно ,  почему, -
-  продолжал  уточнять  диспозицию  почти  однофамилец  одного  из  Богатырей
наших  Русских .  Мы  его  так  называли .  Ему  не  нравилось . 
     -  Так  это  -  да .  Мы  с  ним  об  этом  кумекали .  Мол ,  не  хреново  бы  отзыв
         получить  из  этого … ,  Альбиона – туманного .  Где  окопался  наш  этот ,
         бывший – то ,  ГРУ – шник .  Суворов ,  да .  -  Так  пояснил  добрый  весёлый
наш  Лещ .
      -  А  я  не -  а .  Нет .  Не  разделяю .  -  Замотал  умнющей  головушкой ,  не по –
желавший  стать  начальником  штаба ,  Мишутка .  -  Не  одобрит  грушный  рези –
дент – расстрига  фантазий  нашего  летописца .  Примкнёт  к  мнению  он  евонной
Гальки .  -  И  захохотал  самоупоительно .  Как  только  все  Михаилы  умеют  это
делать .  ( Не  считая ,  разумеется ,  « горбатого» ) .
       -  А  чего  дефектного  он  про  свою  напридумывал – то ?  Что  нашли  её  в ко-
       шелке  у  ларька  пивного ?  Не  самый , кстати  скажу  Вам ,  худший  вариант
       Во  все  времена .  И  сюжетец  весьма  перспективный .  Не  думаешь  его 
       дальше  развивать ?  Мы б тебе  все порассказали,  где и как  «своих»  понахо –
       дили .  -   Это  уже  решил  довесить  мне  Белоусик .
           Я  только  рот  хотел  раскрыть ,  о  надеждах  своих  и  планах  чтоб  высказаться .  Как  принято  говорить :  « поделиться» . 
           Не  успел . 
           Старший  офицер  батареи  зенитного  дивизиона  «делиться»  решил .  Вос –
поминаниями  армейскими .  По  сути  нашими  общими .  И  в  то  же  время  сугу –
бо  его  личными .
        «  Вы ,  соколики  мои ,  сразу  после  дипломов  под  знамёна  призваны  были.
А  я  сначала  год  в  Забайкалье  уран  искал .  На  самолёте .  Красотища  неопи –
суемая ,  рассказывать  не  буду ,  вы  и  сами  кое – чего  повидали .  Отдел  кадров
меня  с  полевых  работ  обманом  вытянул .  Что – то  хитрое  очень  про  аспиран –
туру  наплели .  Страсть ,  как  не  хотелось  мне  степи  забайкальские  покидать .
Сейчас ,  в  наши  уже  дни ,  понимаю  я  распрекрасно  Ходорковского .  Он  тоже
уезжать  из  тех  мест  бескрайних  не  торопится ,  похоже .   Далее -  наши  два  го-
дика  в  Печенге .  Один  эпизод  хочу  Вам  напомнить ,  осветить .  Почему  он  то-
гда  родился ,  казус  этот ,  до  сих  пор  в  толк  не  возьму .  Я  -  начальник  кара –
ула ,  все  мы  ходили  через  два дня  на  третий .  Дело  серое ,  обычное .  Солда –
тиков  озаботил  всех ,  уселся  за  столом … .  Ну ,  будет  ржать – то  тебе ,  писа –
ка  ненависная ,  да ,  угадал ,  талмуд  наш  геофизический  сел  читать ,  тебя – то    никто  с  ним  и  рядом  никогда  не  видел ,  бывает  я  его  и  сейчас  перелистываю
с  ностальгией ,  мы – то  тогда  мечтали  искренне :  « За  белым  металлом ,  за синим  углём ,  за  синим  углём  -  не  за  длинным  рублём» .  Кто  мог  знать – то,
что  у  краника  нефте-газового  встанут  другие  могучие  людишки .»
       -  Другие ,  ох ,  другие , -  тяжко  вздохнул ,  не  выдержав  помначштаба  Ми –
       шутка ,  -  вереница  их  длинная  алчушая ,  а  в  конце  у  этого  краника  -
       -  Сама Стийная Украинка .
       -  Не  отвлекайте ,  докладчика ,  не  вышибайте  слезу .  Чего  там  дальше  про
       караул ?  Не  про  наш  теперешный ,  а  тот  -  дивизионный ,  -  уточнил  Бело-
       усик .
          Продолжил  наш  Попович .
       «  И  тут  вдруг ,  едрёный  корень ,  вбегает  ко  мне  кубарем  ефрейтор  бодр –
ствующий ,  Нагиев что ли ,  орёт ,  глаза  выпучив ,  мол :  « Окно  лезет  тавари –
сча  литинанта  враг  какая  та !» .  « Караул – в  ружьё !» -  это  уже  кричу я ,  бегу
в  помещение  отдыхающей  смены ,  оконще  там  под  потолком ,  стекло  выва –
лилось  ,  что – то  в  него  лезет ,  солдатики ,  как  дети  малые ,  толпятся  в  две –
рях ,  вот  я  только  не  помню :  дрожь  меня  тогда  била  или  нет ,  потом – то
била , точняк .  « Стой ,  стрелять  буду !» -  это  я  кажись  тоже  выкрикнул ,  так
мне  сейчас  мнится ,  ну … ,  а  дальше  я  стрельнул  из  своего  « Макара» .  По
оконцу .  Она  -  скрылась .  Шапка  она  оказалась .  Зимняя  офицерская .»
       Боб  дух  перевёл .
       -  Во ,  блин .  -  Лещ  выдохнул .
       Мы  тоже  все  так  подумали .
       А  Боб  не  стал  тянуть  кота  за  хвост ,  продолжил  он  так :
       «  Не  буду  я  тянуть  кота  за  хвост ,  закругляюсь .  Утром  на  разводе 
вдруг  -  на  тебе .  Начальник  штаба  в  фуражке .  А  конец  ноября .  Я  ещё  но –
чью  был  обработан .  Как  говорится :  дал  подписку .  Командиру  нашему  -
-  Дьяку .  Оказывается  начштаба  допоздна  намедни  изволили  водку  кушать.
В  тесной  компании .   Слово   за  слово ,  упёрся  он  рогом ,  что – де  молодые
литеры-двухгодичники   в  карауле  службу  не  справляют ,  топчан ,  знай  себе ,
только  давят .  Вот  сей  момент ,  к  примеру ,  Попов .  Этот ,  точняк ,  морду  се-
бе  книжкой  прикрыл  -  хоть  из  пушки  пали .  Ну ,  дальше  Вам ,  надеюсь ,  всё
ясно ,  что  во  что  вылилось .  Мне  же  до  сих  пор  не  понятно одно:  я –таки  с
него  с  самого  пулькой  шапку  снёс ,  иль  он  всё  ж  не  такой  дурак  был -  на
палке  в  оконце  её  совал ?»               
                ----------------------------------------------
         -  О ,  да !  Вопрос  прямо  для  «знатоков»  из « Что, Где, Почём» ,  -   
-  жизнерадостно  хохотнул  помощник  (в  те  дни  канувшие),  того  самого  начальника  штаба  нашего .
         Добавил  авторитетно :
         -  Меня  спроси ,  поясню ,  не  ошибусь  глобально .  Я  под  его  началом  бу –
мажки  штабные  справлять  за … ,  это  самое ,  замучившись  был  капитально.  Скажу  тебе  поэтому ,  Борюсик :  ничем  ты  шибко в этом  плане  не  рисковал .
Быстрей  всего  пуля  рикошетом  от  его  башки  ушла .  Как  раз  в  сторону  Нор –
вегии .  А  вот ,  что  у  них  никого  там  не  задела  -  так  это  тебе  действительно ,
Боб ,  повезло .  И  норвегам  тоже .  Однозначно .
         -  А  вот  не  мог  я  в  толк  ни  тогда ,  ни  сейчас  взять :  за  ради  чего  «за –
темнили» ,  ну ,  совсем  покрыли ,  выходку  такую  инспекторскую  штабной  на –
шей  головы ? –
          - помотал  своей ,  уже  ныне  седеющей ,  Белоусик .
          -  И  не  присутствовал  я  при  дуэли  этой ,  интрига  мраком  покрыта ,  по –
лагается  мне  не  от  водочного  перегара .  Ведь  никто  его  не  видал  и  просто
сильно  нажратым .  А  до  такой  степени  чтоб ?
          -  Да ,  вот  кстати ,  да ,  очень  странновато .  И  воспоминания ,  и  эхо  лю –
бое ,  как  говорится ,  всему  рот  заткнули ,  блин ,  прямо  спецоперация  прикры –
тия .  -  Поддержал  наш  саммит  Лещ .  -  Мы  вот ,  когда  с  моей  Натахой  по 
бутылкам  палили ,  так  мне  потом  вдвойне  целых  пришлось  «выставлять» .
          -  А  ведь  и  мне ,  ох ,  с  какой  натугой  отмазка  далась ,  -   глубокомыс –
ленно  молвил  помнач  былой .  -  Уж ,  под  самый  закат  своей  службы ,  в  стенку  квартиры  нашей  с  Константином  я  пулю  всадил .  На  исходе  стресса
нервного ,  так  сказать .
        Помолчали  мы .  Друг  на  друга  повзирали .  На  нас  теперешних ,  вспоми –
ная ,  тех  нас  -  тогдашних .
        -  Начштаба  был  кадром  по  всему  не  простым .  Он  по  лестнице – то  вверх  пилил  шустро .  Наш  ровестник  почти ,  уже  майор ,  в  академию  вот-вот
метил .  И  вдруг ,  на  тебе !  Решился  шапкой  своей  заполярной  рискнуть .  Да ,
хоть  и  по  пьянке ?  -   продолжал  размышлять  о  былом ,  стрелявший  в  него
Бориска .
         -  Ну ,  его  на  хрен .  Хватит .  Будем  считать ,  что  Борис  наш  пресёк  пер –
вую  попытку  «офицерской»  дедовщины .  Чтоб  кадровые  щупали  на  вшивость
двухгодичников .  И  пресёк ,  надо  признать ,  весьма  успешно . -  Решил  так под-
бить  бабки  нашей  дискуссии  Мишка Белый Ус.
         И  сам  тут  же  добавил :
         -  А  сама  проблема  ушла  вглубь ,  в  казармы .  Расцвела  цветом  махровым.
         А  самый  из  нас  главный  учитель  и  воспитатель ,  Ведущий  в  нынешнем
Горном ,  вдруг  и  обескураживает :
         -  А  самым  наилучшим  учителем  и  воспитателем  из  нас – таки  оказался
он  -  стрелок  из  личного  «Макара»  бесстрашный .  Я  ему  даже  завидую  порой
где – то .  Хочется  иногда  пострелять  над  головами .  Аж  руки  чешуться.
         -  У  всех, это…,  порой  хочется ,  -  выразил  Лещ  наше  тайное  желание .
         (  И  Ваше, наверное, тоже. Да ? Возможные уважаемые Читатели. )
         -  Однако ,  причём  здесь ,  это… ,  воспитание,  да ?
         Михаил  принял  позу  горделивую .  Не  зря  всё  же  его  начштаба  своим  замом  утвердил  тогда ,  не  за  один  лишь  почерк  уникально – каллиграфный .
Говорит  он  нам ,  как  студентам  своим   желторотым ,  назидательно :
         -  А  вот  глядите  сами .  Мы  чего  сейчас  здесь  с  вами  ошиваемся  в  этих
исторических  залах ?
         Признать надо было: копались  мы в  памяти  нашей ,  далеко  не  антикварной
и  значимой ,  в  месте  -  знаменитом .  В  Таврическом  Дворце  города  Санкт-Пе –
тербурга .  Учереждали  тут сейчас Дом Геолога.  Наши  друзья-коллеги.
          -  А  один  из  тех ,  кто  благосклонно  к  сему  «учереждению» относится , а ?
Кто ?  -  вопрос  нам  на  засыпку  адресует  Михаил ,  профессорским  басом .
          -  Да .  Сам  Председатель .  Московского  Совета  ,  да ,  Кремлёвского .  Ну ,
да .  А  он  тоже  из  Горного  нашего  вылупился .  И  что ?  -  это  попытался  хоть
как – то  влезть  в  диспут  я .  Обозначится ,  что  ли .
          -  Эт-то  точно .  Все  мы  птенцы  Горного . Можно сказать даже - Петровы !
Однако ,  откуда  старт  Председатель  начал ?  -  победоносно  всех  обвёл  взором
мудрый  бывший ,  не  случайно ! ой , не случайно ,  штабной  офицер ,  хоть и не
старший ,  а  ныне  фак  наш  в  Горном  возглавляющий ,  для  нас  же  и  только
для  нас  по -  прежнему  -  Мишутка .   
           Мы  не  знали .  Переглядывались  вопросительно .
           А  Бориска ,  бывший старший офицер батареи, дуэлянт  с  гордым  кавале-
ргардским  профилем ,  вдруг  стал  застенчиво  ковырять  носком  ботинка  паркет
графа  Таврического  лакированный .
           -  Да ,  друзья ,  коллеги ,  однополчане .  Был  он  рядовым  инженером – оператором  у  нашего  Боба  в  отряде .  От  него ,  можно  сказать ,  и  получил
путёвку .  Туда .  Наверх . -  Светился ,  прям ,  от  чувств  Михаил  наш . 
           И  продолжил  задумчиво ,  уже  может  более  для  себя :
           -  О  начальнике  моём  и  вашем  более  мы  не  слыхали .  Остановил  его
одним  выстрелом  Борис .  А  тут  вот ,  поди  ж  ты .  Чует  значит  людей .
           -  Ох – хо – хо !  -  заржал  Белый  Ус .  -  Знает ,  стало  быть ,  наверняка
в  кого  стрелять  надо .  А  в  кого  нет .  И  даже  -  наоборот .
                ------------------------------------
         По  гулким  залам  Таврического  Дворца  потекли  мы  в  отведённый  для
нас  заключительный  зал .  С  накрытыми  столиками .  По  нашим  геологическим
меркам  и  замашкам  были  укомплектованы  они  -  «более чем» .
         Когда  отчаливал  я  оттуда  -  на  столах  оставалась  ещё  прорва  недопитого.
« Всё  пропьём  -  но  флот  не  опозорим !» -  это  уже  не  про  меня .  А  жаль .
         И  прорву  всего  мы  вспомнили ,  обсудили  и  затронули  слегка .  К  мнению
единому  не  пришли ,  да  и  быть  такого  не  могло .  В  принципе .
         Просто  хорошо  весьма ,  что  « пуля  просвистела  и  …»  -  тогда   мимо .
                ---------------------------