Пинчук Г. С

Олег Шушаков
Пинчук Григорий Сергеевич родился 4.01.12 г. в селе Лоев Гомельской области в семье рабочего. Белорус. Окончил семилетку. Работал матросом речфлота, а затем чернорабочим сначала в цепном, а потом в механическом цехе завода «Сатурн» в Днепропетровске.
В 1930 г. поступил в Днепропетровский железнодорожный техникум. Учился без отрыва от производства. Был секретарем бюро комсомола техникума и председателем цехового комитета профсоюза на заводе. После окончания техникума поступил на электрофакультет Транспортного института.
В РККА с декабря 1934 г. По комсомольской путевке был направлен в Ворошиловградскую военную авиашколу летчиков, которую окончил в ноябре 1936 г. Служил в бомбардировочной авиации.
Член ВКП(б) с 1939 г.
Участвовал в советско-финской войне. Был командиром экипажа 57-го скоростного бомбардировочного авиаполка 8-й баб ВВС БФ.
11.12.39 г. в первом же боевом вылете Пинчук чуть-чуть не погиб вместе с экипажем по собственной оплошности. Во время взлета он забыл перевести винты на малый шаг. Самолет не смог набрать нужной скорости и рухнул при разбеге на фюзеляж, подломив стойки шасси и погнув винты. Катастрофа не произошла лишь чудом. По счастливой случайности бомбы, подвешенные в бомбовом отсеке не сдетонировали. Однако самолет был выведен из строя.
Пинчук был отстранен от полетов, а также получил партийное взыскание. Но через несколько дней, из-за острой нехватки слетанных экипажей, вызванной большими потерями, ему все-таки разрешили летать и дали новый самолет.
2.02.40 г. в составе пары лейтенант Пинчук выполнял аэрофотосъемку объектов на территории Финляндии.
Задание было нелегким - требовалось сделать восемь заходов на цель, длина каждого маршрута составляла двадцать пять километров. При этом было необходимо выдерживать точную высоту и скорость, избегать кренов.
Во время четвертого захода, продолжая вести аэрофотосъемку, штурман капитан Харламов сбросил две бомбы. В районе цели возник пожар. А во время пятого захода они были атакованы. Самолет получил значительные повреждения.
По докладу борт-стрелка младшего комвзвода Белогурова их атаковали два финских истребителя, по которым он немедленно открыл ответный огонь. Пинчук сделал резкий разворот в сторону противника, чтобы выйти из-под прицельных очередей, рвущих плоскости и бензобаки, но финские истребители внезапно скрылись.
По финским данным СБ Пинчука был атакован над о. Суурсари истребителем «Гладиатор» Mk.II., который пилотировал лейтенант Йорн Ульрих[1], совершавший свой первый боевой вылет.
Ульрих приблизился к нашему бомбардировщику на расстояние 200 м и открыл огонь по правому крыльевому бензобаку. Самолет загорелся. По «Гладиатору» открыла огонь советская зенитная артиллерия. Набрав высоту, он ушел в облака и вернулся на свой аэродром[2].
С перебитым управлением руля высоты Пинчук развернул самолет курсом на свою территорию и попытался «сбить пламя скольжением и пикированием. Не имея возможности продолжить полет, будучи обожженным и не видя ничего перед собой из-за дыма и огня, произвел отличную посадку по командам штурмана, управляя триммерами. Самолет сгорел, штурман невредим, летчик получил ожоги лица, стрелок-радист ранен в ногу и обморозил уши[3]».
Затем экипаж Пинчука (штурман капитан Харламов[4], стрелок-радист старшина Белогуров[5]), совершивший вынужденную посадку в зоне действия финских береговых батарей, был найден и вывезен летающей лодкой МБР-2 капитана Губрия[6] из 18-й эскадрильи ВВС БФ.
7.02.40 г. лейтенанту Пинчуку Григорию Сергеевичу было присвоено звание Героя Советского Союза.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 1941 г.
14.05.44 г. капитан Пинчук погиб при выполнении боевого задания. Похоронен в Кронштадте. Именем Героя названа улица в г. Лоев Гомельской области.
Герой Советского Союза (7.02.40). Награжден орденом Ленина, медалями.

Литература:
1. Навечно в сердце народном. – 3-е изд., доп. и испр. – Минск, 1984. С. 412
 2. Плесцов К.М. Люди высокого подвига. – М., 1962. С. 22-24

Примечания:
 [1] Ульрих Йорн (Ulrich Jorn Juel) (1913-1992), капитан-лейтенант. Датчанин. Участвовал в советско-финской войне добровольцем на стороне Финляндии. Лично сбил 3 самолета: СБ и два И-15бис. 13.02.40 г. был сбит в воздушном бою, ранен и совершил вынужденную посадку, в результате которой самолет был полностью разрушен. В апреле 1940 г., после оккупации Дании Германией, эмигрировал в Швецию. После окончания II-й мировой войны продолжил службу в военно-морской авиации Дании.
 [2] Зефиров М.В. Асы Второй мировой войны: Союзники Люфтваффе: Эстония, Латвия, Финляндия / М.В. Зефиров. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. С. 220.
 [3] РГАВМФ, ф. р-1594, оп.4, д. 354, л. 4.
 [4] 7.02.40 г. старшему лейтенанту Харламову Василию Максимовичу было присвоено звание Герой Советского Союза.
 [5] 7.02.40 г. старшине Белогурову Александру Ивановичу было присвоено звание Герой Советского Союза
[6] 21.04.40 г. капитану Губрию Алексею Антоновичу было присвоено звание Герой Советского Союза.