Только сознательно

Равиль Хадеев
                Чтобы ты жил в эпоху перемен – древнее  недоброе пожелание.
    Умные люди  приметили, ничего не скажешь, такое вот  садистское пожелание. Вот и живём в эпоху перемен, всем досталось сполна, но больше других  страдает поколение, подрастающее. Оно в мир входит и не понимает своей беды. Оно не видит ущербности своего миропонимания, а отсюда чёрной тенью надвигается  будущая бесперспективность. Конечно, так можно сказать не обо всех. Но контингент наших студентов – эти люди.
    Потерянное поколение, это сказано о поколении девяностых: базарное, скандальное, жестокое, циничное и безграмотное. Сейчас поднимется следующее за ним, их дети. Растерянные, захваченные базарной  гонкой, не имеющие прочной моральной основы,  родители не смогли их научить правильно жить среди людей, приучить их к труду. Что тут можно поделать?
     Наше общество и так сильно отличается от других землян. Мы друг на друга привыкли смотреть с недоверием,  с каким-то  высокомерием, пытаясь противопоставить себя окружающим, обставить себя неприступным забором грубости и ехидным превосходством. А к хорошему быстро привыкаешь. Ехал как-то в С-банн, берлинской электричке. Все люди друг другу улыбаются, разговаривают. Вдруг поворачиваюсь, стоит мужик, злой, суровый, аж в глазах потемнело. Растерялся  даже,   в сторону посмотрю, всё нормально, всё цветное, радушное, спокойное, на него… в глазах темно.  Присмотрелся, а у него  на портфеле за ремешком «Комсомольская правда» - дяденька-то наш оказался. Почти весь мир нормально живёт, а наша измученная реформами да войнами, революциями и геноцидом страна, так затравленно выглядывает из глубины его глаз. Так друг к другу относятся, например, два враждующих народа Конго: Лингала и Сауиди. На их чёрных лицах тоже можно увидеть такую же откровенную неприязнь друг другу, как у нас всех  ко всем. Ну, опять же не так категорично, есть у нас и другие люди… где-то… может быть.
      Другая отрицательная черта, которой нет места в будущем обществе преуспевающих людей – лень. Все мы грешны этим, но посмотрите, что делается среди наших студентов! Да они же,  по большому счёту ничего не учат! Ну и, соответственно,  ничего не знают.  Какие тут причины?  Первая причина – природная наша лень.  Как это преодолеть? А вспомните, как нас учили. Да разве так, как это делаем мы? Нас растирали в порошок за недостаточные знания,  за пропуски.  В университете, преподавателю по квантовой механике показалось, что он меня «…не помнит на лекциях», хотя я ни одной не пропустил. Я зашел на экзамен в десять, а вышел в шесть вечера с «законной тройкой» по любимому предмету. По всему материалу меня прогнал. А вот в нашем случае можно легко обойти электронного экзаменатора, есть десяток простых способов.  Вторая причина – естественное состояние психики молодого человека. Возрастная психология утверждает, что произвольно совершить волевое усилие человек способен лишь с определённого возраста. Это как раз лет с семнадцати, восемнадцати. Раньше и требовать  этого бессмысленно. А с семнадцати уже можно и потребовать. Но прежде, чем потребовать нужно этому научить. Раньше он не мог, а теперь не умеет, не знает, что это в его жизни главное умение – своим волевым усилием воспользоваться. И лишь в этом случае можно достичь успеха. Сколько воли применил, настолько и преуспел. Кто же их этой истине научит? Их родители этого не знают. Им досталось тяжёлое в жизни время. У них было по-другому: кто ближе всех у корыта, кто всех локтями растолкал, у того и успех. Они знают, что нужно жить так.  Но это было. Было да сейчас уже всё  не так. Пора уже и десять   библейских заповедей в памяти людей восстанавливать, потому что дальше, без этого, благого пути им не будет. Без морали невозможен дальнейший процесс развития гражданского общества. Это значит, без сознательного использования  правил истинно гуманных человеческих  взаимоотношений невозможен будет успех в жизни. Вульгарность в бизнесе уже  в прошлом. Нужна этика, нужна толерантность, нужны знания, которые нажить можно, лишь приложив труд. Раньше говорили нам преподаватели в ВУЗах: «Здесь не столь учат наукам, сколько учат учиться». Научить людей учиться, это не только научить пользоваться электронной библиотекой и интернетом. Главное научить их пользоваться своей головой, чтобы по-возможности  более полно использовать свой потенциал, научить трудиться, научить жить среди людей. Без этого не будет диплом об окончании высшего учебного заведения значимым явлением в их жизни. Конечно, и это тоже далеко не всё, чему нужно научить. Например, без твёрдо усвоенных элементарных правил поведения среди людей тоже не получится человек. В электричке знакомятся юноша и девушка:
- Это что у Вас, чертежи?
- Это эскизы, я учусь в архитектурном.
-О, …  - юноша  был восхищён, разговор продолжался по нарастающей. Вдруг девушка между слов привычно вставила нецензурное  слово. Юноша осёкся на половине фразы и наступило мучительное, неловкое молчание. Больше не было произнесено ни слова. Паренёк-то видно не из тех оказался. Где начинается культура? Да с простого: с самого себя. Там где не бросил окурок на мостовую, не плюнул, не выразился,  не захохотал непристойно над чьей-то неловкостью. Кто научит этому новое поколение? Только в ВУЗе, только здесь, когда уже есть развитый рассудок, способность рассуждать и делать выводы. Как же  человек сам,  вдруг догадается сказать себе твёрдо:  «Я должен… я никогда не допущу… я начну с себя, кто это сделает, если не я?...» - если он не знает, что это во сто крат важнее того, что он выучит латынь или логику.  Кто научит любить свой город, свою улицу, своего соседа?  Это возможно только здесь, в ВУЗе. Нужно, мне кажется, на всех факультетах  перед первым курсом ввести курс обязательных лекций  по  этике, по патриотизму, как это было раньше в лицеях и гимназиях, и научить тому, каким  должен быть приличный, интеллигентный человек, как относиться к миру, к себе и к учёбе. Только осознав  себя как человека, своё положение среди людей, человек может найти свой путь. Только сознательно человек способен совершить волевое усилие над собой и выполнить то, что ему необходимо в жизни. Только научив человека сознательно стремиться  к повышению своего статуса в современном мире и показав ему этот путь, можно ждать от него  в этом успеха.